Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.
рабочая программа на тему
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области общеобразовательная школа-интернат основного общего образования №10 г. Азова
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим объединением блока учителей-сурдопедагогов ГКОУ РО Азовской школы-интерната № 10 протокол № 1 от « 27 » августа 2015 г Руководитель _________ | СОГЛАСОВАНА на заседании методического совета ГКОУ РО Азовской школы-интерната № 10 протокол № 1 от « 28 » августа 2015 г. Руководитель ___________ | |
ПРИНЯТА педагогическим советом ГКОУ РО Азовской школы-интерната № 10 протокол № 1 от « 31 » августа 2015 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГКОУ РО Азовской школы-интерната № 10 № 230 от « 31 » августа 2015 г. _____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Развитие слухового восприятия и формирование произношения»
для 4 - б класса
(для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья)
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель: Васильева Наталья Васильевна,
учитель индивидуальной и групповой слуховой работы
.
г. Азов 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Развитию слухового восприятия и формированию произношения для 4 «Б» класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 6 марта 1986 г. N 4076-86 «Санитарные правила, устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии».
- Приказа Минобразования РФ от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».
- Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приложения к приказу минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 «Примерное региональное положение о рабочей программе курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
- Приложения №1 к письму минобразования Ростовской области от 08.08.2014 г. №24/4.1.1-4851/м «Примерная структура рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
- Положения о рабочей программе ГКОУ РО общеобразовательной школы-интерната основного общего образования №10 г. Азова.
- Устава ГКОУ РО общеобразовательной школы-интерната основного общего образования №10 г. Азова.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы-интерната №10 на 2015 – 2016 учебный год.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения IV класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида Федерального государственного образовательного стандарта, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников, на основании программы «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению. II отделение». Сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов», Москва, «Просвещение», 2005 г. Авторы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, М.И. Никитина и др., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основной целью работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников является формирование навыков восприятия речи на слух, создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой, слухозрительной основы для восприятия устной речи.
Основной целью обучения произношению является формирование фонетически внятной членораздельной, выразительной устной речи обучающихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- обучение слабослышащих учеников нормам речевого общения, принятым среди слышащих;
- обучение полноценному использованию речевого общения как средства познания, речевого развития;
- обучение общению словесной речью, формирование навыков ведения диалога;
- развитие общительности, преодоления страха общения со слышащими людьми;
- формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях.
Направленность программы:
Программа, учитывая речевое недоразвитие и сниженный слух обучающихся, отличается коррекционной направленностью и обеспечивает формирование речевых навыков, развитие слухового восприятия, развитие и совершенствование всех анализаторов, коррекцию психических функций. Также она сочетает в себе познавательно-развивающую направленность и овладение практическими умениями и навыками.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что развитие слухового восприятия и формирование произношения осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению слабослышащих учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи на каждой ступени обучения в школе.
Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связано между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения обучающихся. Развитие слухового восприятия речи происходит при реализации слуховых резервов обучающихся. О развитии речевого слуха можно судить по повышению уровня разборчивости речи и увеличению оптимального для восприятия речи на слух расстояния.
Обучение произношению строится на основе данных о состоянии произносительных навыков полученных при обследовании.
Работа ведется на индивидуальных занятиях.
Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть – формирование произношения, вторая часть – развитие слухового восприятия. Первая часть проводится, как правило, с опорой на слухо-зрительное восприятие с ИСА, вторая часть – проводится на слух с ИСА. Сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования аналитико-синтетического метода. Обучение восприятию на слух проводится на материале слов, словосочетаний, фраз обиходно-разговорного характера, связанных с изучением учебных предметов, текстов. Обучение произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности.
На индивидуальных занятиях основным способом восприятия речевого материала является слуховой. Слухо-зрительное восприятие используется как вспомогательное средство. Специальная работа по развитию слуха предусматривает обучение детей различать, опознавать и распознавать только на слух, исключая зрение, речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги.
С помощью педагогических методик уточняется состояние нарушенной слуховой функции, выявляется резерв тонального и речевого слуха, подбирается оптимальный режим звукоусиления с помощью стационарных устройств и уточняется режим работы индивидуального слухового аппарата. На индивидуальных занятиях в слуховом кабинете основной речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно или слухо-зрительно-дактильно. Знакомство с речевым материалом осуществляется на индивидуальных занятиях, воспринимается только на слух, исключая зрение.
На индивидуальных занятиях происходит обучение учащихся различению и опознаванию речевого материала на слух: слов, словосочетаний, фраз, текстов. Основные способы восприятия – слухо-зрительный и слуховой. Дактильная форма речи используется как вспомогательное средство при незнании учащимися состава слова. Широко используются таблички с печатным текстом.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Развитие слухового восприятия и формирование произношения»:
- особое внимание уделяется работе над формированием устной речи с использованием коммуникативной системы обучения;
- формируются основные речевые компетенции (восприятие и воспроизведение речи, практика общения) посредством использования речевого материала, развиваются способности формулировать свои высказывания;
- предъявляются требования к качеству собственной речи и контролю речи окружающих:
соблюдение правил орфоэпии и словесного ударения, ритмико-интонационной стороны речи; правил лексико-грамматического оформления речевого высказывания;
- развивается представление о правилах речевого этикета;
- прививаюся навыки общения.
В 4 «Б» классе обучается 5 человек (список класса с диагнозами).
Особенности оценивания результатов.
В ходе обучения контроль учебных достижений осуществляется согласно плановым проверкам слуха и речи, который включает диагностическое обследование в начале, в середине и в конце учебного года, контрольные слуховые срезы, проверки слухового восприятия контрольного речевого материала (учебного, связанного с учебной деятельностью и внеклассного), проверка внятности произношения в конце учебного года.
Материал программы считается усвоенным, если обучающиеся в большинстве случаев правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА РСВ и ФП | Формирование и развитие речевого слуха; определение и использование слухового резерва, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи; формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи, доступной пониманию окружающих. |
ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Коррекционные:
|
МЕСТО РСВ и ФП В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ | Предмет «Развитие слухового восприятия формирование произношения» является составной частью предметной области «Коррекционный блок» и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения». В соответствии с расписанием и учебным планом-графиком ГЛОУ РО Азовской школы-интерната №10 на 2015-2016 уч. г., утвержденным приказом №___ от ___, на изучение РСВ и ФП в четвёртом классе отводится 3 часа на одного человека в неделю. Рабочая программа составлена из расчета 34 учебных недели с учетом праздничных дней. |
СТРУКТУРА ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ | В неделю: 3 ч. на одного обучающегося В год: 15 ч. х 34 = 510 часов Итого: 510 часов |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | Список литературы:
Технические средства обучения:
Логопедический инструментарий, экраны, дидактические материалы, демонстрационные пособия, игры, игрушки, музыкальные инструменты, ЭОР |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА РСВ и ФП
Развитие слухового восприятия.
Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях в четвёртом классе 2-го отделения заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без неё. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей.
В начале обучения учащиеся воспринимают на слух знакомые по значению слова, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко их личному опыту и наблюдениям.
Знакомый речевой материал большинству обучающихся даётся сразу на слух. Дети воспринимают его с аппаратурой стационарного типа, а со второго полугодия – с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Текст сначала предъявляется детям целиком, а затем по фразам. И только после этого дети могут на слух воспринимать задания по содержанию текстов. Вся работа над новым текстом проводится на 2-3 занятиях.
Одним из обязательных этапов каждого занятия является обучение восприятию на слух (с аппаратурой и без неё) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и относящихся к организации учебной деятельности, а также связанных с изучением учебных предметов. Обучение восприятию речи на слух в условиях ситуации на индивидуальных занятиях допускается в самом начале обучения.
С IV класса наиболее успевающим учащимся предлагается для восприятия на слух информация по радио, телевидению, можно использовать материалы из детских журналов и газет.
Восприятие речевого материала на слух должно проходить по-разному: в условиях ситуации (подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений. Заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова, - в начале обучения); в изолированных от шума условиях; в условиях, близких к естественным.
Обучение произношению.
В IV классе на индивидуальных занятиях у обучающихся продолжается работа по формированию фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи. Формирование произносительных навыков обучающихся осуществляется на всех учебно-воспитательных занятиях, включая индивидуальные, при постоянном речевом общении с учителем (воспитателем), с использованием специальных приёмов. Обучение произношению ведётся на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. На специальных занятиях ещё и используется фонетическая ритмика, а также специальные приёмы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми на основе подражания.
Необходимым условием успешного овладения произносительной стороной устной речи в IV классе является обязательное использование индивидуальных слуховых аппаратов как на индивидуальных занятиях, так и на всех общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях.
Речь учителя имеет особо важное значение для обучающихся, она служит образцом для подражания. Поэтому речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, с правильным членением фраз на смысловые синтагмы.
Основными разделами программы в IV классе являются разделы «Слово» и «Фраза». Работа над словом предусматривает как точное его воспроизведение по образцу, так и приближённое, с использованием допустимых звуковых замен, соблюдение в речи правил орфоэпии. Также ведётся целенаправленная работа по формированию умений пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить звуки и их сочетания. Эти умения закрепляются при произнесении слов и фраз.
Знакомство с интонационной стороной речи происходит по подражанию речи учителя. Учащиеся в IV классе должны воспроизводить все виды интонации при ведении диалога.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМ
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Педагогическое обследование состояния слуха и произношения обучающихся. | 60 |
2 | Восприятие на слух речевого материала обиходно- разговорного характера и связанного организацией учебной деятельности. | 75 |
3 | Восприятие на слух речевого материала, связанного с изучением учебных дисциплин. | 75 |
4 | Восприятие на слух текстов. | 75 |
5 | Формирование произношения. | 225 |
Итого | 510 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел, тема | Основное содержание | Основные виды деятельности ученика |
I | Педагогическое обследование состояния слуха и речи | ||
1 | Определение состояния слуха | Определение слуховых возможностей на основе реакции на неречевые звуки и с помощью речи (с использованием звукоусиливающей аппаратуры и без неё) | Условно двигательная реакция на звуки, голос разговорной громкости. Различение и опознавание речевого материала с предварительной слуховой тренировкой (с использованием картинок). |
2 | Определение состояния устной речи | Обследование звукопроизношения. Проверка уровня речевого развития. Определение внятности произношения. | Называние картинок, счёт предметов, произнесение слогов, слов (сопряжено и отражённо), ответы на вопросы, чтение. |
II | Развитие слухового восприятия | ||
1 | Материал обиходно-разговорного характера | Темы: «Летние каникулы», «Здравствуй, школа!», «Труд человека», «Стихи об осени», «Что ты хочешь пожелать своему другу в день рождения?», «Где ты будешь отмечать свой день рождения в этом году?», «Какая сегодня погода?», «Как изменяется погода?», «Когда это бывает?», «Диалог», «По какому предмету ты получила сегодня оценку?», «Уход за комнатными растениями», «Зимние забавы», «Подготовка к празднику. Новый год», «Зимние каникулы», «Какие передачи по телевизору ты смотрел(-а) на этой неделе? Диалог», «Наша школа», «Просьбы. Поручения», «Галя иногда опаздывает на урок, а … всегда приходит вовремя», «Ты не знаешь, где Миша? Позови Мишу», «Сравнительные обороты», «Ты любишь читать стихи», «Как ты поздравил маму, сестру с Женским днём?», «Употребление в речи слов сравнения: выше – ниже, легче – тяжелее, мельче – глубже», «На вокзале», «Как ты провёл весенние каникулы?», «Какой месяц наступил, если с начала года прошло три месяца?», «Как ты провёл выходной день?», «Праздник мира и труда», «Моя родина». | Восприятие, различение и распознавание вопросов, поручений, просьб с помощью стационарной аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов и без ЗУА в условиях ситуации и вне неё. |
2 | Материал, связанный с изучением учебных дисциплин | Темы: «Осенние изменения в природе», «Дождь и ветер», «Род имён существительных», «Предложение», «Наша Родина», «Лес», «Таблица умножения на 6, 7, 8», «Наши дела», «Единственное и множественное число существительных», «Прямоугольник», «Моя квартира», «Часы, магнитофон», «Зима», «Падежи имён существительных», «Явления природы», «Круг, окружность», «Слова: лес, лесной, лесник», «Употребление слов: завтракал, обедал, ужинал», «Полезные ископаемые Ростовской области», «Предлоги в, на, за», «О профессиях родителей», «Наши праздники», «Нахождение доли числа», «Составление предложений по картинке», «Озеро, море», «День космонавтики», «Состав слова», «Единицы массы», «Род имён существительных», «Наш город». | Восприятие, различение и распознавание слов, фраз с помощью стационарной аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов и без ЗУА в условиях ситуации и вне неё. |
3 | Тексты | «Школьный огород», «Рики», «Осенью», «Саша», «В лесу», «Машины», «Плохой поступок», «Боб – пожарный», «Забота о животных», «Помощь птицам», «Помощь маме», «Смелые ребята», «На горе», «Ёлка», «Честность», «Что такое ветер?», «Вертолёт», «Белый медведь», «Забота о товарищах», «Подснежники», «Весной», «Чуткий мальчик», «Про хлеб», «Собака – друг человека», «Дельфин и мальчик», «Космонавты», «Смелость», «Брестская крепость», «Любовь к природе», «Повадки животных». | Восприятие на слух с помощью стационарной аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов и без ЗУА в условиях ситуации и вне неё знакомых и незнакомых по содержанию текстов, вопросов к текстам. |
III | Формирование произношения | ||
1 | Работа над речевым дыханием. | Правильное воспроизве-дение дыхательных пауз при выделении синтагм в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть. | |
2 | Работа над голосом. | Соблюдение логического ударения в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение логического ударения при изменении формы слова (рука- руки). | |
3 | Работа над звукопроизношением. | Правильно произносить звуки, их сочетания в раз-личных позициях с исполь-зованием допустимых звуковых замен, дифференцировать звуки в слогах и словах. | |
4 | Работа над речью (слово, фраза, ударение, интонация) | Произнесение слов слитно, нормальным голосом, с соблюдением ударения. Соблюдение темпа разговорной речи при произношении фраз. Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- развитие положительного отношения ребенка с недостатками слуха к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- формирование у неслышащего ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях;
- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешение конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение знаниями об основных анализаторах, принимающих участие в процессе восприятия и воспроизведения устной речи;
- овладение основными приемами самоконтроля (с опорой на различные анализаторы);
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение пользоваться надстрочными орфоэпическими знаками при чтении текста;
- овладение монологической и диалогической речью, понятной для окружающих.
Предметные результаты по развитию слухового восприятия:
Обучающиеся к концу IV класса должны уметь:
- воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов, типа Колина мама рассказала ребятам, где она работает, для кого она готовит обеды. Послушай загадку и отгадай: «Меня не растили, из снега лепили; холодная, большая – кто я такая?»Когда ты утром просыпаешься, ты сразу встаёшь с постели или нет? Придумай предложение с предлогом «для» в сочетании с существительным женского (..,) рода и т.п.
- воспринимать на слух с индивидуальных слуховых аппаратов тексты (до 9 – 15 предложений) на более близком расстоянии.
Ученик научится:
воспринимать на слух указанный речевой материал:
а) без аппарата на расстоянии не менее 4м (учащиеся со I степенью тугоухости), 2м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,3-0,4см (учащиеся со III степенью тугоухости);
б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 8-9м (учащиеся со I степенью тугоухости), 7-8м (учащиеся со II степенью тугоухости), 3,5-5м (учащиеся со III степенью тугоухости);
воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов тексты (до 9-15 предложений) на более близком расстоянии.
Ученик получит возможность научиться:
воспринимать на слух указанный речевой материал:
а) без аппарата на расстоянии не менее 4-5м (учащиеся со I степенью тугоухости), 2-2,2м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,3-0,4см (учащиеся со III степенью тугоухости);
б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 8-9м (учащиеся со I степенью тугоухости), 7-8м (учащиеся со II степенью тугоухости), 4-5м (учащиеся со III степенью тугоухости);
воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов тексты (до 15-17 предложений) на более близком расстоянии.
Предметные результаты по формированию произношения:
Обучающиеся к концу 4 Б класса должны уметь:
- Речевое дыхание.
Правильное воспроизведение дыхательных пауз при выделении синтагм в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть.
- Голос.
Соблюдение логического ударения в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение логического ударения при изменении формы слова (рука- руки).
- Звуки и их сочетания
Закрепление правильного произношения в словах и фразах звуков речи:
а) гласных а-о, а-э, э-и, и-ы;
б) согласных – свистящих и шипящих с-ш, з-ж,ц-ч;
твёрдых и мягких ф-фь, в-вь, п–пь, б-бь;
звонких и глухих п-б,т-д, к-г, с-з, ш-ж.
4. Слово.
Соблюдение в речи следующих правил орфоэпии ( по подражанию учителю и по надстрочному знаку):
сочетания сч, зч, жч произносятся как щ (щитать);
окончания –тся, ться произносится как цца;
свистящие с, з уподобляются следующим за ним шипящим (шшил, ижжарил)
- Фраза.
Соблюдение темпа разговорной речи при произношении фраз. Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога.
Ученик научится:
Произносить и правильно употреблять в речи звуки русского языка и их сочетания, определенные программой четвёртого класса. Дифференцировать произношение звуков: гласных, согласных – носовых и ротовых, свистящих и шипящих, звонких и глухих, твёрдых и мягких.
Ученик получит возможность научиться:
Самостоятельно соблюдать в речи правила орфоэпии (по надстрочному знаку):
безударный «о» произносится как «а»; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются. Слитно произносить слова со стечением согласных в одном слове и на стыке предлогов со словами.
Развитие жизненной компетенции:
- формирование и развитие коммуникативной компетенции;
- активизация речевого общения;
- формирование произносительной стороны речи;
- формирование потребности в речи;
- использование и развитие остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи;
- формирование слухо-зрительного восприятие речи окружающих людей.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
№ | Месяц | Дата | Наименование контроля |
1 | Сентябрь | 1.09. – 25.09 | Диагностическое обследование слуха и речи |
2 | Декабрь | 7.12. – 11.12.15 | Проверка внеклассного контрольного речевого материала (20 фраз). |
5 | Январь | 18.01. – 22.01.16 | Обследование произношения обучающихся по звуковому профилю. |
4 | Февраль | 15.02. – 19.02.16 | Контрольный срез: слуховое восприятие незнакомого текста. |
5 | Март | 9.03. – 15.03.16 | Проверка контрольного речевого материала из индивидуальных занятий (20 фраз). |
6 | Апрель | 11.04. – 20.04.16 18.04. – 22.04.16 |
|
7 | Май | 10.05. – 20.05. | Обследование состояния слуха и речи. |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (прилагаются)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ
В четвертом классе успехи определяются отношением к учебе, старательностью (прилежанием) при выполнении заданий учителя, продвижением (динамикой) в овладении формируемыми знаниями, умениями, навыками. Оценка деятельности ребёнка в дается в словесной форме, преимущественно имея характер поощрения, похвалы. Это не исключает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка даётся доброжелательным тоном и несёт положительные стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно чтобы все замечания и указания учителя были аргументированы на языке, доступном пониманию ребёнка.
Рабочая программа предполагает использование следующей технологии оценивания учебных успехов учащихся:
1.Определять, как ученик овладевает умением воспринимать на слух и слухо-зрительно устную речь окружающих людей для общения с ними.
2.Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.
3. Расширять словарный запас ученика.
4.Развивать психические процессы: память, внимание, мыслительную деятельность.
4. Мотивировать ученика на успех.
5.Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Выбирая формы оценки, учитель учитывает индивидуальные особенности каждого ученика.
Оценка уровня внятности произношения
Внятная речь – 100% - 95%
Достаточно внятная речь – 94% - 80%
Недостаточно внятная речь – 79% - 60%
Маловнятная речь – 59% - 40%
Невнятная речь – ниже 40%
Уровень восприятия разговорной речи
Высокий уровень – 100% -90%
Достаточно высокий уровень – 89% - 75%
Средний уровень – 74% - 60%
Ниже среднего – 59% - 50%
Низкий – ниже 50%
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание | Элементы содержания занятия (словарь) | Основные виды учебной деятельности | Кол-во часов | Дата проведения | |||
по плану | по факту | |||||||
I четверть (9 недель) 1-2 неделя | ||||||||
1 | Обследование состояния слуха. Определение режима работы. | Списки Леонгард. | Чтение, называние, повторение за учителем. | 5 | ||||
2 | Обследование состояния разговорной речи. | Расскажи, как ты провёл каникулы? | Опознавание речевого материала на слух. Ответы на вопросы. | 4 | ||||
3 | Обследование уровня восприятия разговорной, шёпотной речи. | Списки Леонгард. | Повторение заданий за учителем | 4 | ||||
4 | Обследование голоса, дыхания. | Скажи тихо. Скажи громко. Тихо, ещё тише. Громко, ещё громче. Повтори на одном выдохе. | Повторение заданий за учителем | 4 | ||||
5 | Обследование звукопроизношения. | Звуковой профиль, слоги, слова. | Чтение, называние, повторение за учителем. | 5 | ||||
6 | Обследование состояния произношения. | Слова, фразы. | Чтение, называние, повторение за учителем. | 5 | ||||
3 неделя | ||||||||
7 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Летние каникулы». | Где ты отдыхал летом? В начале лета, в середине лета, в конце лета. | Различение слов на слух с опорой на картинку. Опознавание речевого материала | 3 | ||||
8 | Речевой материал из уроков природоведения по теме: «Осенние изменения в природе». | После знойного лета, осенние изменения в природе, золотая осень, пёстрый лист. «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». | Различение речевого материала на слух с опорой на картинки. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
9 | Текст: «Школьный огород». | Тыква, тыквы, кабачки, семена гороха. Вскопали грядки, посадили овощи, ухаживали за посадками. Салат зелёным венком окружал всё, что лежало на столе. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. | 2 | ||||
10 | Формирование произношения: работа над речевым дыханием, голосом; работа над гласными звуками. | папаПАпа, ПАпапапа, папапаПА; па – пу , па – пу, па – пу , по – по – по, та – та – та, та – та , та – та. ПАрта, РУчка, СУмка, Утка, альБОМ, пеСОК, ведРО. Слоги (открытый, закрытый), слова. | Произношение слитно, на одном выдохе слогов, слов, изменение высоты и силы голоса. Дифференцированное произношение гласных звуков. | 8 | ||||
4 неделя | ||||||||
11 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Здравствуй, школа!» | Начинается новый учебный год. 1 сентября – День знаний. Чтобы узнать много нового, интересного, чтобы получить знания, надо добросовестно учиться, внимательно слушать учителя. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Составление рассказа по вопросам. | 2 | ||||
12 | Речевой материал из уроков развития речи по теме: «Дождь и ветер». | Загадка, загадки, ветер, дождь. «Без рук, без ног, а ворота открывает?» Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает, и бормочет, и поёт – убаюкивает». | Различение и опознавание учебного материала на слух. Правильное произношение. | 3 | ||||
13 | Текст: «Рики». | Рики, Гурик, попугай, угощение, испуганный, говорящий попугай, в комнату, по клетке, по комнате. Учу его разговаривать; иногда; прыгает мне на плечо. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 3 | ||||
14 | Формирование произношения: работа над гласными звуками, словами, словесным ударением. | Слоги, слова. | Дифференцированное произношение гласных звуков. Произношение слитно, на одном выдохе слогов, слов. Выделение словесного ударения. | 7 | ||||
5 неделя | ||||||||
15 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Труд человека». | «Трудом человека создано всё самое прекрасное и всё самое необходимое. Труд нужен человеку, как воздух, как вода, как хлеб». | Различение и опознавание речевого материала на слух. Выразительное чтение. | 3 | ||||
16 | Речевой материал из уроков ФГС по теме: «Род имён существительных». | Существительное, род существительных, женский род, мужской род, средний род. | Различение и опознавание учебного материала на слух. Выполнение заданий. | 2 | ||||
17 | Текст: «Осенью». | Дни стали короче. Всё изменилось кругом. Зелёная окраска деревьев, золотистая окраска деревьев, бурые листья, прелые листья, отцветают последние осенние цветы. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Работа над орфоэпией. | 2 | ||||
18 | Формирование произношения: работа над голосом, согласными звуками, фразой (повествовательная и вопросительная интонации) | тихо → ГРОМКО, ГРОМКО → тихо па – А – А_А_А, ПА – А-А-А – а; по – О – О_О_О, ПО – О-О-О – о; пу – У – У_У_У, ПУ – У-У-У – у; В каком классе ты учишься? Скоро наступит зима. Кто сегодня дежурный? | Сопряжено и отражённо изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника. Дифференцированное произношение звуков в словах Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации. | 8 | ||||
6 неделя | ||||||||
19 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Стихи об осени». | Кругом пестреет лист зелёный, Уже румянит осень клёны, А ельник зелен и тенист. А. Майков. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Объяснение стихотворения об осени. | 2 | ||||
20 | Речевой материал из уроков ФГС по теме: «Предложение». | Предложение выражает законченную мысль. | Различение словаря на слух с опорой на картинку. Опознавание учебного материала на слух. | 3 | ||||
21 | Текст: «Саша». | Пистолет с пистонами, бабахнул из пистолета, подпустил её поближе, вздрогнула, остановилась, полицейский, боялся наказания, знал свою вину. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. | 3 | ||||
22 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, словесным ударением, темпом речи. | Слоги, слова. Меня зовут… . Я учусь в четвёртом классе. Мой папа работает… . Моя мама работает… . | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Выделение словесного ударения. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разго-ворной речи (сопряжено и отраженно) | 7 | ||||
7 неделя | ||||||||
23 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Поздравления в день рождения». | День рождения; я желаю счастья, здоровья, хорошо учиться, иметь много друзей, уважать и слушать старших. | Различение словаря на слух с опорой на картинку. Опознавание обиходного материала. | 3 | ||||
24 | Речевой материал из уроков развития речи по теме: «Наша Родина». | Россия, Москва, столица, родина, наша родина; наш край, Ростовская область, Ростов-на-Дону, главный город. | Различение и опознавание учебного материала на слух. | 2 | ||||
25 | Текст: «В лесу». | Страна богата лесами. Ольха, кедр, ежевика, брусника, ежевика, клюква, рыжики, опята, маслята, чиж, щегол, брёвна, лесоводы. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Работа над орфоэпией. | 2 | ||||
26 | Формирование произношения: работа над речевым дыханием, голосом, согласными звуками. | Сегодня хорошая погода. Рано утром/ ученики пошли на экскурсию. Громко – тихо – шепотом. Слоги, слова. | Выделение дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем). Изменение высоты и силы голоса. Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. | 8 | ||||
8 неделя | ||||||||
27 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме «Мой день рождения». | Свой день рождения, в этом году, отмечать, в школе, в кафе, у себя дома, на природе. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. Работа над вопросительной интонацией. | 3 | ||||
28 | Речевой материал из уроков развития речи по теме: «Лес». | Деревья в лесу, птицы леса, травы, кустарники, грибы. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
29 | Текст: «Машины». | Машины, швейная машина, пылесос, пишущая машина, часы; откинь крышку, загляни вовнутрь, сосёт пыль, ложатся ровно, командуют часы. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. | 3 | ||||
30 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, словесным ударением, правилами орфоэпии (безударный «о» произносится в словах как «а») | Слоги, слова. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Выделение словесного ударения и определение количества слогов в 2-3-4 сложных словах. | 7 | ||||
9 неделя | ||||||||
31 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Погода» | Ясно, пасмурно, идёт дождь, туман, град, мороз, метель; явления природы. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
32 | Речевой материал из уроков математики по теме: «Таблица умножения на 6, 7, 8». | Первый множитель, второй множитель, произведение. Напиши таблицу умножения на шесть. Сколько будет пять умножить на восемь? | Различение слов на слух с опорой на таблички с примерами. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
33 | Текст: «Плохой поступок». | Перед школой, широкий поток воды, побоялся прыгнуть, помог перебраться, плохой товарищ, покраснел, стыдно. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 2 | ||||
34 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, правилами орфоэпии (звонкие согласные перед глухими в конце слова). | Слоги, слова. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение слов со звонкими согласными перед глухими и в конце слова. | 8 | ||||
II четверть 10 неделя | ||||||||
35 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Осенние изменения в погоде». | Погода, погода летом, погода осень, погода зимой, погода весной. Как изменяется погода? Какими становятся дни и ночи осенью? | Различение и опознавание речевого материала на слух. Умение вести диалог. | 2 | ||||
36 | Речевой материал из уроков развития речи по теме: «Наши дела». | Занятия в школе, кружки, футбол, танцы, подготовка к празднику, разучивание стихов, изготовление поделок. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
37 | Текст: «Боб – пожарный». | Пожарный, пожарные, выбежала, женщина, в зубах, за рубашку, специально обученная пожарная собака, ласкали и гладили собаку. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. | 3 | ||||
38 | Формирование произношения: работа над речевым дыханием, голосом, согласными звуками. | Синяя ручка, красный карандаш… Слоги, слова. | Произношение слитно, на одном выдохе слов и словосочетаний. Изменение высоты и силы голоса в связи с логическим ударением. Правильное и дифференциро-ванное произношение звуков в слогах и словах. | 7 | ||||
11 неделя | ||||||||
39 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Когда это бывает?» | Послушай предложение, скажи, подумай. Пахнет грибами, пахнет душистой земляникой, громко поют птицы. Послушай предложение и скажи, когда это бывает: «В лесу пахнет грибами, душистой земляникой, громко поют птицы? | Опознавание речевого материала на слух. Работа над вопросительной интонацией. | 3 | ||||
40 | Речевой материал из уроков ФГС по теме: «Словарные слова». | Словарные слова. | Различение словаря на слух с опорой на картинку. Опознавание учебного материала на слух. | 2 | ||||
41 | Текст: «Забота о животных». | Заболел человек, скорая помощь, красный крест, зелёный крест, ветеринарная помощь, ветеринар, лечит животных. | Распознавание речевого материала на слух. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
42 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, темпом речи. | Слоги, слова, фразы. | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (сопряжено и отраженно) | 8 | ||||
12 неделя | ||||||||
43 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Диалог». | -Тебя сегодня спрашивали? -По каким предметам? -Какие оценки ты получил(а)? -Ты доволен (довольна)? | Различение и опознавание речевого материала на слух. Умение вести диалог. | 2 | ||||
44 | Речевой материал из уроков математики по теме: «Прямоугольник, квадрат». | Прямоугольник, квадрат, сторона, угол, девяносто градусов. У квадрата все стороны равны. | Различение словаря на слух с опорой на таблички, рисунки. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
45 | Текст: «Помощь птицам». | Зимний сад, кусты малины, три яблони, одна яблоня, рядом с домом, птицам голодно, прикрепила кормушку, хлебные крошки. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. | 3 | ||||
46 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, интонацией. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Воспроизве-дение повествовательной и вопросительной интонации. | 7 | ||||
13 неделя | ||||||||
47 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Мои оценки». | Предметы, развитие речи, математика, чтение, ритмика, природоведение, физкультура. По ритмике, по чтению, по математике, оценка. Сегодня по труду я получила пять. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Умение вести диалог. | 3 | ||||
48 | Речевой материал из уроков развития речи по теме: «Моя квартира». | Однокомнатная, двухкомнатная, трёхкомнатная квартира, частный дом, ванная комната, туалет, кухня, прихожая. На первом этаже, на втором этаже, находится на четвёртом этаже. | Различение слов на слух с опорой на картинку, на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
49 | Текст: «Помощь маме». | Много работает, помогает по хозяйству, выносит ведро с мусором, покупает продукты, готовила овощное рагу, бутерброды с сыром. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выполнение заданий к тексту. | 2 | ||||
50 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, правилами орфоэпии. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение слов со звонкими согласными перед глухими и в конце слова. | 8 | ||||
14 неделя | ||||||||
51 | Проверка внеклассного контрольно-речевого материала. | Внеклассный контрольно-речевой материал. | Различение и опознавание на слух внеклассного контрольно-речевого | 2 | ||||
52 | Речевой материал из уроков развития речи по теме: «Часы, магнитофон». | Показывают время, часовая стрелка, минутная стрелка, слушать музыку, танцевать. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
53 | Текст: «Смелые ребята». | Смелые ребята, учащиеся четвёртого класса, храбрые, сильные, не боятся.
| Распознавание речевого материала на слух. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
54 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, словесным ударением. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Выделение словесного ударения и определение количества слогов в 2 – 3 – 4 сложных словах. | 7 | ||||
15 неделя | ||||||||
55 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Зимние забавы». | Играют в снежки, строят крепость из снега, делают снеговика, катаются, на коньках, на санках, на лыжах. | Различение и опознавании обиходного материала на слух. Умение правильно формулировать ответ на вопрос. | 3 | ||||
56 | Речевой материал из уроков развития речи по теме: «Зима». | Декабрь год кончает, а зиму начинает. В один день зима всё разукрасила. Побелели поля. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
57 | Текст: «На горе». | Целый день, снежная горка, другие трудятся, нацепил коньки, выскочил на двор, хотел взобраться на горку, схватил фанерку, таскать песок Как вы готовитесь к Новому году? Мы делаем игрушки на ёлку. Мы сделали гирлянду на ёлку. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. | 2 | ||||
58 | Формирование произношения: работа над речевым дыханием, голосом, согласными звуками. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Произношение слитно, на одном выдохе слов и словосочетаний, фраз. Изменение высоты и силы голоса в связи с логическим ударением. Правильное и дифференцированное произношения звуков в слогах и словах. | 8 | ||||
16 неделя | ||||||||
59 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Подготовка к празднику. Новый год». | Как вы готовитесь к Новому году? Мы делаем игрушки на ёлку. Мы сделали гирлянду на ёлку. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. Работа над восклицательной интонацией. | 2 | ||||
60 | Речевой материал из уроков ФГС по теме: «Падежи имен существительных». | Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
61 | Текст: «Ёлка». | Ёлочные базары, спешат купить, запахло смолой и лесной свежестью | Распознавание речевого материала на слух. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
62 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, словесным, логическим ударением. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Выделение словесного ударения и определение количества слогов в 2 – 3 – 4 сложных словах. | 7 | ||||
III четверть 17 неделя | ||||||||
63 | Обследование произношения по звуковому профилю. | Звуковой профиль, слоги, слова. | Чтение слогов по таблице, слов. | 3 | ||||
64 | Речевой материал из уроков природоведения по теме: «Явления природы». | Метель, ураган, град, туман, буря, иней, смерч, радуга, явления природы. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
65 | Текст: «Честность». | Честность, честный мальчик, правда, говорить правду, не обманывать, ложь, обманщик. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста | 2 | ||||
66 | Формирование произношения: работа над речевым дыханием, голосом, согласными звуками. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Произношение слитно, на одном выдохе слов и словосочетаний, фраз. Изменение высоты и силы голоса в связи с побудительной интонацией. Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах и словах. | 8 | ||||
18 неделя | ||||||||
67 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Телепередачи» | Телевизор, телепередачи, я смотрела, мне понравился, мультфильмы, кино, новости. | Составление предложений по теме. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
68 | Речевой материал из уроков математики по теме: «Круг, окружность». | Круг, окружность, циркуль. Начерти круг. Я начертил круг. | Различение и опознавание учебного материала на слух. Словарная работа. | 3 | ||||
69 | Текст: «Что такое ветер?». | Окружает воздух, попробуй помахать газетой, занавески заколышутся, листочки бумаги зашевелятся, вентилятор, север, юг, восток, запад. | Распознавание текста на слух. Работа по вопросам. Пересказ текста. | 3 | ||||
70 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, темпом речи. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (сопряжено и отраженно) | 7 | ||||
19 неделя | ||||||||
71 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Наша школа». | Наша школа называется интернат. В интернате дети учатся и живут. На какой улице находится наша школа? Какой номер дома? | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
72 | Речевой материал из уроков ФГС по теме: «Однокоренные слова». | Лес, лесной, лесник, однокоренные слова; у леса, у лесной поляны, в гости к леснику. | Различение и опознавание учебного материала на слух. Соблюдение интонации в предложениях | 2 | ||||
73 | Текст: «Вертолёт». | Вертолёт, крылья, удивительная машина, крошечная площадка; не может висеть, пятиться назад или боком лететь; горная скала, фокусы, труба нефтепровода, нарушители. | Распознавание текста на слух. Работа по вопросам. Пересказ текста. | 2 | ||||
74 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, интонацией. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Дифференцированное произношение звуков в словах. Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации. | 8 | ||||
20 неделя | ||||||||
75 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Просьбы. Поручения». | Принеси , пожалуйста, стакан воды. Принеси дневник. Отдай, пожалуйста, Ане тетрадь. Убери в классе. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. Работа над побудительной интонацией. | 2 | ||||
76 | Речевой материал из уроков ФГС по теме: «Употребление слов: завтракал, обедал, ужинал». | Что делал? Прошедшее время. Завтракал, обедал, ужинал. Вова завтракал утром в 8 часов. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
77 | Текст: «Белый медведь». | Очень крупное дикое животное, среди вечных снегов и льдов, ловки и торопливы, у лунок, тюлень, на тюленей. | Распознавание текста на слух. Работа по вопросам. Пересказ текста. | 3 | ||||
78 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, правилами орфоэпии. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение сочетаний предлогов «в», «из», «под» с существительными. | 7 | ||||
21 неделя | ||||||||
79 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Просьбы, поручения». | Не знаешь, ты не знаешь, позови, позови Мишу, позови Аню, позови Глеба, позови Таню. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
80 | Речевой материал из уроков ФГС по теме: «Предлоги в, на, за». | В класс, в шкаф, в тумбочку, на стол, на парту, за шкаф, за парту, предлог, предлоги. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
81 | Текст: «Забота о товарище». | Забота, помощь, товарищ, товарищи, внимание. | Распознавание речевого материала на слух. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
82 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, словесным, логическим ударением. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Выделение словесного ударения и определение количества слогов в 2 – 3 – 4 – 5 сложных словах. | 8 | ||||
22 неделя | ||||||||
83 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Начало урока». | Иногда опаздывает на урок, всегда приходит вовремя. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
84 | Речевой материал из уроков природоведения по теме: «Полезные ископаемые Ростовской области» | Полезные ископаемые, каменный уголь, глина, песок, добывают, в недрах земли. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
85 | Контрольный срез: слуховое восприятие незнакомого текста. | Контрольный текст. | Распознавание текста на слух. | 3 | ||||
86 | Формирование произношения: работа над речевым дыханием, голосом, согласными звуками. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Произношение слитно, на одном выдохе слов и словосочетаний, фраз. Изменение высоты и силы голоса в связи с восклицательной интонацией. Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах и словах. | 7 | ||||
23 неделя | ||||||||
87 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Сравнительные обороты». | Сравнение, сравнительный оборот. Небо, как голубое озеро. Облака, как белокрылые лошадки. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
88 | Речевой материал из уроков развития речи по теме: «О профессиях родителей». | Учитель, воспитатель, врач, повар, продавец, бухгалтер, водитель, полицейский, строитель, профессии. | Распознавание учебного материала на слух. Работа над диалогом. | 2 | ||||
89 | Текст: «Весной». | Побежали ручейки, надулись почки; пахучие, клейкие почки, важные, чёрные, скворечник. | Распознавание текста на слух. Работа над интонацией | 2 | ||||
90 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, темпом речи. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Дифференцирован. произношение звуков в слогах, словах. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (сопряжено и отраженно) | 6 | ||||
24 неделя | ||||||||
91 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Мои любимые стихи». | Ты любишь читать стихи? Я люблю читать стихи. Какие стихи тебе нравятся? Мне нравятся стихи о природе. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
92 | Речевой материал из уроков развития речи по теме: «Наши праздники». | 23 февраля – День защитника отечества. 8 Марта – международный женский день. | Распознавание речевого материала на слух. Умение выразительно читать стихи. | 2 | ||||
93 | Текст: «Чуткий мальчик». | Быть вежливым и предупредительным, полная сумка, еле тащите, поспешил. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Соблюдение правильной интонации. | 2 | ||||
94 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, интонацией. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации. | 8 | ||||
25 неделя | ||||||||
95 | Проверка контрольно-речевого материала из индивидуальных занятий. | Контрольно-речевой материал из индивидуальных занятий(30 фраз). | Распознавание речевого материала на слух | 2 | ||||
96 | Речевой материал из уроков математики предметов по теме: «Нахождение доли числа». | Круг, окружность. Я разделил круг на 2 (3, 4) части. Одна вторая, одна третья, одна четвёртая. | Различение слов на слух с опорой на таблички с долями и рисунками. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
97 | Текст: «Про хлеб». | Попробовала, невкусный, хлебница, не бережёт, не доел, не доела, разбрасывать не разрешу, никому. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Работа над интонацией. | 2 | ||||
98 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, правилами орфоэпии. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение сочетаний предлогов «в», «из», «под» с существительными. | 6 | ||||
26 неделя | ||||||||
99 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Употребление в речи слов сравнения». | Выше, ниже, легче, тяжелее, мельче, глубже. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. | 2 | ||||
100 | Речевой материал из уроков развития речи по теме: «Составление предложений по картинке». | Наступила весна. Ярко светит солнце. На улице стало тепло. На деревьях распустились зелёные листочки. Появилась зелёная травка. Тает снег. Дети обрадовались весне. | Различение и опознавание учебного материала на слух. Соблюдение интонации в предложениях | 3 | ||||
101 | Текст: «Собака – друг человека». | Человек, друг человека, люди, лайка, ездовые собаки, запрягают в сани, мчатся по тундре, помогают пастуху, помогают раненым. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 3 | ||||
102 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, над подвижностью ударения при изменении формы слова. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Выделение словесного ударения и определение количества слогов в 2 – 3 – 4 – 5 сложных словах. | 7 | ||||
IV четверть 27 неделя | ||||||||
103 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «На вокзале». | Вы не скажите, как проехать до автовокзала? Касса, автобус, автовокзал, билет, место. | Различение и опознавание обиходного материала на слух. Умение правильно формулировать ответ на вопрос. | 3 | ||||
104 | Речевой материал из уроков природоведения по теме: «Озеро, море». | Озеро, море, пресная вода, солёная вода, водоросли. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
105 | Текст: «Дельфин и мальчик». | Рыбаки, берег Азовского моря, вытащили сеть, дельфин, нечаянно ранили, на старенькой лодке, лодка перевернулась, неожиданно, понёс мальчика к берегу. | Распознавание текста на слух Работа над правилами орфоэпии. Пересказ текста. | 2 | ||||
106 | Формирование произношения: работа над речевым дыханием, голосом, согласными звуками. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Произношение слитно, на одном выдохе слов и словосочетаний, фраз. Изменение высоты и силы голоса в связи с восклицательной и вопросительной интонацией. Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах и словах. | 8 | ||||
28 неделя | ||||||||
107 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме «Весенние каникулы». | Весна, капель, сосульки, оттепель, весенние дни. | Различение и опознавание обиходного материала на слух. Умение правильно вести диалог. | 2 | ||||
108 | Речевой материал из уроков ФГС по теме: «Состав слова». | Основа, корень, окончание, суффикс, приставка, состав слова. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
109 | Текст: «Космонавты». | Полеты в космос, невесомость, космонавты, космический корабль, биологические наблюдения. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста | 3 | ||||
110 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, темпом речи. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Дифференцирован. произношение звуков в слогах, словах. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (сопряжено и отраженно)
| 7 | ||||
29 неделя | ||||||||
111 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Год, месяц, день». | Январь, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, февраль, декабрь. Какой месяц наступил, если с начала года прошло три месяца? | Различение и опознавание материала на слух. Умение вести диалог по данной теме. | 3 | ||||
112 | Проверка контрольно-речевого материала из учебных дисциплин. | Контрольно-речевой учебный материал. Но уловы по-прежнему были малы. | Различение и опознавание на слух учебного контрольно-речевого материала | 2 | ||||
113 | Текст: «Смелость». | Смелость, трусость, смелый, трусливый, не боится, боится. | Распознавание речевого материала на слух. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
114 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, интонацией. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации. | 8 | ||||
30 неделя | ||||||||
115 | Проверка внятности произношения. | Списки Леонгард. . | Вырабатывать умение внятно читать слова, соблюдая правила орфоэпии и ударение. | 2 | ||||
116 | Речевой материал из уроков математики по теме: «Единицы массы». | Килограмм, тонна, грамм, весы, единицы массы; весит два килограмма. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
117 | Текст: «Повадки животных. Бурундук». | Бурундук, повадки, запасы на зиму, кладовая, норка, чистоплотный зверёк, замирает жизнь в лесу, чёрные полоски на спинке. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 3 | ||||
118 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, правилами орфоэпии. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение сочетаний предлогов «в», «из», «под» с существительными. | 7 | ||||
31 неделя | ||||||||
119 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Праздник мира и труда». | Мир, труд, май, отдых, митинг, демонстрация. | Различение и опознавание материала на слух. Умение вести диалог по данной теме. | 3 | ||||
120 | Речевой материал из уроков ФГС по теме: «Род имён существительных». | Мужской, женский, средний род. Род имён существительных. Лампа – это имя существительное женского рода. | Распознавание материала на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выполнение заданий | 2 | ||||
121 | Текст: «Брестская крепость». | Брестская крепость, сигнальная ракета, фашистские дивизии, Великая Отечественная война, захватчики, защитники, ворвавшиеся, мёртвый, раненый. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста | 2 | ||||
122 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, словесным, логическим ударением. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Выделение словесного ударения и определение количества слогов в 4 – 5 сложных словах. Выделение ударного, безударного слога. | 8 | ||||
32 неделя | ||||||||
123 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Моя Родина». | Родина, Россия, моя Родина, бескрайние поля, леса. Москва – столица России. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Работа над логическим ударением. | 2 | ||||
124 | Речевой материал из уроков развития речи по теме: «Наш город». | Азов, красивый город, древний, на берегу реки Дон. | Распознавание материала на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выполнение заданий | 2 | ||||
125 | Текст: «Любовь к природе». | Первые весенние дни, появились лужицы, дни полны света, синие тени, чирикают, ныряют, студёный день, по-зимнему короткий, закатилось за горизонт, | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста | 2 | ||||
126 | Формирование произношения: работа над согласными звуками, интонацией. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Воспроизведение повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации. | 6 | ||||
33-34 недели | ||||||||
127 | Обследование произношения по звуковому профилю. | Звуковой профиль, слова, предложения | Различение и опознавание материала на слух. Умение вести диалог по данной теме. | 7 | ||||
128 | Проверка норм орфоэпии. | Слова, словосочетания, предложения. | Распознавание материала на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. | 6 | ||||
129 | Обследование состояния и резервов развития слухового восприятия речи. | Списки Леонгард. | Чтение слов, предложений | 6 | ||||
128 | Отработка обиходно-разговорного материала за год. | Слова, словосочетания, предложения. | Различение слов на слух с опорой на таблички со словами. Работа над логическим ударением. | 6 | ||||
129 | Отработка учебного материала за год. | Слова, словосочетания, предложения. | Распознавание материала на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выполнение заданий | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для работы с обучающимися 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость
Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в ...
календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 12 классе
индивидуальная программа обучения развитию слухового восприятия и формирования произношения в 12 классе специальной коррекционной общеобразоательной школы I-II вида....
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 10 класс II вид
Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по разви...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 12 класс I вид
Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по разви...