Главные вкладки

    Сухомлинский В.А. Тучный колос на окаменевшей почве

    За все годы работы в школе я не встречал, пожалуй, более трудного ребенка, чем Сережа К.

    В первый день занятий, когда празднично одетых первоклассников обычно провожают родители, Сергей пришел один. Учительница знала, что у мальчика есть отец и мать, но не удивилась их отсутствию. Они пользовались в селе дурной репутацией.

    Уже в первую неделю у мальчика стали проявляться признаки эгоизма. Он так раскладывал на уроке свое наборное полотно с азбукой, что занимал почти всю парту. Каких трудов стоило заставить его потесниться!

    Учительницу удивляли сдержанность мальчика, его постоянная настороженность, стремление избежать замечаний. Сережа как бы продумывал каждый свой шаг, как бы размышлял, как его оценят взрослые.

    В Сережиной семье царила атмосфера взаимного недоверия. Все мы знали, что его отец и мать ведут паразитический образ жизни, обманывают государство и колхоз, спекулируют. В сознание ребенка уже прочно вошли поучения отца: «Жалей себя, другие тебя не пожалеют», «Нашел – молчи и потерял – молчи», «Работа дурака любит, дурак работу хвалит».

    Сын следовал этим наставлениям. Он не только заботился лишь о себе, но даже... воровал. Началось с перьев, карандашей, резинок, потом украл несколько талончиков на обед в школьной столовой.

    Привычные воспитательные средства на ребенка не действовали.

    Мальчик перешел во 2-й класс. Он умел хорошо читать и писать, но вся его духовная жизнь была вне интересов и увлечений коллектива. Мало того. Когда класс, потрудившись в питомнике, уходил, Сережа прятался в малинник. В сумерках он вырывал только что посаженные деревца и нес их домой.

    Пытались увлечь Сережу каким-нибудь интересным трудом. Ему поручили ухаживать за рыбками в кабинете живой природы, а он налил кислоты в аквариум, и рыбки погибли.

    Так продолжалось не год и не два...

    Что же оставалось делать с Сергеем?

    Мы возлагали большие надежды на пионервожатую Веру, ученицу 9-го класса. Она больше, чем учительница, общалась с детьми в непринужденной обстановке, и они видели в ней прежде всего товарища.

    Я спросил у Веры, способна ли она научить Сережу делать добро людям? Ведь его не удается воодушевить никакими делами!

     – Это неверно, – возразила девушка и рассказала о таком эпизоде.

    Сережа вместе с другими детьми был на колхозной ферме. В это время прибежал из леса пастух и сообщил, что где-то потерялось пятеро телят, отбившихся от стада. Бригадир стал искать колхозников, которые могли бы поскакать в лес. Сережа вышел вперед и, видимо, что-то хотел сказать. Но нашли взрослых, и всадники скоро скрылись. Сережа как-то сразу помрачнел.

     – Думаю, надо будет попросить у бригадира, чтобы Сереже поручили что-нибудь серьезное, – заключила вожатая.

    Слова Веры заставили нас с учительницей задуматься. Как важно, чтобы нравственный облик человека формировался не в нарочито создаваемых обстоятельствах, а в живых, естественных столкновениях с препятствиями и трудностями.

    Стояли последние мартовские морозы. Ребята пригласили Веру на каток. Лед на пруду местами уже потрескивал, но детей это не беспокоило. Сергей выбирал участки, на которых лед трещал больше всего. Вера не сводила с него глаз. Иногда и она каталась на опасном месте. Вдруг до ее слуха донесся крик – Вера бросилась на помощь. Но ее опередил Сережа. Вот уже видно, с кем произошло несчастье: лед проломился под маленькой девочкой.

    «Еще несколько минут, и она утонет», – подумала Вера, снимая коньки и пальто. Но вдруг глаза ее встретились с глазами Сережи. Вера увидела в них ту же просьбу, что и тогда, во дворе фермы: «разрешите мне, я это сделаю», – как бы говорил его умоляющий взгляд.

     – Сереженька, ты легче, под тобой лед не проломится, ползи к Лиде, – сказала Вера и с радостью увидела, как преобразилось лицо мальчугана: оно стало озабоченным, в глазах загорелось выражение тревоги и глубокой человеческой боли – боли за судьбу другого человека.

    Сережа снял пальто и пополз к девочке. Вдруг тело ее свела судорога, и она стала погружаться в воду. Сережа бросился к ней. Через мгновение он уже выплыл, держа девочку, потерявшую сознание. К кромке льда поползла Вера. Она вытянула Лиду, а потом помогла выбраться и Сереже.

    Девочку спасли. Дети молча стояли возле больницы до тех пор, пока подруга не пришла в сознание. Сережу оставили в больнице, где подсыхала его одежда. Радостно взволнованный, в синем больничном халате, он выглядывал в окно.

    На второй день он пришел в школу, но к концу уроков заболел, и его положили в больницу. И Сергея, и Лиду ежедневно навещали товарищи.       

    Выздоровление Сережи было вместе с тем и его вступлением в новую жизнь. Ребенок переживал светлое чувство гордости за свой поступок. Когда отец Лиды пришел, чтобы поблагодарить его, мальчик смутился и растерялся. Он стоял перед счастливым отцом, не зная, куда девать руки. Мужчина обнял и поцеловал его. В глазах у Сережи появились слезы.

    Торжественный сбор окончился, но пионеры не хотят идти домой. Яркое апрельское солнце зовет их на берег реки, в лес. Они идут вместе с Верой. Девушка понимает, что в такие минуты дети должны быть вместе. По дороге в лес она рассказывает, какие сказки и басни можно инсценировать, какую радость доставит их труд малышам. Многого еще не хватает, но она думает, что комсомольцы и они сами, пионеры, найдут большой лист фанеры, на котором надо нарисовать дремучий лес, и проволоку, по которой на своей ступе будет спускаться баба-Яга.

    Пионеры горячо обсуждают, как создать театр сказки. Потом Вера направляет их мысль на новое дело: хорошо было бы вырастить на опытном участке самые лучшие цветы – розы, посадить их под окнами своего класса, дать черенки каждому пионеру – пусть розы цветут во дворах, вдоль дороги.

    Эта мысль захватывает детское воображение. Сережа тоже увлечен: он знает, где растут крупные ягоды шиповника, которые надо сажать, чтобы вырастить подвой для роз. Знает, где можно найти и проволоку для «железной дороги» бабе-Яге...

    Старшие пионеры и комсомольцы еще только начали сооружать павильон для детского театра, а Сережа уже измерял сцену, прикидывая, как расставить декорации, куда прибить фанерный дремучий лес.

    В разгар подготовки пришел отец Сережи. Все учителя удивились: он никогда не интересовался успехами сына и обходил школу. Он потребовал, чтобы Сережа возвратил кусок проволоки: «Разве можно тянуть из дому в школу первую попавшуюся вещь?».

     – Не дам проволоку! – отрезал Сережа.

     – Почему? – вмешался я.

     – Найдем другую, а эту отдай: надо было спросить у отца...

     – А это не наша проволока, отец носит ее со станции. Ночью он принес целый моток, – выпалил Сережа, и в эту минуту он, казалось мне, был чем-то похож на Павлика Морозова. Да, сходство было в горячем блеске глаз, в страстном вызове силам старого мира, в одухотворенности детского лица... Отец нахмурился, и, злобно выругавшись, ушел.

    «Все идет так, как и должно идти, – думал я. – Огонек, зажженный благородным поступком, разгорается, скоро он будет пылать ярким факелом, зажигая огоньки в других сердцах».

    Никому из учителей не удалось узнать, чем окончился Сережин конфликт с отцом. Но из того, что через день Сережа принес рулон линолеума и передал его для изготовления новых декораций, нам стало ясно: паренек вышел из повиновения отцу, но вышел в лучшем смысле – как борец за новое, светлое, правдивое в человеке.

     – Этот линолеум отец выменял во время оккупации за литр подсолнечного масла, – пояснил мальчик. – Он часто хвастает, что ему удавалось обманывать беженцев из города.

    Шли годы. Сережу приняли в комсомол. Год назад он окончил школу и стал замечательным тружеником, страстно влюбленным в свое дело и – что особенно важно – влюбленным в человека, во все хорошее, что может быть в нем.

    Чтобы воспитать нового человека, надо добраться до самых сокровенных закоулочков его сердца. Это иногда трудно. Кажется невозможным, чтобы на окаменевшей, бесплодной почве вырос тучный колос. Но воспитатель не должен забывать, что где-то в глубине, под иссохшей коркой, под трещинами и рытвинами таятся животворный ключ, который надо открыть.

    Ищите дорогу к этому животворному ключу, проникайте в самую глубину сердца, пробуждайте горячее чувство человеческого достоинства – и самый трудный, казалось бы, безнадежный воспитанник станет не только настоящим человеком, но и воспитателем других людей.


    Сухомлинский В.А. Тучный колос на окаменевшей почве // Учит. газ. – 1960. – 24 нояб.

     

    Комментарии

    Сложная ситуация. В чем-то совершенно отличная от нашего реального времени, но в главном - абсолютно схожая. В ту пору "в моде" был коллективизм, создавались общины, колхозы, сейчас всё, включая страну, растерзали на кусочки. Маркс говорил, что нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради прибыли. Он (капитал) готов попрать все человеческие законы. Поэтому именно сейчас особую роль играет нравственное воспитание, именно сейчас нужно учить детей (да и взрослых) делать добро, прививать детям умение оказывать помощь, поддержку. Богатство материальное должно быть подкреплено богатством духовным, иначе человечеству грозит крах.

    Герцог Людмила Викторовна

    "Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. "

    Макаренко А. С.

    Пономарева Елена Александровна

    Таких сиуаций, в нашей повседневной работе встречается всё больше, с каждым днём. Прошли те времена, когда детей учили: Прежде думай о Родине, а потом о себе! Я, двумя руками - За то, чтобы помнить о собственных чаяниях и потребностях, но не ценой унижения товарища. Воспитание начинается в семье. Нынешние родители, в большинстве своём, об этом забыли. А перевоспитывать, бывает слишком поздно.

    Трудный вопрос.Трудно комментировать.Вечная тема-отцов и детей.Не хотелось бы, чтобы пути отца и сына разошлись.Хоть какая-то ниточка бы связывала.

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Сложная тема. Но актуальная.

    Мальцева Татьяна Алексеевна

    Интересно, что дорогу к этому "животворному ключу" нашла девочка-девятиклассница. Искренность победила формализм!

    Антропова Эльза Валерьевна

    Да, школе тяжело достучаться до сердца, выявить тонкие струны души...Тем более в нашем мире...

    Чтобы воспитать нового человека, надо добраться до самых сокровенных закоулочков его сердца. Это иногда трудно. Кажется невозможным, чтобы на окаменевшей, бесплодной почве вырос тучный колос. Но воспитатель не должен забывать, что где-то в глубине, под иссохшей коркой, под трещинами и рытвинами таятся животворный ключ, который надо открыть.

    Ищите дорогу к этому животворному ключу, проникайте в самую глубину сердца, пробуждайте горячее чувство человеческого достоинства – и самый трудный, казалось бы, безнадежный воспитанник станет не только настоящим человеком, но и воспитателем других людей.
    Вчитываясь в эти мысли возникант серьезный вопрос, а как поступисть сегодня в этой современной жизни сотового телефона, компьютера, интернета, когда изменились ценности в нашей жизни молодых людей, а также школьников. И все же суть воспитания молодежи, как патриота своей родины, гражданина страны, строителя современного производства остаються на первом месте, и главное - формировать гражданина нашей страны должен учитель - воспитатель, жизнь изменилась а проблема воспитания неизменна, но вот только остро стоит проблема материального поощрения педагога!

    Гуцал Ирина Юрьевна

    Сегодня учитель оказывает "образовательные услуги", где уж о вечном заботиться... Да и конфликт с родителями нынче "дорого" стоит учителю во всех отношениях. Попыталась примерить ситуацию на наше время... Не срастается, увы!

    Ковалевская Татьяна Алексеевна

    Да, многое зависит от воспитания в семье, но иногда дети не находят примера, авторитета в своих родителях и очень важно, чтобы рядом оказались небезразличные люди, способные помочь понять как жить правильно, что такое хорошо и что такое плохо.

    Герцог Людмила Викторовна

    Дела? Проблемы? Все пустое!

    Душа ребенка – вот святое!

    Цветок в душе еще так мал!

    Успей полить, чтоб не завял!

    Сэротэтто Людмила Хеутевна

    Все самое ценное человек получает в семье. И обидно, конечно, если в семье ни мать, ни отец не пользуются авторитетом, ведут паразитический образ жизни.Это здорово, что в жизни мальчики кроме семьи появилось другое противоположное окружение, где царит любовь, доверие,понимание. Это класс, школа, пионервожатая Вера.
    Любите детей, каждый ребёнок – маленький цветочек, и от того, с какой теплотой добротой, усердием растить зависит, как раскроется этот цветок.

    Богаткина Дарья Игоревна

    я под впечатлением. очень глубоко.

    Жигайло Елена Владимировна

    Статья В.Сухомлинского заставляет задуматься о том, что в каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Даже к трудному ребёнку можно найти подход. Нужно только искать пути, пробуждать чувство человеческого достоинства.

    Вьюнова Ольга Ивановна

    Сложно....Но,как никогда, актуально.

    Иванова Ольга Александровна

    Спасибо за публикацию.Затронула глубокие нотки души и заставила задуматься.

    Умнова Анна Владимировна

    Спасибо за публикацию! На мой взгляд как раз подняли очень актуальный вопрос. В моей не столь длительной профессиональной деятельности (всего лишь 5 лет) мне уже довелось встретиться с двумя похожими случаями. К сожалению, мой первый случай встречи с таким ребенком произошел в самом начале моей педагогической практики, поэтому возможно мне не хватило опыта, контакт с мальчиком мы вскоре потеряли, а спустя 3 года я узнала о том, что его судьба складывается неблагополучно. А вот вторая встреча произошла около года назад, опять же с мальчиком было довольно сложно, он был достаточно несдержан и даже агрессивен, что к моему удивлению поощрялось в семье. Но в этом случае очень помогли ребята из нашего класса, которые проявили активность, дружелюбность и сдержанность в некоторых моментах, вскоре мы получили первые плоды. На общем новогоднем празднике наш мальчик раскрылся, став звездой вечера, он танцевал в кругу ребят, которые его поддерживали! Было здорово! После этого новогоднего праздника и отношения в коллективе изменились в лучшую сторону, теперь мальчик активист класса и пользуется авторитетом у своих одноклассников. Вот такие истории бывают и сегодня.

    Жаль что сейчас очень мало говорят о воспитании и мало воспитывают. Учить-то некогда - бумаги заполняем. Очень частое изменение направления образования тоже не улучшает его качество. Мало настоящих педагогов, которые хотят и могут "проникуть в самую глубину сердца".... А хотелось бы!

    Шектыбаева Татьяна Биржановна

    Все возвращается к семье: и в хорошем и в плохом - корни там, где мама и папа. Однако, не обязательно, чтобы ребенок был точной копией. Он может осознать правильность или ошибочность поведения родителей и сделать по-своему.

    Трегубова Елена Александровна

    Интересный рассказ и актуальный. Бывает в рутине своей "образовательной деятельности" не замечаем душу ребенку, не замечает ее и семья. Семье некогда: мама и папа зарабатывают. Поэтому воспитателю сейчас необходимо заглядывать в душу ребенка, найти в ней все самое хорошее, помочь взрасти колосок, потому что в каждом человеке есть хорошее.

    Климентова Елена Николаевна

    Прочитав рассказ Сухомлинского В.А., вспомнились строчки моей учительницы по литературе:"люди не могут быть только плохими или только хорошими,как герои сказок:Баба Яга-плохая и злая;Золушка-добрая и трудолюбивая".В разных ситуациях проявляются хорошие или плохие черты характера как у ребенка,так и у взрослого.Поэтому чтобы воспитать все то прекрасное и светлое, что заложено в ребенке,пусть не от родителей,а от природы,нужно не мало постараться и воспитателям и учителям.

    Коротченко Алена Викторовна

    Спасибо за публикацию.Затронуло до глубины души.И в правду это встречается постоянно в нашей педагогической деятельности и действительно чтобы воспитать нового человека, нужно добраться до самых сокровенных закоулочков сердца и порой это не очень просто...

    Как нелегок труд педагога, как, порой, сложно найти эту" дорогу к животворному ключу, проникнуть в самую глубину сердца" , но если у тебя получилось, если ты видишь, что твои воспитанники выросли отличными людьми, стали прекрасными родителями, женами, мужьями, понимаешь, что ты трудился не зря. Статьи великих педагогов очень помогают мне найти ответы на сложные вопросы, которые часто возникают в моей жизни и как учителя , и как мамы подростка.

    Кудрявцева Светлана Вячеславовна

    Вечный вопрос. Но как глубоко, поучительно и ёмко.

    Богданова Татьяна Викторовна

    Очень тронуло.

    Писарева Татьяна Максимовна

    За свою достаточно долгую педагогическую практику (39 лет, из них более 5 лет - в должности старшей пионервожатой) мне приходилось работать ни с одним "трудным" ребёнком. Почему-то эта статья натолкнула меня на мысль о том, что как раз с вожатыми ребёнок лучше раскрывается. У каждого человека положительные и отрицательные качества примерно 50/50. То, что у одного хорошее, у другого это не явно прослеживается. Поэтому мы зачастую друг друга не понимаем, недооцениваем. Вовремя заметить и поддержать - это, наверное, дано не каждому. Совсем не обязательно, что из трудного подростка вырастет плохой человек. Как раз жизнью доказано обратное. А с неблагополучными семьями работаю всю жизнь, и не понаслышке знаю, какими выходят из них дети. Да, проблема социальная острая, сложная, порой трудно разрешимая. Но искать пути выхода необходимо, и индивидуально.

    шальнова юлия владимировна

    «Один человек зашел в магазин и к своему немалому удивлению увидел, что за прилавком стоит Сам Бог.
    Помявшись, посетитель все же решился подойти и спросил:
    — Что Вы продаете?
    — Чего желает ваше сердце? – сказал Бог.
    Недолго думая покупатель ответил:
    — Я хочу счастья, мира в душе и свободы от страха… для себя и для всех остальных.
    На это Бог сказал:
    — Это можно. Но Я здесь не продаю плоды. Только семена».

    Писарева Татьяна Максимовна

    Замечательная притча! Спасибо! Сеять разумное, доброе, вечное...

    Марденская Светлана Фёдоровна

    Довольно сложная проблема. Ребёнок в семье видит одно, в школе другое, педагог объясняет третье.Авторитет родителей бывает выше. Поэтому педагогу трудно достучаться до ребёнка.В этой ситуации нужна особая деликатность и такт.

    Спасибо за интересную статью.

    Кузнецова Оксана Леонидовна

    Спасибо за такую трогательную статью.

    Федорцова Наталья Аркадьевна

    Актуальная тема во все времена.

    Бережная Ирина Ивановна

    Главное,по моему,чтобы вовремя рядом оказался чуткий и мудрый человек....как это и случилось в жизни Серёжи