Рабочая учебная программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи
рабочая программа на тему

рабочая учебная программа

по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи предназначена для  индивидуальной работы со слабослышащими  обучающимися 3 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rsv_3_fgos.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Казенное образовательное учреждение Омской области

«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №15»

УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ «Адаптивная школа-интернат №15»

________________ Зачинская Н.В.

 «30»  августа  2017г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи

для индивидуальной работы с обучающимися 3 класса

/ФГОС НОО для слабослышащий и позднооглохших детей; вариант 2.2/

Составители:

учитель - дефектолог

__________________ Каспина И.А.

Рабочая программа рассмотрена на     заседании методического объединения учителей-дефектологов

«29» августа 2017., протокол №1

Председатель методического объединения учителей - дефектологов  

__________________ Храмцова Г.И.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора УВР  

___________________ Сорокина Л.Г.

 «29» августа 2017г.


                                      Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса индивидуальных занятий «Развитие речевого слуха и произносительной стороны устной речи» составлена для обучающихся 3 класса II отделения на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598; АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших детей /вариант 2.2/, Устава,  учебного плана КОУ «Адаптивная школа-интернат № 15».

Одной из важнейших задач адаптивной школы для слабослышащих детей является формирование произношения и слухового восприятия речи окружающих людей. Для реализации поставленной задачи на индивидуальных занятиях осуществляется коррекционно-развивающая работа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи на основе дифференцированного подхода к обучению с учетом индивидуальных особенностей ребенка, характера и степени нарушения слуха, резерва развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи.

Цель индивидуальных занятий - оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию психофизических особенностей развития обучающихся и их социальной адаптации.

Задачи:

- создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших;

- организация специальной среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;

- развитие речевого слуха;

- развитие произносительных навыков;

- развитие речи и языковой способности как важнейшего условия реабилитации и социализации слабослышащих учащихся;

- консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) слабослышащих и позднооглохших обучающихся — развитие речевого слуха учащихся для овладения речью как средством общения и познания окружающего мира.

Описание предмета в учебном плане

Индивидуальные занятия коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» относятся к коррекционно-развивающей области учебного плана внеурочной деятельности, являются обязательными. По учебному плану в 3 классе 2 отделения индивидуальные занятия проводятся по 3 часа в неделю с каждым ребенком.

Форма организации занятий - индивидуальные занятия.

1 четверть

8 недель

2 четверть

7,5 недель

3 четверть

10 недель

4 четверть

8,5 недель

Учебный год

34 недели

Описание ценностных ориентиров коррекционного курса индивидуальных занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

  • формирование индивидуально-личностных качеств обучающихся, овладение жизненной и социальной компетенцией;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  3. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  4.  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  7. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  8. развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости sms-сообщение и другие);
  9. овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  10. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах урочной и внеурочной деятельности).

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых и социокультурных задач; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; готовность давать оценку событий, поступков людей, излагать свое мнение;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  1. восприятие на слух с помощью двух индивидуальных слуховых аппаратов, или аппарата и импланта, или двух имплантов знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала разговорного и учебно - делового характера;
  2. различение, опознавание и распознавание на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого
  3. материала (фраз, слов, словосочетаний);
  4. восприятие текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности, опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку; ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий. При затруднении в восприятии речевой информации выражение в устных высказываниях непонимания;
  5. прогнозирование речевого сообщения при его слухо-зрительном или слуховом восприятии с учетом коммуникативной ситуации, при опоре на воспринятые элементы речи, речевой и внеречевой контекст;
  6. воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.), соблюдая речевой этикет; осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи.
  7. правильное произношение в словах звуков речи и их сочетаний, дифференцированное произношение звуков в слогах и словах, дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.

Содержание коррекционного курса

В связи с тем, что индивидуальное коррекционное занятие включает в себя два направления - формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи, рабочая программа также состоит из двух разделов:

1. формирование речевого слуха;

2. формирование произносительной стороны устной речи.

  1. Формирование речевого слуха.

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них или с помощью кохлеарного импланта речевого материала: слов, словосочетаний, фраз обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов.

Восприятие на слух с помощью индивидуальных аппаратов текстов (от 10-13 и до 14—16 предложений).

Восприятие речевого материала на слух в разных условиях:

-в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);

-вне ситуации;

-в изолированных от шума помещениях;

-в условиях, близких к естественным.

Способы предъявления речевого материала - с голоса учителя, с голоса учащегося, с электронного носителя.

Восприятие неречевых звучаний и музыки.

Развитие речевого слуха обучающихся проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ: ответы на вопросы; восприятие фразы и подбор нужной картинки; работа по картине; составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме; повторение предложения, подсчёт количества слов; дополнение предложений; запоминание слов, повторение в той же последовательности; определение пропущенного слова; нахождение ошибки в предъявленной фразе; запоминание первых букв в словах и составление из них нового слова; составление предложения с данными словами; различение в предложении слов с перемещающимся логическим ударением и воспроизведение их; различение разных предложений по интонации; составление плана рассказа; пересказ частей рассказа или всего рассказа, воспринятого на слух и др.

II.Формирование произносительной стороны устной речи.

Выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.

Речевое дыхание Произношение слитно, а на одном выдохе, ряда слогов (па́па- па, папа́па, папапа́па), слов, словосочетаний и фраз (из 13-15 слогов), выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Например: В субботу/ мы с мамой ходили в кино.

Голос Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах. Например: Кто сегодня дежурный?-Сегодня дежурный Толя ( по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчеркиванием в вопросах и ответах главного слова).

Изменение высоты и силы голоса при воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации.

Звуки и их сочетания Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции:

  1. Гласных: а-о, и-ы;
  2. Согласных:

Носовых и ротовых м-б, м̓-б̓, м-п, м̓-п̓, н-д, н̓-д̓, н-т,н̓-т̓.;

Свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ;

Аффрикат:ч-ц

Звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, в-ф.

Слитных и смычных: ц-т, ч-т.

Твердых и мягких: ф-фь, т-ть, п-пь и др.

Слово. Нотирование текста рассказа, стихотворения.

Соблюдение в речи следующих правил орфоэпии ( по подражанию и надстрочному знаку):

гласный ипосле согласных ш, ж, ц произносится как ы( жывот, цырк);

согласные (кроме ш, ж,ц) перед гласными э, и произносятся мягко (перо, Петя, писать);

предлог с существительным типа с братом,  с дедушкой произносится как збратом, здедушкой;

звук гпередк, т произносится как х (лехко).

Закрепление слитного произношения слов со стечением согласных ( в одном слове и на стыке предлогов со словами).

Фраза.  Воспроизведение при чтении повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации.

Обучение произношению ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. Работа над произношением проводится со стационарной звукоусиливающей аппаратурой, с индивидуальными слуховыми аппаратами. Формирование произносительной стороны устной речи проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ: изолированное произнесение звука; повторение слогов, слов за учителем; чтение слогов, слов; вставка пропущенной буквы в слова, чтение слов; подбор слов на заданный звук; составление словосочетаний, предложений из слов; чтение стихов, текстов; отгадывание загадок, ребусов; называние картинок; ответы на вопросы по картинкам; дополнение словосочетаний и предложений по картинке; работа с подстановочными таблицами; составление рассказа по картинке (серии картин), по опорным словам и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них или с помощью кохлеарного импланта речевого материала: слов, словосочетаний, фраз обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов.

Восприятие на слух с помощью индивидуальных аппаратов текстов (от 10-13 до 16—18 предложений).

Восприятие речевого материала на слух в разных условиях:

  • в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);
  • вне ситуации;
  • в изолированных от шума помещениях;
  • в условиях, близких к естественным.

Способы предъявления речевого материала - с голоса учителя, с голоса учащегося, с электронного носителя.

Восприятие неречевых звучаний и музыки.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

- работа над умением самостоятельно распределять дыхательные паузы;

-работа над умением соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и в своем собственном и исправлять их;

-работа над речевым дыханием: произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах);

- работа над голосом: изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно). Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением (сопряженно и отраженно). Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова). Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение подвижности ударения при изменении формы слова (рука – руки);

- работа над звуками и их сочетанием: усвоение, закрепление        правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний;

- работа над словом, фразой с: изолированное произнесение звука; повторение слогов, слов за учителем; чтение слогов, слов; вставка пропущенной буквы в слова, чтение слов; подбор слов на заданный звук; составление словосочетаний, предложений из слов; чтение стихов, текстов; отгадывание загадок, ребусов; называние картинок; ответы на вопросы по картинкам; дополнение словосочетаний и предложений по картинке; работа с подстановочными таблицами; составление рассказа по картинке (серии картин), по опорным словам и др.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Первая четверть (8 учебных недель)

№ п/п

Название тем, текстов по формированию речевого слуха

Разделы формирования произносительной стороны устной речи

Количество часов в неделю на одного ребенка

Обследование слухового восприятия и произносительной стороны речи на начало учебного года

Тема: «Летние каникулы»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Текст: «Береги книги»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Текст «Школьный огород»

 

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Текст «Золотая осень»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Тема «На ферме»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Тема «Чем питаются животные».

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Диалог «На прогулку».

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Тема «Профессии».

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Вторая четверть (7,5 учебных недель)

№ п/п

Название тем, текстов по формированию речевого слуха

Разделы формирования произносительной стороны устной речи

Кол-во часов в неделю на одного ребенка

Текст «Поздняя осень»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3часа

Текст «Журавли»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Тема «Товарищи»

 

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Тема «Готовятся к зиме»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Текст  «Отважный поступок»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Текст «Столярная мастерская»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Текст «Карнавал».

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

1,5 часа

Контрольное обследование за I полугодие: фразы учебного и обиходно-разговорного характера

Контрольное обследование за I полугодие

3 часа

Третья четверть (10 учебных недель)

№ п/п

Название тем, текстов по формированию речевого слуха

Разделы формирования произносительной стороны устной речи

Кол-во часов в неделю на одного ребенка

Тема: «На экскурсии в парке»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Текст «Москва»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Текст «Хорошо зимой»

 

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Тема «Другие страны»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Тема «Синицы зимой»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Текст «День Защитника Отечества»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Тема «О труде»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Тема «8 марта»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Текст «На вокзале».

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Текст «Весна»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Четвертая четверть (8,5 учебных недель)

 п/п

Название тем, текстов по формированию речевого слуха

Разделы формирования произносительной стороны устной речи

Количество часов в неделю на одного ребенка

Тема: «На льдине»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3часа

Текст: «Грачи»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Тема  «Кто больше любит»

 

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Тема  «Странный цыпленок»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Тема «Война»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

Тема «Кто страшнее?»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

1,5 часа

Контрольное обследование за II полугодие:

контрольный текст «Таня и Пушок»

«Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа

контрольные фразы учебного и обиходно-разговорного характера

Контрольное обследование. «Речевое дыхание», «Звуки и их сочетания», «Голос», «Слово», «Фраза».

3 часа


Календарно-тематический план на первое полугодие 2018 – 2019 учебного года

/с использованием звукоусиливающей аппаратуры: слуховой тренажёр «Интон-М», ИСА и КИ/

(с использованием ИКТ)

Первая четверть

Недели/дата

Содержание

Виды учебной деятельности

1

Обследование звукопроизношения;

обследование речевого слуха.

  1. Выявление дефектов произносительной стороны речи.
  2. Определение уровня развития речевого слуха.
  3. Определение рабочего и резервного расстояния при восприятии речевого материала со звукоусиливающей аппаратурой и без аппаратуры.

1.Тема "Летние каникулы"

2. Фразы учебного и разговорно-обиходного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них), а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

2

1. Текст «Береги книги».

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

3

1.Текст «Школьный огород».

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них), а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

4

1.Текст «Золотая осень».

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

5

1.Текст «На ферме».

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них), а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

6

1.Тема «Чем питаются животные?»

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

7

  1. Диалог «На прогулку»

2. Фразы учебного и разговорного характера

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них), а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

8

 1. Тема «Профессии»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

1

II четверть

1. Текст «Поздняя осень»

2. . Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них), а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

2

1.Текст «Журавли»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

3

1.Текст «Товарищи помогли»

2. Фразы учебного и разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них), а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

4

1.Текст «Готовятся к зиме».

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

5

1.Текст «Отважный поступок»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

6

1.Тема «Столярная мастерская»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

7

  1. Текст «Карнавал»

Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

8

Контрольное обследование речевого слуха на материале фраз учебного и обиходно-разговорного характера.

Различение на слух фраз учебного и обиходно-разговорного характера.

Оценка уровня развития речевого слуха на материале фраз учебного и обиходно-разговорного характера.

Третья четверть

 недели/дата

Содержание

Виды учебной деятельности

1

1.Текст "На экскурсии в парке".

2.Фразы учебного и обих-разговорн. характера

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

2

1.Текст «Москва»

 2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

3

1.Текст «Хорошо зимой»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

4

1.Тема «Другие страны»

 2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

5

1.Текст «Синицы зимой»

 2. Фразы учебного и обиходно-разгов. характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

6

1.Текст «День защитника Отечества».

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

7

1.Текст «О труде»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

8

1.Текст «8 марта»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

9

1.Тема  «На вокзале»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

10

1.Текст «Весна»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

Четвертая четверть

№ недели/дата

Содержание

Виды учебной деятельности

1

1.Текст «На льдине»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

2

1.Текст «Грачи»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

3

1.Текст «Кто больше любит?»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

4

1.Текст «Странный цыплёнок»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

5

1 Текст «Война»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

6

1.Текст «Кто страшнее?»

2.Фразы учебного и разговорно-обиходного характера.

  1. Формирование речевого слуха на материале изучаемого текста, темы (восприятие целостно, восприятие предложений по порядку/вразброс, восприятие словосочетаний, слов, слогов, восприятие вопросов и ответы на них, а также на материале фраз учебного и разговорно-обиходного характера с СА и без СА на исходном и резервном расстоянии.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.

7

Контрольный текст «Таня и Пушок»

Различение на слух текста: целостно, по фразам, по словам; восприятие заданий и вопросов на слух.

Оценка уровня развития речевого слуха обучающихся при восприятии текста «Таня и Пушок».

8

8,5

Контрольное обследование речевого слуха при восприятии фраз учебного и обиходно- разговорного характера

Различение на слух фраз учебного и обиходно-разговорного характера.

Оценка уровня развития речевого слуха обучающихся при восприятии фраз учебного и обиходно-разговорного характера.


Материально-техническое обеспечение

Для успешного развития речевого слуха и формирования произношения на индивидуальных занятиях используется звукоусиливающая аппаратура:

  • сурдологокоррекционный кабинет «Унитон»;
  • тренажёр «Интон-М»;
  • индивидуальные слуховые аппараты, КИ.

Учебно-методическое обеспечение:

I.Учебная литература:

  1. Алешков В.И. Москва – столица нашей Родины. Научно-популярное издание для младшего школьного возраста, серия «Моя Россия». – М.: РОСМЭН, 2015. – 77с.
  2.  Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.  – СПб: ТОО Библиополис, 1994. - 208с.
  3. Большакова С.Е. Преодоление слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. – 3-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64с. (Библиотека Логопеда).
  4. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1975. – 143с.
  5. ВласоваТ.М., Кочанова М.Е., Марголина И.Б. и др. Пособие по формированию произношения в 3-5 классах школ слабослышащих (2 отделение). Учебное пособие для учащихся. Под редакцией         Н.Ф. Слезиной. -  М.: Просвещение, 1986.
  6. Волкова К.А. Произношение, 3-4 классы школ глухих. – М.: Просвещение, 1969.
  7. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих / Под ред. Т.А. Власовой; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 160с.
  8. Пфафенродт А.Н. Произношение: Учеб. пособие для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (2-е отделение). – М.: Просвещение, 2005. – 239с.
  9. Светлова И.Е. Домашний логопед / Илл. Е.Гальдяевой. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 256с.
  10.  Щербакова Е.К. Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. -  Ярославль. Академия развития, 2001. - 79с.

II. Научно-методическая литература:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. - М.: Просвещение, 2006;
  2. Зыкова Т.С., Зыкова Т.А., Соловьева Т.А. Специальный федеральный государственный стандарт начального образования глухих детей - /проект/- М., Просвещение, 2013;
  3. Королевская Т. К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей (Пособие для учителя) - М.: ВЛАДОС, 2004;
  4. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих школьников. - М.: Просвещение, 1971;
  5. Назарова Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих. - М.: Просвещение, 1981;
  6. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. - М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для 10 класса

Основой программы служит программа «Развитие слухового восприятия у неслышащих детей 7-11 классов» Нижневартовск , 2012. Авторы программы: Пузаткина Н.В, Ожгибесова Е.И., Старикова Н.В., Шитик О.Н., Ш...

Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи. для 1 ИУП класса

Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, для учеников 1 года обучения...

Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи. для 4 класса

Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, для глухих обучающихся 4 года обучения....

Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи. для 7 класса

Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, для глухих обучающихся 7 год обучения...

Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи. для 9 класса

Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, для глухих обучающихся 11 год обучения...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" 1 класс

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи"  для детей с нарушениями слуха. 1 класс...