Главные вкладки

    Использование мультимедиа технологий в логопедической работе.
    методическая разработка на тему

    В статье предлагаются методические разработки в использовании мультимедиа технологий в логопедической работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kompyuter.doc33.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование мультимедиа технологий в логопедической работе.

    В настоящее время проблема оптимизации и повышения эффективности обучения всех категорий детей является особенно актуальной. Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития духовных способностей детей, педагоги часто сталкиваются с неуспевающими школьниками, которым трудно дается учение из-за тех или иных отклонений в развитии.

    Дисграфия – самая распространенная форма речевой патологии у младших школьников. Дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих процесс письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и последующих этапах обучения русскому языку. Нарушения письма выявляются у 7 – 9% детей в общеобразовательных школах, 18 – 20% - речевых школах, 35 – 40% у учащихся вспомогательных школ.

    Учение о нарушениях письма существует более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этого нарушения являются актуальным и сложным для школьного обучения.

    Особо остро встает вопрос о коррекции дисграфии у учащихся с нарушениям речи, при котором на передний план выступает недоразвитие всех компонентов речевой системы. Это дети с так называемым «нерезко выраженным общим недоразвитием речи».

    Важнейшим условием эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи, обусловленных нерезко выраженным общим недоразвитием речи, является создание условий, вызывающих положительные эмоции. Успешное обучение при безразличном отношении к работе невозможно, поэтому необходимо обеспечить личностную заинтересованность и включить ребенка в работу.

    Решению данного вопроса способствуют инновационные технологии (в частности информационные технологии), которые сегодня прочно входят в учебный процесс.

    В настоящее время появляется большое количество компьютерных игр – тренажеров, которые являются обучающими программами по различным предметам. Благодаря таким тренажерам, ученик может восполнить недостающие знания по учебной программе и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий. Учителя – предметники имеют возможность широкого выбора таких программ и могут использовать их  на своих уроках. Компьютерные программы для коррекции нарушений письменной речи у учащихся практически не встречаются.

    Информатика в последнее время прочно вошла в нашу жизнь. И уже практически ни один урок не обходится без информационных технологий.

    Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

    Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».

    Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком, видео для достижения спецэффектов, включать анимацию и т.д. 

    Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Однако, мультимедийный урок сам по себе не создает нового качества обучения, он только расширяет возможности педагога.

    Мультимедийные технологии могут быть использованы:

    1. как сопровождение объяснения педагога;

    2. как информационно обучающее пособие

     В своей работе использую:

    Развивающую программу «Домашний логопед»  на развитие слухового внимания и фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, автоматизация простых звуков).

    Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей   дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению.  В этой игре выделен раздел «Развитие связной речи».

    Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. Русский язык 1-2 класс. Как тренажер для отработки правил. Демонстрационные материалы к учебнику Горецкого для уч-ся 1 класса.

    Программу « ДЭЛЬФА -142», которая помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика , одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

    Однако, компьютерные программы далеко не исчерпывают возможностей применения ИКТ в обучении детей с нарушениями речи.

    Преимущества ИКТ

    1. образный тип информации, понятный дошкольникам;
    2. моделирование  жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
    3. увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
    4. эффективность  усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
    5. открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает  педагога в состоянии творческого поиска.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование мультимедиа технологий на уроках в начальной школе.

    В статье раскрываются возможности использования мультимедийных презентаций на различных этапах современного урока, рассматриваются гигиенические требования к созданию презентаций....

    Использование мультимедиа технологий в работе над художественным текстом

    В статье приведены формы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения с использованием мультимедиа технологий....

    Обобщение педагогического опыта "ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

    СтатьяПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

    Использование мультимедийных технологий в логопедической работе.

    Решая задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, в своей работе я использую мультимедийные технологии....

    «Использование информационных технологий в логопедической работе».

    Аннотация: Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в логопедической работе. Показано, как информационные технологии играют важную роль в современном педагогическом процессе. ...

    Использование информационных технологий в логопедической работе

    Статья посвящена вопросам использования  информационных технологий в логопедической работе. Показано какую  роль играют информационные технологии в современном педагогическом процессе....

    «Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »

    laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »...