Использование мультимедиа технологий в работе над художественным текстом
статья по чтению по теме

Басова Ольга Валентиновна

В статье приведены формы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения с использованием мультимедиа технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basovaov.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедиа технологий в работе над художественным текстом

Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. И время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов естественно-научного и гуманитарного циклов.

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула “рассказ о писателе — чтение произведения — обсуждение — сочинение” исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать нашему ученику не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому задача учителя сегодня состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.  

«Научиться читать – в истинном значении этого слова – значит не только овладеть техникой чтения, но и «вычерпывать» из текста все заложенные в нем смыслы, а также выраженный словами тот смысл, который называется «подтекстом». [2, с.5]

Программа «Школа 2100», по которой я работаю с 1997 года, помогает формировать у детей правильную читательскую деятельность. Технология  продуктивного чтения  включает в себя 3 этапа:

  1. До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чем этот текст по названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.
  2. Во время чтения. «Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, поверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.
  3. После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.

Но даже такая детальная работа над текстом не каждому ребенку помогает сразу осознать и понять его содержание.

Наблюдения над учениками позволили отметить, что восприятие текста на слух у них достаточно хорошо развито. Прослушав чтение взрослого, они, как правило, могут ответить на вопросы по содержанию прочитанного. При самостоятельном чтении анализ информации, содержащейся в тексте, более проблематичен.

Преодолеть негативное отношение к детальному анализу текста и выборке наиболее значимых слов и предложений может помочь компьютер.

Познакомив однажды детей с гипертекстом, мы можем дать им в руки инструмент для увлекательной познавательной игры. Суть ее в создании электронной страницы с гиперссылками. Текст делится на смысловые части и с помощью буфера обмена разносится по частям на отдельные страницы. На главной («домашней») странице – заголовок текста, иллюстрация и ключевые слова из каждого фрагмента текста. По сути, это план. Остается от каждого слова сделать гиперссылки к фрагментам из текста – и весь он превратится в занимательную электронную книжку.

Еще одна форма работы над  текстом помогает учащимся не только понять его содержание, но и подготовить картинный план для подробного либо краткого пересказа. Это создание видеоряда – подбор иллюстраций, фотографий или картинок по содержанию текста. Готовя такой видеоряд, дети учатся пользоваться интернетом для поиска нужных иллюстрационных материалов, а также выделять ключевые фразы, предложения, слова и соотносить их с подобранными иллюстрациями.

Хорош такой видеоряд для составления текста-описания какого-либо предмета или пейзажа. Слово, подкрепленное наглядными образами, воспринимается более зримо, эмоционально и лучше запоминается.

К некоторым художественным текстам удобно выстраивать аудиоряд. Особенно это актуально для текста, в котором дается описание картин природы, и в частности используются звуки природы.

Например, в произведении В.Бианки «Неслышимка» (Приложение 1) описывается богатейший немой оркестр луга – незаметные нашему слуху маленькие звуки. После прослушивания аудиоряда  детям предлагается найти в тексте отрывок, где описываются  эти  маленькие звуки.   И уже на основе печатного текста и звукового ряда ученикам не составит труда ответить на вопросы:

  1. Почему тишину луга нельзя назвать мертвой? А как бы вы назвали такую тишину?
  2. Почему «шум тишины» был доступен только ушам совы?
  3. Какое же необыкновенно точное и поэтичное сравнение нашел В.Бианки, говоря о волшебной тишине на лугу?

После такой работы ученикам легко понять основную мысль текста: если человек будет внимательно всматриваться и вслушиваться в природу, она подарит ему свои открытия.

Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий, воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем учащиеся  вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение.

Применение компьютерных технологий позволяет наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, формировать элементы информационной культуры, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем.

Литература:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 3-й класс. («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч. – по 208 с., ил. – Изд. 3-е, перераб.- БАЛАСС, 2010.

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. – М.: Знание, 1987. – 80 с. – (Новое в жизни, науке, техние. Сер. «Педагогика и психология»; №3).

  1. Соколова Т.Е. Кодирование и хранение информации: специфика начальной школы: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 72 с.

  1. "Школа 2100". Образовательные технологии. Сборник материалов. – БАЛАСС, 2010г. – 160 с.

Приложения к статье:

http://mm-festival.letitbit.net/download/77aaf3721fc616a8831c4484edde5678c/BasovaOV.rar.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедиа технологий на уроках в начальной школе.

В статье раскрываются возможности использования мультимедийных презентаций на различных этапах современного урока, рассматриваются гигиенические требования к созданию презентаций....

Обобщение педагогического опыта "ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

СтатьяПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

Материал содержит статью и презентацию из опыта моей работы, по использованию мультимедиа технологий(презентаций) на уроках в начальной школе....

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

Материал составлен для проведения мастер-класса  для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...

Использование мультимедиа технологий в логопедической работе.

В статье предлагаются методические разработки в использовании мультимедиа технологий в логопедической работе....

Использование мультимедиа технологий на уроках в начальной школе

В данной статье рассмотрены основные преимущества мультимедийных технологий, а также описан опыт их использования на уроках в начальной школе....

Мастер-класс «Технология изготовления лэпбука при работе с художественным текстом».

Цель: ознакомление педагогов с формой работы по познавательно-исследовательской и творческой деятельности детей, направленную на закрепление  и систематизацию изученного материала, повышение инте...