Главные вкладки

    В.А. Сухомлинский. Заповеди красоты

        Красота — могучий источник воспитания нравственной чисто­ты, духовного богатства, физического совершенства. Мастерство воспитания и заключается в том, чтобы в красоте окружающего ми­ра — природы, искусства, челове­ческих поступков — ребенок черпал духовное благородство: подлин­ную человеческую доброту, сердеч­ность, отзывчивость, готовность к созданию и утверждению прекрас­ного.

        Мы говорим ученикам:

        Красота — это радость твоей жиз­ни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину синего неба, мер­цание звезд, розовый разлив вечер­ней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, безбрежную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиный ко­сяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебе­лек и голубой колокольчик подснеж­ника, — увидел и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце рас­цветет человеческая красота. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот ли­стьев и песню кузнечика, журчание первого весеннего ручья и звон се­ребряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шорох сне­жинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжествен­ную тишину ночи, — услышал и, за­таив дыхание, слушает сотни и тыся­чи лет чудесную музыку жизни. Умей слушать и ты эту музыку, умей на­слаждаться красотой.

        Эту заповедь красоты мы стре­мимся внести во все сферы духов­ной жизни учеников: в умственный и физический труд, творчество, об­щественную деятельность, духовно-психологические и нравственно-эстетические отношения, дружбу.

        Уже первая осень школьной жиз­ни убеждает нас, что красота — мать доброты и сердечности. Все твое восхищение кустом шиповни­ка, на котором горят соцветья крас­ных ягод и оранжевых листков, маленьким кленом, стройной яблонькой, на которой осталось несколько пожелтевших листьев, кустом помидоров, опаленным первым ночным дыханием заморозка, — все это про­буждает у ребенка ласковое, добро­желательное, заботливое отношение к живому и живущему. Он сочувст­вует растениям, готовящимся к трудной поре — к зиме.

        Особо значительны для воспита­ния чувства красоты весенние эк­скурсии и наблюдения. «Нельзя дол­го спать в эти дни, — учим мы де­тей, — можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солн­ца, стремятся не пропустить тех мгновений, когда первый поток сол­нечных лучей озаряет цветы, по­крытые капельками росы. Это — изумительная игра красок и оттен­ков, и если ребенок, затаив дыхание, любуется ее неповторимой красотой, то мы уже не опасаемся черст­вости, равнодушия, бессердечности. Бесценное духовное богатство, при обретенное благодаря созерцанию красоты, мы развиваем, обогащаем в труде, направленном на создание радости для людей.

        Создавай, твори красоту — учим мы детей. Пусть рядом с пшенич­ным колосом цветет хризантема, ря­дом с кукурузным стеблем — роза, рядом с кустом картофеля – куст сирени. Украшая землю, ты созда­ешь собственную красоту.

        С малых лет мы воспитываем у  детей чуткость к эстетической стороне окружения: везде, где мы трудимся, отдыхаем, должно быть красиво.

        Предметы большой заботы учени­ческих коллективов — красота классных комнат, школьных празд­ников. Ученицы вышивают скатерти, для классного стола, салфетки под графин с водой. В школьной мастерской изготовляют красивые рамки для стенгазет и репродукций картин. Старшеклассники ежегодно два раза меняют репродукции в школь­ной художественной галерее.

        Люби родное слово. Читай и перечитывай выдающиеся произведе­ния художественной литературы. Как слушание прекрасной мелодии открывает перед тобой красоту му­зыки, так повторное чтение поэти­ческого произведения открывает тебе все новые и новые духовные богатства, красоту жизни, величие че­ловека. Люби музыку — она облагораживает твои мысли и чувства. Мы ставим целью добиться, что­бы чтение художественных произве­дений, особенно лирической поэзии, вошло в духовную жизнь каждого ученика, доставляло глубокое лич­ное наслаждение. Как у музыкально образованного и чувствующего красоту музыки человека есть свои любимые мелодии и произведения, которые он с наслаждением слуша­ет десятки раз, так у каждого куль­турного человека должны быть лю­бимые на всю жизнь поэтические, художественные произведения, многократное чтение которых каждый раз открывает ему все новые и но­вые оттенки красоты, — такова наша программа практической деятельности в этой важной области воспитания.

        Во время экскурсий и прогулок мы открываем перед ребенком богатство чувства, переживаний, мыслей, которое вложил народ в каждое слово и бережно передает его из поколения в поколение. Дети восхищаются красотой утренней зари — и мы раскрываем перед ними эмоциональную окраску слова заря, любуются мерцающими звездами — и мы раскрываем перед ним красоту, аромат слова мерцанье. В тихие летние вечера мы проводим на лоне природы беседы, посвященные словам закат, сумерки, тишина, шепот трав, лунное сияние. Здесь же, на лоне природы, читаем бессмертные образцы русской и мировой поэзии.

        Уже в начальных классах проводятся утренники художественного чтения, в средних и старших классах — вечера. Они становятся важнейшей формой воспитания любви к слову.

        С первых дней пребывания в школе воспитываем у детей любовь к музыке. Большое значение придаем слушанию музыки природы: пения птиц, жужжания пчел, шума дубравы, трепета листьев, завывания ветра, ночных шорохов. Далеко не каждому суждено стать музыкантом, но каждый должен получить наслаждение от богатств, созданных человечеством. На музыкальных вечерах и утренниках ученики слушают записанные на пленку народные мелодии и произведения выдающихся композиторов.

        Таковы некоторые аспекты нашей практической работы по эстетическому воспитанию, приобщению ребенка к миру прекрасного.

     

    Комментарии

    С вдохновением прочитала давно известные и в то же время такие новые мысли Сухомлинского. Что говорить, воспитание красотой - это вектор воздействия на душу человека беспроигрышный. НО, надо признаться, что сегодня в школе это направление страдает однобокостью: мы учим детей любоваться. наслаждаться прекрасным, больше рассчитывая на эмоциональное воздействие, чем на потребность создавать красоту. Никто не умаляет гедонистический смысл художественного образа, но видеть в "капле океан" могут единицы, а из этих единиц лишь крохи потянутся к созиданию. Почему это происходит? Вероятно, из общепринятых (а как жаль) представлений в обществе - достичь большего при наименьших затратах, а то и полного отсутствия всякого труда. Пессимистично? Зато реалистично.
    Животова Елена Викторовна

    Здравствуйте, Людмила Михайловна. С интересом всегда читаю ваши статьи, комментарии. Всё замечательно и реалистично, спасибо Вам.
    Елисеева Ирина Анатольевна

    Я работаю с детьми дошкольного возраста и у нас также ведётся работа по теме "В мире прекрасного". у нас подобраны иллюстрации и фотографии с изображением прекрасных моментов в созерцании окружающей среды, в наблюдении за распустившимися бутонами цветов и молодыми зелёными весенними листочками, за пожелтевшими и увядающими осенними листьями , за первым выпавшим снегом и прилетевшими птицами на ветках деревьев. Наши возможности привить и видеть красоту его окружения ограничены стенами д/с и показами картинок, а детям требуются прогулки по городу, паркам, посещение театров и музеев. и это всё должны делать родители, привлекать внимание детей к прекрасным моментам жизни. Почему приезжая к нам, в С-Пб, гости посещают достопримечательности нашего города, потому что у нас много прекрасных и незабываемых мест, впрочем, как и во всех городах есть что посмотреть и чем полюбоваться. Почему сейчас стало модным вывозить детей за границу? Почему бы , например , не свезти ребёнка в столицу нашей страны или отправиться в поход с семьёй на природу?

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хорошо, что в школу вновь возвращается В.А.Сухомлинский.

    У Нас очень много накоплено положительного в вопросах воспитания и обучения детей с момента рождения ребенка вплоть до окончания ВУЗа, но почему-то всё в разброс.
    Зайцева Ирина Николаевна

    Да, действительно, некоторым счастье увидеть красоту цветка, снежинки, услышать шёпот, шорох, и наслаждаться этим, даётся от рождения. Чуткость к прекрасному! Научить можно лишь тому, что знаешь сам. Давайте учиться чувствовать прекрасное! Давайте ходить с детьми в походы, музеи, картинные галереи, читать и наслаждаться текстами классиков литературы!
    Сайкун Найля Низамутдиновна

    Ходим в походы с учениками. Наслаждаемся красотой природы!
    Старавойтова Елена Анатольевна

    Красота - неотъемлемая часть жизни каждого человека, и она повсюду. Наша задача: научить маленького человечка замечать эту красоту в окружающей природе, в произведениях искусства, в предметах, что находятся рядом с нами, да и в самих людях. Не только красоту внешнюю, но и духовную. Любоваться ею, стремиться самому создавать её. Я полностью согласна с Ириной Анатольевной, что невозможно одними силами детского сада и школы развить в ребенке чувство прекрасного. Всё должно начинаться с семьи!
    Голубева Наталья Леонидовна

    Я, конечно,согласна с Людмилой Михайловной-детей надо учить созидать красоту,но меня поражает неумение созерцать!Мы утрачиваем такое русское качество...А страшит "свое"представление подростков о красоте.Да,пройдет время,и они забудут о красных волосах,черных ногтях итд Но навязанный им вот сейчас стандарт:90-60-90-это красота,а все остальное- нет-это страшно.Норковое манто и мерседес-это красота,а опрятность и скромность"отстой"-это страшно.Стараюсь на уроках литературы обязательно использовать понятия красоты внешней и внутренней.Это не только для оценки человека(героя),это и о природе,и о Родине:"Топи да болота..."
    Куковерова Ольга Анатольевна

    Думаю, что " красота - спасёт мир", но чтобы видеть красоту - надо детей этому учить! А статья - замечательная.
    Носкова Татьяна Борисовна

    Мне кажется, Физическое совершенство поистине прекрасно только тогда, когда оно сливается с духовной красотой человека. Красота порождает любовь, любовь же творит мир по законам красоты.

    Красота! В этом слове заключена целая вселенная эмоций, переживаний, чувств и мироощущений! Поистине, красота – великая сила, способная созидать и разрушать, вселять надежду и беспощадно отнимать ее, наказывать и награждать. Именно поэтому тема красоты всегда присутствует в лирике поэтов, в картинах художников и статуях скульпторов. И это неудивительно, поскольку в мире еще не создали более совершенного оружия, чем красота. Да, красота, – и только красота, – Спасает нас от гибели позорной… Она одна осталась непокорной Тебе, житейская слепая суета! Ни чувства мелочность, ни мысли нищета, – Ничто не затемнит ее – нерукотворной; Нет, ни отравой лжи, ни клеветою черной Ее не запятнать! Она – всегда чиста. В природе ль, в жизни ли, в идее ль вдохновенной Творца-художника, – везде о ней мечта: Во всем она горит огнем любви нетленной. Под тяжким бременем своей судьбы креста – Я перед ней стою, коленопреклоненный. О, Красота! Святая Красота!.. Аполлон Коринфский
    Лысова Елена Васильевна

    "Красота - высшая форма гениальности, но в отличие от гениальности она не требует подтверждений", - Оскар Уайльд.
    Зарьянова Марина Кирилловна

    Спасибо, за отличный материал. Очень понравился. Трудно порой подобрать слова для того, чтобы выразить свои мысли, и на помощь приходят умные книги, талантливые педагоги - добрые учителя.

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Согласна с вами!

    Иванова Ольга Александровна

    Совершенно согласна с автором -эстетическое воспитание необходимая и одна из важнейших частей образования!

    Мухановская Елена Васильевна

    Спасибо за замечательную статью В.А. Сухомлинского! Действительно, нужно учить детей замечать красоту во всех проявлениях жизни: "Жизнь прекрасна. Найди в ней очарование, приглядись к ней своими глазами и ты увидишь весь её блеск и великолепие" Терри Гудкайнд.

    Денисова Екатерина Александровна

    Действительно, КРАСОТА СПАСЕТ МИР!!!!!Нужно только учиться видеть прекрасное вокруг нас в суете наших будней и повседневных дел! Все прекрасное РЯДОМ!smiley

    Павленко Татьяна Александровна

    и правда сказано что, красота — могучий источник воспитания нравственной чисто­ты, духовного богатства, физического совершенства. Как писал известный русский писатель Ф. М. Достоевский, "Мир спасет красота...". Ведь каждый из нас по своему осмысливает красоту. Сегодня, в наше не простое, по своему "жестокое" время, многим не хватает умения видеть красоту в повседневной жизни, создавать ее самим, чувствовать прекрасное и воспитывать эти умения в своих детях. И для нас педагогов, стоит на первом месте решение этой проблемы. Ведь от того, как мы смотрим на жизнь, искусство, природу зависит, как будут смотреть на все это наши дети, воспитанники.