Главное – качество урока.Сухомлинский В. А.

Педагогическое мастерство учителя прежде всего проявляется на уроке — хорошо подготовленном, продуманном, правильно проведенном.

Начиная занятие, я всегда ставлю перед собою цель - добиться того, чтобы учащиеся ясно представляли себе, что они изучают на данном уроке, сосредоточили бы свое внимание на содержании темы, не только поняли, но и глубоко усвоили весь излагаемый материал.

Чтобы привлечь внимание учеников к содержанию темы, я всегда перед изложением нового материала раскрываю его объем. Например, рассказывая в 10-м классе о подготовке империалистических государств к первой мировой войне, сообщаю учащимся о том, что они получат ответ на вопросы: Почему англо-немецкие противоречия были основными противоречиями и привели к мировой войне? Какие цели ставила перед собою каждая страна, готовившаяся к войне? Почему немецкие империалисты являются непосредственными виновниками войны? Таким образом, учащиеся, слушая мое изложение, воспринимают тему урока по плану, и этот план дает им возможность усвоить весь материал в четкой последовательности и взаимосвязи.

Я внимательно слежу за процессом усвоения учебного материала на уроке. В этом мне помогает знание индивидуальных особенностей учеников. Вот, например, ученик 10-го класса Владимир Плитко хорошо усваивает взаимосвязь между историческими фактами, но плохо запоминает даты, хронологию. Зная это, я обращаю внимание на Плитко во всех случаях, когда дело касается хронологии.

Во время изложения урока я всегда ставлю перед школьниками вопросы, на которые они находят ответ в моем объяснении. При таком способе изложения ученики усваивают не только содержание темы, но и объем вопросов. Им придется отвечать на них и во время закрепления, и на будущем уроке, когда материал будет повторяться, и во время проверки домашнего задания.

Излагая материал на уроке, я никогда не стремлюсь пересказывать все то, что написано в учебнике, а обращаю внимание на главные исторические факты, их причины и взаимосвязь, на оценку исторических фактов и событий классиками марксизма-ленинизма.

Активность усвоения на уроке зависит от мастерства учителя. И лучшим уроком является именно тот, на котором учитель добьется работы мысли учащихся, а не механического запоминания слов. Ни одно понятие не должно оставаться для школьников неясным, туманным.

Я убедился, что никогда нельзя переоценивать роль домашних заданий в усвоении знаний. Если для ученика остались нераскрытыми новые понятия, если он дома «учит» материал, плохо усвоенный в классе, этот ученик может попасть в разряд отстающих, - отставание рождается чаще всего на уроке, а не дома.

Борьба за полную успеваемость учащихся неразрывно связана с воспитательной работой. Хочется рассказать о случае, подтверждающем, что глубокое изучение индивидуальных особенностей детей и развитие положительных качеств ученика оказывают решающее влияние на повышение успеваемости. В прошлом учебном году 10-й класс нашей школы окончил ученик Сулима. В 9-й класс он пришел из другой школы. В педагогической характеристике было указано, что он учится удовлетворительно, но не отличается усидчивостью, имеет непостоянный слабый характер, что отражается на успеваемости. В нашей школе он учился тоже удовлетворительно, но успехи в учении его мало интересовали: его не беспокоили тройки, но и четверки тоже не радовали. Надо было взволновать этого ученика, активно «вторгнуться» в его характер. Я начал проводить с ним индивидуальные беседы. Как преподаватель литературы, я для бесед использовал положительные образы героев советской литературы. Ученику была показана в образах Мересьева, Воропаева, Сабурова сила воли советского человека. А он, ученик, отмахивается от трудностей, не стремится их преодолеть. Он пишет, например, сочинение по литературе на «3», а мог бы при усидчивой, напряженной работе написать на «5». Ученик внимательно слушал меня, и я чувствовал, что юноша впервые думает о себе серьезно и не по-детски. Я стал давать ученику индивидуальные задания. В его сочинении «Моральные черты советского человека по произведениям советских писателей» впервые были видны собственные мысли юноши, стремление преодолевать трудности. Так шаг за шагом я и все учителя, преподающие в 10-м классе, ставили перед юношей все новые и новые трудности, направляя вдумчивого и рассудительного юношу на преодоление препятствий. Теперь уже каждый успех волновал его, был для него радостью, а неудача — горем. В конце учебного года в 10-м классе он стал одним из лучших учеников, успешно сдал экзамены и сейчас учится в Киевском педагогическом институте.

Этот случай еще раз подтверждает ту истину, что индивидуальные особенности не являются чем-то застывшим и неизменным.

Каждый учебный год я посещаю и анализирую свыше 400 уроков других учителей. Основное внимание при этом обращаю на процесс усвоения. И очень часто вижу на занятиях, что учитель не руководят мыслью детей, забывает о том, что он должен в процессе обучения не только излагать материал, но и следить за тем, как происходит процесс усвоения материала учащимися.

Вот несколько примеров. Учитель Конституции СССР объясняет в 7-м классе тему «Образование Советского государства». Он добросовестно пересказывает соответствующий раздел учебника. Кажется, что ученики внимательно слушают, лица их сосредоточены, каждый смотрит в глаза учителю Но проходит минута, другая, — и некоторые ученики уже глядят куда-то в сторону, а мысли их уже где-то далеко за классной комнатой. Я вижу, что смысл слов учителя не доходит до учащихся, хотя каждый из них смог бы повторить последнюю фразу, если бы этого потребовал педагог. Учитель удовлетворен кажущимся вниманием детей. Но мысль учеников не работает.

Учитель говорит: «Октябрьская революция свергла власть помещиков и капиталистов и установила власть рабочего класса и крестьянства». Эта фраза повторяет слова учебника. Учитель не задумывается над тем, как ученики понимают слово «революция», как они представляют себе власть помещиков и капиталистов и власть рабочего класса. Проходит десять, пятнадцать, двадцать минут. Преподаватель окончил изложение нового материала и спрашивает учеников: «Какие у вас есть вопросы?». У детей нет вопросов, потому что во время рассказа учителя они и не ставили перед собою никаких вопросов, а преподаватель не ставил их перед учащимися.

Начинается закрепление нового материал. Учитель ставит ученикам вопросы, повторяющие подзаголовки учебника. Семиклассники отвечают отдельными фразами, между которыми нет никакой логической связи. Учитель недоволен, нервничает. В чем же дело? Класс слушал так внимательно, была такая напряженная тишина, а знаний ученики все же не получили...

Беседуя с преподавателем после подобного урока, приходится указывать, что он во время изложения нового материала не думал над тем, как сообщаемые им сведения укладываются в сознании детей. Этот промах свойственен многим не только молодым, но и солидным педагогам. День за днем происходит пересказывание учебника. Все умственные силы ребенка идут на то, чтобы запомнить слова учителя. Не получив знаний на уроке, ученик, несколько раз читает дома соответствующий раздел учебника, пытаясь «выучить». Некоторые учащиеся «готовят» домашние задания по 6—8 часов. В результате такой «подготовки» они не могут «выучить» и половины уроков, получают двойки и через некоторое время совсем перестают заглядывать в учебник. Директор вызывает родителей, начинается внушительная беседа, а в душе ребенка возникает отвращение и к уроку, и к книге, и к школе. Рождаются «неспособные», «безнадежные», рождаются не только второгодники, но и неуспевающие второгодники. И все это зависит от нас, учителей, от того, что уроки даются на крайне низком уровне, а руководители школ не делают глубокого анализа педагогического процесса, ограничиваясь поверхностными замечаниями и регистрируя плохие знания учеников.

Задача директора школы — руководить педагогическим процессом. Это руководство надо осуществлять путем глубокого анализа урока. В своей школе с отдельными учителями я провожу подготовку к урокам. Это способствует совершенствованию педагогического мастерства учителя, что, в конце концов, повышает качество знаний учащихся.

Улучшению содержания и техники педагогического процесса в нашей школе подчинена вся методическая работа. На заседаниях методических объединений мы проводим коллективную подготовку учителей к открытым урокам. Таким образом, открытый урок готовит не один учитель, а целый коллектив под руководством директора или завуча. Мне кажется, что именно этот момент должен превалировать в методической работе, организуемой и направляемой школой.

 

Комментарии

Мокиенко  Елена Александровна

Спасибо за статью.Какое счастье работать под руководством такого директора!Престиж школы,рост качества знаний учащихся,рост профессионального мастерства педагога.Увы,как мало таких школ,а жаль.Желаю Вам новых творческих успехов.Радости от общения с учениками,коллегами!Новых побед вашей школе!
Золотайко Марина Владимировна

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я могу сказать, что данная статья отражает отношения настоящей школы. В нашей школе администрация ведет очень активную работу среди учителей как молодых, так и более опытных, оказывает помощь, организует мастер-классы, обучающие педсоветы, способствует росту мастерства педагога. Поэтому в нашей школе очень творческий коллектив, позволяющий нашим ученикам реализоватьсебя во всех направлениях: учебном, культурном, социологическом, создана своя телестудия. Конечно, есть и трудности:нет общешкольного Интернета - проблема многих школ, увеличивается количество школьников из социально неблагополучных семей. Но при этом колленктив школы находит все возможности, чтобы не потерять ребенка, привлечь его к работе школы, нен последнюю роль в этом играют уроки. Я систематически включаю в начале урока задания-организаторы, выстраиваю урок в ключе решения проблемы, которую учащиеся сами могут сформулировать. Решение проблем возможно разными способами: творческие задания,рупповые работы, создание проекта-шпаргалки и т.п. В таком же ракурсе у нас работают практически все учителя. Благодаря слаженной работе коллектива, школа стала дважды победителем премии президента. Я желаю всем педагогам понимающей администрации, единомышленников среди коллег, пытливых учеников.
Цыпкина Тамара Валентиновна

Почему немецкие империалисты являются непосредственными виновниками войны? Таким образом, учащиеся, слушая мое изложение, воспринимают тему урока по плану, и этот план дает им возможность усвоить весь материал в четкой последовательности и взаимосвязи.

Когда в школе все благополучно, этого не замечаешь,просто летишь на крыльях на работу...А ведь это продуманная профессиональная работа руководителя...В моей школе( я рядовой педагог) был период неблагополучия,бывший директор просто махнул рукой на лицензию,оформление документации...и школа оказалась на грани закрытия...Все обошлось...но,такая безответственность дорого могла обойтись коллективу...Желаю Вам дальнейшего процветания и радения за свой коллектив...Думаю,что в вашей школе уютно всем-педагогам,ученикам, родителям.....Новых Вам творческих планов и свершений!
Громакова Людмила Николаевна

Как просто, ясно , продуманно все в заметках В.А.Сухомлинского.Его книги- кладези педагогической мысли. Но время вносит коррективы и в структуру урока и во взаимоотношения учитель-ученик. Я думаю сегодняшний директор и учитель- должен сочетать в себе Сухомлинского и Макаренко. Беспризорность и отсутствие нравственного идеала в обществе предъявляют к учителю повышенные требования.Спасибо за напоминание старых истин и удачную своевременную статью.
Кусаинова Наталья Владимировна

Директор - учитель сейчас большая редкость. больше - директор - хозяйственник. Я считаю, что каждый должен быть занят своим делом. Директор - руководит, представляет школу на всевозможных совещаниях, решает административные вопросы. А обучением молодых, контролем (в большей степени, чем директор,) должны заниматься его заместители по учебной части и завуч по науке.
Золотайко Марина Владимировна

Работая в нашей школе, я получила возможность не только работать , но и творить. Администрация школы является хорошим помощником, организаторм и хозяйственником. Оказывая помощь не только молодым педагогам, но и создавая условия для прфессионального роста каждого учителя, в школе создан слаженный, творческий коллектив учителей. Создавая удобное рабочее место учителя, мы в конечном счете способствуем организации более современного урока, технически оснащенного. Педагог, разбирающийся в современных возможностях ТСО, вызывает большее уважение и интерес у современного ученика. Комбинируя различные формы и методы организации урока, ориентируюсь в основном на интерактивные, что способствует развитию основных компетнтностей школьников, а главное, как, я считаю, коммуникативных.
Зайцева Ирина Николаевна

Уважаемые коллеги! Отношение учителей, воспитателей, руководителей к педагогическим новшествам зависит от того, на каких ступенях профессионального роста они находятся.Задача администрации школы - перевести педагогов из группы негативистов в зону повышенной мотивации.Ведь если учитель осознаёт свою миссию, - начинается самовыражение, самореализация, саморазвитие.
Белякова Людмила Михайловна

Многогранность мысли В.Сухомлинского всегда поражает,заставляет перелопатить многое, провести некую ревизию своего собственного опыта и деятельности школы. Каждый из нас - это часть сложного, единого организма - Школы. И как бы ни был успешен отдельный учитель в школе, самый "звёздный", самый авторитетный и уважаемый, он лишь составляющая в мире детства. Конечно, каждый учитель мечтает о хорошей школе, мудром директоре, слаженном коллективе, талантливых детях. Да и кто откажется "от блюдечка с голубой каёмочкой"? И если всё это тебе судьба дарит, пользуйся и не забывай о благодарности. А если этого нет? "Делать жизнь" с чего? Вероятно, с себя, помня замечательную пословицу: "Начинать с себя - хорошая привычка". Надо стать учителем, не по диплому, выданному в вузе, а по жизни. Я знаю только один путь приобретения такого мастерства - это открытые уроки. Именно они дают огромный опыт рефлексии, оценки и самооценки, стимул к открытию новых и новых высот, вершин (читай:методов, приёмов, технологий), открытый урок- это зеркало сотрудничества детей и учителя. Но увы, сегодня в школе эта форма самореализации личности учителя изживает самое себя. А несмотря на все модные и, несомненно, привлекательные критерии оценивания деятельности учителя, альтернативы открытому уроку нет. Сухомлинский это понимал, когда готовил открытые уроки всей школой, понимал, что это праздник для детей и учителей. Я люблю давать открытые уроки. Во-первых, это такой мозговой штурм, такая "атака" на себя, такое особое художественно-педагогическое пространство! Во-вторых, это новая образовательная реальность для детей. Если мы говорим (или пока только мечтаем) об открытой школе, то начинать надо с открытых уроков. Каждый такой урок позволяет учителю увидеть себя со стороны, стимулирует на поиск, на открытие! А как думаете об этом вы, уважаемые коллеги?
Татьяна Михайловна Захарченко

Очень согласна с вами, Людмила Михайловна. Только открытый урок в полной мере может показать мастерство учителя : научить, вовлечь, заставить задуматься и т. п. Часто с коллегами говорим о том, что именно много лет назад правильно оценивали деятельность педагога - смотрели открытые уроки и мероприятия. А потом уже к этому прилагались "бумажки"...и было их не так уж много..

Абрамова Ольга Анатольевна

Спасибо за статью.

Елена Исаева

Спасибо за статью. Не скрою, что все проблемы, о которых говорит автор, существуют на моих уроках. Кажется, ученики слушают внимательно, задаю вопрос, молчание. Иногда , вижу , погружены в свои мысли, но вдруг, выдают нестандартное решение.Стараюсь применять новые образовательные технологии: развитие критического мышления, проектную методику,личностно-ориентированные технологии, но, к сожалению, результаты появляются не сразу. Радует, что развиваются познавательные интересы, повышается мотивация. Очень приятно, когда оценки, котрые ты поставил ученику, соответствуют оценкам в другом учебном заведении, в которое поступил выпускник!

Наталья Александровна Григорова

Спасибо за статью! Это счастье работать в коллективе, где подготовка к открытым урокам проходит коллективно на заседаниях методических объединений. Согласна с Еленой Исаевой, приятно, когда оценки, которые ты поставил своим ученикам объективно совпадают с их оцениванием в учебных заведениях, в которые они поступили после школы.

КОЛЕСНИКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Спасибо за статью! Эти слова В.А.Сухомлинского, сказанные много лет назад, остаются актуальными и в наше время. Какое счастье работать под руководством такого директора, а подготовка к открытым урокам проходит коллективно..

Полоскова Мария Дмитриевна

Спасибо за статью!

Мудрецов Игорь Вячеславович

Довольно актуально.

Вальщикова Ольга Олеговна

На заседаниях методических объединений мы проводим коллективную подготовку учителей к открытым урокам. Таким образом, открытый урок готовит не один учитель, а целый коллектив под руководством директора или завуча. Мне кажется, что именно этот момент должен превалировать в методической работе, организуемой и направляемой школой. Это конечно очень хорошо, но практика показывает обратное. Учитель сам себя режиссёр, наставник и помощник.

Каретникова Ульяна Геннадьевна

В настоящий период В.А.Сухомлинский прав, как никогда! Всё актуально! "Активность усвоения на уроке зависит от мастерства учителя". От учителя на уроке зависит всё, как и сам урок.

Калачева Елена Сергеевна

Сухомлинский вообще генеальный педагог!