Главные вкладки

    Инклюзивное образование.

    Денисенко Людмила Ивановна

     

    Нужно ли нам вообще инклюзивное образование, не приведет ли оно к увеличению конфликтных ситуаций, к закрытию коррекционных школ, к повсеместному снижению качества образования?

    В России традиционно сильна система специального коррекционного образования.

    Но лучшие умы нашей науки давно говорили об опасности изолированного обучения для детей с отклоняющимся развитием. Так, Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что он замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. фактами, сколько с их социальными последствиями. Л. С. Выготский считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. 

    Однако инклюзивное образование в России только начинает зарождаться. Поэтому, существует ряд проблем, с которыми постоянно сталкиваются все участники этого процесса, особенно на первом этапе. Основные можно сформулировать таким образом.

    Во-первых, восприятие такой образовательной ситуации учителями. Дело в том, что эффективным инклюзивное образование станет только в том случае, если педагоги смогут соответствовать тем профессиональным ролям, которые оно от них требует. Но не все учителя готовы рисковать, соглашаясь на превращение общеобразовательного класса в "солянку" из обычных детей и особенных.

    Таким образом, возникает психологический барьер. Учителя боятся, что они не смогут справиться, избегают такой ответственности и особого риска. Поэтому неуверенность, страх педагогов значительно мешают их профессиональному и личностному развитию в области инклюзивного обучения.

    Во-вторых, не все родители детей-инвалидов способны решиться на то, чтобы отдать своего ребенка в обычный класс. Опасения вызывает то, что их там могут обидеть.

    Более того, семьи обычных детей, как правило, бывают против того, что в классе будут присутствовать особые учащиеся. Они опасаются, что все внимание учителя будет направлено только на них, "затормаживая" учебный процесс. В то время, как другие дети, не будут обеспечены необходимой для них поддержкой.

    В-третьих, особые сложности возникают во взаимоотношениях со сверстниками. Практика показывает, что имеется очень много проблем в этой области. Но, как правило, сверстники относятся к таким нетипичным детям в соответствии со взрослой позицией и установками педагогического коллектива и своих родителей.

    Поэтому нужно разрешить выделенные проблемы и психологически подготовить субъектов образовательного процесса. Только в этом случае инклюзивное образование сможет устойчиво внедриться в российскую систему обучения.

     

     

    Комментарии

    Людмила Ивановна! Вы затронули такую важную и сложную тему. Она еще будет широко обсуждаться, я думаю, родителями, учителями, общественностью.Пока еще не во всех общеобразовательных школах есть лицензии по ведению образовательной деятельности по коррекционным программам. А без лицензии как учить детей-инвалидов? А чтобы ее получить, нужно подготовиться серьезно. Нужно время. А родителям уже дали право оставлять детей-инвалидов в общеобразовательных классах. Возникнут конфликты. И они уже идут в школах. Как всегда: хотели, как лучше ...

    Маратканов Сергей Михайлович

    Если государство взялось за эту тему, значит это будет скоро повсеместно. И не важно будет ли в этом толк. Главное это будет дешевле чем содержать коррекционные школы.

    ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

    Я ЗА инклюзивное воспитание. Общение- это очень важный компонент в жизни человека. А от нас, педагогов зависит, чтобы дети между собой ладили, учились сопереживать, помогать.

    Закон говорит о том, что он будет приведен в действие с 01.01.2016г.

    Бессонова Наталия Валерьевна

    Валентина Петровна, если Вы говорите о программе VII вида, то тут я с Вами согласна. такие дети поставлены не в лучшие условия новым законом. А если о программе VIII вида, то у них в любом случае нецензовое образование

    Романова Ирина Павловна

    Уважаемая Валентина Петровна! Большое спасибо за ваш комментарий. Вы хорошо знаете о учебно-воспитательной работе в спецшколе. Вы довольны знаниями и умениями, которые получила ваша дочь. Я работаю в инклюзивных группах детского сада и вижу те сложности, которые возникают в работе с детьми с ОВЗ. Нам еще нужно учиться преодолевать эти трудности. А дети, действительно, в силу возраста - жестокие.

    Наталья Александровна Ращупкина

    А что делать родителям детей-инвалидов, которые не хотят расставаться со своим ребенком на долгие годы, встречаясь только в каникулярное время? Ребенок должен расти в семье,- это моя четкая позиция. И я со страхом жду того времени (а это произойдет через два года), когда моему ребенку-инвалиду надо будет ехать в школу-интернат, который находится за 200 километров. Согласна с Элеонорой Юрьевной, что многое зависит от педагога, работающего в классе. Надеюсь, что таких педагогов (понимающих и, главное, принимающих идеи инклюзивного образования)

    Наталья Александровна Ращупкина

    Людмила Ивановна, а вы не знаете, когда можно ожидать повсеместного введения инклюзивного образования?

    Денисенко Людмила Ивановна

    В новом законе «Об образовании» тщательно прописали все положения по инклюзиву. Когда в российских школах будут созданы комфортные условия для обучения детей-инвалидов, тогда школа откроет инклюзивное образование. Родители имеют право записать в любую близлежащую школу своего ребёнка, но на деле чаще всего учеба там становится невозможной, так как при входе нет пандуса, дверные проемы слишком узкие, а классы расположены не на первом этаже. Обучение детей с особыми запросами невозможно в обычной школе без помощи тьюторов.А их пока в школах нет. Вот и думайте сами....

    Балаганская Елена Александровна

    Совершенно согласна с Вами, Людмила Ивановна. В сегодняшних школах условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья нет. И что самое печальное, неизвестно, когда они будут созданы, и будут ли созданы вообще... Я работаю в школе для детей с нарушениями слуха. К нам периодически приходят дети из общеобразовательных школ (обычно после начальной школы или 5 класса) или возвращаются наши же ученики, которые после операции кохлеарной имплантации перешли в "обычную" школу. И практика показывает, что там они просто сидели на уроках и переводились с тройками из класса в класс, не получая ни знаний, ни коррекционной помощи. А многие дети ещё и перенесли психологическую травму (а кое-кто и физическую) из-за отношения сверстников.
    В целом, я ЗА инклюзивное образование, но чтобы его ввести, в российской школе нужно многое и многое поменять.