Главные вкладки

    Знакомьтесь: ТРИЗ-педагогика

    Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги Анатолия Грина «ТРИЗ-педагогика. Книга для умных родителей и учителей». До 2 мая её можно бесплатно скачать по ссылке http://www.trizway.com/art/renewal/527.html. После 2 мая книга будет передана в издательство для печати и не будет распространяться в свободном доступе.

    О чём эта книга?

    Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14—15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

    И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале — новое поколение.

    Вам нравится такая перспектива?

    Есть хорошая новость — она достижима.

    ***

    Как учить?

    Правило 1: удивление предшествует познанию

    Что делает взрослый человек, когда ему дают ответы на неза­данные им вопросы, рассказывают о том, что его не интересует? За­крывает уши?

    Вовсе не обязательно. Вежливый человек может слушать просто потому, что не хочет обидеть говорящего. Подчинённый может слу­шать начальника по любому поводу, потому что уклонение от этой «почётной обязанности» чревато…

    Слушать-то будет, но напрягаться, чтобы понять, запомнить, живо включаться в разговор — нет. Примерно то же самое проис­ходит с детьми на уроках, когда нет интереса.

    Свободное познание начинается с вопросов, которые человек задаёт себе сам. А начинается процесс свободного познания с удивления.

    ***

    Правило 2: знание становится инструментом тогда, когда приходит в результате деятель­ности, а не в результате простого запоминания

    Как говорил вошедший в мировые учебники классик науки Людвиг Больцман: «нет ничего практичней хорошей теории». Но, чтобы теория стала практичной в руках конкретного человека, он должен владеть ею на хорошем творческом уровне. А этот уровень не даётся путём зубрёжки. Теория осваивается только путём творческой мыслительной деятельности — то есть путём реше­ния открытых задач.

    ***

    Глава 2. Открываем мир открытыми задачами

    Курс «Учусь мыслить смело!», занятие с группой детей 15—16 лет. Обсуждаем такую задачу:

    Странная провокация

    Не кажется ли вам логичным, что животное должно вести себя как можно незаметнее в присутствие хищника? Как же тогда объяснить поведение газелей Томсона? Некоторые газели (а па­сутся газели стадом) ведут себя, как провокаторы. Они подпры­гивают высоко вверх, как будто намеренно дразнят находящего­ся недалеко льва. Это явление учёные называют «стоттинг».

    Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение газелей.

    Ребята сначала задают вопросы на понимание. Лимит — 3 во­проса, не больше. Я отвечаю:

    — Газели так поступают, когда рядом только один лев?

    — Нет, совсем не обязательно. Если поблизости будет целый прайд, поведение газелей будет таким же.

    — А среди других похожих животных наблюдается такое явле­ние?

    — Да. Зебры, например, тоже могут провоцировать хищников.

    — А как далеко находится хищник?

    — Типовой дистанцией можете считать 20—30 метров.

    Теперь разбиваемся на мини-группы по 4—5 человек и ищем ги­потезы, позволяющие разумно объяснить якобы «неразумное» поведение газелей… Даю на это 7 минут…

    Работа в мини-группах привычна, ученики приступают к делу. Их задача найти одну или лучше несколько идей, расставить их в порядке очерёдности по достоверности. Технология работы им известна — в результате появляется список идей и готовность их обсуждать.

    Среди идей появляется и такая: крепкая здоровая газель бросает вызов льву. Она ничем осо­бенно не рискует, так как уверена в своих силах. А может быть, даже намеренно отвлекает от сла­бых.

    — Отлично! — продолжаю диалог. — Как вы думаете, станет ли лев гнаться за этой газелью?

    После короткого бурного обсуждения дети приходят к выводу: не станет. Я прошу их доказать эту точку зрения и соглашаюсь с ней.

    — А, понятно! — восклицает один из подростков, — она показывает, что она такая сильная, чтобы лев за ней не гонялся. Ведь льву лучше найти слабое животное, которое легче поймать!

    — Кстати, — продолжаю я, — является ли в природе это явление, когда животное как будто специально привлекает к себе внимание хищников, редким? Можете ли вы привести и другие по­добные примеры? Над этим вы подумаете дома. Можно привлекать друзей, знакомых, родителей, делать поиск в Интернете. На следующем занятии мы попробуем узнать о природе что-то новое, что не очевидно простому наблюдателю…

    Эта задачка — вполне типовая открытая задача. По типу — исследовательская. По предмету — биологическая.

    Давайте проведём краткий анализ: чему учатся дети при таком подходе?

    Умению толково задавать вопросы? — Да.

    Работать совместно, коллективно, слышать друг друга? — Да.

    Не останавливаться на первой пришедшей в голову мысли? Продолжать искать вторую, третью и т.д. гипотезы? — Да.

    Уверенности в том, что загадки природы в принципе разрешимы? — Да.

    Уверенности в том, что они сами могут докопаться до истины? — Да!

    Умению самостоятельно выражать свои мысли? — Да.

    Новым знаниям? — Да.

    Умению искать информацию в окружающем мире? — Да.

    Кстати, в результате решения задачи ребята с небольшой помощью учителя нашли так называе­мую гипотезу Захави — по имени учёного, который первым объяснил поведение газелей.

    Таким образом, сделаем вывод: открытые задачи, технология работы с ними на уроках — силь­ный инструмент формирования креативного мышления, социальных навыков, навыков работы с информацией — разве не это требуется человеку в современном мире, чтобы быть успешным и востребованным?

     

    Комментарии

    Свинина Любовь Геннадьевна

    ...Именно это требуется "человеку в современном мире"!!! Полностью согласна с автором!!! Вспомните себя в школе - когда Вы лучше усваивали материал? Именно тогда, когда он выходил за рамки традиционного урока!!!

    Ячменева Юлия Викторовна

    Я знакома с этой педагогикой. Стараюсь использовать некоторые приемы в своей работе.Искала книгу - не купить! Читала в интернете. С удовольствием куплю эту книгу!

    Падалкина Елена Михайловна

    Спасибо! Очень интересные размышления. Хотя всё новое - это хорошо забытое старое в современной интерпретации.

    Ченикалова Ольга Ивановна

    Я не знакома с ТРИЗ-педагогикой. Прочитала отрывок из книги,есть над чем подумать.

    Сёмина Вера Викторовна

    Впервые прочитала о ТРИЗ - педагогике. Хочется узнать о ней поподробнее. С удовольствием почитаю книгу Анатолия Грина.

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Интересно.

    Милитдинова Антонина Минзаировна

    Я знала об этой педагогике, но забыла.спасибо, что напомнили

    Полностью согласна с Еленой Михайловной. «Всё новое - это хорошо забытое старое в современной интерпретации». Я уверена, каждый учитель применяет её, хотя бы частично.

    Куфарова Лариса Сергеевна

    Спасибо, очень интересный прием. В дошкольной педагогике мы её тоже используем. Называется постановкой проблемы. Подскажите, пожалуйста. а для дошкольников есть разработанные ТРИЗ методики?

    Лариса Станиславовна Фурман

    Встречалась с методиками этого направления. И в дошкольной программе тоже используется много ТРИЗовских заданий. Когда стала смотреть эту тему в интернете, удивилась, как много заданий, кажущихся нам классическими, традиционно используемыми, как раз соответствуют положениям ТРИЗа.

    Сторожева Галина Меркурьевна

    Замечательную технологию ТРИЗ воспитатели широко используют в детском саду. Приносит положительные результаты на занятиях по познавательному и речевому развитию.

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Креативная технология системы НФТМ-ТРИЗ основана на принципе освободить мышление учащихся от шаблонов. Происходит это в результате организации положительного эмоционального фона, дружественной творческой образовательной среды, свободе мыслеизъявления на занятиях, реализации принципа сотворчества, широкого использования принципа соревновательности, а также дидактического принципа «Docento discimus» («Уча, учимся сами»).

    Недосекина Наталья Александровна

    ТРИЗ - технология пользовалась большой популярностью в конце 80-х в обучении дошкольников, очень интересная технология, хорошо что она возвращается и ее применяют в работе с подростками.

    Колесникова Светлана Николаевна

    Согласна полностью с автором статьи.Элементы технологии ТРИЗ мы используем в детском саду: "системный оператор", "метод фокальных объектов" и др. Данная технология учит детей и педагогов мыслить нестандартно, смело, самостоятельно!

    Мухановская Елена Васильевна

    ТРИЗ актуален и по сей день в детском саду. Мы каждый день ищем противоречие во всём, учим детей неординарно мыслить, искать свои пути решения, через практические действия находить свой ответ на поставленный вопрос.