Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры
В патриотическом воспитании дошкольников одним из важных направлений является обучение детей русской народной культуре через русские народные игры.
Многовековой опыт человека показал, что игра – важнейшее средство воспитания ребёнка. Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».
Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры – это яркое выражение души народа, отражение истории развития этноса. Вместе с тем, на игры можно посмотреть с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнение ко всему это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие стороны своей жизни отражал именно таким образом, через игру.
Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость.
В практике дошкольного образования широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и другие. Но среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Специальной физической подготовки играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определённое преимущество в ходе игры. Правила в играх определяются самими участниками и складываются на основе русских национальных традиций в зависимости от условий, в которых проводятся игры. Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели. Для подвижной игры характерно особое явление, свойственное только ей: растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребёнок в подвижной игре, приводит весь организм в особое физиологическое состояние. Это состояние способствует достижению ребёнком таких результатов, которых в других условиях (вне игры) он никогда бы не добился.
Все русские народные игры можно разделить на четыре раздела.
Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Гуси – лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Кот и мыши», «Коршун и наседка», «Стадо», «Лягушата» и разные их варианты.
Ко второму разделу относятся игры быта. Эти трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. К таким играм относятся: «Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница», «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи».
К третьему разделу относятся игры, в которых надо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Салки», «Третий – лишний», «Лапта», «Котлы», «Отгадай, чей голосок».
Возможность померяться своей силой и ловкостью появляется у ребят при освоении игр четвёртого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех, эти игры у ребят самые любимые – «Перетяни канат», «Бой петухов», «Бои на бревне», «Тяни в круг».
Так как все народные игры проводились по–разному, их, в свою очередь, можно условно разделить на 3 типа:
— хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)
— некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)
— хороводы – шествия или выполнение разного вида движений: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капуста», «Улитка» и др.).
Народные игры увлекают, организовывают и даже оказывают успокаивающее воздействие на гиперактивных детей. Они помогают раскрыться неуверенным в себе детям. С помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, раскрыть чувства и эмоции.
Опыт работы в дошкольном учреждении и многолетние наблюдения за детьми, позволяют автору сделать вывод, что приобщение детей к истокам русской культуры проходит наиболее эффективно через русские народные игры. Для этой цели используются картотека русских народных, хороводных, подвижных и малоподвижных игр; книги с русскими народными сказками и другие материалы с потешками, считалками, загадками, пословицами и поговорками. К работе так же привлекаются родители, которые принимают активное участие в организации выставок и конкурсов, фольклорных праздников, в изготовлении атрибутов для народных игр. Родителям рекомендуется совместно с детьми составлять различные сборники игр с описанием правил («Любимые игры наших бабушек»).
В уголке для родителей необходимо размещать материалы по народному календарю, по народным праздникам.
Важным моментом к приобщению детей к национальной культуре через подвижные народные игры является проведение регулярных тематических русских народных праздников.
Осенние – «Осенняя ярмарка», «Осенние посиделки».
Зимние — «Новый год», «Рождество».
Весенние — «Масленица», «Пасха».
Летние - «Весна лето встречает – детвору забавляет», «Летние забавы».
И одной из главных составляющих этих праздников всегда являются русские народные игры.
Ушинский К.Д. писал, что воспитание, созданное народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Поэтому, воспитательное значение русской народной игры в приобщении детей к русской народной культуре и традициям невозможно переоценить.
Список литературы:
1. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. «Айрис- Пресс», 2003г.
2. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. «Просвещение», 1989г.
3. Князева О.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к русской народной культуре. «Детство-Пресс», 2004г.
- Мне нравится (8)

Комментарии
Спасибо за интересную и
Спасибо за интересную и познавательную статью!
Очень актуально...
Очень актуально...
Спасибо за ваш опыт, с
Спасибо за ваш опыт, с которым вы делитесь, а также очень хорошо, что вы даёте литературу в конце своего материала. Теперь будем знать, где можно глубже почерпнуть информации о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Спасибо. Очень интересно
Спасибо. Очень интересно
Спасибо за информацию:
Спасибо за информацию: полезная и актуальная!
Вопросы духовно-нравственного
Вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания всегда актуальны! Благодарю за интересный материал!
Русская народная игра- важное
Русская народная игра- важное средство физического воспитания.Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игра сближает детей,сообща они достигают цели, приобщаются к истокам национальной культуры.
Спасибо,очень интересно.
Спасибо,очень интересно.
Очень интересный материал.
Очень интересный материал. Спасибо.
Спасибо за статью. Русская
Спасибо за статью. Русская народная игра - основное слово "игра". Дети, дошкольники и школьники, любят играть. Задача родителей, детских организаций, научить их играм. Играм по правилам. Дети, которые любят играть, будут точно приобщены к истокам национальной культуры. Играть интересно в любом возрасте! Это факт!
Спасибо очень хороший
Спасибо очень хороший материал
Само название статьи вне
Само название статьи вне всякой критики или оппозиции. Как учитель начальной школы не мыслю жизни детей без погружения в народную стихию, частью которой являются игры.
Играем много и с удовольствием. Особенно любят мои нынешние четвероклассники Капканы» (русская народная игра).
Для этой игры выбирается несколько игроков, которые встают парами, лицом друг к другу. Они берутся за руки и поднимают их вверх, как и при игре «ворота»: теперь — это «капканы». «Капканы» должны быть расставлены по игровому полю равномерно. Остальные дети бегают, свободно пробегая через «капканы», пока они открыты. Ворота закрываются, кто был "в воротах", оказывается в ловушке.
Отличный материал. Буду
Отличный материал. Буду использовать в своей работе. Спасибо!