«Использование информационных технологий в логопедической работе».
статья на тему

Нелли Викторовна Рябцева

Аннотация: Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в логопедической работе. Показано, как информационные технологии играют важную роль в современном педагогическом процессе. Ключевые слова, понятия: методы обучения, технологии, ресурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

«Использование информационных технологий в логопедической работе».

Современный этап образования диктует новые условия работы. Многие столетия процесс передачи знаний и опыта происходил с помощью личного общения. Со временем основной объем знаний человек стал получать из книг. Однако книга не всегда заменяет диалог и дает возможности приобрести необходимый опыт. Сейчас век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование информационных технологий в школе — процесс объективный и вполне закономерный.

Соединение образования с информационными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств, среди которых - создание условий практического овладения знаниями.

Применяя этот принцип в логопедической работе, можно отметить, что задача учителя-логопеда, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Поэтому современное логопедическое занятие значительно выигрывает при использовании новых информационных технологий.

Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни.

Одной из задач современной школы является качественная подготовка учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу школа может решить только на основе существенного повышения педагогического мастерства учителей-логопедов и применения новых методов и форм их решения. В результате, все это заставило нас заняться этой проблемой вплотную.

Проанализировав современные источники, описывающие различные виды информационных технологий, применяемых в условиях современного педагогического процесса, мы начали использовать их в своей работе.

Предлагаем вам рассмотреть, как информационные технологии помогают нам в логопедической деятельности.

Количество технических новинок и программных разработок постоянно растет. На логопедических занятиях для решения своих задач, учитель-логопед может использовать различные виды компьютерных программ, электронные ресурсы учебного назначения:

  • информационно-справочный материал: для доступа к необходимой образовательной информации с помощью Интернета.
  • программы-тренажеры: они формируют и закрепляют умения и навыки. Эти программы используются, когда теоретический материал уже усвоен.
  • учебные программы: используются в основном для объяснения нового материала.
  • демонстрационные программы: для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты, плакаты).
  • контролирующие программы: для контроля уровня знаний и умений. Эти программы  представляют собой разнообразные проверочные задания в тестовой форме. Используются в качестве индивидуального подхода, фиксируют детальную картину успехов и ошибок учащихся.

Применение информационных технологий на занятиях позволяет решать одну из важных задач обучения — повысить уровень знаний, умений и навыков учащихся. Занятия, с применением информационных технологий, позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, повысить мотивацию обучения.

В нашей школе мы давно используем мультимедийный проектор, при помощи которого показываем ученикам презентации на различных коррекционно-развивающих логопедических занятиях: «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Предупреждение и преодоление дисграфии и дислексии».

Так же во внеурочной деятельности на занятиях по логопедической ритмики, мы используем аудио записи мелодий, различных логопедических распевок; музыкальных игр, на развитие общей и мелкой моторики.

На индивидуальных занятиях, в коррекционно-образовательном процессе, для повышения мотивации учащихся широко используем компьютерные игры: «Баба Яга учится читать», «Игры для тигры», «Варенье для Карлсона»; комплексы артикуляционной гимнастики, показ картинок для автоматизации звуков.

Информационные технологии нам помогают не только в образовательном процессе, а также и в самообразовании:

Оперативность информации. Только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию по моей предметной области.

Динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.

Коммуникативность дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях.

Интерактивность позволяет участвовать в виртуальных методических объединениях. Эти свойства информационных технологий позволяют использовать новые формы в педагогической деятельности:

  • дистанционные проекты, олимпиады.
  • электронные учебники. 
  • презентация.
  • интернет-ресурсы: 
  • а) ресурсы самореализации – сайты школ, учителей, детей;
    б) средства массовой информации;
    в) ресурсы библиотек.

Эти ресурсы нам необходимы для подготовки детей к олимпиадам, для проведения занятий.

Ресурсы дистанционного образования. Мы можем повышать свою профессиональную подготовку, участвуя с учащимися в дистанционных проектах и в виртуальном методическом объединениях, конференциях и вебинарах.

Школа должна готовить конкурентоспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве.

Методически оправданное использование компьютерных технологий в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, создает благоприятный психологический климат на занятиях, формирует у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности.

Источники:

  1. Клоков, Е.В., Технология проектного обучения / Е.В. Клоков, А.В. Денисов // Школа. – 2006. – № 2. – С. 29-36.
  2. Коноплева, И.С. Компьютерные обучающие системы / И.С. Коноплева, А. П. Чубова // Учитель. – 2007. – № 5. – С. 16-17.
  3. Кораблёв, А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А.А. Кораблёв // Школа. – 2006. – №2. – С. 37-39.
  4.  Кораблёв, А.А. Непрерывное образование / А.А. Кораблёв // Школа. – 2006. – № 2. – С. 34-36. 5. Судаков, А.В. Формирование информационно-образовательной среды / А.В. Судаков // Школа. – 2006. – № 2. – С. 49-59. 6. Шампанер, Г. Обучающиекомпьютерные системы / Г. Шампанер // Высшее образование в России. – 1998. – № 3. – С. 95-96

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на логопедических занятиях в коррекционной школе.

Традиционные для методики обучения демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации постепенно заменяются современными мультимедийными, объединяющие различные формы текс...

Использование мультимедиа технологий в логопедической работе.

В статье предлагаются методические разработки в использовании мультимедиа технологий в логопедической работе....

Использование мультимедийных технологий в логопедической работе.

Решая задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, в своей работе я использую мультимедийные технологии....

Использование информационных технологий в логопедической работе

Статья посвящена вопросам использования  информационных технологий в логопедической работе. Показано какую  роль играют информационные технологии в современном педагогическом процессе....

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей.Оптимальному решению данной задач...

«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »

laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »...

Методические рекомендации «Преимущества использования ИКТ – технологий в логопедической работе»

Методические рекомендации по использованию ИКТ в коррекционной работе в общеобразовательной школе. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работ...