Советская и нынешняя система профессионального образования. Сравним?

12 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Советская и нынешняя система профессионального образования. Сравним?

Отработал в системе СПО 40 лет. Имею возможность сравнить советскую и нынешнюю систему профессионального образования. Итак:

- если в советское время увеличение зарплаты преподавателя происходило каждые 5 лет автоматически, то сейчас преподаватель те же каждые 5 лет вынужден доказывать, что он не «поглупел». Такие доказательства связаны с участием в различных мероприятиях, написаниях различных трудов, ведением собственного сайта и так далее и тому подобное. Все это слабо связано с учебным процессом, а если учитывать время и силы, затрачиваемые преподавателем на эти, в сущности, второстепенные дела, то сказывается на учебном процессе самым негативным образом;

- если в советское время существовал единый фонд заработной платы, то сейчас он искусственно разделен на базовый и стимулирующий. В результате, чтобы получить стимулирующие выплаты, преподаватель опять вынужден отвлекаться на второстепенные дела, тратя на них свое время и силы;

- если в советское время от преподавателя требовалось написание минимального набора документов для ведения урока, то сейчас рост этой документации напоминает лавинообразный процесс. Учебные заведения России фактически превращены в филиалы чиновничьих контор, где обучающиеся мешают клеркам писать бумаги;

- если в советское время аудиторная учебная нагрузка преподавателя была в размере ставки, то сейчас ему увеличили нагрузку до полутора и более ставок. Якобы с благородной целью доведения преподавательской зарплаты до средней по промышленности. В результате аудиторная учебная нагрузка возросла значительно выше обоснованного физиологического уровня;

- если в советское время в технические учебные заведения регулярно поставлялись новая техника, наглядные пособия, литература, то сейчас проблемой стало даже обеспечение новыми учебниками;

- если в советское время работали технические кружки, где студенты совместно с преподавателями имели возможность заниматься техническим творчеством, то сейчас, ввиду отсутствия какого- либо финансирования, все осталось в прошлом;

- если в советское время происходило регулярное отчисление учеников, нежелающих или неспособных учиться, то с введением подушевого финансирования отчислять перестали даже в ВУЗах. Итог – появление «мертвых душ», выпускной диплом которых гроша ломаного не стоит;

- если в советское время преподаватель имел право удалять нарушителей дисциплины с урока, то сейчас это делать запретили. В результате уроки превратились в  разновидность балагана;

- если в советское время технические дисциплины вели специалисты с соответствующим образованием и, как правило, опытом производственной работы, то сейчас такие специалисты стали редкостью. Они приходят, поработают небольшое время, и со словами: «Я приходил сюда обучать студентов, а не писать ваши дурацкие бумаги», уходят в другие сферы;

- если в советское время преподаватели вели свои дисциплины индивидуально, то сейчас некоторые дисциплины объединили в так называемые междисциплинарные комплексы. В результате у преподавателей исчезло чувство индивидуальной ответственности за качество обучения своей дисциплине, а студенты вообще перестали понимать, что же они на самом деле изучают;

- если в советское время теорию вели преподаватели, лабораторные занятия – лаборанты, практические занятия – мастера производственного обучения, то сейчас лаборантов и мастеров производственного обучения сократили. Лабораторные и практические занятия ведут преподаватели. Результат – лабораторные и практические превратились в те же теоретические, тем более что для лабораторно-практического обучения нет ни новой техники, ни расходных материалов;

- если в советское время повышение квалификации преподавателей осуществлялось за счет государства, то сейчас преподаватели вынуждены сами оплачивать учебу. Расплодилась масса фирмочек чиновничьего предпринимательства, главная задача которых – выкачать деньги из преподавателей. А чтобы выкачать денег побольше, сократили срок действия удостоверения о повышении квалификации с прежних пяти лет до нынешних трех;

- если в советское время преподаватели, руководившие производственной практикой «на выезде», получали неплохие командировочные, то сейчас там просто не на что жить. В результате студенты, проходящие производственную практику на иногородних предприятиях, оказались предоставлены сами себе.

Почему же произошел такой провал?

В советское время чиновники сами были руководителями производственного процесса и сами же несли ответственность за функционирование предприятий. Им требовались грамотные специалисты. Поэтому и система профессионального образования была на порядок лучше.

Сейчас ответственность за результаты работы предприятий несут предприниматели.  Руководят же процессом подготовки специалистов  по-прежнему чиновники. Работать в интересах предпринимателей чиновники не хотят. Делают  все, чтобы и у преподавателей не было ни времени, ни сил, ни ресурсов для выполнения их основной работы. По сути, идет чиновничий саботаж системы профессионального образования России.

Возврат к советской системе образования станет возможен только тогда, когда процесс подготовки кадров возьмут в свои руки российские предприниматели. Предприниматели люди без сантиментов, они скажут прямо: «Сходите со своими бумажками в туалет, а нам давайте хороших специалистов». Советская система профессионального образования опять будет востребована.

Вы не одиноки в своей оценке.

Вы не одиноки в своей оценке.

https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2020/02/20/...

Советская и нынешняя система профессионального образования. Срав

Абсолютно с вами согласна!

Я являюсь молодым педагогом и

Я являюсь молодым педагогом и мне больше нравится советская система образования, даже когда читаю ваше сравнение!

Кропачева Татьяна

Полностью вас поддерживаю в ваших размышлениях. Работаю в СПО 10 лет.

Абсолютно согласен

Абсолютно согласен

Подписываюсь под каждым вашим словом.

Профобразование утратило потребность в профессионалах, причем как в лице преподавателей, так и выпускников.
https://nsportal.ru/forum/attestatsiya-pedagogicheskih-rabotnikov/2020/1...
В силу ряда причин она замкнулась сама на себя, в пресловутых «образовательных услугах», теряя сам смысл своего существования.

Но полагаю, надежды на «русских предпринимателей» здесь не актуальны, так как ведут лишь к отношениям конца 19в. Надо сказать, довольно привлекательным для преподавателей…
И, например, страны Прибалтики пошли именно по этому пути.
Но фактически это означает окончательную утрату куда более прогрессивной советской системы подготовки кадров. Подобный механизм может существовать лишь неразрывно с государством.
Так к этой проблеме подошли в Белоруссии, где связи профобразования и предприятий регулируются государством жестко, на законодательном уровне.
Но и к подобной схеме много вопросов, кроме того, что она вообще не реализуема в наших условиях.

Любопытен английский опыт стимулирования «профессиональной составляющей» образования за счет рейтинга престижности самих учебных заведений.
Но как вы совершенно верно заметили, «введение подушевого финансирования», следующие из этого требования и акты делают это нереальным.
И опыт Петербурга, говорит, что реализовать подобное Министерству образования не по силам, разве что Министерству Культуры.

Так что трудно не согласиться с вашей оценкой работы чиновников. Умиляет их обеспокоенность уровнем компетенции преподавателей.
Себя проверьте!

Прочитав вашу статью очень

Прочитав вашу статью очень хочется вернуться в прошлое.Но где то я с вами не согласна.Педагогика идет вперед.Усовершенствуется.Разве это плохо?

Одно из таких усовершенствований - профессиональные модули

Одно из таких усовершенствований - профессиональные модули, в которые собрали все часы для «обретения компетенций». Прежнее разделение на учебную и производственную деятельность упразднено, ведет модуль один преподаватель, соответственно в проф. мастерской. Здесь лекции, практика, разработка, выполнение и оформление всех работ на всех курсах. Специализированные кабинеты, курс теории, ушли в историю.
Объединены документация, отчетность и критерии оценки преподавателей общеобразовательных и профессиональных дисциплин, причем за счет ликвидации профессиональных. Для ведения модуля владение профессией не требуется… и.т.д.

Уж, не вы ли автор этих

Уж, не вы ли автор этих дурацких модулей? Теорию раньше преподавали инженеры производства, мастера были профессионалы направленные базовым предприятием, мастерские создавались базовыми предприятиями на современном уровне. Сейчас преподаватель ведёт 2 -3 модуля, чтобы иметь зарплату для прокорма семьи, мастер - школьная училка, в профессии ноль, она погоняло 1-2 групп, мастерских попросту нет. Вот такое сейчас СПО, хуже любого ремесленного училища.

Интересно, почему в школах

Интересно, почему в школах все предметы в один-три не объединили? Назвали бы МОДУЛЬ ЖИЗНИ 1 в первом классе и т.д. . А в СПО можно экспериментировать - все равно не очень нужная ступень образования. Какие специалисты теперь будут учебники писать? Ни один из написанных не соответствует стандартам. Практикумов тоже не видела. Сейчас еще хотят сократить сроки образования: с четырех до двух лет с 2024 года https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6140a00f9a79474616090966. Попытки похоронить медицину не удались, похороним образование.

советская и нынешняя система СПО

Полностью с Вами согласна