НАС СНОВА БУДУТ УЧИТЬ, КАК НАДО РОДИНУ ЛЮБИТЬ...

Чернышев Александр Юрьевич

Образование в России должно проникнуться

«чувством преданности трону и отечеству

и употребить все силы, дабы сделаться

 достойным орудием правительства»

С. С. Уваров

 

Второй год слежу за работой над "единой концепцией" преподавания отечественной истории  и объединил здесь свои размышления, рождавшиеся по ходу этой работы.

 

 

***

 

Умиляюсь тому, как вместо "идеологического мусора" (В.Путин) предлагают не менее идеологизированный "не мусор". Идея "самоценности" каждого этапа, события истории приведет лишь к очередному ее приглаживанию (читай,  к необъективности). Так, выражение "социалистическая революция" пропадает, но возвращается "Великая". Первую мировую, по всей видимости, снова назовут второй Отечественной. Из учебников осталось убрать безусловно принижающие нашу идентичность слова "реакционный", "отсталый", запретить как непатриотичные строки классиков про "страну рабов", а "крепостничество" объявить проявлением национальной самобытности. Раньше честные историки, чтобы не врать про советскую историю, зарывались в более менее идеологически нейтральные средние века. Теперь и их приводят к "единой концепции". Посмотрим, что дальше будет. Бедные выпускники следующего года, ведь до сих пор их готовили к ЕГЭ не по той "концепции"...

 

 

***

Ну вот, нам опять готовят "канонический" учебник  истории. Учебник Иловайского был, "Краткий курс..." был. Что теперь? А теперь снова голая идеология. Снова избирательный подход. Только теперь явственно с охранительных позиций. Президент (http://www.rg.ru/2013/02/20/putin.html)  предложил подумать о единых учебниках истории России для средней школы, где бы на конкретных примерах говорилось, что судьба страны создавалась единением народов, традиций и культур. А что же делать с эпохами, когда такого единения не наблюдалось?  Польские восстания, борьба горцев, восстание декабристов, гражданская война 20 века, бесконечные княжеские междоусобицы, боярские заговоры, пугачевщина, семибоярщина...  Так что судьба страны создавалась не только единением народов, но и борьбой этих народов.

 Учебники должны быть"построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого".  А как же быть с позорными страницами? Забыть? Закрыть? «Прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, буду­щее — выше всяких представлений» (А. X. Бенкендорф)?

Нужно дорожить тем, что "мы уже находимся в рамках единого государства", и приумножать эту силу современными тонкими методами, призвал президент. Установка понятна? Все, что укрепляет государство - хорошо, все, что преуменьшает его силу - плохо.

Глава государства рекомендовал сформировать перечень исторических дат, связанных с единением народов - в виде календаря с 2013 по 2025 год. А другие даты нам предлагается не брать во внимание?

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что "в федеральном перечне более тысячи учебников по всем предметам, из них десятки - учебники истории". "Нам не нужно такого огромного количества учебников, хотя у учителя выбор должен быть", - согласился он. Только какой же это выбор, если учебник предлагается ОДИН и с ЕДИНСТВЕННОЙ концепцией?

 

***

Новый единый учебник по истории может появиться уже через год. Об этом заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов в марте 2013 г. (http://www.rg.ru/2013/03/18/uchebnik-site.html)
Ливанов оставляет нам, учителям, выбор. "Хороший учебник истории, даже если он один, всегда оставляет пространство для размышлений, для выстраивания различных версий того, что происходило, - говорит он. - Пособие должно не навязывать точку зрения, не подсказывать единственно верное толкование фактов, оно должно, напротив, подталкивать к рефлексии". Только после установки, данной президентом, вряд ли кто-то решится слишком рефлексировать по поводу нашей истории. И уж тем более по трем темам: о происхождении древнерусского государства, истории Великой Отечественной войны, а также о последних 20 годах нашей жизни - истории новой России, в том числе его, путинской, России. Именно по этим темам предлагается выработать единый подход в первую очередь.

 

 

***

Путин: присоединение Крыма надо внести в единый учебник истории

Президент России Владимир Путин надеется, что историки при составлении единого учебника отечественной истории уделят внимание присоединению Крыма и Севастополя к России и подвигу города-героя в Великой Отечественной войне.

"Я уверен, что так оно и будет, и наши историки не забудут про Крым и Севастополь, в частности. Это то, на чем мы можем и должны воспитывать наших молодых людей <…> Думаю, что в сердце очень многих россиян Севастополь — это один из ярких образов Победы… Уверен, что это будет использовано в наших учебниках", — ответил Путин.

РИА Новости 

http://ria.ru/society/20140410/1003367110.html#13971932121244&message=re...

 

Установка понятна? Изучать то, на чем следует воспитывать, проникаться "яркими образами Победы". Нам предлагают "образы" вместо науки?

 

В.Путин: «Вы знаете, что не только крымско-татарский народ пострадал в ходе репрессий. Самым большим пострадавшим народом безусловно был русский народ. Ещё в 20-30-е годы начались репрессии, начались они с казаков, со священнослужителей. Потом так называемые кулаки попались под руку, а потом и все политические противники тогдашнего политического режима» 

http://pda.kremlin.ru/news/21028
 

Установка понятна? В сталинский период, оказывается, репрессировали не по идеологическому и не по классовому признаку, а по национальному. В интересах какого народа репрессировали русских? Грузинского что ли?

 

 

***

 

Всегда подозрительно относился к тем, кто призывает возрождать "традиционные ценности". И, как видно, не зря. Председатель Конституционного Суда РФ В.Зорькин выдал о крестьянской реформе 1861 г.:
"Что-то такая реформа очень болезненно обрушила в российском обществе. Некрасов очень точно выразил эту мысль так: "Распалась цепь великая, распалась и ударила одним концом по барину, другим - по мужику". Какую "цепь великую" разрушила реформа? Она разрушила уже и без того заметно ослабевшую к этому времени связь между двумя основными социальными классами нации - дворянством и крестьянами. При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации. Не случайно же крестьяне, по свидетельству историков, говорили своим бывшим господам после реформы: "Мы были ваши, а вы - наши".

И все это, чтобы сделать вывод: "Любые попытки "одним прыжком" преодолеть разрыв между законом (и правоприменением) и массовыми представлениями о благе и справедливости чреваты социальными стрессами, шоком, ростом всех видов отчуждения в обществе, а также между обществом и властью и в итоге социальным хаосом".
http://www.rg.ru/2014/09/26/zorkin.html

Т.е. крепостное право соответствовало "массовым представлениям о благе и справедливости"?

Ничего не напомнило? Как будто это не Зорькин, а сам старик Фирс прошамкал из 19 века:

Фирс. Живу давно. Меня женить собирались, а вашего папаши еще на свете не было... (Смеется.) А воля вышла, я уже старшим камердинером был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах...
Пауза.
И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают.
Лопахин. Прежде очень хорошо было. По крайней мере, драли.
Фирс (не расслышав). А еще бы. Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего.

 

 

***

Ш. Монтескье сказал: «Каждый гражданин обязан умереть за свою родину. Но никого нельзя обязать лгать во имя родины».

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ НУЖЕН ЛИ НАМ ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ???

http://nsportal.ru/comment/142446#comment-142446

 

 

***

Послание Владимира Путина Федеральному собранию
"И, наконец, произошло историческое воссоединение Крыма и Севастополя с Россией.

Для нашей страны, для нашего народа это событие имеет особое значение. Потому, что в Крыму живут наши люди, и сама территория стратегически важна, потому что именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь...
И это даёт нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм.

Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда".

Историки, вы поняли?

 

***

Продолжаю вести учет новых-старых изысков в трактовке исторических событий и личностей, исходящих от представителей нашей власти. Вот очередной перл:

"Представьте, что вы сидите в Кремле и нужно что-то сказать, объединяющее людей в Калининграде и Петропавловске-Камчатском. Вот в этом контексте президент Путин должен думать о свободе. И он думает", - сказал первый вице-премьер, напомнив о деятельности императрицы Екатерины II, которая "считалась носителем либеральной идеологии, но свободы там не было, потому что она могла принести несчастье стране". "Когда ты несешь свободу, ты не должен нести несчастье", - заключил Шувалов.
http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/1479434-echo/

То есть Екатерина II отказалась от свободолюбивых идей, потому что, видите ли, свобода "могла принести несчастье стране"? Так? О, да, конечно, свобода могла и должна была принести несчастье крепостникам, насилующих крестьянских девок, проигрывающих крестьян в карты и ссылающих их за провинность в Сибирь. Если господам Шуваловым, Михалковым, Зорькиным мила Россия барская, то мы будем отвечать им голосами Радищева, Рылеева, Лермонтова...

 

***

 

Пока в России под диктовку президента пишут новую историю Крыма, другой президент определяет для историков хронологические этапы "российско-украинской войны"  http://www.ukrinform.ua/rus/news/poroshenko_opredelil_chetire_etapa_voyn...

 

***

 

Оказывается, День Победы советского народа над германским фашизмом - это день победы России и русских. Русские националисты переписывают историю не хуже прочих националистов, подсчитывающих, к примеру, "астрономические суммы колоссального вклада в разгром нацизма" украинского народа (http://www.ukrinform.ua/rus/news/poroshenko_den_pobedi_budem_prazdnovat_...).

"Можно просто отметить, что именно Великая Война — одновременно Мировая и Отечественная — научила весь мир слову «русские». А детей нашей огромной страны, что бы ни было у них записано в паспортах в пятой графе, — заменять словом «русские» слова «наши» и «хорошие»...

"9 мая 2015 года — об этом сказали многие — можно считать днём рождения нового русского национального самосознания..."

И совсем уж мерзость: "9 мая 2015 года «Бессмертный полк» стал настоящим Русским Маршем. «Бессмертный полк» позволил умному, сильному и разворачивающемуся Русскому миру опознать себя и себе подобных. 9 мая 2015 года по земным и небесным дорогам прошли миллионы присутствующих, десятки миллионов ушедших и сотни миллионов потомков. Прошли русские. Прошли и окончательно ответили на главный вопрос: для кого Россия. Теперь и навсегда".

http://svpressa.ru/blogs/article/126965/

 

***

Вот только сегодня ругал ученика, готовящегося к внутреннему экзамену по истории за фразы: "Фашистская Германия напала на Россию", "русская армия отступала". Вот такие плоды современного патриотического воспитания.

 

***

 

"Прекратив междоусобицы, сокрушив внешних противников, князь Владимир положил начало формированию единой русской нации, фактически проложил дорогу к строительству сильного, централизованного Российского государства".

В.Путин (http://kremlin.ru/events/president/news/50068)

 

В более чем тысячелетней истории украинской государственности никто не принимал более судьбоносного и ответственного решения, чем князь Владимир Креститель.

Об этом Президент Петр Порошенко заявил на встрече с Всеукраинским советом церквей по случаю Дня крещения Киевской Руси-Украины и чествования 1000-летия упокоения князя Киевского Владимира Великого, сообщает корреспондент Укринформа  (http://www.ukrinform.ua/rus/news/poroshenko_evropeyskiy_vibor_dlya_ukrai...)

 

Как говорится: найди 10 отличий.

 

 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

Президент России Владимир Путин высказался о результатах деятельности Владимира Ленина. По мнению президента, они привели к разрушению исторической России. «Управлять течением мысли это правильно, нужно только чтобы эта мысль привела к правильным результатам, а не как у Владимира Ильича. А то в конечном итоге эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей таких: автономизация и так далее. Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была. Вот такая мысль там (тоже была)»,— приводит «Интерфакс» слова Владимира Путина, сказанные на президентском совете по науке и образованию.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2897312

Во как! А может, это ПетрI виноват, поделив Россию на губернии? А Ленин, кстати, был против "автономизации", а создавал федеративное государство, т.е. устройство, воспринятое и современной Россией.
Согласитесь слышать то, что обычно произносится у школьной доски не выучившим урок учеником, от президента государства, некогда получившего мощную историческую и идеологическую накачку в органах, по меньшей мере странно. Что это? Импровизация?

Чернышев Александр Юрьевич

Путин продолжает формировать историческую повестку дня:
http://www.rg.ru/2016/01/25/lenin-site.html
известный набор, ничего не меняется.
А как бы им всем хотелось продолжения мировой бойни "до победного конца"...
Читали бы лучше Ремарка

Чернышев Александр Юрьевич

Путин: Россия накануне Первой мировой старалась решить конфликт миром
http://ria.ru/society/20140801/1018447001.html#ixzz398z40eRP

Суть установки ясна? Понятия "империалистическая война" больше нет, Россия защищала себя и братьев славян в Сербии, как сейчас "русский мир" на Донбассе. Чем дальше смотришь, как обостряются европейские противоречия из-за рынков сегодня, тем чаще вспоминается, как моя учительница истории Эльвира Николаевна (светлая ей память) вырисовывала на доске знаменитую спираль истории. Мы снова на очередном витке, как в 1914-м. И снова будем "ломать копья" по вопросу о " защите Родины". Читаем про крах Второго Интернационала, хе-хе.

А Путину хочется напомнить.
"Даже после объявления войны прибывшие из внутренних областей России пополнения совершенно не понимали, какая это война свалилась им на голову. Сколько раз спрашивал я в окопах, из-за чего мы воюем, и всегда неизбежно получал ответ, что какой-то там Эрц-Герец-Перц с женой были убиты, а потому австрияки хотели обидеть сербов. Но кто такие сербы не знал почти никто, что такое славяне было также темно, а почему немцы из-за Сербии вздумали воевать, было совершенно неизвестно… Чем был виноват наш простолюдин, что он не только ничего не слыхал о замыслах Германии, но и совсем не знал, что такая страна существует, зная лишь, что существуют немцы, которые обезьяну выдумали, и что зачастую сам губернатор – из этих умных и хитрых людей".

Генерал А.Брусилов.

«Рабочего и солдата, кое-чего пережившего и передумавшего, не испугают вопли о «потоках крови», испускаемых людьми, партиями и группами, желающими уложить жизнь ЕЩЕ МИЛЛИОНОВ русских солдат за Константинополь, за Львов, за Варшаву, за «победу над Германией», - писал Ленин и обращался к этим господам: «Во время войны, господа Милюковы, Потресовы, Плехановы (и их нынешние последователи, добавим мы – А.Ч.), поосторожнее аргументируйте ПРОТИВ «потоков крови» в гражданской войне, ибо солдаты знают и видели МОРЯ крови»

В.И.Ленин. Русская революция и гражданская война

Чернышев Александр Юрьевич

Что изменят новые учебники истории?
По новому историко-культурному стандарту историю преподают в школах уже с этого года. Обсудим, как он работает или не работает.
https://newtonew.com/discussions/new-history-textbooks

Чернышев Александр Юрьевич

Предмет национальной безопасности
Учителям истории поставили задачу государственной важности
http://kommersant.ru/doc/2956716

Чернышев Александр Юрьевич

Решаю с ученицей тесты ЕГЭ по истории. Она выполняет задание с картой. Верно определяет Крымскую войну. Я сдуру возьми да спроси:
- А где Крым?
И... обомлел. Ученица погрузилась в карту, и вглядываясь в Крым, пытается... его найти. Вчитывается в названия населенных пунктов, рек. Перед глазами мелькают разные географические названия, но Крыма не находит! Я начинаю ученице подыгрывать, вожу пальцем по карте и перечисляю: так, Одесса, Бухарест... Где же Крым? Ученица начинает сомневаться в том, что верно определила Крымскую войну. Услышав про Бухарест уверенно называет русско-турецкую войну 1806 г., завершившуюся Бухарестским миром. Не слабой в истории девочке оказалось невдомек, что Крым - полуостров.
За удивлением я изображаю возмущение.
- Небось, где Египет знаете?
Она начинает перечислять места, которые посещала. Я убеждаюсь, что девочка мир повидала. Но Крыма в ее мире нет! При этом точно знает, что "Крым наш".
- Нам сочинение дали написать, объяснить, почему Крым наш.
- Объяснили?
-Конечно, наш. Пятерку же надо было получать...

Вот так официальная фальшь проникает в души наших детей. Крым наш, но где находится - не знаем.

Девочка начинает волноваться, упрекает меня, что я ее запутал.
Я отвечаю:
- Вы сами отказались от верного ответа. Я просто не поверил, что вы не знаете, что такое - Крым. Знаете ведь, что Крым - место историческое, и еще немало карт сражений в Крыму вам предложат. Теперь я спокоен - не ошибетесь.
PS. А за сочинение про "почему Крым наш" кто-то небось отчитался...

Чернышев Александр Юрьевич

Правду рубят — мифы летят
Глава Минобрнауки Ольга Васильева выступила за мифологизацию истории в сфере преподавания
http://www.profile.ru/obsch/item/112350-glava-minobrnauki-zaverila-v-neo...

Чернышев Александр Юрьевич

Ольга Васильева назвала Сталина большим политиком с большим знаком минус

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5820217a9a794711857997c5

Чернышев Александр Юрьевич

Васильева: «Без мифологизации в истории нельзя»
Министр образования — о том, почему искажение фактов в советских учебниках было оправданным
http://mel.fm/2016/11/07/school_history

Чернышев Александр Юрьевич

Путин заявил о необходимости честного анализа событий 1917 года

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/society/01/12/2016/583feecc9a7947beb433155b

Сухорукова Галина Павловна

Так все сложно...

Чернышев Александр Юрьевич

зато интересно

Чернышев Александр Юрьевич

«Единые учебники по истории, русскому и литературе — ​суррогат единой идеологии»
http://mel.fm/2017/03/28/one

Чернышев Александр Юрьевич

Колонка родителей: как научить родину любить
Дискуссия о том, что важнее — воспитание или знания — стара как мир. Советская школа воспитывала настоящего октябренка, пионера и строителя коммунизма. Потом был период, когда в школу ходили исключительно за знаниями, но недолго. Сейчас же все усердно заняты воспитанием патриотов. Нужно ли учить любви к родине? И кто и как должен этим заниматься?
https://www.ucheba.ru/article/5002#

Чернышев Александр Юрьевич

"Все исторические факты существуют для нас как уже преломленные через сознание и социальные интересы своего класса, нации, времени. Религии. Мировоззрения. Идеологии"
В.Мединский, министр культуры РФ.
https://rg.ru/2017/07/04/vladimir-medinskij-vpervye-otvechaet-kritikam-s...

Вольное историческое общество раскритиковало Владимира Мединского

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/society/06/07/2017/595e15ca9a79478d54ae3cfe?from=main

Чернышев Александр Юрьевич

Минобрнауки отправило учебник по истории на экспертизу из-за слов о «революции в Киеве»
https://mel.fm/n/6907421-minobrnauki-otpravilo-na-ekspertizu-uchebnik-po...

Дальше - разрешение крови по совести.

Чернышев Александр Юрьевич

Только что со школьниками делал егэшное задание.
Найдите в приведённом списке позиции, характеризующие основные тенденции в развитии современного образования и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) усиление сословности образования
2) увеличение продолжительности сроков получения образования
3) создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья
4) академическая мобильность студентов и преподавателей
5) политизация и идеологизация образования
6) ограничение доступа к получению образования по религиозному критерию

Видимо, скоро придется пятый вариант ответа тоже отмечать как верный.