Амонашвили Ш.А. "Культура есть не существительное, а глагол"

Дорогие Коллеги!
Осмелюсь предложить Вам «новое» понятие – «педагогическая философия Культуры». Я имею в виду попытку философского осмысления Культуры с точки зрения воспитания и образования.
Посмотрите, пожалуйста, что у меня получается. Если обнаружите какие-либо несоответствия, прошу Вас, не удивляйтесь, ибо сказано: «Все учения древности указывают на необходимость вмещения противоположений, ибо сама жизнь соткана из таких кажущихся противоречий».
Итак, «пусть мыслится мыслимое».
Культура есть не существительное, а глагол.
Культура есть не Свет, а Почитание Света.
Культура есть не заброшенный Храм, а забота о нём.
Культура есть не Путь, а созидание Пути к Свету.
Мои ученики стоят в музее перед шедевром живописи. Что я им скажу? «Смотрите на Культуру» или «Это есть часть Великой Культуры»?
Нет, картина эта не есть сама по себе ни Культура, ни часть Культуры.
Покажу своим ученикам памятники архитектуры, поведу на концерт симфонической музыки, дам почитать Достоевского. Что я при этом им скажу? Что они соприкасаются с Культурой?
Я не хочу путать Культуру с ценностями Культуры.
Ценности Культуры, какого бы рода они ни были, есть существительные Культуры.
А сама Культура есть особая, самая возвышенная Жизнь, независимо от того, протекает она во внутреннем или во внешнем мире.
Культура есть деятельное, созидательное, состояние Духа. Она есть отношение к ценностям Культуры и, вообще, отношение ко всяким явлениям духовного и материального миров.
Потому в музее, находясь перед шедевром живописи, я постараюсь обратить внимание моих учеников на собственные чувства, мысли, на те импульсы, которые они переживают в себе. Попытаюсь вызвать в них собственные оценки, помогу утончать чувства и взгляды, то есть, отношения. Вот эта деятельность Духа и есть Культура.
Чтобы что-либо стало ценностью Культуры, надо, чтобы наиболее развитые люди, а потом и многие другие, назвали это что-то ценностью Культуры. Это не та оценка, что на аукционах, это духовная оценка. Известны многие случаи, когда какое-либо произведение искусства, творчество какого-либо художника долго не принимались как высшие ценности, как высшая Красота, а потом, иногда спустя десятилетия и более, приходило признание.
Где нам искать Культуру? В непризнанном пока шедевре и художнике или в том процессе, который происходил в людях от непризнания к признанию? Именно этот процесс, как путь людей-ценителей к восхождению, и есть Культура.
Культура и ценности Культуры – две стороны единого целого.
Культура есть устремление, а ценности Культуры есть утверждённые ступеньки, которые творятся в процессе устремления. Со своей стороны, ценности Культуры могут ускорить устремлённость, совершенствовать её качество, предупреждать о ложном.
Ценности эти служат напоминанием того, чем мы можем гордиться, к чему мы должны устремиться, о чём нам следует заботиться, от чего не следует отступать. Они – символы мощи Духа, олицетворения Красоты, Чести и Достоинства земного бытия Духа. Они служат рождению образов, настраиванию их на единое созвучие, расширению сознания, утончению чувств и нравов.
Есть только одна мера качества или уровня Культуры – устремлённость человека к Высшему.
Амонашвили Ш.А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры. – Артемовск, 2008.
Картина Н.К. Рериха. Звезда героя. 1933. Холст, темпера.
- Мне нравится (3)
Комментарии
Всё правильно!
Ну что тут скажешь,всё правильно и верно.
Я полностью с вами согласна.
Я полностью с вами согласна.
Согласна, еще раз согласна,
Согласна, еще раз согласна, но опять же культура не только все высшее.
Мне особенно нравится то,что
Мне особенно нравится то,что "Культура есть не существительное, а глагол".
Задача учителя, родителей,
Задача учителя, родителей, воспитателей создавать условия для эстетических переживаний. Чем больше будет красивых уголков природы, музеев, книг, выставок в жизни детей – тем лучше будут протекать их развитие, воспитание и образование.
Культура человека выражается
Культура человека выражается в поведении человека, то есть в действии, в поступках. Воспитать человека культурным значит научить его поступкам, действию.
Все правильно. Полностью
Все правильно. Полностью согласна с вами. Культура, прежде всего, эта работа человека над собственной душой.
"Культура есть деятельное,
"Культура есть деятельное, созидательное, состояние Духа"
Странно, но раньше с такой позиции я на Культуру не смотрела. Век живи, век учись.
О деятельностном подходе к культуре
Мне особенно понравилось определение деятельного подхода к культуре. Можно часами говорить о культуре и ничего не сделать для пополнения своей и чьей либо духовности.
Даже нечего добавить к словам
Даже нечего добавить к словам это гениального человека.
Сухомлинский ввёл в
Сухомлинский ввёл в педагогику поэтичное понятие "труд души".В продолжении темы рекомендую почитать С. Соловейчика "Ученье с увлечением"
Да, действительно, у
Да, действительно, у Амонашвили Ш.А. нужно учиться мыслить. Это человек красивой души!
Очень интересно, правильно
Очень интересно, правильно сказано.
Согласна!
Согласна!
"Есть только одна мера
"Есть только одна мера качества или уровня Культуры – устремлённость человека к Высшему". Абсолютно согласна с этим, но в жизни не всегда так бывает...
О культуре
А почему культура не может быть существительным? Существительное - это то "сущее", главное, важное, без чего нельзя жить...
Всё так верно и логично
Всё так верно и логично написано, что не возможно не согласиться.
"Культура есть не существительное, а глагол"
Абсолютно с Вами согласна.
Устремленность человека к
Устремленность человека к Высшему - какие правильные и понятные слова высказывает Ш.А.Амонашвили. Согласна. Спасибо!
Амонашвили Ш А, Культура есть не существительное, а глагол.
Я совершенно согласна. Культура-есть память истории и прошлого страны, семьи, имен дедов и прадедов...
Читая Шалву Александровича
Читая Шалву Александровича часто ловлю себя на мысли, что он пишет то, о чем я думаю, только намного красивее, точнее. Горжусь тем, что живу с ним в одно время. Он- МЫСЛИТЕЛЬ нашего века!
Всегда, прочитав мысли,
Всегда, прочитав мысли, рассуждения Шалвы Александровича, хочется подумать о вечных ценностях, поразмышлять, творить добро.
Стихотворная иллюстрация к Вашим словам.
Николай Заболоцкий
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958
Мне кажется, это стихотворение иллюстрирует основную идею Вашего рассуждения: овладение Культурой есть устремление человека к Высшему!
Педагогическая философия Культуры.
Педагогическая философия Культуры. Прочитала и задумалась. Почему так много вопросов? Почему глагол? А ведь верно! Это работа ума, сердца, души. Вот и вся философия!
Полностью согласна!
Полностью согласна!
Культура
Культура есть деятельное, созидательное, состояние Духа. Она есть отношение к ценностям Культуры и, вообще, отношение ко всяким явлениям духовного и материального миров.Верные слова!
"Культура есть не существительное,а глагол".
Согласна, это чистота духовного мира, которая находится в постоянном движение.
Конечно, глагол, ибо под
Конечно, глагол, ибо под культурой и понимают "человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. ..."
Полностью с Вами согласна. Со
Полностью с Вами согласна. Со временем и ценности почему-то стали меняться. Осуществляя опыт понятийно-терминологического анализа, хотелось бы прежде всего указать на сложившиеся в философской литературе специфические подходы к определению ценности:
- ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира;
- ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение;
- ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами.
Ценность ассоциируется с типом “достойного” поведения, с конкретным жизненным стилем.
Интересная, философская
Интересная, философская статья,даёт посыл к размышлению,задумываешься над каждым изречением автора...очень любопытно
Недавно была на его авторском
Недавно была на его авторском семинаре в Санкт-Петербурге (Декабрь 2019) Какой замечательный педагог Шалва Александрович , сколько в нём добра и любви к детям. Коллеги,это просто незабываемые ощущения после его выступлений и мастер-классов. Он в преклонном возрасте, а сколько в нем сил , идей, с которыми он хочет поделиться с неравнодушными педагогами и воспитателями
Процитирую Википедию :
Процитирую Википедию : "Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие....".
От себя -"позднее", главное не опоздать совсем!
Даже слов нет. Всё так!
Даже слов нет. Всё так! Великие мысли! На все аремена верные!
Как же правильно сказано!
Как же правильно сказано! "Ценности Культуры могут ускорить устремлённость, совершенствовать её качество, предупреждать о ложном. Культурные ценности превыше всего.