Главные вкладки

    Привела мама дочку в школу...

    Она почти не изменилась с тех пор, как десять лет назад вышла к столу, взяла экзаменационный билет и без подготовки блестяще составила экзамен по истории. Оля Нерубай - гордость класса. Как вчера это было, а сейчас она уже мать, привела записывать в школу дочь. Угадывая мое желание узнать что-то о ее жизни, Оля рассказывает:
     
    - Поступила в институт, но было суждено другое. Вышла замуж, пошла работать. Имею дочь ... Прожили с мужем всего полгода. Расстались ... Если скажешь кому-то об этом горе - сочувственно молчат или утешают какими-то случайными словами. Мне не надо ни сочувствия, ни удовольствия. Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности.
     
    Женщина вздохнула и замолчала. Я почувствовал, что ее волнуют те же мысли, которые волнуют и меня не один год, и спросил:
     
    - Какая же у вас обида?
     
    - За то, что не учили жить. Вы думаете, что мы расстались через какое-то разочарование друг в друге или из-за того, что, как привыкли говорить сейчас, "не сошлись характерами»? Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть женой и мужем. Ни он, ни я - оба не умеем.
     
    Этот разговор с молодой матерью навсегда останется в моей памяти и в сердце. Не один год после этого разговора я думаю: действительно, мы же не учим в школе главному - не учим жить. Учим всему, знают наши воспитанники множество полезных и нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии находится вода на глубине пяти километров, и что было записано в законах царя Хаммурапи, и сколько атомов вещества в кубическом сантиметре межзвездного пространства, и что такое гравитация... Но ничего не знают наши воспитанники о том, как жить семейной жизнью, что это значит - быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей. На педагога, который бы вдруг посвятил воспитательную беседу с восьмиклассниками или девятиклассниками теме: «Взаимоотношения женщины и мужчины в молодой семье», посмотрели бы как на чудака. А между тем говорить об этом гораздо важнее, чем о гробнице ассирийских царей. Ведь слезами и горем детей заканчивается развод родителей.
     
    В течение последних десяти лет я изучил причины разводов 200 молодых семей. 189 разводов произошло как раз из-за неумения молодых супругов понять друг друга. Вступая в брак, юноша и девушка даже представления не имеют о том какую сложную, тонкую культуру взаимоотношений требует жизнь в браке. Им никто не говорил и они не знают, что жить в браке, жить изо дня в день вместе, в одной комнате, не в счастливые часы свиданий, а всю жизнь - это не только радость, счастье, но и большой, ни с чем не сравнимый труд - духовный труд, напряжение и вместе с тем цветение всех духовных сил. Какая великая культура, какая духовная подготовка, какая школа мудрости нужны для этого!
     
    А школы этой, как это ни странно, нет. Жизнь требует, чтобы для юношей и девушек в старших классах средней школы был введен курс «Культура взаимоотношений в семье». И читать этот курс должен духовно богатый, морально прекрасный человек. На убедительных фактах раскрывать перед завтрашними отцами и матерями суть той истины, что жить в браке - это значит постоянно взаимодействовать с человеком - сначала с мужем, с женой, с родителями своими и своей жены, а потом с детьми. Без преувеличения скажу, что это очень сложно и тонко - постичь умом и сердцем эти, казалось бы на первый взгляд, простые жизненные вещи. Повторяю, эти вещи требуют большой мудрости педагога. И если мы по-настоящему откроем перед юношами и девушками мудрость и сложность жизни, это поможет им стать зрелыми и осмотрительными, не будет в них той легкомысленности, которая встречается еще сейчас во взглядах и поступках многих молодых людей.
     
    Если бы мне поручили составление программы этого самого нужного в старших классах предмета - «Культура взаимоотношений в семье», я бы на первое место поставил вопрос культуры человеческих желаний. Ведь, что такое умение жить в браке? Это прежде всего умение руководить, управлять своими желаниями, умение уступать частичкой своих желаний во имя блага супруга, родителей, детей. Расставаться спешат прежде всего эгоисты, индивидуалисты - те молодые люди, для которых личные желания - превыше всего на свете. И был бы в той программе раздел «Гармония желаний в молодой семье». Раскрывая содержание этого раздела, я бы подверг детальному анализу то, что делается в молодой семье, на обучающих примерах показал бы, как возникают человеческие желания, какие из них можно удовлетворять и в каких именно условиях, а какие надо уметь сдерживать; как подчинять свои желания интересам семьи.
     
     
    Раскрою маленькую тайну. Курс «Культура взаимоотношений в семье» есть. Мы уже несколько лет учим ребят, как готовиться к браку и жить супружеской жизнью, в чем заключается высокая культура взаимоотношений в семье, как воспитывать своих детей. Конечно, преподавать этот очень важный предмет в условиях, когда в учебном плане на подобные темы не выделяется и часа, - нелегко. Но каковы бы ни были трудности, мы побеждаем их, потому что знаем, что предмет этот не менее важен, чем математика, физика, химия... Если не самый важный. Думайте сами: не всем быть физиками и математиками, а родителями быть всем, мужьями и женами - всем.
     

    Пусть не поймет меня читатель так, будто я унижаю роль математики и других естественных наук. Без знания этих предметов невозможно даже войти в прихожую науки. Но все же знания о человеке - еще важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений должен стоять первым, потому что мы живем в век Человека. Хочется нам этого или нет - это будет. Но было бы лучше, если бы это время для нашей школы пришло скорее.


    Автор: Сухомлинский В.А. Привела мама дочку в школу... / В.А.Сухомлинский // Коммунист Украины. - 1968. - № 10.


     

     

     

    Комментарии

    Бралиева Яна Тулегеновна

    Конечно, сложные жизненные ситуации - это всегда трудное решение. Хорошо. если наших детей смогут научить не бояться жизненных трудностей, умению договариваться и строить семейные отношения на доверии и взаимном уважении.

    Очень большая проблема! А под силу ли она школе? Да. очень много лет школа - основной учитель и воспитатель. Семье не остается ничего. А ведь тысячелетиями родители были примером супружества для своих детей! В клубе семьи не только с молодыми родителями. но и с теми. у кого ребятишки в 7-11 классе. мы говорим о разных проблемах воспитания. но самое главное. что все мы хотим понять- какие мы родители и можем ли быть примером. Готовы ли мы отдать своим детям любовь родительскую и поделиться с ними секретами любви и верности супружеской. Родители. которые приходят на занятия, говорят, что им стало гораздо проще общаться в семье, когда и радость, и боль семейной жизни стала общей для семьи. Вместе решают, что важнее купить. а что можно отложить, куда поехать на выходные и где взять денег погасить кредит за машину... Дети, как оказалось. переживают не меньше родителей за свою семью и не только в опросах материального порядка. Почему мама загрустила, почему папа молчит... И появилось время для вечернего чая не у телевизора, а в гостиной, где пусть маленький. но круглый стол. а ведь это то, о чем мы еще только собираемся рассказать сегодняшним ученикам!