Для учителей рекомендации по работе с одарёнными детьми

Чернавцева Людмила Геннадьевна
Для учителей рекомендации по работе с одарёнными детьми 1. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка. 2. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей. 3. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний. 4. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий. 5. На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер. 6. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся. 7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию. 8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха. 9. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым. 10. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков. 11. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию. 12. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе. 13. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи. 14. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы. 15. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот. 16. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться. 17. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. 18. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
 

Комментарии

Спасибо за подборку рекомендаций. Третий год работаю по данной проблеме. Однако, работа больше носит практический характер. Ваши рекомендации очень пригодятся. Спасибо еще раз.
Быченкова Елена Васильевна

Расскажите о результатах вашей работы. Большое спасибо!!!
Суханова Анна Ефтифеевна

Спасибо! Успехов Вам, Людмила Геннадьевна!
Тимошенко Лариса Николаевна

Большое спасибо за рекомендации и если можно, поделитесь пожалуйста результатами Вашей работы. Творческих успехов Вам Людмила Геннадьевна!

Спасибо за рекомендации! Поделитесь, пожалуйста, своей работой с одаренными детьми, в плане, где черпать дополнительный материал для кружковой работы. Очень много книг для олимпиад, но нет тематических книг.

Спасибо большое за рекомендации. Я использую на уроках географии проектный метод, детям очень нравиться работать над проектами, они могут быть как на один урок, или на целую четверть больше не брала, дети устаю....

Спасибо за рекомендации. Сама работаю над проблемой развития одаренных детей. Готова поделиться информацией.

Спасибо за материалы. Работаю над проблемой около 5 лет. Долго подбирала технологии. Остановилась на методе проектов. А какие технологии предпочтительнее в Вашей работе?
Грязнова Валентина Сергеевна

Здравствуйте, уважаемая Людмила Геннадьевна! С удовольствием прочитала вашу статью. Спасибо огромное за рекомендации. С уважением, Валентина Сергеевна

Уважаемая Людмила Геннадьевна! Спасибо за рекомендации.Я много лет работаю по теме исследовательская деятельность, приходиться работать с разными детьми.Спасибо Вам.
Басович Елена Григорьевна

Спасибо за статью. Полезная.
Фешина Екатерина Вячеславовна

Спасибо за просвещение!!!

Интересная статья. У нас в школе был эксперимент посвященный одарённым детям.
Животова Елена Викторовна

Спасибо за статью. Сейчас существуют два мнения об одаренности детей. Одни психологи и педагоги говорят о том, что все дети одаренные, и главная задача учителя - раскрыть эту одаренность; другие говорят, что одаренных детей очень мало (1 - 3%). Часто встречаю критику в адрес первого мнения. Что думаете вы по этому поводу?
Рафальская Виктория Васильевна

Талантливыми себя считают лишь четверть россиян. 88% учащихся (3класс) считают себя одаренными,76%- родители.

Считаю, что каждый ребенок априори одаренный. Надо только разглядеть в ученике эту одаренность, а помогают разные технологии, методы и приемы, например, эвристические методы обучения (метод проектов, "мозговой штурм")

Сегодня готовилась к выступлению на м/о по теме "Работа с одареными детьми" и прочитала много статей по данной теме. К своему удивлению, узнала по описанию отличительных особенностей одаренных детей, что у меня в классе есть такой ребёнок. Теперь буду думать, как организовать работу с этим мальчиком и по новому буду строить отношения с ним. Спасибо за интересные материалы, которые мне пригодятся.

Может быть, коллегам покажется странным, но, выстраивая урок, ориентируюсь на сильных учеников. Как правило, за редким исключением, конечно, слабые ученики к 9 классу подтягиваются до уровня базовых знаний и без проблем сдают ГИА в новой форме.
Любанская Людмила Анатольевна

Материалы интересные, только печально, что одаренных детей найти трудно, особенно если половина класса - дети приехавших на заработки граждан бывших советских республик.Одаренным и мотивированным детям остаются все больше факультативные занятия.
Минаева Любовь Сергеевна

Согласна с тем, что каждый ребенок одаренный! Спасибо за рекомендации.
Агапова Антонида  Александровна

Каждый ребёнок одарён чем-то от природы.Главное, в работе учителя, вовремя это заметить. Тогда у нас не будет "трудных" учеников. Рекомендации, предложенные Людмилой Геннадьевной, помогают в этом. Спасибо за помощь.

У каждого ребенка есть талант. Главное обнаружить его и развивать. Людмила Геннадьевна! Спасибо за рекомендации.В своей работе пытаюсь использовать разные методы (РКМ,метод проектов, проблемные ситуации,групповую работу и т.д.), занимаюсь внеклассной работой.
Рафальская Виктория Васильевна

На ряду с положительными показателями одаренности существуют еще и отрицательные показатели. Одаренный ребенок развивается не равномерно. Например, вычислять сложные геометрические формулы и неумение завязывать шнурки. У многих детей с неординарными способностями наблюдается заикание. В связи с чрезмерной эмоциональностью одаренные дети могут сильно жестикулировать и делать много лишних движений, после смеха могут через минуту разрыдаться.Проблемы в общении с окружающими людьми.

Добрый вечер, Виктория Васильевна! Вы верно заметили о неравномерности развития некоторых одаренных детей. Ведь даже среди известных людей, прославившихся научными открытиями, выдающихся писателей, встречались люди даже со странностями.
Зыкова Светлана Владимировна

Совершенно согласна с высоким уровнем трудности, сама работаю много лет по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, так что работаю с одарёнными детьми и вижу как продвигается развитие ребёнка.

Мыс коллегой создали в школе этнографический музей и реализуем проект "Музейное дело". Тем самым даем возможность одаренным детям выбрать как вариант внеурочной деятельности музейное дело. Это дает возможность при внутренней мотивации реализовать познавательную потребность, огромную любознательность, страстную увлеченность любимым делом.
Комиссарова Ирина Александровна

Полезная информация. Спасибо!
Зайдуллина Лидия Ярисовна

Спасибо, Людмила Геннадьевна! Не первый год работаю по программе "Одаренные дети". Хотя у нас с одаренными сложновато, но талантливые, безусловно, есть. Думаю, Ваши рекомендации помогут более молодым коллегам.
Гоппе Любовь Анатольевна

Спасибо их можно использовать и в дошкольном возрасте.
Сайкун Найля Низамутдиновна

Спасибо за статью!

Повторение-мать учения, не грех вспомнить все известное.Ведь творческий подход даст возможность подойти по новому к прежним темам и вопросам!Спасибо за советы1
Кабанова Лариса Владимировна

Людмила Геннадьевна, Ваши рекомендации, несомненно, очень полезны, особенно для молодых педагогов... А всегда ли счастлив одарённый ребёнок? А легко ли его близким? Не пробовали ли Вы акцентировать внимание на психологическом аспекте более подробно?
Кабанова Лариса Владимировна

Людмила Геннадьевна, Ваши рекомендации, несомненно, очень полезны, особенно для молодых педагогов... А всегда ли счастлив одарённый ребёнок? А легко ли его близким? Не пробовали ли Вы акцентировать внимание на психологическом аспекте более подробно?

Людмила Геннадьевна, большое спасибо за статью.

Людмила Геннадьевна!Спасибо за статью.
Коротенко Ирина Борисовна

Одарённые дети требуют особенного внимания, для развития их способностей надо применять совершенного другие методики и технологии, например, проектно-исследовательскую деятельность. Людмила Геннадьевна, а много ли Вы встретили одарённых детей за свою педагогическую деятельность?

Спасибо за интересный материал!
Ураева Альфира Асгатовна

Уважаемые коллеги, с интересом прочитала все комментарии к рекомендациям Людмилы Геннадьевны, за которые большое спасибо. Меня тоже волнуют вопросы одаренности детей: с ними и интересно, и трудно одновременно, потому что и по складу характера, и по учебным возможностям они не укладываются в стандартные рамки. Необходимо вести с ними индивидуальную работу. Вы можете ознакомиться с моим опытом работы по данной теме в моем блоге.

Людмила Геннадьевна, спасибо Вам за столь подробные рекомендации для работы с одаренными детьми. Они помогают выстраивать правильное общение с неординарными детьми.Действительно, эти дети кажутся странными, робкими и застенчивыми. Словно они ушли в себя и никого не хотят впустить в свой внутренний мир, тщательно оберегаемый от посторонних. Им непросто выстраивать отношения с одноклассниками. Они не хотят казаться "ботаниками" на фоне ребят, которые ценят силу, достижения в спорте. Очень много зависит от умения учителя организовать личностно ориентированный учебный процесс.
Зефирова Лариса Александровна

спасибо, Вам , за памятку!

Очень полезные рекомендации. Главное, конечно же, заинтересованность в ребенке. Поддержка даже самых робких попыток творчества.

Здравствуйте, посоветуйте авторов и их методики по выявлению одаренных детей.
Антропова Эльза Валерьевна

Конечно,это такая тяжёлая работа-создание среды творчества,в которой могут пробиться ростки одарённости ребёнка!

Спасибо за памятку, я второй год работаю в гимназии, где большое внимание уделется данному направлению работу, и ваши рекомендации очень мне пригодятся.
Панарина Татьяна Викторовна

У нас в городе открыт центр по работе с одарёнными детьми.Дети нашей гимназии отлично выступили на межпредметной олимпиаде. На этом всё затихло. Никто никуда не позвал их заниматься...