РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ
рабочая программа по теме

Рабочая программа по развитию слухового восприятия в 9 классе II отделения составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 3 273-ФЗ, с содержанием действующей типовой программы для обучения детей, имеющих нарушение слуха «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида», раздел «Развитие слухового восприятия, обучение произношению» составители сборника Зикеев А.Г., Тигранова Л.И., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва  «Просвещение», Учебного плана КОУ «Школа-интернат № 15», а также сборника: Примерный речевой материал для для развития слухового восприятия на индивидуальных занятиях в старших классах II отделения - М.: НИИД АПН СССР, 1985г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_kaspina.docx77.1 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Казенное образовательное учреждение  Омской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 15 II вида»

Октябрьский административный округ города Омска

Утверждаю

Директор КОУ «Школа – интернат № 15»

_______________________Н.В. Зачинская

         (подпись)           «_____»________2013г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И

ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

для работы с обучающимися 9 б класса /II отделение/

Составитель:

Каспина Ирина Аркадьевна

                            __________

                              (подпись)

Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей -дефектологов

«__»  ______ 2013 г., протокол № ___

Председатель методического объединения учителей-дефектологов

_____________________________

                                          (подпись)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора УВР

Сорокина Л.Г.______________

                             (подпись)

«27» августа 2013г.

                                              Пояснительная записка

             Рабочая программа по развитию слухового восприятия в 9 классе II отделения составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 3 273-ФЗ, с содержанием действующей типовой программы для обучения детей, имеющих нарушение слуха «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида», раздел «Развитие слухового восприятия, обучение произношению» составители сборника Зикеев А.Г., Тигранова Л.И., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва  «Просвещение», Учебного плана КОУ «Школа-интернат № 15», а также сборника: Примерный речевой материал для для развития слухового восприятия на индивидуальных занятиях в старших классах II отделения - М.: НИИД АПН СССР, 1985г.

По учебному плану недельная нагрузка обучающегося на обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 9 классе II отделения составляет 2 часа в неделю. Занятия проводятся по 20 минут с каждым учеником  4 раза в неделю.

            Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей  тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся. Данная программа состоит из двух разделов: 1) развитие слухового восприятия, 2) обучение произношению.

           Расхождение с содержанием «Примерного речевого материала» (тексты, материал обиходно-разговорного характера и связанные с учебной деятельностью) вызваны тем, что часть материала устарела, а также изменениями в программах по общеобразовательным предметам, откуда берется фразовый материал.

        На индивидуальных занятиях основным способом восприятия речевого материала является слуховое, на этих занятиях используется аналитико-синтетический метод, который предусматривает восприятие в ходе слуховой тренировки не только целостных речевых единиц, но и в случае необходимости анализ материала на уровне слов, отдельных слогов, звуков, составляющих воспринимаемую на слух единицу.

        Работа по различению ведется на «рабочем» расстоянии, то есть на таком, при котором ученик слышит знакомые по значению слова. Материал для обучения различению на слух подбирается на неделю.

        Форма работы – индивидуальное занятие. Оно состоит из двух частей: первая – формирование произношения, вторая – развитие слухового восприятия. Первая часть проводится с опорой на слухозрительное восприятие со звукоусиливающей аппаратурой (ЗУА), вторая – на слух с ЗУА (за экраном).

       Программа основана на следующих принципах обучения:

- от простого к сложному;

- преемственность обучения и воспитания;

- развивающее обучение;

- разнообразная деятельность и общение;

- индивидуальный подход;

- наглядность обучения;

- уважение к личности ребенка.

                     Требования к уровню подготовки учащихся

      К концу 9 класса учащиеся должны уметь воспринимать на слух весь программный речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, относящиеся к учебной деятельности учащихся, и тексты в естественном звучании на все увеличивающемся расстоянии: с индивидуальным аппаратом 7-8 м (III степень тугоухости); без индивидуального аппарата 0,5 м.

                                Обучение произношению.

      Речевое дыхание. Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи.

      Голос. Соблюдение логического ударения в диалоге.

      Звуки и их сочетания. Закрепление дифференциального произношения согласных звуков, родственных по артикуляции:

носовых и ротовых: м-п, м-б, н-т, в-д;

слитных и щелевых: ц-с, ч-ш, щ-ш;

глухих и смычных: ф-в, п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж.

      Слово. Соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку) тс-дс (детство, Братск), стн-здн (честно, поздно).

      Фраза. Закрепление навыков умеренного беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).

                                     

                                Тематический план

Содержание материала

Кол-во

часов

                                                 

                                      I четверть

1.

1. Текст «Муравьи»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

2.

1. Текст «Нашествие саранчи»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

3.

1. Текст «Слезы»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

4.

1. Текст «Торнадо»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

5.

1. Текст «Атлантида»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

6.

1. Текст  «Из истории моды» I часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

7.

1. Текст «Из истории моды» II часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

8.

1. Текст «Из истории моды»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

                                   II четверть

1.

1. Текст «Подвиг Маресьева»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

2.

1. Текст «Безопасные взрывы»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

3.

1. Текст «Луна-20»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

4.

1. Текст «Градостроительство»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

5.

1. Текст «Сибирская весна»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

6.

1. Текст «Брестская крепость»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

7.

1. Текст «Хищные птицы»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

                                    III четверть

1.

1. Текст «На Севере»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

2.

1. Текст «Курильские острова»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

3.

1. Текст «Дик»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

4.

1. Текст «Киты»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

5.

1. Текст «Малюська» I часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

6.

1. Текст «Малюська» II часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

7.

1. Текст «В лесу»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

8.

1. Текст «Ручной слон»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

9.

1. Текст «Перелетные птицы»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

10.

1. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

12

                                     IV четверть

1.

1. Текст «Рецепт молодости»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

2.

1. Текст «секретные материалы»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

3.

1.  Текст «Все познается в сравнении»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

4.

1. Текст «Рассеянный»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

5.

1. Текст «Больное сердце»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

6.

1. Текст « Счастливая жизнь»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

8

4

7.

1. Текст «Тайна за семью печатями».

Контрольное обследование слухового восприятия текста.

12

8.

1. Контрольное обследование слухового восприятия фраз учебного и обиходно-разговорного характера

12


                                                        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание материала

Дидактическая цель

Задачи

Дидактич.

материал

Сроки

I четверть

1.

1. Текст «Муравьи»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Муравьи», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 1,

картинки

2.

1. Текст «Нашествие саранчи»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Нашествие саранчи», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 2, рисунки,

картинки

3.

1. Текст «Слезы»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Слезы», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 3

4.

1. Текст «Торнадо»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Торнадо», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 4

5.

1. Текст «Атлантида»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Атлантида», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 5,

рисунки

6.

1. Текст  «Из истории моды» I часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Из истории моды», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать хороший вкус.

Т № 6,

иллюстрац.

7.

1. Текст «Из истории моды» II часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Из истории моды», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать хороший вкус.

Т № 7,

иллюстрац.

8.

1. Текст «Из истории моды»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Из истории моды», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать хороший вкус.

Т № 6, 7,

иллюстрац.

II четверть

1.

1. Текст «Подвиг Маресьева»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Подвиг Маресьева», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 1,

картинки

2.

1. Текст «Безопасные взрывы»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Безопасные взрывы», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 2,

иллюстрац.

3.

1. Текст «Луна-20»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Луна-20», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 3,

иллюстрац.

4.

1. Текст «Градостроительство»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Градостроительство», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 4,

иллюстрац.

5.

1. Текст «Сибирская весна»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Сибирская весна», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь к птицам.

Т № 5,

иллюстрац.

6.

1. Текст «Брестская крепость»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Брестская крепость», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать патриотизм.

Т № 6,

иллюстрац.

7.

1. Текст «Хищные птицы»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Хищные птицы», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 7,

иллюстрац.

III четверть

1.

1. Текст «На Севере»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «На Севере», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь к природе.

Т № 1,

иллюстрац.

2.

1. Текст «Курильские острова»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Курильские острова», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 2,

иллюстрац

3.

1. Текст «Дик»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Дик», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь к животным.

Т № 3,

иллюстрац

4.

1. Текст «Киты»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Киты», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь к животным.

Т № 4,

иллюстрац

5.

1. Текст «Малюська» I часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Малюська», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 5,

иллюстрац

6.

1. Текст «Малюська» II часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Малюська», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 6,

иллюстрац

7.

1. Текст «В лесу»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «В лесу», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 7,

иллюстрац

8.

1. Текст «Ручной слон»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Ручной слон», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 8,

иллюстрац

слайды

9.

1. Текст «Перелетные птицы»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Перелетные птицы», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 9,

иллюстрац

слайды

10.

1. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

иллюстрац.

IV четверть

1.

1. Текст «Рецепт молодости»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Рецепт молодости», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 1,

иллюстрац.

фото

2.

1. Текст «Секретные материалы»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Секретные материалы», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 2,

иллюстрац.

3.

1.  Текст «Все познается в сравнении»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Все познается в сравнении», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 3,

иллюстрац.

4.

1. Текст «Рассеянный»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Рассеянный», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 4,

иллюстрац.

5.

1. Текст «Больное сердце»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Больное сердце», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 5,

иллюстрац.

6.

1. Текст « Счастливая жизнь»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Счастливая жизнь», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 6,

иллюстрац.

7.

1. Текст «Тайна за семью печатями».

Контрольное обследование слухового восприятия текста.

Оценить уровень развития слухового восприятия на материале текста «Тайна за семью печатями»

Оценить уровень развития СВ текста целостно; по предложениям; оценить уровень различения вопросов к тексту и умения отвечать на них.

иллюстрац.

8.

1. Контрольное обследование слухового восприятия фраз учебного и обиходно-разговорного характера

Оценить уровень развития слухового восприятия фраз учебного и разговорно-обиходного характера.

Оценить уровень развития СВ текста целостно; по предложениям; оценить уровень различения вопросов к тексту и умения отвечать на них.

             

         Учебно-методическое обеспечение

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. М.: Просвещение, 2006 г.
  2. К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова Методика обучения глухих детей произношению. М., 2001 г.
  3. И.Г. Багрова Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М.: Просвещение, 1993 г.
  4. Н.В. Егорова Сборник текстов для проведения письменных экзаменов по русскому языку 9 класс, М., 2004 г.

   


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Казенное образовательное учреждение  Омской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 15 II вида»

Октябрьский административный округ города Омска

Утверждаю

Директор КОУ «Школа – интернат № 15»

_______________________Н.В. Зачинская

         (подпись)           «_____»________2013г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И

ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

для работы с обучающимися 9 вспомогательного класса

Составитель:

Каспина Ирина Аркадьевна

                            __________

                              (подпись)

Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей -дефектологов

«__»  ______ 2013 г., протокол № ___

Председатель методического объединения учителей-дефектологов

_____________________________

                                          (подпись)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора УВР

Сорокина Л.Г.______________

                             (подпись)

«27» августа 2013г.

                                              Пояснительная записка

             Рабочая программа по развитию слухового восприятия в 9 вспомогательном классе  составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 3 273-ФЗ, с содержанием действующей типовой программы для обучения детей, имеющих нарушение слуха «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида», раздел «Развитие слухового восприятия, обучение произношению» составители сборника Зикеев А.Г., Тигранова Л.И., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва  «Просвещение», Учебного плана КОУ «Школа-интернат № 15», а также сборника «Примерного речевого материала для для развития слухового восприятия на индивидуальных занятиях в старших классах II отделения» М.: НИИД АПН СССР, 1985г.

По учебному плану недельная нагрузка обучающегося на обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 9 специальном  классе  составляет 1 час в неделю. Занятия проводятся по 20 минут с каждым учеником  2 раза в неделю.

Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей  тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся. Данная программа состоит из двух разделов: 1) развитие слухового восприятия, 2) обучение произношению.

Расхождение с содержанием «Примерного речевого материала» (тексты, материал обиходно-разговорного характера и связанные с учебной деятельностью) вызваны тем, что часть материала устарела.

На индивидуальных занятиях основным способом восприятия речевого материала является слуховое, на этих занятиях используется аналитико-синтетический метод, который предусматривает восприятие в ходе слуховой тренировки не только целостных речевых единиц, но и в случае необходимости анализ материала на уровне слов, отдельных слогов, звуков, составляющих воспринимаемую на слух единицу.

Работа по различению ведется на «рабочем» расстоянии, то есть на таком, при котором ученик слышит знакомые по значению слова. Материал для обучения различению на слух подбирается на неделю.

Форма работы – индивидуальное занятие. Оно состоит из двух частей: первая – формирование произношения, вторая – развитие слухового восприятия. Первая часть проводится с опорой на слухозрительное восприятие со звукоусиливающей аппаратурой (ЗУА), вторая – на слух с ЗУА.

       Программа основана на следующих принципах обучения:

- от простого к сложному;

- преемственность обучения и воспитания;

- разнообразная деятельность и общение;

- индивидуальный подход;

- наглядность обучения;

- уважение к личности ребенка.

                     Требования к уровню подготовки учащихся

      К концу 9 класса учащиеся должны уметь воспринимать на слух весь программный речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, относящиеся к учебной деятельности учащихся и с темами, изучаемыми при обучении их восприятию на слух речи.

      Ученик 9 вспомогательного класса должен воспринимать знакомый речевой материал с учетом индивидуальных возможностей:

- без аппарата на расстоянии не менее 0,4 – 0,6 м (учащиеся с III степенью тугоухости);

- с индивидуальным слуховым аппаратом на расстоянии не менее 5-7 м (с III степенью тугоухости).

                                        Обучение произношению.

      Речевое дыхание. Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи.

      Голос. Соблюдение логического ударения в диалоге.

      Звуки и их сочетания. Закрепление дифференциального произношения согласных звуков, родственных по артикуляции:

носовых и ротовых: м-п, м-б, н-т, в-д;

слитных и щелевых: ц-с, ч-ш, щ-ш;

глухих и смычных: ф-в, п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж.

      Слово. Соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку) тс-дс (детство, Братск), стн-здн (честно, поздно).

      Фраза. Закрепление навыков умеренного беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).

                          Тематический план

Содержание материала

Кол-во

часов

                                                 

                                      I четверть

1.

1. Текст «Лайка»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

2.

1. Текст «О честности»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

3.

1. Текст «Мой мяч»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

4.

1. Текст «Бобровая хатка» I часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

5.

1. Текст «Бобровая хатка» II часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

6.

1. Текст  «Приморозил язык» I часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

7.

1. Текст «Приморозил язык» II часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

8.

1. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

3

                                   II четверть

1.

1. Текст «Дятел и береза»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

2.

1. Текст «Старик и дерево»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

3.

1. Текст «Хорошее»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

4.

1. Текст «Печенье»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

5.

1. Текст «Гуси-лебеди»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

6.

1. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

3

7.

1. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

3

                                    III четверть

1.

1. Текст «Москва»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

2.

1. Текст «Саша Бондаренко»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

3.

1. Текст «Подвиг юного горниста»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

4.

1. Текст «Хатынь»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

5.

1. Текст «Лжегерои»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

6.

1. Текст «Расплата»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

7.

1. Текст «Хлеб»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

8.

1. Текст «Лес»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

9.

1. Текст «Половодье»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

10.

1. Текст «Матросов»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

                                     IV четверть

1.

1. Текст «Заслонов»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

2.

1. Текст «Талантливый разведчик»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

3.

1.  Текст «Неуязвимый ас»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

4.

1. Текст «Лето» I часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

5.

1. Текст «Лето» II часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

2

1

6.

1. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

3

7.

1. Текст «Подвиг».

Контрольное обследование слухового восприятия текста.

3

8.

1. Контрольное обследование слухового восприятия фраз учебного и обиходно-разговорного характера

3


                                                  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание материала

Дидактическая цель

Задачи

Дидактич.

материал

Сроки

I четверть

1.

1. Текст «Лайка»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Лайка», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 1,

картинки

2.

1. Текст «О честности»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «О честности», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 2, рисунки,

картинки

3.

1. Текст «Мой мяч»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Мой мяч», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 3

4.

1. Текст «Бобровая хатка» I часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Бобровая хатка», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 4

5.

1. Текст «Бобровая хатка» II часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Бобровая хатка», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 5,

рисунки

6.

1. Текст  «Приморозил язык» I часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Приморозил язык», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать хороший вкус.

Т № 6,

иллюстрац.

7.

1. Текст «Приморозил язык» II часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Приморозил язык», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать хороший вкус.

Т № 7,

иллюстрац.

8.

1. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста, фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать фразы на слух.

Обогащать словарный запас.

Т № 8

иллюстрац.

                                                                             II четверть

1.

1. Текст «Дятел и береза»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Дятел и береза», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь к птицам.

Т № 1,

картинки

2.

1. Текст «Старик и дерево»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Старик и дерево», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 2,

иллюстрац.

3.

1. Текст «Хорошее»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Хорошее», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 3,

иллюстрац.

4.

1. Текст «Печенье»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Печенье», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 4,

иллюстрац.

5.

1. Текст «Гуси-лебеди»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Гуси-лебеди», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 5,

иллюстрац.

6.

1. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале  фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать фразы на слух.

Обогащать словарный запас.

Т № 6,

иллюстрац.

7.

1. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать фразы на слух.

Обогащать словарный запас.

Т № 7,

иллюстрац.

                                                                            III четверть

1.

1. Текст «Москва»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Москва», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать патриотизм.

Т № 1,

иллюстрац.

2.

1. Текст «Саша Бондаренко»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Саша Бондаренко», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 2,

иллюстрац

3.

1. Текст «Подвиг юного горниста»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Подвиг юного горниста», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь к животным.

Т № 3,

иллюстрац

4.

1. Текст «Хатынь»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Хатынь», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь к животным.

Т № 4,

иллюстрац

5.

1. Текст «Лжегерои»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Лжегерои», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 5,

иллюстрац

6.

1. Текст «Расплата»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Расплата», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 6,

иллюстрац

7.

1. Текст «Хлеб»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Хлеб», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 7,

иллюстрац

8.

1. Текст «Лес»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Лес», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь к природе.

Т № 8,

иллюстрац

слайды

9.

1. Текст «Половодье»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Половодье», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 9,

иллюстрац

слайды

10.

1. Текст «Матросов»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Матросов», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать чувство патриотизма.

иллюстрац.

                                                                                   IV четверть

1.

1. Текст «Заслонов»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Заслонов», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 1,

иллюстрац.

фото

2.

1. Текст «Талантливый разведчик»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Талантливый разведчик», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 2,

иллюстрац.

3.

1.  Текст «Неуязвимый ас»

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Неуязвимый ас», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 3,

иллюстрац.

4.

1. Текст «Лето» I часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Лето», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 4,

иллюстрац.

5.

1. Текст «Лето» II часть

2. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Лето», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям.

 Воспринимать вопросы к тексту.

Обогащать словарный запас.

Т № 5,

иллюстрац.

6.

1. Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста  фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать фразы на слух.

Обогащать словарный запас.

Т № 6,

иллюстрац.

7.

1. Текст «Подвиг».

Контрольное обследование слухового восприятия текста.

Оценить уровень развития слухового восприятия на материале текста «Подвиг»

Оценить уровень развития СВ текста целостно; по предложениям; оценить уровень различения вопросов к тексту и умения отвечать на них.

иллюстрац.

8.

1. Контрольное обследование слухового восприятия фраз учебного и обиходно-разговорного характера

Оценить уровень развития слухового восприятия фраз учебного и разговорно-обиходного характера.

Оценить уровень развития СВ текста целостно; по предложениям; оценить уровень различения вопросов к тексту и умения отвечать на них.

       Учебно-методическое обеспечение

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. М.: Просвещение, 2006 г.
  2. К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова Методика обучения глухих детей произношению. М., 2001 г.
  3. И.Г. Багрова Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М.: Просвещение, 1993 г.

     


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Казенное образовательное учреждение  Омской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 15 II вида»

Октябрьский административный округ города Омска

Утверждаю

Директор КОУ «Школа – интернат № 15»

_______________________Н.В. Зачинская

         (подпись)           «_____»________2013г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И

ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

для работы с обучающимися 4 класса /II отделение/

Составитель:

Каспина Ирина Аркадьевна

                            __________

                              (подпись)

Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей -дефектологов

«__»  ______ 2013 г., протокол № ___

Председатель методического объединения учителей-дефектологов

_____________________________

                                          (подпись)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора УВР

Сорокина Л.Г.______________

                             (подпись)

«27» августа 2013г.

                                              Пояснительная записка

             Рабочая программа по развитию слухового восприятия в 4 классе  II отделения составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 3 273-ФЗ, с содержанием действующей типовой программы для обучения детей, имеющих нарушение слуха «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида», раздел «Развитие слухового восприятия, обучение произношению» составители сборника Зикеев А.Г., Тигранова Л.И., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва  «Просвещение», Учебного плана «Школы-интерната № 15», а также сборника «Примерного речевого материала для для развития слухового восприятия на индивидуальных занятиях в старших классах II отделения» М.: НИИД АПН СССР, 1985г.

            По учебному плану недельная нагрузка обучающегося на обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе II отделения составляет 3 часа в неделю. Занятия проводятся по 20 минут с каждым учеником  6 раз в неделю.

            Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей  тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся. Данная программа состоит из двух разделов: 1) развитие слухового восприятия, 2) обучение произношению.

           Расхождение с содержанием «Примерного речевого материала» (тексты, материал обиходно-разговорного характера и связанные с учебной деятельностью) вызваны тем, что часть материала устарела.

        На индивидуальных занятиях основным способом восприятия речевого материала является слуховое, на этих занятиях используется аналитико-синтетический метод, который предусматривает восприятие в ходе слуховой тренировки не только целостных речевых единиц, но и в случае необходимости анализ материала на уровне слов, отдельных слогов, звуков, составляющих воспринимаемую на слух единицу.

        Работа по различению ведется на «рабочем» расстоянии, то есть на таком, при котором ученик слышит знакомые по значению слова. Материал для обучения различению на слух подбирается на неделю.

        Форма работы – индивидуальное занятие. Оно состоит из двух частей: первая – формирование произношения, вторая – развитие слухового восприятия. Первая часть проводится с опорой на слухозрительное восприятие со звукоусиливающей аппаратурой (ЗУА), вторая – на слух с ЗУА.

       Программа основана на следующих принципах обучения:

- от простого к сложному;

- преемственность обучения и воспитания;

- разнообразная деятельность и общение;

- индивидуальный подход;

- наглядность обучения;

- уважение к личности ребенка.

                     Требования к уровню подготовки учащихся

      К концу 4 класса учащиеся должны уметь воспринимать на слух весь программный речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, относящиеся к учебной деятельности учащихся и с темами, изучаемыми при обучении их восприятию на слух речи.

      Ученик 4 класса II отделения должен воспринимать знакомый речевой материал с учетом индивидуальных возможностей:

- без аппарата на расстоянии не менее 0,3 – 0,4 м (учащиеся с III степенью тугоухости);

- с индивидуальным слуховым аппаратом на расстоянии не менее 0,7 – 3,5 м (с III степенью тугоухости).

                                        Обучение произношению.

      Речевое дыхание. Правильное восприятие дыхательных пауз при выделении синтагм в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть.

      Голос. Соблюдение логического ударения в текстах, изучаемых наизусть. Соблюдение подвижности ударения при изменении форм слова.

      Звуки и их сочетания. Закрепление правильного произношения в словах и фразах звуков речи:

гласных: а-о, и-ы;

согласных:

- свистящих и шипящих: с-ш, з-ж;

- аффрикат: ц-ч, щ;

- твердых и мягких: ф-фь, в-вь, п-пь, б-бь и др.;

- звонких и глухих: п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж.

      Слово. Соблюдение в речи правил орфоэпии:

- сочетания сч, зч произносятся как щ (щитать);

- окончания –тся, -ться произносятся как ца;

- свистящие с, з употребляются следующим за ним шипящим.

      Фраза. Соблюдение темпа разговорной речи при произношении фраз. Воспроизведение всех видов интонаций при ведении диалога.

                                              Список литературы

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. М.: Просвещение, 2006 г.
  2. К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова Методика обучения глухих детей произношению. М., 2001 г.
  3. И.Г. Багрова Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М.: Просвещение, 1993 г.
  4. Н.В. Егорова Сборник текстов для проведения письменных экзаменов по русскому языку 9 класс, М., 2004 г.

                                  Тематический план

Содержание материала

Кол-во

часов

                                                 

                                      I четверть

1.

1.Тема «Лето».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

2.

1.Текст «Лиса и белка».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

3.

1.Текст «Осень в лесу».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

4.

1.Текст «День рождения».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

5.

1.Текст «Два пирожных».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

6.

1.Текст «Как зовут его папу?»

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

7.

1.Текст «Жестокость».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

8.

1.Текст «Лес».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

                                   II четверть

1.

1.Текст «Пожар».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

2.

1.Тема «Растения поля».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

3.

1.Тема «Моя квартира».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

4.

1.Текст «Зима бывает разная».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

5.

1.Текст «Синичка».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

6.

1.Текст «Зима в лесу».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

7.

1.Текст «Снегирь».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

                                    III четверть

1.

1.Текст «Елка в Кремле».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

2.

1.Текст «Зима».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

3.

1.Текст «Яшка».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

4.

1.Текст «Олененок».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

5.

1.Текст «Находка».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

6.

1.Тема «День Защитника Отечества».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

7.

1.Тема «8 Марта».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

8.

1.Текст «Товарищи».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

9.

1.Текст «Воробей и скворец».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

10.

1.Текст «Посланец с Земли».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

                                     IV четверть

1.

1.Тема «12 апреля – день космонавтики».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

2.

1.Текст «На лесной полянке».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

3.

1.Текст «Береза».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

4.

1.Текст «Скворец».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

5.

1.Текст «Лесные силачи».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

6.

1.Текст «Мохнатая прачка».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

7.

1.Тема «Наша Родина».

2.Фразы учебного и обиходно-разговорного характера.

10

5

8.

Контрольный текст «Находчивость». Контрольное обследование слухового восприятия текста.

15

9.

Контрольное обследование слухового восприятия фраз учебного и обиходно-разговорного характера.

15


                                                        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание материала

Дидактическая цель

Задачи

Дидактич.

материал

Сроки

I четверть

1.

1.Тема «Лето»

2.Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Лето», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту

Т № 1,

картинки

2.

1.Текст «Лиса и белка»

2.Фразы учебного и обиходно -разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Лиса и белка», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту. Уметь дать развернутый ответ на вопрос

Т № 2, рисунки,

картинки

3.

1.Текст «Осень в лесу»

2.Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Осень в лесу», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по

предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту. Развивать творческое воображение, воспитывать любовь к родной природе

Т № 3

4.

1.Тема «День рождения»

2.Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «День рождения», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту. Воспитывать чувство товарищества

Т № 4

5.

1.Текст «Два пирожных»

2.Фразы учебного и обиходно -

разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Два пирожных», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту. Воспитывать трудолюбие, уважение к родителям

Т № 5,

рисунки

6.

1.Текст  «Как зовут его папу?» 2.Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Как зовут его папу?», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту. Развивать логическое мышление

Т № 6,

иллюстрац.

7.

1.Текст «Жестокость»

2.Фразы учебного и обиходно -

разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Жестокость», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту. Воспитывать доброе отношение к природе, уметь дать правильную оценку поступкам

Т № 7,

иллюстрац.

8.

1.Текст «Лес»

2.Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «ЛЕС»», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту. Развивать кругозор учащихся.

Т № 8

иллюстрац.

                                                                             II четверть

1.

1.Текст  «Пожар»

2..Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Пожар»», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту.

Т № 1,

картинки

2.

1.Тема «Растения поля»

2.Фразы учебного и обиходно -

разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Растения поля»», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту. Расширять кругозор учащихся.

Т № 2,

иллюстрац.

3.

1.Тема «Моя квартира»

2.Фразы учебного и обиходно -

разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на

материале текста «Моя квартира» фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту.

Т № 3,

иллюстрац.

4.

1.Текст «Зима бывает разная» 2.Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Зима бывает разная» фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту. Воспитывать интерес к своей стране

Т № 4,

иллюстрац.

5.

1.Текст «Зима в лесу»

2.Фразы учебного и обиходно -

разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Зима в лесу» фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту. Развивать творческое воображение.

Т № 5,

иллюстрац.

6.

1.Текст «Синичка»

2.Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Синичка» фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту. Воспитывать чувство сострадания, учить оценивать поступки

Т № 6,

иллюстрац.

7.

1.Текст «Снегирь»

2..Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Снегирь» фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком, по предложениям

Воспринимать задания и вопросы к тексту. Развивать наблюдательность, творческое воображение.

Т № 7,

иллюстрац.

                                                                            III четверть

1.

1.Текст  «Елка в Кремле»

2.Выполнение        заданий, восприятие фраз обиходно-разговорного и учебного характера..

Восприятие        фраз обиходно- разговорного и учебного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Ёлка в Кремле», фраз, слов, слогов, фонем.

Вырабатывать умение воспринимать речевой материал со СА, без СА на рабочем и резервном расстоянии

Т № 1,

иллюстрац.

2.

1.Тема «Зима» 

2.Фразы  учебного и обиходно -

разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «3има»,  слов, слогов, фонем.

Вырабатывать умение воспринимать речевой материал со СА, без СА на рабочем и резервном расстоянии.

Умение отгадывать и загадывать загадки.

Т № 2,

иллюстрац

3.

1.Текст  «Яшка»

2.Фразы  учебного и обиходно -

разговорного характера.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Яшка», фраз, слов, слогов, фонем.

Вырабатывать умение воспринимать речевой материал со СА, без СА на рабочем и резервном расстоянии. Воспитывать любовь к животным.

Т № 3,

иллюстрац

4.

1.Текст  «Оленёнок»

2.Восприятие        фраз обиходно- разговорного и учебного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Олененок», фраз, слов, слогов, фонем.

Вырабатывать умение воспринимать речевой материал со СА, без СА на рабочем и резервном расстоянии. Воспитывать любовь к животным

Т № 4,

иллюстрац

5.

1.Текст         «Находка»

2.Восприятие        фраз обиходно- разговорного и учебного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Находка», фраз, слов, слогов, фонем.

Вырабатывать умение воспринимать речевой материал со СА, без СА на рабочем и резервном расстоянии. Воспитывать честность, доброту, умение правильно оценивать поступки

Т № 5,

иллюстрац

6.

1.Тема   «День Защитника Отечества»

2.Восприятие        фраз обиходно- разговорного и учебного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «День Защитника Отечества»,фраз, слов, слогов, фонем.

Вырабатывать умение воспринимать речевой материал со СА, без СА на рабочем и резервном расстоянии. Воспитывать любовь к Родине, ее защитникам.

Т № 6,

иллюстрац

7.

1.Тема        « 8 Марта - Международный женский день»

2.Восприятие        фраз обиходно- разговорного и учебного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «8 Марта - Международный женский день », фраз, слов, слогов, фонем.

Вырабатывать умение воспринимать речевой материал со СА, без СА на рабочем и резервном расстоянии.

Воспитывать любовь, уважение к матери, к женщине.

Т № 7,

иллюстрац

8.

1.Текст «Товарищи»

2.Восприятии фраз обиходно- разговорного и учебного характера, выполнение заданий

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Товарищи», фраз, слов, слогов, фонем

Вырабатывать умение воспринимать речевой материал со СА, без СА на рабочем и резервном расстоянии.

Т № 8,

иллюстрац

слайды

9.

1.Текст «Воробей и скворец» 2.Восприятие фраз учебного и обиходно-разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Воробей и скворец», фраз, слов, слогов, фонем

Вырабатывать умение воспринимать речевой материал со СА, без СА на рабочем и резервном расстоянии.

Т № 9,

иллюстрац

слайды

10.

1.Текст «Посланец с Земли»

2. Восприятие фраз учебного и обиходно-разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Посланец с Земли», фраз, слов, слогов, фонем

Вырабатывать умение воспринимать речевой материал со СА, без СА на рабочем и резервном расстоянии.

иллюстрац.

                                                                                   IV четверть

1.

1. Текст «12 апреля»

2. Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «12 апреля», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям, воспринимать задания к тексту; развивать слуховую память; воспитывать чувство патриотизма.

Т № 1,

иллюстрац.

фото

2.

1.Текст «На лесной полянке»

2. Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «На лесной полянке», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям; умение дать развёрнутый ответ на вопрос; развивать смысловую память; воспитывать любовь к природе.

Т № 2,

иллюстрац.

3.

1.Текст «Береза»

2. Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Береза», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям; развивать навыки запоминания; воспитывать любовь к родной природе.

Т № 3,

иллюстрац.

4.

1.Текст «Скворец»

2. Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Скворец», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком и по предложениям; развивать слуховую и смысловую память; воспитывать любовь к пернатым друзьям

Т № 4,

иллюстрац.

5.

1.Текст «Кто самый отважный»

2. Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Кто самый отважный», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям; воспринимать вопросы к тексту; развивать умение выделять существенные признаки и закономерности

Т № 5,

иллюстрац.

6.

1.Текст «Мохнатая прачка»

2. Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Мохнатая прачка», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целиком и по предложениям; воспринимать вопросы к тексту; развивать воображение; воспитывать любовь к животным.

Т № 6,

иллюстрац.

7.

1.Тема «Наша Родина»

2.Фразы учебного и обиходно - разговорного характера

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Посланец с Земли», фраз, слов, слогов

Вырабатывать умение различать текст целостно и по предложениям; воспринимать вопросы к тексту; развивать слуховую и смысловую память

иллюстрац.

8.

1.Текст «Находчивость». Контрольное обследование слухового восприятия текста.

Оценить уровень развития слухового восприятия на материале текста «Находчивость»

Оценить уровень развития СВ текста целостно; по предложениям; оценить уровень различения вопросов к тексту и умения отвечать на них.

 Контрольное обследование слухового восприятия фраз учебного и разговорно-обиходного характера.

Оценить уровень развития слухового восприятия фраз учебного и разговорно- обиходного характера.

Оценить уровень развития СВ текста целостно; по предложениям; оценить уровень различения вопросов к тексту и умения отвечать на них.

             



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для работы с обучающимися 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость

Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного  специального  класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в ...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 10 класс II вид

Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по разви...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 12 класс I вид

Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по разви...