Главные вкладки

    Чистота и благородство. Сухомлинский В.А.

    Не хлебом единым жив человек - в этом старин­ном изречении, по-разно­му звучащем на языках многих народов, выражает­ся глубокая мысль: у че­ловека богатая и многогранная духовная жизнь, широк и многообразен круг его мыслей, чувств, интересов, потребнос­тей, увлечений. Мы живем в огромном человеческом мире, наполненном страстями, пере­живаниями, желаниями, поис­ками, устремлениями. С того момента, как человек начинает осознавать себя как живое, разумное и одаренное сущест­во, он соприкасается с други­ми людьми, благодаря множе­ству этих сложнейших прикос­новений, он вступает в мир счастья и горя, радостей и огорчений.

    Человек рожает человече­ское существо, но это еще не рождение богатого и неповто­римого мира человеческого. Есть люди, способные только рожать, но не способные по-настоящему рождать. Полно­кровная и гармоничная челове­ческая личность рожается ма­теринской и отцовской муд­ростью, многовековым опытом и культурой народа, вопло­щенной в знаниях, в нравствен­ных ценностях, в непреходя­щих богатствах, передающихся из поколения в поколение.

    Рождение Человека - вели­кое и трудное деяние, счастливый и мучительно сложный труд, который называется мно­гозначным и бесконечно обнов­ляющимся словом воспитание.

    Каждый из нас всю жизнь воспитывается и воспиты­вает других - в этой целе­устремленности и направ­ленности наших взаимоотноше­ний - одна из важнейших сто­рон мира человеческого.

    Человек, появившись на свет, нуждается в пеленках и, вы­растая, стремится поскорее освободиться от своих «пеле­нок»: он переживает счастье любви, продолжает род челове­ческий, повторяет себя в сво­их детях. Он постигает боль­шой мир общественной жизни - мир, в котором переживают­ся волнующее и ни с чем не сравнимое чувство любви к Отечеству и верности великим, святым идеалам нашего наро­да - строительству коммуниз­ма, чувство готовности отдать свои силы во имя процветания и могущества Советской Роди­ны.

    Но, кроме этого большого мира, у каждого из нас есть и свой глубоко личный мир - семья, любовь, юность и ста­рость, творческий взлет и уга­сание, надежды и разочарова­ния, встречи и разлуки, улыб­ки и слезы. Без этого мира не­возможно представить нашу жизнь; от того, чем он напол­нен - радостями или бесконеч­ными терзаниями, - зависит в конечном счете наше счастье. Великая мудрость человече­ского бытия и человеческого воспитания заключается в том, чтобы умело и тонко построить этот мир. Беды и несчастья, слезы и страдания, тюрьмы и преступления - все это су­ществует в большой мере потому, что многие гражда­не нашего общества не умеют построить этот мир и беречь его чистоту, благородство, по­рядочность.

    Николай Григорьевич Черны­шевский однажды заметил: у каждого есть утолок жизни, ку­да никто никогда не должен залезать и каждый должен иметь «особую комнату» толь­ко для себя одного. И мис­сия умудренного жизнью стар­шего поколения как раз и за­ключается в том, чтобы, не за­глядывая в чужие окна, обере­гая неприкосновенность «осо­бой комнаты» личности, по­мочь каждому человеку сде­лать свой уголок нравственно красивым, чистым, счастливым. Потому, что уголок этот, ка­ким бы уединенным и обособ­ленным он ни был, тысячами нитей связан с большим ми­ром общественной жизни.

    Этическое Я человека нераз­делимо. Человек не может жить двумя жизнями. Тот, у кого свой личный уголок мра­чен и "нечист", никогда не мо­жет быть настоящим гражда­нином, патриотом, не может одухотворяться высокими идеа­лами, высшей правдой нашего бытия и коммунистической идеологией, коммунистическим дознанием.

    Прикасаясь к глубоко лично­му миру человеческого, мы имеем дело с тонкими, хруп­кими, нежными и в то же вре­мя могучими и всепобеждаю­щими силами, действие кото­рых  по существу выражает смысл и сущность жизни. В этом мире есть вещи противо­положные и непримиримые, взаимоисключающие. Прежде всего есть добро и зло, правда и ложь, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость. Есть в этом мире счастье и не­счастье - беда, горе. Счастье во всех своих проявлениях бо­лее однообразно, несчастье же многолико. Наиболее тяжкое несчастье - это горе. По-мое­му, может быть четыре раз­новидности горя - война; смерть дорогого нам человека; предательство - вероломство, из­мена того, кому мы верили, и - плохие дети.

    Есть в этом мире, которому мы посвящаем свои раздумья и тревоги, красота и уродство, прямодушие и коварство, долг и безответственность, участли­вость и бессердечность, нрав­ственная доблесть и мерзость, гордость и позор, радость на виду у коллектива и стыд, са­мопожертвование и позорный страх; мужество и трусость, щедрость и жадность, корысто­любие и бескорыстие, велико­душие и мелкое тиранство, мудрая свобода и неумение пользоваться этим величайшим благом советского общества - свободой, прямота и лицеме­рие, рыцарство и хамство.

    Есть малодушная молчали­вость, когда надо говорить, когда слово - и оружие, и му­жество, и сила.

    Есть недостойная честного человека болтливость, когда надо молчать.

    Есть голос чистой, благо­родной совести, повелевающий человеку забыть о личном бла­ге и действовать во имя сча­стья других людей, и есть карьеризм, прикрывающийся иногда громкими фразами.

    Есть память сердца и есть позорная забывчивость.

    Есть мужественные слезы и есть улыбка, которая поверга­ет в ужас.

    Говоря обо всем этом, я вспо­минаю такой случай в одном заводском коллективе. Надо было послать квалифициро­ванных специалистов в дале­кую дружественную нам стра­ну. Среди претендентов на ко­мандировку обратил на себя внимание молодой инженер Андрей. Несколько раз он вы­ступал на собраниях, заявляя, что поехать в дружественную страну побуждают его чувства дружбы к народу, освободив­шемуся от колониальной зави­симости. Сложилось мнение, что лучшей кандидатуры вроде бы и не найдешь. Но потом произошел конфуз. Оказалось, что у Андрея есть девушка, с которой у него были очень близкие отношения. Девушка беременная. Она ждала, ког­да же, наконец, Андрей, как полагалось бы честному чело­веку, назовет ее женой и изба­вит от тяжелого положения: родители у девушки были жес­токими людьми, они сказали дочке, что если молодой чело­век не женится на ней, они вы­гонят ее из дому. С изумлени­ем общественность узнала, что под личиной благородного по­рыва кроется не что иное, как гнусное стремление уйти от от­ветственности за судьбу чело­века. Людям стало понятно, что Андрей никакой не передо­вой человек, а просто мерза­вец...

    Этот факт наводит на груст­ные размышления. Сложен и порой трудно постижим мир че­ловеческого. Семь раз отмерить надо, прежде чем отрезать тон­кую и строгую истину, где, в каких сферах жизни человече­ской проявляются подлинная доблесть, подлинный героизм. Стать героём в тончайшей сфе­ре любви и верности не лег­че, иногда значительно труд­нее, чем в труде, в решимости сделать что-то значительное во имя высоких идеалов. Быть верным мужем и преданным отцом детей своих - доблесть значительна выше, чем просто перевыполнить план. Понимать сложный мир человеческий всем нам надо, кроме всего другого, также и для того, что­бы уметь различать доблесть и мерзость.

    А вот еще одна история, в которой ярко выражается дру­гая грань мира человеческого. Было это весной тысяча де­вятьсот сорок пятого года в большом приднепровском селе. Все мужчины - на фронте. Почти каждый день почта при­носила то один, то два синих конвертика. Почтальон - де­вяностолетний дед Юхим - доставлял эти конверты жен­щинам. Как только конверт вскрывали, слышался стон и плач, в нем была похоронная.

    О синих конвертах знали не только взрослые, но и дети. У одной матери было четверо детей. Самой старшей - шесть лет, самому младшему - три года. Рано утром, когда мать собралась на работу, а дети уже позавтракали, в хату во­шел дед Юхим. Он вынул из сумки синий конверт и дал его матери. У матери сжалось сердце от горя, она зарыдала, а дети, окружив ее, в ужасе смотрели на синий конверт. Потом старшая девочка, шести­летняя Мария, взяла у матери из рук конверт и, прижав его к груди, сказала - спокойно и рассудительно, как взрослая: «Мамочка, родная, не откры­вайте синий конверт. Спрячьте его в сундук - на самое дно. Может быть здесь не похорон­ная. Может быть, командир пи­шет, что тато ранен или награ­ду получил».

    И у самой матери за­родилась надежда: а мо­жет быть в самом деле здесь не похоронная. Она спрятала синий конверт в сундук. Ста­ли ждать. Прошла не­деля, месяц прошел, писем от отца не было. Пришел День Победы. Домой стали возвра­щаться победители. И вот мать, уже не раз подходившая к сун­дуку с намерением открыть его и вскрыть синий конверт, полу­чила письмо, на этот раз в бе­лом конверте, - письмо от му­жа! Он был ранен за два меся­ца до победы. Мать расцелова­ла детей. Это их безграничная любовь к матери и отцу всели­ла в ее душу надежду, и эта надежда сбылась...

    Задумаемся над этим собы­тием, матери и отцы! Любовь детей к родителям - это ог­ромная сила духа, которую вкладывает в детскую душу материнская и отцовская муд­рость. Мудрость любви отца и матери к детям, умение любить так, чтобы дети были вам без­гранично преданными - вряд ли есть что-либо другое более сложное, более волнующее и более мудрое в мире челове­ческом. Дети - не только на­ша любовь и надежда. Дети - бессмертие народа.

     

    Комментарии

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Интересная статья.

    Гаврилова Анна Алексеевна

    Статья интересна, поучительна. Чистоты и благородства не хватает в огромном масштабе, много подводных камней в жизни. Человек бывает слаб. А каждый должен начинать только с себя. Избавиться от корысти,зависти, и лжи. Плохими детьми становятся благодаря многим причинам....Родители - самые важные учителя у детей. Семья является ячейкой общества. И мудрость приходит постепенно.Слаб ещё нынче голос чистой и благородной совести.

    Голощапова Татьяна Николаевна

    Большое спасибо за опубликование статьи В.А.Сухомлинского. Я ее перечитала дважды.Вы обогатили имеющиеся представления о нравственно-патриотическом воспитании человека, воспитании своего ребенка. Считаю, что в первую очередь, родители могут и должны положительно повлиять на становление личности ребенка. Я за доброту, благородство и порядочность!

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Над многим людям (нам) стоит призадуматься.

    Серебрякова Марина Викторовна

    Спасибо за познавательный материал.Конечно, родители - самые важные учителя у детей. Семья является главной ячейкой общества. Я тоже за уважение, доброту, честность и благородство!

    Гущина Татьяна Владимировна

    Книги Сухомлинского учат добру.

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Согласна с вами.

    Спасибо за статью. Каждый раз убеждаюсь, что у Сухомлинского есть ответы на многие жизненные вопросы.

    Самсонова Кристина Викторовна

    Добро - главная ценность

    Гашкова Вера Алексеевна

    Действительно, не хлебом единым жив человек, и об этом нужно помнить и постоянно говорить детям, может, этим мы спасем человечество!

    Одинцова Галина

    Действительно, как важно, чтобы человеческое, гуманное в человеке составляло его сущность на протяжении всей жизни! И, безусловно, здесь важнейшая роль принадлежит родительскому воспитанию, тем урокам жизни, которые преподадут детям главные люди их жизни - мать и отец!

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Вы правы!

    Зименс Мария Фёдоровна

    Безусловно, родители играю огромное, если не сказать, самую важную роль в воспитании своих детей. но мы должны понимать, что ребята идут в детский сад,школу и там "получают" нравственные уроки, а они не всегда бывают увы хороши, от нас, тоже многое зависит. В жизни мы можем видеть детей (даже у очень нравственных родителей) детей с явными далеко не идеальными качествами характера, отношением к окружающим, своему близкому окружению и др. Задаю вопрос: Почему? Что повлияло? Где найти помощь? Что препринять? Давайте подумаем, порассуждаем и попытаемся найти ответы!?
    А статья замечательная, многому учит, даёт пищу для осмысления. В.А. Сухомлинский поистине Великий Мудрец и Учитель!!!

    Думаю, самое трудное в жизни - сделать правильный выбор, сказать "да" или "нет", у каждого своя правда, своё понятие о добре и зле, от этого и все конфликты, и недопонимания.

    Фуникова Людмила Александровна

    «… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В.А)- Мой взгляд на мир

    Жигайло Елена Владимировна

    "Не хлебом единым жив человек", ведь у каждого человека свой духовный мир. Значит ему нужна и духовная пища. Большое влияние на человека оказывает его воспитание. Воспитывает всё. "Каждый из нас всю жизнь воспитывается и воспитывает других - в этой целеустремленности и направленности наших взаимоотношений - одна из важнейших сторон мира человеческого." Воспитывает окружение ребёнка, поступки взрослых, "умение любить" детей. Каждый из нас, став взрослыми, учится на чужих и своих ошибках, строит свой личный мир.Чем больше человек будет видеть хорошее, читать хорошие книги, делать добро, тем чище и благороднее будет его духовный мир.

    Контарева Светлана Анатольевна

    Огромное спасибо за интересную и поучительную статью.

    Интересная статья

    Николаева Татьяна Петровна

    Рассказы Сухомлинского учат самым главным добродетелям в жизни - нежности, уважению и любви к родителям, к старшему поколению, искренности, жизнерадостности и доброты ко всему окружающему. Его книги, это книги для многоразового прочтения. К некоторым рассказам можно возвращаться еще и еще. Спасибо за статью!!!

    Мещерякова Ирина Викторовна

    Спасибо за "уголок жизни", который многочисленными нитями связан с общественной жизнью". Очень глубокие слова в Вашей статье, которые заставляют задуматься всем - и родителям и педагогам!

    Белова Мария Валентиновна

    Замечательная статья

    Шестакова Валентина Вениаминовна

    Уважаемая Марина!Я полностью с Вами согласна, что каждый из нас всю жизнь воспитывается и воспиты­вает других: в этих словах кроется смысл нашей профессии ВОСПИТАТЕЛЬ! НО порою очень трудно бывает привить нашему подрастающему поколению то, что уже в нем заложено с молоком матери! Все зависит от нравственных устоев семьи и от того, кого родители хотят увидеть в своем ненаглядном и всеми любимом (ой) дочери или сыне. Я полностью разделяю Вашу точку зрения по-поводу того, что "МУДРОСТЬ любви отца и матери к детям, умение любить так, чтобы дети были вам безгранично преданными"- это достигается в реальной жизни тогда, когда изо дня в день дети видят безграничную любовь, уважение и преданность родителей друг к другу!Много интересных и поучительных фактов содержится в Вашей статье! СПАСИБО!

    Крылова Наталья Владимировна

    Спасибо за лишний повод подумать о вечном.

    Медведева Вера Алексеевна

    На прошлой неделе мой 11 класс писал рассуждение о том, будет ли грядущее поколение читающим, грамотным, думающим. Многие написали, что сейчас время "упрощенных людей", примитивных, "телевизионных". А ведь сами они при этом читают серьёзную литературу, и вообще - умные, хорошие ребята. Завтра спрошу, почему не отнесли себя к "новому поколению".

    Богомолова Оксана Юрьевна

    Доброта спасет мир. Очень интересная статья.

    Муртазина Ирина Радимовна

    Прекрасная статья. Есть над чем задуматься.

    ПЕККЕР Ирина Петровна

    Спасибо за материал

    ПЕККЕР Ирина Петровна

    Спасибо за материал

    Кирилловых Надежда Александровна

    Спасибо. Перечитала несколько раз. Очень умные мысли. Обязательно предложу прочитать родителям.

    Николаенкова Ульяна Николаевна

    Спасибо за статью.

    Статья интересна, поучительна.Спасибо.

    Статья интересна, поучительна.Спасибо.

    Шестакова Валентина Вениаминовна

    Дети - это продолжение рода человеческого. Нужно построить дом, посадить дерево и вырастить детей, так как дети - бессмертие народа.Статья Сухомлинского В.А. очень поучительная и актуальная на все ВРЕМЕНА!!!