Умейте читать душу. В.А.Сухомлинский
Более года я переписываюсь с молодой учительницей из сельской школы Горьковской области. Предельная откровенность, с которой девушка рассказывает о своих раздумьях и тревогах, не позволяет мне назвать ее фамилию.
Первое письмо было проникнуто тревогой и смятением: «Я до того измучилась, что решила оставить педагогическую работу... Мой мучитель - Коля Н. Читаю детям рассказ о благородном человеческом поступке - он улыбаетса, прерывает чтение и говорит: «Это в книжках красиво пишут, в самом деле так не бывает...» Раздаю тетради - у Коли тройка. Он даже тетрадки не открывает. Бросит на окно и сидит до конца урока, ничего не делая. А вот недавно вырвал листок с оценкой и бросил мне на стол. Что мне с ним делать?»
Я попросил учительницу: напишите, пожалуйста, говорили ли вы с мальчиком наедине? Было ли так, чтобы вы с кем-нибудь из своих питомцев беседовали с глазу на глаз час, полтора, два часа? Чтобы, беседуя, прошли несколько километров - в поле, на берегу реки, на лугу? Чтобы ваша беседа началась под ярким солнцем и голубым небом, а окончилась при мерцании звезд? Чтобы забыли вы и питомец ваш, что вы учитель, а он ученик? Чтобы открыли друг перед другом свои сердца два человека?
«Нет, таких случаев не было,- ответила учительница.- Как-то не принято у нас. Да и о чем с ним говорить, не знаю я. И не умею. Ведь педагогика учит: влиять на ученика надо прежде всего через коллектив. Много раз предупреждала я Колю перед коллективом - не помогает. И по-доброму подойти пыталась, намеревалась изубрать мальчика звеньевым, хотела поручить организацию какого - нибудь коллективного дела... Но он не хочет. Как будто озлоблен на всех, а почему - ума не приложу. Однажды я перед коллективом сказала: Коля не будет больше делать ничего дурного и станет хорошим мальчиком. Думала, он смягчится, но получилось не так: мальчик вспыхнул, разгневался и сказал мне грубое слово... А потом было вот еще что. Я написала в его дневнике, обращаясь к матери: почему вы не интересуетесь оценками сына? Коля побледнел, сидел до конца урока, не шелохнувшись. На перерыве вижу, стоит в уголке, плачет... Я прикоснулась к его плечу, он повернул ко мне лицо, искаженное гневом... и сказал: «Пусть все вы умрете»... Что делать?»
Я написал учительнице: неужели вы не видите, что у ребенка какое-то горе? Горе не преходящее, а глубокое и постоянное. Сердце ребенка чем-то потрясено, уязвлено. Присмотритесь внимательно ко всему, вдумайтесь во все, что увидите. Умейте увидеть то, что незаметно с первого взгляда.
Ответа не было несколько недель. Потом я получил долгожданное письмо... «Коля живет один с матерью. Отца не знает. Для матери он наказание за несчастливую, неудачную любовь. Мальчик чувствует, что в семье он никому не нужен. Да и нет у него настоящей семьи. Но как помочь этому горю?»
Я понял, что совета не дашь в двух словах. Нужен большой разговор об одной из самых серьезных и острых проблем воспитания. Вскоре предстояло очередное занятие нашей школы педагогической культуры (эти занятия проводятся у нас время от времени, и мы приглашаем на них учителей из братских республик). Я пригласил учительницу из Горьковской области.
Наше занятие было посвящено, можно сказать, тончайшей грани человековедения - социально-психологической защите детства. Да, не надо бояться этого совершенно ясного оттенка мысли: защита детства. Есть дети, нуждающиеся в защите, в защите их сердца, чувств, переживаний. Иногда приходится защищать и жизнь.
На занятии школы педагогической культуры я рассказал о двух событиях, которые произошли много лет назад и навсегда остались в моем сердце.
Рано утром, перед восходом солнца, я шел по берегу пруда. Вижу, на старом пне, у глубокого омута, сидит мой десятилетний ученик, черноглазый Василько. Он не заметил меня. В его широко открытых глазах я увидел страдание и отчаяние. Я приблизился к Васильку, положил руку на его плечо. Мальчик вздрогнул, повернул голову. «Уйдем отсюда, Василько,- сказал я.- Какое бы ни было у тебя горе, не делай того, что ты надумал. Жизнь сильнее человеческого горя». Мальчик заплакал... На другой день он рассказал мне о своем горе. Две недели назад пришло извещение о гибели отца. А накануне того дня, когда Василек просидел у омута и решил покончить жизнь самоубийством,- накануне того дня у них в доме поселился чужой человек, и мать сказала: это будет твой отец.
Жизнь Василька открыла передо мной одну важную педагогическую истину: каждый ребенок хочет быть первым в чьем-то сердце. И без этого нельзя воспитать человека. К каждому юному сердцу надо прикоснуться так тонко и мудро, чтобы оно откликнулось доверием и откровенностью.
И другое событие. Оно произошло лет десять назад. В теплый майский вечер я возвращался домой из конторы колхоза. Недалеко от железнодорожной линии встретил чернокосую, голубоглазую красавицу, нашу девятиклассницу - назову ее, скажем, Оля. Меня поразил ее смятенный вид, Как будто кто-то подтолкнул меня; останови девушку, она задумала что-то нехорошее. Я побежал за Олей, взял ее за руку, спрашиваю: что с тобой, что ты задумала?
Из ее глаз хлынули слезы. Мы сели на ствол акации, лежавшей у берега пруда, и она излила свое горе. Юноша, писавший ей целый год письма, теперь, возвратившись из армии, встретил Олю на улице и равнодушно прошел мимо.
Дорогие друзья педагоги, помните, что у нас в школе не механизмы для заучивания знаний, а люди, у которых могут быть горе, печаль, грусть, тревога, смятение, потребность в сострадании, в очищающих слезах. В горе и скорби человеческая душа открыта другому человеку - пусть эта истина определит для нас правила воспитания. Надо уметь читать человеческую душу. Множество движений ее просто нельзя виставлять на люди, выносить на обсуждение коллектива.
Недоумение и тревогу вызывает странная позиция некоторых ученых - педагогов. Я написал статью об индивидуальной беседе педагога с ребенком и послал ее в педагогический журнал. Получил заключение - статья отклонена следующим мотивам: в ней слишком выпячивается фигура педагога (?) и переоценивается роль беседы... Вот какие чудеса творят в педагогической науке: фигура педагога стала опасной.
Присмотримся, как ведут себя малыши, как относятся они друг к другу, к родителям, а потом к нам, педагогам, и мы увидим что у ребенка есть органическая потребность излить перед тем, кому он доверяет, свои чувства, мысли, раскрыть свою душу. Эта потребность порождается теми бедами и огорчениями, которые возникают в детской среде и которых надо зорко и внимательно оберегать детей.
Вот на перерыве прибежал вам маленький Володя, в глаза него тревога и недоумение: поймал божью коровку, хотел посмотреть, как она расправляет крылья, чтобы полететь. А Петя взял букашку, оторвал крылья. Упала на землю божья коровка. Глаза детские горестно вопрошают: разве это правильно сделал Петя?
Внимание, воспитатель! Ребенка потревожил вас не «пустяковым вопросом. Он пришел к вам своим горем. Разве можно причинять зло живому существу? Не отмахивайтесь от подобных детских обращений и жалоб. Чем внимательнее вы будете к ним, тем чаще станут приходить к вам дети, тем с большей охотой станут раскрывать перед вами свою душу.
Учительница из Горьковской области писала, что беседовать ребенком час, полтора, два часа не принято. Почему не принято? Ведь Коля, о котором учительница писала с такой тревогой, уже давно, очень давно испытывает острую потребность в душевной разрядке. Снять тяжесть, боль, огорчение, озлобление с детского сердца можно лишь добрым словом. Помните, я говорил, что каждому ребенку хочется быть первым в чьем-то сердце. Пусть маленький человек, который думает, что он никому не нужен, переживет радость, ощутив, что занял первое место а вашем сердце. Это снимет с его души то, что психологи называют негативной эмоциональной доминантой, а в простой человеческой речи это можно назвать так: ваше участливое слово рассеет горе.
Но всегда ли дети бывают с нами, учителями, откровенны и искренни?
К сожалению, есть школы, где господствуют «сильные», «волевые» средства - окрик, угроза вызвать родителей, запись в дневнике: «Примите меры...» Если в школе царит волевой метод воздействия, если педагог обращается к помощи родителей, втайне надеясь, что, кроме школьных средств воздействия, есть еще домашние, более эффективные, распрощайтесь даже с мыслью о том, чтобы ребенок пришел в вам со своими мыслями и чувствами. Ребенок раскроет вам сердце только в том случае, если вы никогда не обращаетесь ни к кому за помощью с просьбой унять, обуздать его, вашего питомца. Если вы надеетесь, что мать и отец заставят вашего ученика быть хорошим, и об этой надежде вашей знает ребенок,- пишите, как говорится, пропало: не только самовоспитания, но и нормального порядка в классе не будет. К родителям обращаться надо, беседовать с ними, но даже мысли не должно возникнуть, что самых дорогих, любимых людей учитель делает пугалом. В воспитании вообще недопустимо, чтобы на человека ребенок смотрел как на пугало. Если вы хотите, чтобы ребенок думал хорошо, надо воспитывать его так, чтобы он любил мать, отца, учителя. Чтобы у него вообще были любимые люди.
Но как может рассчитывать на доверие, откровенность маленького человека педагог, если он не стал для ребенка любимым и близким, таким, к которому идут с самым сокровенным, глубоко личным,- с тем, о чем никогда не скажешь в присутствии всех товарищей по классу, по школе.
Не считайте все детские жалобы ябедой, а всех маленьких жалобщиков «тонкослезыми ябедниками», как любит говорить мой знакомый учитель, и потенциальными доносчиками. Умейте выслушать жалобу. Вообще умение слушать ребенка - большое педагогическое искусство. Там, где нет этого искусства, не может быть и воспитания. Вот к вам на перерыве прибежала первоклассница Надя. Глаза у нее радостные, а в голосе обида: «Коля насыпал мне за воротник зернышек шиповника... а они колются...» Даже от таких жалоб нельзя отмахиваться. Вам известны отношения между детьми, вдумайтесь, что руководило Колей: ответил ли он просто на шутки девочек, или же есть у него наклонность причинять товарищам неприятности. От того, с чем вы имеете дело, зависит и ваш ответ. Помните, что в этой пустой, как может показаться на первый взгляд, жалобе, вовсе и не жалоба, а вопрос к вам, воспитателю: что же такое справедливость? Хорошо это или плохо - причинять товарищу боль, обиду? Сумейте услышать этот вопрос во многих детских жалобах. Сумейте ответить на него. Но если в обиде, послужившей причиной жалобы, есть хотя бы маленькая крупица зла, не спешите наказывать обидчика. Надя обратилась к вам вовсе не для того, чтобы вы наказали Колю. Она хочет узнать, что хорошо и что плохо. Если же вы будете спешить с наказанием, дети не станут вообще обращаться к вам за помощью, ибо в подавляющем большинстве они увидят в этом зло, несправедливость. Обращаться к вам с жалобами будут только те, у кого в сердце свили гнездо обида, неверие в добро,- они станут приходить к вам, чтобы вашими устами, вашей волей расправиться с тем, кто им неугоден. Опасайтесь, как огня, стать орудием недоброжелательности.
Если в школе царит добро и взаимное доверие, воспитанник приходит к вам и спрашивает, где истина, что ему делать. Вопросов таких во взволнованном детском рассказе вы можете и не услышать, но умейте «прочитать» их «между строк». Берегите тайну, которую доверил вам человек,- это одно из элементарных правил педагогики. Раскрывая перед вами душу, могут поведать о самом трудном и сложном, вы можете услышать о предосудительном поступке, о таких взаимоотношениях между вашими учениками, которые, казалось бы, сразу же требуют немедленного вмешательства взрослых. Умейте быть терпеливыми в таких случаях. Следствием вашей беседы с воспитанником быть наказание. Одним из наиболее остро ранящих душу наказаний является выставление перед коллективом глубоко личного.
Я уже говорил, что ребенок стремится доверить свои чувства и мысли человеку, которого уважает и любит. Но каждый честный и скромный человек переживает в таких случаях большую стеснительность. Умейте увидеть в глазах своего питомца тончайшие движения его души. Найдите слово - единственное, подчас его нужно искать среди тысяч других,- которое тонко и умно побудило бы ребенка раскрыть свое сердце.
То, что человек открылся вам, уже одно это большой успех воспитательной работы. Но дальнейшее в огромной мере зависит от того, каким увидит и почувствует ребенок ваше прикосновение к его сердцу. Если хотите, это одна из самых тонких и трудноуловимых вещей педагогике. Речь идет о великом искусстве человеческой участливости.
Психологическую сторону исповеди понимали уже древнегреческие философы-пифагорейцы. В своем учении о катарсисе (в переводе с греческого - очищение) Аристотель подробно объяснил сущность исповеди.
В арсенале религиозного воспитания этой форме воздействия на человека придается очень большое значение. Спрашивается: почему не должны использовать эту форму в своих целях мы? Если воспитанник не идет к учителю со своими радостями и горестями,- вообще смешно говорить о каком бы то ни было воспитании, его нет, нет и нет. Откровение сердца или, не будем бояться этого слова, исповедь воспитанника любимому воспитателю, а нашем современном представлении - это процесс взаимного облагораживания сердца и разума. Человек, как говорят в таких случаях, берет себя в руки - это как раз и есть тонкое побуждение к самовоспитанию. Он шествует над своими порывами. Поэтому доверительная беседа с воспитателем приносит облегчение, улучшает самочувствие. Разделенная радость - двойная радость, разделенное горе - половинное горе.
Индивидуальная беседа - это в практике моей работы одно из важнейших, самых сильных и ничем не заменимых средств воспитания. Самые трудные и самые богатые часы воспитания - это как раз часы, посвященные индивидуальным беседам. Без этой социально-психологической защиты детства я не представляю себе нормальной воспитательной работы. Если бы не эта зашита, невозможно было бы работать с коллективом.
Больно даже при мысли о том что в школах у нас есть ученики которые носят в себе нераздельное горе. Оно опустошает детские души. И самым страшным горем бывает чувство своей неполноценности: другим знания даются, а у меня ничего не выходит, я неудачник, такова уж моя судьба. Эта боль накапливается постепенно, изо дня на день. Ребенку хочется поделиться ею, но стыдно и он молчит. Молчит дома, молчит в школе. Присмотримся к самим питомцам, и мы увидим порой печальные, умоляющие глаза. Нужно защитить ребенка от горя. Прежде всего принесем ему хотя маленькую радость: сделаем чтобы он познал успех в овладении знаниями, испытал чувство гордости.
Если вы и ваш воспитанник стали друзьями, если вас обьединяет взаимное доверие, если вы никогда не принесли своему питомцу зла, огорчения,- вот тогда вы имеете моральное право учить самовоспитанию, и ваши поучения будут восприниматься как мудрость жизненного опыта. Ваша сердечность, ваша доброта дают вам еще одно великое право - право на мудрую строгость. Без мудрой строгости, основанной на добре и справедливости, воспитание превратилось бы в сюсюканье.
Есть еще одно условие, без которого невозможно самовоспитание. Оно, это условие, образно говоря, лежит между волей педагога и волей воспитанника, как бы объединяет воспитание и самовоспитание в единое целое. Это условие - осознание воспитанником своего собственного становления: сегодня я стал лучше, чем вчера, и мою душу входит добро и красота, и это зависит в огромной мере от меня самого, от собственной моей воли. Прекрасный спутник осознания воспитанником своего собственного становления - самоуважение, зарождение чувства собственного достоинства, только там, где воспитанник уважает себя, возможно самовоспитание. И чем глубже чувство самоуважения, тем больше чуткости, восприимчивости к вашим наставлениям: воспитывать себя надо вот так. Там, где нет самоуважения, человек останется глухим к вещам поучениям и советам.
Самоуважение - это очень хрупкая вещь. С ней надо быть исключительно осторожным. Для того, чтобы воспитать самоуважение, надо действовать только тонкими воспитательными средствами. Оно не терпит грубых, «сильных», «волевых» средств. Я бы назвал самоуважение детской интеллигентностью. Это душевная мягкость, помноженная на чистоту мыслей, побуждений, намерений. Здесь мы имеем дело с самым интересным в школе делом - с делом, заслуживающим огромного внимания, но, к сожалению, малоизученным - с детским умственным трудом, точнее, с отражением этого труда в эмоциональной сфере - с интеллектуальными чувствами. Уважение к самому себе рождается из радости познания, источника детской интеллигентности. Если же учение не приносит радости, а напротив, тяготит, то человек становится равнодушным, безразличным к самому себе - ни о каком самовоспитании не может быть и речи. Важнейшая задача педагога как воспитателя заключается в том, чтобы оберегать в юном сердце огонек светлых интеллектуальных чувств.
Наша тонкая и сложная воспитательная миссия заключается в том, чтобы перед каждым - перед каждым без исключения - умственный труд открылся бы как важнейшая сфера выражения и самовыражения личности. Я не знаю нормального ребенка, который по крайней мере по одному какому-нибудь предмету не смог бы достигнуть отличных результатов. Когда я вижу перед собой неуспевающего, я стремлюсь прежде всего определить, где у него та «зацепка», ухватившись за которую в нем можно пробудить чувство гордости. И вот человек, которого все считали ни к чему не способным, становится отличником по какому-то предмету. Чувство гордости пробуждает в нем здоровое самолюбие. Не бойтесь этого чувства, развивайте и углубляйте его. Если уж человек относится сам к себе не безразлично, он не позволит себе быть неуспевающим. Конечно, все не так легко и просто. Все это требует понимания тончайших движений души.
Наш долг - не только вкладывать в юные умы знания, но и быть врачевателем душевных ран. Пусть же социально-психологическая защита детства станет одним из самых важных элементов воспитания в каждой школе.
- Мне нравится (11)
Комментарии
Умейте читать душу
Душа ребенка - непрочитанная книга
Уметь читать душу
Уметь читать душу
Уметь читать душу.
Да, это так. Полностью с вами
Да, это так. Полностью с вами согласна.Очень актуально. И что добавить не знаешь....
Разделенная радость - двойная
Разделенная радость - двойная радость, разделенное горе - половинное горе. В одной строке заключена мудрость всей жизни!
Всегда нужно общаться с
Всегда нужно общаться с детьми на равных, выслушивать, тогда они идут на встречу и проявляют заинтересованность.