Амонашвили Ш.А. "Культура есть не существительное, а глагол"

Дорогие Коллеги!

Осмелюсь предложить Вам «новое» понятие – «педагогическая философия Культуры». Я имею в виду попытку философского осмысления Культуры с точки зрения воспитания и образования.

Посмотрите, пожалуйста, что у меня получается. Если обнаружите какие-либо несоответствия, прошу Вас, не удивляйтесь, ибо сказано: «Все учения древности указывают на необходимость вмещения противоположений, ибо сама жизнь соткана из таких кажущихся противоречий».

Итак, «пусть мыслится мыслимое».

Культура есть не существительное, а глагол.

Культура есть не Свет, а Почитание Света.

Культура есть не заброшенный Храм, а забота о нём.

Культура есть не Путь, а созидание Пути к Свету.

Мои ученики стоят в музее перед шедевром живописи. Что я им скажу? «Смотрите на Культуру» или «Это есть часть Великой Культуры»?

Нет, картина эта не есть сама по себе ни Культура, ни часть Культуры.

Покажу своим ученикам памятники архитектуры, поведу на концерт симфонической музыки, дам почитать Достоевского. Что я при этом им скажу? Что они соприкасаются с Культурой?

Я не хочу путать Культуру с ценностями Культуры.

Ценности Культуры, какого бы рода они ни были, есть существительные Культуры.

А сама Культура есть особая, самая возвышенная Жизнь, независимо от того, протекает она во внутреннем или во внешнем мире.

Культура есть деятельное, созидательное, состояние Духа. Она есть отношение к ценностям Культуры и, вообще, отношение ко всяким явлениям духовного и материального миров.

Потому в музее, находясь перед шедевром живописи, я постараюсь обратить внимание моих учеников на собственные чувства, мысли, на те импульсы, которые они переживают в себе. Попытаюсь вызвать в них собственные оценки, помогу утончать чувства и взгляды, то есть, отношения. Вот эта деятельность Духа и есть Культура.

Чтобы что-либо стало ценностью Культуры, надо, чтобы наиболее развитые люди, а потом и многие другие, назвали это что-то ценностью Культуры. Это не та оценка, что на аукционах, это духовная оценка. Известны многие случаи, когда какое-либо произведение искусства, творчество какого-либо художника долго не принимались как высшие ценности, как высшая Красота, а потом, иногда спустя десятилетия и более, приходило признание.

Где нам искать Культуру? В непризнанном пока шедевре и художнике или в том процессе, который происходил в людях от непризнания к признанию? Именно этот процесс, как путь людей-ценителей к восхождению, и есть Культура.

Культура и ценности Культуры – две стороны единого целого.

Культура есть устремление, а ценности Культуры есть утверждённые ступеньки, которые творятся в процессе устремления. Со своей стороны, ценности Культуры могут ускорить устремлённость, совершенствовать её качество, предупреждать о ложном.

Ценности эти служат напоминанием того, чем мы можем гордиться, к чему мы должны устремиться, о чём нам следует заботиться, от чего не следует отступать. Они – символы мощи Духа, олицетворения Красоты, Чести и Достоинства земного бытия Духа. Они служат рождению образов, настраиванию их на единое созвучие, расширению сознания, утончению чувств и нравов.

Есть только одна мера качества или уровня Культуры – устремлённость человека к Высшему.


Амонашвили Ш.А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры. – Артемовск, 2008.

Картина Н.К. Рериха. Звезда героя. 1933. Холст, темпера.

 

Комментарии

Орлова Елена Алексеевна

Ну что тут скажешь,всё правильно и верно.

Саландаева Екатерина Владимировна

Я полностью с вами согласна.

Согласна, еще раз согласна, но опять же культура не только все высшее.

Мне особенно нравится то,что "Культура есть не существительное, а глагол".

Латыпова Роза Саитгараевна

Задача учителя, родителей, воспитателей создавать условия для эстетических переживаний. Чем больше будет красивых уголков природы, музеев, книг, выставок в жизни детей – тем лучше будут протекать их развитие, воспитание и образование.

Гущина Татьяна Владимировна

Культура человека выражается в поведении человека, то есть в действии, в поступках. Воспитать человека культурным значит научить его поступкам, действию.

Иванова Наталья Геннадьевна

Все правильно. Полностью согласна с вами. Культура, прежде всего, эта работа человека над собственной душой.

Михайлова Марина Геннадьевна

"Культура есть деятельное, созидательное, состояние Духа"
Странно, но раньше с такой позиции я на Культуру не смотрела. Век живи, век учись.

Марденская Светлана Фёдоровна

Мне особенно понравилось определение деятельного подхода к культуре. Можно часами говорить о культуре и ничего не сделать для пополнения своей и чьей либо духовности.

Мелешко Олеся Геннадьевна

Даже нечего добавить к словам это гениального человека.

Кетова Галина Алексеевна

Сухомлинский ввёл в педагогику поэтичное понятие "труд души".В продолжении темы рекомендую почитать С. Соловейчика "Ученье с увлечением"

Да, действительно, у Амонашвили Ш.А. нужно учиться мыслить. Это человек красивой души!

Сачкова Ирина Викторовна

Очень интересно, правильно сказано.

Абрамова Ольга Анатольевна

Согласна!

Сюнякова Наталья Владимировна

"Есть только одна мера качества или уровня Культуры – устремлённость человека к Высшему". Абсолютно согласна с этим, но в жизни не всегда так бывает...

Полянских Нина Николаевна

А почему культура не может быть существительным? Существительное - это то "сущее", главное, важное, без чего нельзя жить...

Мелешко Олеся Геннадьевна

Всё так верно и логично написано, что не возможно не согласиться.

Устремленность человека к Высшему - какие правильные и понятные слова высказывает Ш.А.Амонашвили. Согласна. Спасибо!

Рогулина Татьяна Ивановна

Я совершенно согласна. Культура-есть память истории и прошлого страны, семьи, имен дедов и прадедов...

Бочка Ирина Александровна

Читая Шалву Александровича часто ловлю себя на мысли, что он пишет то, о чем я думаю, только намного красивее, точнее. Горжусь тем, что живу с ним в одно время. Он- МЫСЛИТЕЛЬ нашего века!

 Санаткина Галина Павловна

Всегда, прочитав мысли, рассуждения Шалвы Александровича, хочется подумать о вечных ценностях, поразмышлять, творить добро.

Николай Заболоцкий

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

1958

Мне кажется, это стихотворение иллюстрирует основную идею Вашего рассуждения: овладение Культурой есть устремление человека к Высшему!

Кутняхова Любовь Владимировна

Педагогическая философия Культуры. Прочитала и задумалась. Почему так много вопросов? Почему глагол? А ведь верно! Это работа ума, сердца, души. Вот и вся философия!

Байкова Нурия Фаритовна

Полностью согласна!

Культура есть деятельное, созидательное, состояние Духа. Она есть отношение к ценностям Культуры и, вообще, отношение ко всяким явлениям духовного и материального миров.Верные слова!

Гаврилова Анна Алексеевна

Согласна, это чистота духовного мира, которая находится в постоянном движение.

Татьяна Михайловна Захарченко

Конечно, глагол, ибо под культурой и понимают "человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. ..."

Пешкова Людмила Алексеевна

Полностью с Вами согласна. Со временем и ценности почему-то стали меняться. Осуществляя опыт понятийно-терминологического анализа, хотелось бы прежде всего указать на сложившиеся в философской литературе специфические подходы к определению ценности:
- ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира;
- ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение;
- ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами.
Ценность ассоциируется с типом “достойного” поведения, с конкретным жизненным стилем.

Долматова Лариса Геннадьевна

Интересная, философская статья,даёт посыл к размышлению,задумываешься над каждым изречением автора...очень любопытно

Денисова Елена Фоминична

Недавно была на его авторском семинаре в Санкт-Петербурге (Декабрь 2019) Какой замечательный педагог Шалва Александрович , сколько в нём добра и любви к детям. Коллеги,это просто незабываемые ощущения после его выступлений и мастер-классов. Он в преклонном возрасте, а сколько в нем сил , идей, с которыми он хочет поделиться с неравнодушными педагогами и воспитателями

Иванова Ольга Александровна

Процитирую Википедию : "Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие....".
От себя -"позднее", главное не опоздать совсем!

Барашева Ирина Анатольевна

Даже слов нет. Всё так! Великие мысли! На все аремена верные!

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Как же правильно сказано! "Ценности Культуры могут ускорить устремлённость, совершенствовать её качество, предупреждать о ложном. Культурные ценности превыше всего.