Каспина Ирина Аркадьевна

сайт учителя-дефектолога

Профессия: учитель-дефектолог

Профессиональные интересы: работа над речью ребенка

Увлечения: художественное слово

Регион: Омская область

Населенный пункт: Омск

Место работы: КОУ Омской области "Адаптивная школа-интернат № 15 "

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kaspina-irina-arkadevna
Лучше сделать и пожалеть, чем жалеть о не сделанном

О себе

Имею два высших образования. В 1992 году окончила Московский государственный педагогический институт по специальности дефектология. Более 20 лет работаю дефектологом со слабослышащими детьми II отделения. Имею высшую квалификационную категорию.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С. Пушкин, А.П. Чехов

Мои достижения

Вместе со своими учениками принимаю участие в различных конкурсах. Синицын Влад  награжден Дипломом I степени на Международном детском и юношеском конкурсе-фестивале "Сибирь зажигает огни" в номинации художественное слово. Ликина Наташа награждена премией мэра города Омска.

Моё портфолио

Дефектологом работа более 20 лет с детьми II отделения. Это дети с тяжелой степенью снижения слуха (III- IV ст.) и с глубоким недоразвитием речи. В процессе коммуникаций со взрослыми и сверстниками дети отдают предпочтения жестовой речи, и словарный запас беден. Диалогическая и монологическая речь не сформированы. При поступлении детей в подготовительный класс наблюдается значительное количество дефектов произношения.

Работу по развитию слухового восприятия начинаю с изучения тональной аудиометрии и диагностики произносительных навыков учащихся, чтобы грамотно планировать работу по формированию устной речи не только на индивидуальных занятиях, но и на всех общеобразовательных уроках. Зная особенности детей с недостатками слуха и их возможности, широко использую наглядности, технические средства обучения, создаю психологические комфортные условия для занятий детей, использую виды деятельности, активизирующие у учащихся потребность в общении устной речью, использую систему поощрений. В своей работе широко использую передовой педагогический опыт И.Г. Багровой, Ф.Ф. Рау, Р.М. Боскис, Э.И. Леонгардт. Изучаю достижения современной методики, педагогических технологий, психологии. Работаю над методической темой «Особенности работы по формированию произношения и развитию слухового восприятия с детьми, имеющими глубокое недоразвитие речи». Использую различные методы и приемы: концентрический, полисенсорный, аналитико-синтетический. При постановки звуков использую фонетическую ритмику, упражнения по точности артикуляционного уклада (показ перед зеркалом), рисунки с графическим изображением языка, губ. К каждому занятию тщательно подбираю речевой материал, при подборе речевого материала использую дидактический принцип от простого к сложному. На занятиях использую следующие виды работ: чтение слогов; чтение слов; название картинок; словосочетания; дополнения предложений; ответы на вопросы; самостоятельные высказывания; загадки.

Исходным моментом в работе над словом, фразой является сообщение их значения. Ребенок уясняет соответствующее понятие, он повторяет за дефектологом слово. Добиваясь чистого произношения, разлагаю слово на слоги, отрабатываю их отдельно, а затем снова синтезирую в слово. Ход работы в виде схемы: значение - слово; фраза - слово - слог - звук (анализ); звук - слог - слово - фраза (синтез).

В результате у обучающихся вырабатывается плавность, связность и внятность произношения. На занятии между мной и ребенком устанавливается двусторонняя связь, ребенок проговаривает необходимый материал за дефектологом. Использую приемы слухового и кинестетического контроля, занятия оснащены наглядными средствами, изображениями, картинками, соответствующими игрушками. На занятии сочетаются различные виды наглядных средств: демонстрация самого предмета, его изображения на картинке, письменное обозначение названного предмета. Такое применение наглядности на занятии помогает представить предмет, соотнести значение с предметом. В занятия включаю игровые моменты, фразы-поручения. Дети на уроке внимательны и дисциплинированы. Речь

внятная, связная, обучающиеся соблюдают все правила орфоэпии. Включаю в упражнения на различение речевого материала на слух без опоры I слуховой аппарат: материала разговорно-обиходного характера, различен! просьб, поручений с использованием слов и словосочетаний, включенных другой контекст. На уроке веду активную работу над пополнением словаря. При подведении итога занятия, ребенок сам оценивает свою работу. Затем подвожу итог урока, оцениваю работу ученика, при этом оценка обязателен мотивируется. В процессе индивидуальной работы по развитию слухового восприятия принимаю во внимание специфические особенности детей нарушенным слухом. Для этого использую следующие приемы:

-объем речевого материала варьируется с учетом возможностей ребенка;

-структура материала последовательно усложняется;

-  на одном занятии используется материал различной структуры (слог, слова, словосочетания, фразы, тексты);

-последовательно усложняется содержание речевого материала учетом возможности ребенка;

-   на одном занятии используется материал различного тематического содержания;

-      последовательно усложняются или облегчаются условия дл: восприятия речевого материала за счет исключения или включение ситуационного контекста;

-по мере расширения речевого запаса ребенка будет увеличиваться его способность восприятия речи, в связи с чем, улучшаются условия для самостоятельного речевого развития ребенка.

Важную роль в обучении детей играет их способность переключению которая проявляется в готовности ребенка выполнять задания разного типа свободно переходить от одной темы к другой, плодотворно работать в индивидуальном режиме. Все эти умения необходимы ребенку на индивидуальном занятии, поскольку для достижения поставленных целей вынуждена постоянно варьировать условия восприятия:

-менять расстояния до говорящего;

-предлагать восприятие речевого материала с аппаратом и на голое ухо

-чередовать непосредственное обращение с прослушиванием аудиозаписи; предъявлять разные единицы речи (от элемента слова до целостного текста)

-  предъявлять материал целиком или по частям;

-  менять виды деятельности ребенка;

-  менять тематику речевого материала.

С опытом работы выступала на различных уровнях. Положительную оценку получили открытые индивидуальные занятия:

-  2001г. для руководителей коррекционных школ г. Омска в 3 классе I отделения по теме «Дифференциация звуков П-Б, Ч-Ш»;

-2005 г. для слушателей областных курсов повышения квалификации в 4 классе II отделения по теме «Дифференциация звуков Ц-С, Г-К»;

- 2008 г. В подготовительном классе по теме «Автоматизация звука В на речевом материале по теме «Посуда»;

-     2003 г. для участников областного методического объединение образовательных учреждений I-II вида в подготовительном классе по теме «Дифференциация звуков В-Ф. Автоматизация звука С»;

-     2005 г. во 2 классе II отделения «Автоматизация звука Ш. Дифференциация звуков В-Ф. Различение фраз»;

-     2007 г. в 4 классе II отделения по теме «Дифференциации звуков Б-П., С-3. Различение фраз».

Ежегодно весной в школе проводится театральная неделя «В гостях у сказки». В рамках этой недели проходят сказочные театрализованные представления, подготовленные учащимися начальных классов. Сказочному представлению предшествует многогранная кропотливая работа по подготовке к этому событию. Мы, совместно с воспитателем, классным руководителем, составляем сценарий, адаптируем текст, распределяем роли среди обучающихся, готовим сценические костюмы и театральную атрибутику, декорации. Затем проводится большая работа по отработке выразительной речи, внятности, четкости произношения, орфоэпичности, артистичному поведению на сцене. Во время показа спектакля стараемся приблизить учащихся к реальной обстановке театра: оформляем красочные афиши, изготавливаем билеты, проводим нумерацию рядов зрительного зала. Перед началом спектакля с детьми повторяются правила поведения в театре, а когда наступает момент выступления маленьких артистов - все очень внимательно следят за действием, происходящим на сцене. Эти мероприятия всегда зрелищны, увлекательны. С подготовительного класс, мои воспитанники - участники сказочных спектаклей. Высоко оценили слушатели БОУ ДПО «ИРООО» нашу коллективную работу - сказочно! представление «Три медведя» в 3б классе II отделения.

Я, как учитель-дефектолог, отрабатываю речевой материал всех внеклассных мероприятий. Ярким праздничным событием для участников образовательного процесса являются речевые конференции, где представлены разнообразные формы речевой деятельности обучающихся, отслеживается динамика обогащения словарного запаса и речевых возможностей детей. На таких мероприятиях они читают стихи, поют песни, загадывают загадки, разгадывают кроссворды и ребусы, танцуют. Учащиеся демонстрируют внятность речи, увеличение исходного расстояния при восприятии речи окружающих.

Мои воспитанники участвуют не только в мероприятиях школы, но и в городских, окружных, областных смотрах детского творчества: в окружных смотрах художественной самодеятельности - «Клоунада», «Восточная девушка», областном смотре молодежной моды «Штрих-мода».

Мои ученицы - участницы НОУ «Поиск», организованного на базе классического университета. Совместно с воспитателем они проводили исследования «Люди и судьбы. А.Н. Туполев», «История рождения производственного объединения «Полет», «И.Д. Бухгольц – основатель  Омской крепости». Дети рассказывали о результатах своих исследований, их речь была внятной, понятной окружающим. Девочки успешно ответили на все вопросы жюри. Благодаря их отличному выступлению была отрыта НОУ «Поиск» секция для детей с особыми образовательным возможностями, а мои воспитанницы награждены грамотами, получили сертификаты участников. Литвинов Кирилл прошел областной уровень НО «Поиск», его доклад получил высокую оценку; Ликина Наталья была награждена премией мэра г. Омска.

Работая со своими воспитанниками над развитием слухового восприятия и формированием произношения, стараюсь, чтобы родители  были моими союзниками, больше внимания уделяли своим детям. Для этого провожу консультации с родителями по закреплению и автоматизации того или иного звука, по работе со слуховым аппаратом, по накоплению словаря,  по решению коррекционных задач на общеобразовательных уроках и во внеурочное время. Приглашаю родителей на свои занятия, сообщаю об успехах ребенка, советую, на что первостепенно необходимо обратить внимание.

После окончания школы мои воспитанники успешно продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях, трудоустраиваются, значит, успешно социализируются в обществе.

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы