Привела мама дочку в школу...
Опубликовано 24.09.2018 - 13:40 - Администратор проекта
Она почти не изменилась с тех пор, как десять лет назад вышла к столу, взяла экзаменационный билет и без подготовки блестяще составила экзамен по истории. Оля Нерубай - гордость класса. Как вчера это было, а сейчас она уже мать, привела записывать в школу дочь. Угадывая мое желание узнать что-то о ее жизни, Оля рассказывает:
- Поступила в институт, но было суждено другое. Вышла замуж, пошла работать. Имею дочь ... Прожили с мужем всего полгода. Расстались ... Если скажешь кому-то об этом горе - сочувственно молчат или утешают какими-то случайными словами. Мне не надо ни сочувствия, ни удовольствия. Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности.
Женщина вздохнула и замолчала. Я почувствовал, что ее волнуют те же мысли, которые волнуют и меня не один год, и спросил:
- Какая же у вас обида?
- За то, что не учили жить. Вы думаете, что мы расстались через какое-то разочарование друг в друге или из-за того, что, как привыкли говорить сейчас, "не сошлись характерами»? Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть женой и мужем. Ни он, ни я - оба не умеем.
Этот разговор с молодой матерью навсегда останется в моей памяти и в сердце. Не один год после этого разговора я думаю: действительно, мы же не учим в школе главному - не учим жить. Учим всему, знают наши воспитанники множество полезных и нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии находится вода на глубине пяти километров, и что было записано в законах царя Хаммурапи, и сколько атомов вещества в кубическом сантиметре межзвездного пространства, и что такое гравитация... Но ничего не знают наши воспитанники о том, как жить семейной жизнью, что это значит - быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей. На педагога, который бы вдруг посвятил воспитательную беседу с восьмиклассниками или девятиклассниками теме: «Взаимоотношения женщины и мужчины в молодой семье», посмотрели бы как на чудака. А между тем говорить об этом гораздо важнее, чем о гробнице ассирийских царей. Ведь слезами и горем детей заканчивается развод родителей.
В течение последних десяти лет я изучил причины разводов 200 молодых семей. 189 разводов произошло как раз из-за неумения молодых супругов понять друг друга. Вступая в брак, юноша и девушка даже представления не имеют о том какую сложную, тонкую культуру взаимоотношений требует жизнь в браке. Им никто не говорил и они не знают, что жить в браке, жить изо дня в день вместе, в одной комнате, не в счастливые часы свиданий, а всю жизнь - это не только радость, счастье, но и большой, ни с чем не сравнимый труд - духовный труд, напряжение и вместе с тем цветение всех духовных сил. Какая великая культура, какая духовная подготовка, какая школа мудрости нужны для этого!
А школы этой, как это ни странно, нет. Жизнь требует, чтобы для юношей и девушек в старших классах средней школы был введен курс «Культура взаимоотношений в семье». И читать этот курс должен духовно богатый, морально прекрасный человек. На убедительных фактах раскрывать перед завтрашними отцами и матерями суть той истины, что жить в браке - это значит постоянно взаимодействовать с человеком - сначала с мужем, с женой, с родителями своими и своей жены, а потом с детьми. Без преувеличения скажу, что это очень сложно и тонко - постичь умом и сердцем эти, казалось бы на первый взгляд, простые жизненные вещи. Повторяю, эти вещи требуют большой мудрости педагога. И если мы по-настоящему откроем перед юношами и девушками мудрость и сложность жизни, это поможет им стать зрелыми и осмотрительными, не будет в них той легкомысленности, которая встречается еще сейчас во взглядах и поступках многих молодых людей.
Если бы мне поручили составление программы этого самого нужного в старших классах предмета - «Культура взаимоотношений в семье», я бы на первое место поставил вопрос культуры человеческих желаний. Ведь, что такое умение жить в браке? Это прежде всего умение руководить, управлять своими желаниями, умение уступать частичкой своих желаний во имя блага супруга, родителей, детей. Расставаться спешат прежде всего эгоисты, индивидуалисты - те молодые люди, для которых личные желания - превыше всего на свете. И был бы в той программе раздел «Гармония желаний в молодой семье». Раскрывая содержание этого раздела, я бы подверг детальному анализу то, что делается в молодой семье, на обучающих примерах показал бы, как возникают человеческие желания, какие из них можно удовлетворять и в каких именно условиях, а какие надо уметь сдерживать; как подчинять свои желания интересам семьи.
Раскрою маленькую тайну. Курс «Культура взаимоотношений в семье» есть. Мы уже несколько лет учим ребят, как готовиться к браку и жить супружеской жизнью, в чем заключается высокая культура взаимоотношений в семье, как воспитывать своих детей. Конечно, преподавать этот очень важный предмет в условиях, когда в учебном плане на подобные темы не выделяется и часа, - нелегко. Но каковы бы ни были трудности, мы побеждаем их, потому что знаем, что предмет этот не менее важен, чем математика, физика, химия... Если не самый важный. Думайте сами: не всем быть физиками и математиками, а родителями быть всем, мужьями и женами - всем.
Пусть не поймет меня читатель так, будто я унижаю роль математики и других естественных наук. Без знания этих предметов невозможно даже войти в прихожую науки. Но все же знания о человеке - еще важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений должен стоять первым, потому что мы живем в век Человека. Хочется нам этого или нет - это будет. Но было бы лучше, если бы это время для нашей школы пришло скорее.
Автор: Сухомлинский В.А. Привела мама дочку в школу... / В.А.Сухомлинский // Коммунист Украины. - 1968. - № 10.
- Мне нравится (21)
Комментарии
Конечно, сложные жизненные
Конечно, сложные жизненные ситуации - это всегда трудное решение. Хорошо. если наших детей смогут научить не бояться жизненных трудностей, умению договариваться и строить семейные отношения на доверии и взаимном уважении.
Очень большая проблема! А под
Очень большая проблема! А под силу ли она школе? Да. очень много лет школа - основной учитель и воспитатель. Семье не остается ничего. А ведь тысячелетиями родители были примером супружества для своих детей! В клубе семьи не только с молодыми родителями. но и с теми. у кого ребятишки в 7-11 классе. мы говорим о разных проблемах воспитания. но самое главное. что все мы хотим понять- какие мы родители и можем ли быть примером. Готовы ли мы отдать своим детям любовь родительскую и поделиться с ними секретами любви и верности супружеской. Родители. которые приходят на занятия, говорят, что им стало гораздо проще общаться в семье, когда и радость, и боль семейной жизни стала общей для семьи. Вместе решают, что важнее купить. а что можно отложить, куда поехать на выходные и где взять денег погасить кредит за машину... Дети, как оказалось. переживают не меньше родителей за свою семью и не только в опросах материального порядка. Почему мама загрустила, почему папа молчит... И появилось время для вечернего чая не у телевизора, а в гостиной, где пусть маленький. но круглый стол. а ведь это то, о чем мы еще только собираемся рассказать сегодняшним ученикам!
Актуальная тема на все
Актуальная тема на все времена!
Семейные традиции, теплота
Семейные традиции, теплота родных рук и дружеское плечо- это тот маяк, который поможет человеку в любой трудной жизненной ситуации.
Именно в семье ребёнок
Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно воспитывать ребенка в нормальной атмосфере.
Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни; помощь и поддержка в больших и малых делах.
Какие семейные ценности должны присутствовать в семье? Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, подарки, интересные увлечения.
Согласна с вами. И вовсе не
Согласна с вами. И вовсе не нужно в школе учить тому, как быть хорошим семьянином. Этому учат в семье. При чём родители сами не знают, что учат детей этому с пелёнок. Какую програму заложили в семье, так и развивается сценарий. Конечно, с нюансами и переработками. Но в основе всегда СЕМЬЯ!
Совершенно правильная и
Совершенно правильная и актуальная статья. Проблема межличностного общения не исчезает, а только обостряется с годами. Этика и психология семейной жизни необходима в школе, как предмет не факультативный, а обязательный.
Грустная тема...В классе
Грустная тема...В классе почти каждая вторая мама - одиночка (( и это уже статистика
Несколько лет вела в школе с
Несколько лет вела в школе с 1 по 9 классы предмет "Культура общения"... На своих уроках мы с ребятами говорили о многом, и о семье в том числе... Сейчас не веду этот предмет, но даже в начальных классах мы с детьми систематически говорим на темы: "Семья", "Отношения в семье", "Трудно ли быть папой или мамой" и другие... Помогают нам доверительно говорить на эти темы ещё и уроки "Основы православной культуры." Дети всё понимают, мечтают быть лучшими родителями для своих детей! Но воспитание в родной семье для них всё таки на первом месте, и если там плохой пример модели семьи, то трудно с этим что-то поделать... Грустно, но сейчас бывают и папы одиночки, а мамы "кукушки"...
В школе должны учить, а этому
В школе должны учить, а этому в там научить невозможно! Дети смотрят на родителей, друзей... впитывают в себя всё как губка! Вот только поступать надо разумно - взвесив "за" и "против"!
Очень актуальная тема!
Очень актуальная тема!
А где юноши и девушки?
А где юноши и девушки? смотришь на дяденьку, 35+.. а он "не нагулялся еще"... девушки до карьеру строят.. к материнству созревают годам к 40.. или наоборот, понимают, что не готовы они променять обустроенную и обеспеченную жизнь на пеленки и мирок грудничка. Не всем быть мужьями и женами. И матерями и отцами к сожалению быть тоже не всем. А может и к счастью.
Нынче семья уже перестала
Нынче семья уже перестала быть ценностью. Перестала быть даже желанной для многих молодых и не очень молодых людей. Собственные потребности и прихоти во главе угла. Семья это взаимный труд, а детей с пеленок сейчас учат и словом и делом, что главное это Я. Не участие, не помощь, не забота о ком то еще.. только о себе. легко создать семью, легко разрушить. Никто никому ничего не должен. не нужно тратить силы и время, все должны любить таким, как есть. Только вот о том, как найти человека, который будет готов на такое, почему то никто не говорит.. да и найдется ли такой?
Но все же знания о человеке -
Но все же знания о человеке - еще важнее.
Все хорошее и плохое
Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.
Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всей большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.
Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.
Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.
Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.
В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения.
В детских садах проводятся:
Общие субботы – для родителей и детей готовятся познавательные квесты на разные тематики. Дети делятся на команды, ходят по станциям и выполняют задания вместе с мамами и папами.
Совместный досуг – ребята готовят небольшую концертную программу, разыгрывают спектакли, приглашают родителей принять участие в соревнованиях.
В школах для старшеклассников ввели факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.
Не существует таких программ
Не существует таких программ в школьном образовании как "Семья. семейные взаимоотношение", "Быть родителем на все 100". Дети где были проблемы в семье повторяют судьбы родителей. Институт семьи в государстве нужно защищать.