Статья на тему "Диагностика сформированности умений работать с художественным текстом"
статья по чтению (2 класс)

Сарыгина Анна Александровна

В начальных классах начинается формирование одной из ключевых компетенций учащихся - информационной (работа с информацией и речевая деятельность).

Уровень сформированности читательских умений можно выявить определенным набором заданий. В статье рассматриваются виды заданий, с помощью которых можно диагностировать читательские умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Диагностика сформированности умений работать с художественным текстом

В начальных классах начинается формирование одной из ключевых компетентностей учащихся - информационной (работа с информацией и речевая деятельность). В современных условиях увеличения информационной нагрузки имеет значение не столько объем прочитанного, сколько эффективность процесса чтения, т.е. качество овладения информацией, в первую очередь зависящее от культуры чтения. Вместе с тем умение читать следует совершенствовать всю жизнь. Работа  учителя  должна  быть направлена не только на формирование навыка чтения как необходимого условия полноценной читательской деятельности. Основное внимание необходимо сосредоточить на формировании и развитии читательских умений младших  школьников.

Термин «читательские умения» можно рассмотреть в  двух значениях.

 Во-первых, это специфические умения, необходимые для восприятия и понимания художественного литературного произведения.

 Во-вторых, под читательскими умениями в широком смысле подразумеваются все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью школьника: восприятие, анализ, оценка любого текста, в том числе художественного,  речевые и библиографические умения.

Методисты выделяют  4 группы читательских умений:

 1) поиск информации, заданной в явном виде;

2) формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте;

3) интерпретация и обобщение информации;

4) оценка содержания, языка и структуры текста.

Уровень сформированности перечисленных умений можно определить определенным набором заданий. Материалом для организации и проведения диагностических работ по определению уровня сформированности читательских умений может быть художественный или научно-популярный текст, а также тестовые задания различной категории сложности.

Первая группа заданий – базовые задания, которые направлены на проверку: 1) общего понимания содержания прочитанного текста;

2) умения находить информацию, заданную в явном виде;

3) определения времени и места действия;

4) значения слова или фразы.

Вторая группа – базовые задания повышенной сложности, которые проверяют те же умения, что и базовые задания, но одновременно определяют сформированность учебных умений и познавательной деятельности учащихся. Задания даются в непривычной для учащихся формулировке, либо их выполнение требует последовательного поэтапного контроля со стороны ученика или точного знания алгоритма выполнения действия. Эта группа заданий направлена на проверку следующих умений:

1) извлечь из текста информацию, данную в неявном виде;

 2) сформулировать на основе прочитанного несложные выводы;

3) установить взаимосвязь между событиями.

Третья группа заданий направлена на проверку:

 1) понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности;

2) осознания последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста;

3) понимания жанровых особенностей текста.

Четвёртая группа заданий (высокий уровень сложности) направлена на проверку:

1) умения понимать общий смысл текста;

 2) определять авторский замысел и основные черты характера главного героя;

3) приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя;

4) определять главную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному и т.п.

Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими  источниками информации на разных ступенях обучения.

1        класс

•        Читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог.

•        Участвовать в тихом хоровом чтении.

•          Учиться правильно пользоваться уче6ником,  под руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, заданиям, образцам.

•        Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение.

•         Рассказывать, о чем слушали, и  давать простейшую оценку прослушанному.

•         Членить текст на предложения.

•        Выделять слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится.

2 класс

•        Правильно, сознательно читать целыми словами, соблюдать ударение, паузы, интонацию конца предложения.

•         Пользоваться выборочным чтением.

•         Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги.

•         Пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

3 класс

•        Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами.

•        Выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и абзацами.

•         Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям.  

•        Ориентироваться в содержании учебника, самостоятельно знакомиться с текстами.

•         Пользоваться простейшими схемами, таблицами.

•        Использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.

•        Слушать чтение несложных художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий.

•        Слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ, слушать и оценивать ответ одноклассника по содержанию и выразительности речи.

4 класс

•        Читать в соответствии с литературными нормами.

•        Пользоваться разными видами чтения.

•         Уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению.

•          Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника.

•          Работать со словарем.

•         Использовать образцы в процессе самостоятельной работы.

•         Учиться самостоятельно составлять простой план.

•        Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения.

•        Воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедиа технологий в работе над художественным текстом

В статье приведены формы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения с использованием мультимедиа технологий....

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

Материал составлен для проведения мастер-класса  для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...

Методические приемы и подходы формирования умения работать с художественным текстом в начальной школе.

Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой.С тех пор они практически не изменились....

Формирование умения работать с художественным текстом.

Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное про...

Основные аспекты методики по формированию умения работать с художественным текстом.

Основные аспекты методики по формированию умения работать с художественным текстом.1. Образованность учителя, хорошее знание предмета, наличие у него определенных нужных качеств для работы в школе.2. ...

Основные принципы формирования умения работать с художественным текстом у младших школьников.

С учетом различных особенностей младших школьников формирование умения работать с художественным текстом – процесс длительный, трудоемкий и требующий большого терпения со стороны учителя.Художественно...

Статья на тему "Система умений при работе с художественным текстом: читательских и речевых"

В данной статье рассмотрены частные читательские умения, ориентированные на постижения отдельных компонентов произведений как частей художественного целого....