СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ЗАПОМИНАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВ, ФРАЗ И ТЕКСТОВ ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ»
статья по теме

ЗАПОМИНАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВ, ФРАЗ И ТЕКСТОВ ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kaspina.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 15 II вида»

                               СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«ЗАПОМИНАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВ, ФРАЗ И ТЕКСТОВ ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ»

                                                                                         Учитель-дефектолог

                                                                                         Каспина Ирина Аркадьевна

2013 г.

         Слышащий ребенок в конце первого года жизни начинает запоминать слова и запоминание носит непроизвольный характер. У глухих детей усвоение слов начинается позже.

        Слабослышащие и глухие дети хорошо запоминают слова, которые обозначают звуки, издаваемые домашними животными (мяуканье, лай, мычание) и работающими механизмами (стук машин, гудок паровоза). Затруднено запоминание слов, обозначающих звучание малой интенсивности (шелест, шипение, шуршание). Запоминание слов из области звуковых явлений происходит благодаря комплексной деятельности ряда функционирующих у глухих анализаторов, взаимодействие зрительного, кожного, двигательного и вибрационного анализаторов. Часто глухие дети совсем исключают из воспроизведения слова глаголы, обозначающие звучание, заменив их словами глаголами других сфер раздражения (например, снег – блестит, гром – светит, сахар – хрустит зубы).

       В процессе воспроизведения у глухих одно слово заменяется другим близким по смыслу. Но у глухих детей замены редко бывают полноценными.

      Возможны следующие группы замены слов:

  1. Одно слово заменяется другим, так как между ними имеется внешнее сходство (например, шарф – шкаф, угол – уголь).
  2. В основе лежит смысловое родство. Часто встречаются замены по единству предметной ситуации (например, крыло – голубь, краска – кисть).
  3. Замены слов, в которых сочетается и внешнее сходство и смысловая близость (например, выбрали – собрали, остальные – остался).

     Замены слов по внешнему сходству можно объяснить тем, что у глухих во время обучения дактильной речи, письму, чтению слово в течение длительного времени воспринимается не как одна смысловая единица, а как совокупность нескольких элементов. Они должны затратить усилия на фиксацию последовательности слогов и букв в слоге. Указанные трудности в запоминании образа слова при воспроизведении могут привести к искажению его, к пропускам букв, перестановке букв и слогов.

      Можно предположить, что замены слов по ситуационной близости – результат недостаточной расчлененности значений слов, относящихся к определенной структуре, то есть замены объясняются тем, что соответствующие объекты, воспринимаемые глухим ребенком в определенной характерной ситуации, связанные с одной и той же его деятельностью, и слова, обозначающих их, по своему значению недостаточно дифференцированы. Поэтому, не удивительно, что у глухих детей часто такие ошибки, как лодка – катается, шайба – хоккей.

      Глухие прежде всего усваивают существительные, имеющие прямую предметную отнесенность. Что касается других грамматических категорий слов, то они формируются у глухих значительно труднее. Глаголы и прилагательные запоминаются и воспроизводятся менее успешно.

       При запоминании глаголов в разной грамматической форме глухие в процессе узнавания учитывали только основу слова и как бы совсем игнорировали его окончание.

       У глухих школьников замены носят такой характер: они происходят внутри замкнутых групп слов, например, слово «поймал» заменяют словом «ловил», что меняет смысл фразы, делая замену неадекватной. Очевидно, в сознании глухого оба эти глаголы представлены как синонимы.

       Глухие школьники стремятся воспроизвести фразу точно в той самой последовательности, в какой она была воспринята, поэтому при забывании какого либо слова глухие повторяют все слова воспринятой фразы на своих местах, опуская забытое слово.

      При запоминании и воспроизведении текстов глухие школьники не могут передать его своими словами, они связаны текстом и стремятся к дословному воспроизведению, причем это им далеко не всегда удается. Стремление к дословному воспроизведению текста нельзя объяснить лишь недостаточным словарным запасом. Более правильным является объяснение, что глухие дети часто не могут вырвать слово из определенной группы слов и использовать его в соответствии со своим значением в другом сочетании.

       Особенности словесной памяти глухих находится в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития.

       Память глухих совершенствуется в ходе формирования словесной речи, в процессе деятельности игровой, учебной, трудовой. Самое главное, чтобы материал, подлежащий запоминанию,  был понятен глухому ребенку. Необходимо также учить детей пользоваться приемами произвольного запоминания и воспроизведения: разбивка материала на части, придумывание к каждой части заголовка, составление плана предстоящего ответа.

        Велика роль сравнения заучиваемого материала с известным, ранее заученным. Необходимо указывать не только на сходство, но и на различие.

Литература:

  1. Л.В. Занков, И.М. Соловьев Очерки психологии глухого ребенка. М., 1940 г.
  2. М.И. Никитина Сурдопедагогика. М., 1989 г.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Статья на тему: "Как работать над словами с непроверяемыми написаниями"

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями,  предлагаемая некоторыми авторами учебников, не совершенна.  Ученику отводится пассивная роль: слово предъявляется и анал...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»

Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...

Статья на тему "Система умений при работе с художественным текстом: читательских и речевых"

В данной статье рассмотрены частные читательские умения, ориентированные на постижения отдельных компонентов произведений как частей художественного целого....

Статья на тему "Диагностика сформированности умений работать с художественным текстом"

В начальных классах начинается формирование одной из ключевых компетенций учащихся - информационной (работа с информацией и речевая деятельность).Уровень сформированности читательских умений можно выя...

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Осенние цветы" в 1 классе школы для глухих и слабослышащих обучающихся

Представленный конспект урока был разработан с применением материала электронного  учебного портала Учи.ру....

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии и социальная адаптация при работе с умственно отсталыми детьми в условиях надомного обучения»

Умственно отсталые дети являются одной из наиболее многочисленныхкатегорий, которые имеют определенные отклонения от норм развития. Данное определение включает большое количество совершенно разных дет...