Главные вкладки

    Школьный проект «Комплименты»

    Позвольте познакомить вас со Стефани Макартур и её школьным проектом «Комплименты». Стефани работает учителем физкультуры в небольшом городке Стиллуотер в пригороде Нью-Йорка.

    Идея проекта, который Стефани и ее ученики проводили в течении учебного года, проста и в то же время сильна: учащийся садится на стул спиной к доске, а его одноклассники записывают положительные высказывания о нем на доске. Когда все комплименты записаны, учащийся встает со своего «горячего места» и читает то, что было написано о нем.

    Ученики Стефани Макартур были настолько тронуты силой этого упражнения, что решили снять его на видео. Вот что у них получилось:



    Важно отметить, что это проект лучше всего делать в конце учебного года, когда ученики будут знать друг друга довольно хорошо.

    У меня были некоторые вопросы для Стефани Макартур, которая организовала этот проект, и я хотела бы поделиться здесь её ответами. Если вы планируете сделать подобный проект с вашими учениками, найдите время, чтобы прочитать то, что она написала. Её ответы дают более полную картину того, как был сделан этот проект. И к тому же она предлагает действительно полезные и проверенные на практике советы для проведения такого проекта.

    1. Как возникла у Вас эта идея?
    Когда я училась в старшей школе, тренер по софтболу однажды провела подобное занятие. Все мои товарищи по команде сели на пол спортзала и получили листки бумаги, на которых написали свои имена. Затем мы передавали друг другу бланки и анонимно писали комплименты о человеке чьё имя стояло на листке. В конце концов, каждый участник команды получил замечательную открытку, которую мог забрать домой на память. Это занятие было основой для проекта «Комплименты». Но то как это здорово получилось у нас - волшебное творчество моих учеников!

    Иногда на моих уроках физкультуры я включаю показ коротких видеороликов из интернета о здоровом образе жизни. Этот запланированный, а для детей случайный момент урока я люблю называть «Время хорошего видео». Однажды я решила показать моему классу видеоролик «Как люди реагируют, когда им говорят, что они красивы». Этот ролик был создан учеником старшей школы из Чикаго. В этом видео он держит камеру и просто говорит: «Я снимаю людей, которых я нахожу красивыми» и снимает реакцию своих одноклассников на комплимент. После просмотра, я обсудила его с классом. Общий консенсус состоял в том, что это удивительно, как иногда люди не понимают, насколько они красивы и удивительны на самом деле! Потом я упомянула о своем занятии с тренером по софтболу и сказала: «Может быть, мы сможем попробовать сделать так же на следующем уроке». Однако, дети решили попробовать сразу же.

    Несколько человек вызвались посидеть на «горячем месте» и принять участие. Я не дала никаких указаний, кроме того, что написанное на доске должно было быть положительным и подходящим для школы. Я включила музыку. Через некоторое время один из учеников подошел к доске и написал: «Я прощаю тебя за все плохое, что ты когда-либо делал мне». Весь класс был в слезах и именно в этот момент я поняла, что наткнулась на нечто особенное. Урок в третьем классе закончился, и дети выходили сияющими, радостно обсуждая произошедшее! Я сказала себе: «Надо попробовать провести такое занятие с пятым классом, чтобы посмотреть, не была ли такая реакция случайностью». Имейте в виду, на данном этапе у меня не было намерения снимать/фотографировать эту деятельность, и я никогда не думала, что это будет.

    В 5-ом классе я показала то же видео, дала те же направления, и, конечно же, произошла та же самая реакция! Один ученик сказал мне: «Эй, тренер, почему бы нам не снять это занятие и не сделать его таким же интересным, как Вы показали нам?» Я улыбнулась, сказав, что это отличная идея, а остальное - история. Я проигнорировала учебный план, и вместо этого проводила такое занятие.

    2. Кто дал название проекту?
    Я назвала его «Комплименты». Обычно я говорила: «Ладно, ребята, давайте сядем за комплименты. Кто хочет идти сегодня первым?» Весь процесс был довольно неформальным, но я именно и хотела этого. Я также попросила учеников выслать мне любые мысли или предложения для названия видео. Один учащийся прислал мне вариант «Распространять любовь (Spread the Love)». И я подумала, что он полностью соответствует общей идее видео.

    3. Комплименты учеников друг к другу очень продуманы. Какие инструкции вы дали им до начала этой деятельности?
    В начале я просто заявила, что все комментарии должны быть положительными и соответствовать школе. Затем я добавила условие, что только 3 или 4 человека одновременно могут писать на доске, потому что там было очень тесно. Вдумчивые, добрые и искренние комментарии, которые вы видите на видео, - это наши дети! Я с гордостью могу сказать, что ученики в Стиллуотере - настоящие, открытые молодые люди, которые помогают окружающим.

    По завершении чьей-то очереди у доски я просила класс немного успокоиться и сосредоточить свое внимание на раскрытии. Это позволило мне не только увидеть удивительные реакции ученика, который сидел на «горячем месте», но и улыбки их сверстников. Они были счастливы от того, что оказали положительное влияние на одноклассника. Затем я фотографировала ученика перед доской с написанными комплиментами и делилась фотографиями с ними через Google Диск.

    4. Как эта деятельность повлияла на отношения в вашем классе?
    Это создало более комфортную обстановку в классе. Я увидела, что ученики стараются помочь одноклассникам раскрыться с положительной стороны. Я заметил, что все больше и больше учеников обращались ко мне за советом или руководством в их повседневной жизни. Возможно, потому, что они стали доверять мне больше? Если честно, я не знаю. Но я действительно знаю, что после этого проекта мой класс изменился в лучшую сторону.

    5. Можно только догадываться о некоторых историях, связанных с реакциями, которые мы видим на видео. Можете ли вы рассказать о том, как эта деятельность повлияла на ваших учеников?
    Ой! С чего бы мне начать!? Конечно, это видео хорошо рассказывает о нашем проекте, но это не сравнить с присутствием в классе, когда на ваших глазах происходит «момент раскрытия», когда учащийся начинает читать комментарии о себе. Было так много мальчиков и девочек, гораздо больше, чем показано на видео, которые расплакались. Я думаю, что это очень волнительно и эмоционально, когда ты видишь, что сверстники думают о тебе. «Это дало мне больше уверенности», «Это была лучшая часть моего года», «Я чувствовала себя такой вдохновленной», «Я так счастлив, что перешел в эту школу», «Я никогда не знала, что люди так хорошо думают обо мне", - это лишь часть комментариев, которые я получила от учеников в течение оставшейся части года. Я поделилась этим видео в нашем 8-м классе, и комплименты, которые я получила от учеников, родителей и членов сообщества были такими, что я запомню их навсегда.

    6. Можете ли вы рассказать больше о том, как проводился этот проект?
    Например, некоторые ученики не хотели сидеть на «горячем месте», поэтому я их не принуждала. Я, конечно же, поощряла их, говорила слова поддержки, но, если ученик не хотел этого, я не настаивала. Требовать участия во что бы то ни стало, не входило в мои планы.

    Для одного ученика сессия длилась примерно 5-7 минут от начала до конца. В более крупных классах (20 и более человек) мы проводили по два сеанса одновременно. Таким образом я выделяла несколько минут для «проекта комплиментов» в течении нескольких уроков, чтобы все желающие имели возможность его пройти. Вот такие фотографии остались у них на память.

    7. Что бы вы посоветовали учителям, которые захотят попробовать провести такой проект в своих классах?
    Вот несколько ключевых моментов, которые обеспечат успех:
     

    •     Покажите видео и обсудите. Сделайте вывод, что иногда люди не видят себя так, как их видят другие.
    •     Просмотрите видео, чтобы определить, подходит ли оно вашей возрастной группе.
    •     Удостоверьтесь, что ваши ученики чувствуют себя комфортно в вашем классе, что существует довольно высокий уровень доверия и что они хорошо знают друг друга.
    •     Устраивайте неформальную обстановку с музыкой, позволяйте им сидеть на столах, разговаривать друг с другом и т. д. Однако, в «момент раскрытия», когда ученик встает с «горячего места» и начинает читать комплименты, все должны обращать на него внимание и уважать его чувства.
    •     Разрешите только 3-4 учащимся писать одновременно на доске, иначе будет тесно и могут возникать нежелательные ссоры прямо у доски.
    •     Если класс состоит из 20 или более человек, имейте два «горячих места». В противном случае эта деятельность будет идти слишком долго!
    •     Не бойтесь сами сесть на «горячее место»! У вас будет лучшее понимание того, каково это, быть там!

    8. Что-нибудь еще?
    Однажды, когда я училась в аспирантуре, профессор сказал мне: «В тот день, когда у тебя появится идея, которая будет вдохновлять учеников, ты действительно станешь учителем». Я рада сознавать, что этот день настал для меня тогда, когда этот проект был начат.


    Автор: Стефани Макартур (Stephanie MacArthur), учитель физкультуры, г. Стиллуотер, Нью-Йорк, США.

    Беседу вела: Дженнифер Гонсалес (Jennifer Gonzalez).


     

     

    Комментарии

    Михеева Елена Михайловна

    Отличная идея! это так объединяет людей, делает их лучше и добрее! Жаль мои детки не могут писать в детском саду, но надо придумать что то подобное в устной форме. Ведь это поможет им почувствовать себя нужнымм и они будут стремиться к тому, чтобы о них говорили такие добрые и приятные слова

    Черных Екатерина Сергеевна

    Отличная идея, спасибо! Предложила её классному руководителю своего сына, может тоже получится провести.))

    Наталья Леонидовна Корчагина

    Очень интересная идея!!! Идея, вдохновляющая к творческому переосмыслению! Спасибо!!! Задумаюсь, как применить эту идею не только в работе с обучающимися, но и в работе с другими участниками образовательного процесса.

    Мусайбекова Ботагоз Давлетбековна

    Мне кажется это то что я ищу.

    Зарипова Гузалия Габдулнуровна

    Интересная идея, спасибо.

    Кривоногова Юлия Анатольевна

    yesТакие проекты, прививающие доброе отношение к ближнему, сейчас всем крайне необходимы...

    Мусайбекова Ботагоз Давлетбековна

    Проект потрясающий,моим подопечным очень понравилось.Дети стали дружнее это заметно.Теперь наблюдаю на какое время хватит результата.

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Обязательно осуществлю что-то похожее со своими учениками) Очень понравилась идея)

    Самойлова Наталья Владимировна

    Проект - находка! Вызывает исключительно положительные эмоции.... Спасибо за прекрасный материал!

    Смирнова Елена Александровна

    Очень интересный проект. Он поможет сплочить детский коллектив. Подкину идею классному руководителю дочери. Надеюсь получится перенять такой опыт.

    Полчанинова Светлана Леонидовна

    Современным детям проще сказать что-то обидное. Когда возникает необходимость сделать комплимент, похвалить, пожелать удачи - дети стесняются, хихикают. Этот проект поможет развить в детях умение говорить друг другу добрые, хорошие слова, и не стесняться при этом.

    Рябых Елена Павловна

    Как и другие, заметила, что похвала менее распространена, чем осуждения и замечания. Проводила с детьми игру "Похвали того, кто слева" (по кругу). Начало фразы :" Оля, ты - ... " или "Думаю, ты прекрасно ... (рисуешь костюмы)".
    Спасибо за идею, как развить эту линию.

    Отличная идея , для того что бы наладить межличностное общение и межличностную коммуникацию в классе.

    Пугачева Анжела Андреевна

    Отличная идея.

    Светлана Викторовна Матвеева

    Мне понравилась идея. Попробую в своем классе.

    Азаренкова Елена Михайловна

    Хорошая идея! Я детям предлагаю в игровой форме делать комплименты друг другу на уроке английского языка, повторяя прилагательные и степени сравнения прилагательных. Спасибо!!!

    Звонарева Татьяна Николаевна

    Интересная идея. Хочу внедрить во внеклассной работе.

    Грабовская Вера Александровна

    замечательный проект, обязательно использую в работе!

    Какой нужный проект! Нужный как детям,так и взрослым.Буду применять в работе.