Педагогический поэт

Недавно старый университетский друг прислал мне два номера российской газеты «Первое сентября» еще за ноябрь 1993 года. На развороте – крупный заголовок: «Идеи и открытия Виктора Шаталова. Больше двадцати лет известна школе методика выдающегося русского педагога». В статье главный редактор газеты Симон Соловейчик задает риторический вопрос:
«Есть специалисты, глубоко знающие западную педагогику. Могут ли они назвать какую-нибудь систему, хоть отдаленно сравнимую по идеям и результатам с системой Виктора Федоровича Шаталова, выдающегося русского педагога?»
А на одном из фото, помещенном в той газете, засняты два Шаталова-однофамильца. Они в Большом Кремлевском дворце после церемонии вручения государственных наград. Виктор Федорович получил из рук президента России Знак отличия и Грамоту о присвоении ему почетного звания «Народный учитель». Подпись под снимком гласит: «Владимир Шаталов и Виктор Шаталов. Космонавт и учитель». Такое соседство имеет предысторию: однажды корреспондент «Известий» А. Никитин, побывав на уроках дончанина Шаталова, написал, что увиденное поразило его не меньше, чем выход человека в открытый космос!
Наш современник
1 мая нашему выдающемуся земляку знаменитому учителю Виктору Шаталову исполнилось 75 лет. Возраст почтенный, но в это трудно поверить даже тем, кто имеет счастье общаться с этим удивительным человеком, полным сил и неукротимой энергии. Ветеран Великой Отечественной войны, удостоенный многих боевых и трудовых наград, отличается завидным молодым задором, стремлением вершить все новые и новые дела. Секрет прост: у него разряды по 14 видам спорта, и многие годы Виктор Федорович, облачаясь по утрам в спортивную форму,совершает ежедневно многокилометровые пробежки..
Основательная спортивная закалка, напряженный повседневный труд за письменным столом, кипучая деятельность на институтской кафедре, поездки с лекциями по многим городам – основа его жизнедеятельности и неиссякаемого жизнелюбия. Флотская служба на Дальнем Востоке оставила неизгладимый след в душе и сердце, помогая ему и ныне все делать четко и основательно. Поэтому свой юбилей народный учитель СССР, заслуженный учитель Украины, профессор Донецкого института социального образования встретил в полном расцвете творческих сил. В Москве, например, в этом году одна за другой выходят его необыкновенные книги. Они поучительны не только педагогам, но и любому читателю. В них повествуется не только о всемирно известной шаталовской системе обучения, но и ярко рассказывается о многих драматических коллизиях и сложных перипетиях в жизни учителя-новатора, о многочисленных последователях и откровенных недоброжелателях и недругах. А недавно Шаталов опубликовал малоизвестную поэму И. Франко в своем переводе. Скоро должна выйти из печати повесть учителя - «Город в облаках».
Все мы - дети школы, получившие от нее путевку в большую жизнь. Мы и сейчас живем ее заботами, провожая на учебу своих детей и внуков. И потому каждый получит истинное наслаждение, читая искрометные новеллы признанного мастера педагогического труда. На едином дыхании читаются последние работы В. Шаталова «Трудных детей не бывает», «Сквозь призму времени», «Соцветие талантов».
В предисловии к недавно вышедшей его книге «Приглашение к поиску», есть примечательные слова, которые звучат не просто как дань уважения знаменитому учителю, а четкое определение его места в развитии науки - читателю предлагается «новый труд великого педагога современности».
Да, великого! Это, по правде, не всеми современниками юбиляра воспринимается однозначно. Но нет сомнения, что история все расставит по своим местам, и тогда не будет других оценок. Мы же, земляки Виктора Федоровича, можем и должны по праву гордиться тем, что являемся современниками выдающегося подвижника педагогики.
Многие книги, написанные им за годы уникального эксперимента, давно стали библиографической редкостью. У всех учителей на слуху "Педагогическая проза", "Куда и как исчезли тройки", "Эксперимент продолжается", «Психологические контакты», «Методические материалы для работы с опорными материалами по тригонометрии». В домашней библиотеке Шаталова хранятся экземпляры на болгарском, китайском, португальском и других языках мира. Совсем недавно в Киеве издан одобренный Министерством просвещения и науки Украины учебник для вузов «Педагогические лабиринты», написанный В. Ф. Шаталовым в соавторстве с Д. М. Мальцевой.
А сколько бесценных шаталовских методических статей – рекомендаций по вопросам обучения и воспитания детей опубликованы в специализированных журналах для школ!
В помощь учителям в свое время печатались учебные пособия последователей В. Шаталова,
его сторонников и соратников Л.Аникеевой, Р.Зубчевской, Ю. Меженко, А. Чеботаря, М. Винокура, В. Шеймана - авторы делились опытом преподавания биологии, математики, тригонометрии, русского языка, географии, физики, иностранных языков с использованием методической системы Шаталова, его уникального открытия – опорных сигналов. Условно говоря, это образный конспект к каждому уроку символами, знаками, цифрами, ключевыми словами.
Многие годы в адрес донецкого учителя потоком идут письма со многих уголков СНГ, всем просто невозможно ответить. Но немало адресатов, которым Виктор Федорович пишет, что называется, по горячим следам: не в его манере откладывать ответ.
Его методическая система годится не только для школы, ее охотно применяют преподаватели техникумов, вузов, военных академий. В любой заинтересованной аудитории Шаталов - желанный гость. Слушать его – истинное удовольствие. Его лекции длятся по 4-5 часов и больше, но аудитория, как завороженная, внимает каждому слову мэтра. Кто слушал его выступления, с восторгом будет об этом вспоминать всегда.
В былые годы, помнится, по линии Всесоюзного общества «Знание» шли нескончаемые заявки на выступления Шаталова, на которые он охотно откликался. Его ждали не только в столицах, но и на Крайнем Севере, в Средней Азии, Прибалтике, заполярной Воркуте, Закавказье, на Урале, Сахалине и Камчатке.
Народный учитель
Виктор Федорович - не просто педагог-новатор. Борис Никитин, известный воспитатель детей-вундеркиндов, признался:«...Он делает то, чего никто не может".
И тут дело не в гипнотизме внешности и жестов учителя, не в гениальной доходчивости его фраз до умов и сердец воспитанников. Дело в том, что его система атаки на «двойку», его учение об использовании опорных сигналов успешно применяются разными педагогами во всем мире, в диапазоне от яслей до академий, причем уже независимо от самого Шаталова. За 40 лет эксперимента Шаталова из самых, казалось бы, слабых учеников, которых для него специально подбирали как безнадежных, вышли в итоге 58(!) кандидатов и 12 докторов физико-математических и технических наук. Совсем недавно в продолжение эксперимента несовершеннолетние заключенные одной из тюрем под Петербургом после всего трех с половиной часов занятий с Шаталовым сдали на «пятерки» весь годичный курс геометрии 7 класса!
В чем же особенности шаталовского метода обучения детей? Он не делит учеников на сильных и слабых, у него все равны. Это изначальный постулат, укрепляющий достоинство его воспитанников. При этом все оказываются в одинаковом положении: более способные с опережением осваивают школьную программу, малоспособные не отстают от них благодаря тому, что учитель вызывает у них интерес к учению, и они стремятся добиться успеха.
На уроках Шаталова все необычно: дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, загодя зная, что они им под силу. Опорные сигналы - это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы - позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. Сейчас трудно представить, что законы и правила составления опорных сигналов, разработанные Шаталовым, прежде неведомы были школе. Примечательно, что система обучения Шаталова без оговорок нравится его ученикам: они работают творчески, с увлечением, никто не шалит на уроках, дисциплине в классе может позавидовать любой педагог.
Все отвечают по опорным сигналам и получают непременно высокие оценки на каждом уроке. Уроки Шаталова дают многое. Они развивают и укрепляют память, волю. И не только обучают, но и воспитывают учеников.
Примечательно, что абсолютное большинство воспитанников Шаталова получают глубокие и прочные знания, они без всяких потуг поступают в престижные вузы. И на всю жизнь остаются благодарны своему учителю, научившему их брать трудные высоты.
В жизни педагога-новатора и последовательного ученого было немало препон, которые чинили ему «мудрецы» от педагогики, вынужденные в конце концов признать, его систему научным открытием. И вопреки их противодействию создать в Донецке научно-исследовательскую лабораторию Академии педагогических наук СССР по проблемам интенсификации обучения. И о нашем городе заговорили, как о педагогической столице бывшего Союза.
Список побед, успехов и достижений в биографии учителя-новатора настолько велик, что многие говорят: «Шаталов один такой». Виктор Федорович возражает: «У меня много последователей, и каждый учитель может воспользоваться моей методикой. Экономия времени на обучение и прочность усвоения – невероятные».
В своем обращении к Президенту Леониду Кучме В Шаталов заявляет о размерах этой экономии в международной валюте: сумма ошеломляет – два миллиарда долларов в год!
Правда, помощники Президента, не утруждая своего шефа, «спустили» это письмо обратно в Донецк. Но, слава Богу, есть помимо каменных чиновников у народного учителя еще и мы, простые люди, которым жутко интересно, как все это у него получается.

***

Виктор Федорович Шаталов родился 1 мая 1927 г. Педагогический стаж – 50 лет. 40 лет – педагогические исследования и эксперименты. Издано около 30 книг В.Ф. Шаталова. Многие из них переведены на 17 языков мира.

В.Ф. Шаталову присвоены звания: «Народный учитель СССР», «Заслуженный учитель украины». Он – кавалер ордена Николая Чудотворца «За преумножение добра на земле».
Американский мультимиллиардер Сорос по итогам заявок педагогов Европы наградил его премией; тысячи его последователей на всей планете. В Санкт-Петербурге работает «Школа Шаталова»... Великий глазной врач Федоров, построивший вокруг своей клиники целое автономное государство на 625 квадратных километрах, предлагал в свое время Виктору Федоровичу возглавить и вывести на уровень следующего тысячелетия воспитание детей в своем чудо-городе.


Федор Садовский. "Вестник Донбаса", 9-12 мая 2002 года


 

 

Комментарии

Максимова Ольга Павловна

Его методика для современной России очень необходима. Но что-то мешает...

Никенин Андрей Иванович

Мешает отсутствие единства

Абрамова Ольга Анатольевна

Согласна с вами.

Прейс Наталья Анатольевна

Как нам не хватает такого обучения?! Многие дети ходят в школу без желания, а если бы у них были такие учителя???

Как хотелось бы вернуть ту систему образования нашим детям, где все доступно и понятно. Если это сказуемое, так сказуемое, а не слова-названия действий. На столько все запутанно, что взрослому приходиться собраться с мыслями, только тогда помочь ребенку.

Винокурова Розалия Хамитовна

Статья вызывает чувство уважения к личности В.Шаталова. Возникает желание готовиться к урокам более кропотливо.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Виктор Федорович - Гений! Что до методики его, она работоспособна и вполне доступна каждому, было бы желание, ну и конечно, поддержка со стороны администрации (в условиях... стандарта и системы (чуть не написал мракобесия), это важно).

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Уроки Виктора Фёдоровича Шаталова развивают ум, укрепляют память,воспитывают волю. Они обучают и воспитывают учеников одновременно. Может быть сейчас пришло их время?

Черниченко Валентина Михайловна

Да, действительно, западные методики сейчас считаются показателем новаторства и творчества педагога, хотя многие из них чужды менталитету нашего общества, расшатывают его нравственные основы, из-за чего рушится связь поколений, так как многие родители не понимают чему и как учат их детей, а дети считают своих родителей "динозаврами" и, соответственно, дополняется конфликт поколений. В 80-90-е годы по методике В.Шаталова работали многие учителя, делились опытом. По своему опыту могу сказать - методика В.Шаталова и сейчас очень современна и эффективна, нужно активнее применять опыт и методики наших педагогов. Главное - не бояться!