Клименко Нина Владимировна

Формирование познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ в процессе осуществления специально-организованной учебной деятельности

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Театрализованная деятельность в детском саду

Увлечения: Театр

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБДОУ №19 Московского района

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/klimenko-nina-vladimirovna

Статья: «Формирование познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ в процессе осуществления специально-организованной учебной деятельности».

 

Для педагогов логопедических групп

 

 

Клименко Нина Владимировна

ГБДОУ №19 Московского района.

 

 

 

 

 

 

2014 год

В настоящее время  в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения детей в детском саду традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.

Известно, что начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к познавательной деятельности. Поэтому необходимо обучение детей, главной задачей которого является следующее: вызвать интерес у детей к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденции к ее саморазвитию.

И так в ходе  познавательной деятельности ребенок не только овладевает лексикой родного языка, но и обучается доказательности суждений, самостоятельности выводов, проявляет речевое творчество в пересказах литературных текстов, в фантазировании различных сюжетов по игрушкам, картинкам и картинам.

Для более успешного развития речи как основного средства общения с окружающими следует систематически развивать понимание речи и стимулировать собственно речевую активность детей.

При совместной деятельности с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим важно использовать такие приемы обучения, которые  обеспечивают более глубокое познание действительности  и способствует развитию речи и мышления. Благодаря этому реализуется триада – одновременно решаются задачи развития речи и мышления на одном и том же познавательном материале.

И так в основе нашей совместной деятельности лежит

комплексный подход, при котором на одном занятии и чаще всего на одном содержании решаются разные речевые задачи.

Важность принципа единого содержания состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия. А грамматические, лексические, фонетические упражнения с ними проводят на уже знакомых им словах и понятиях. Поэтому переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.

На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит развитие речевых средств путем обогащения словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов. Решение лексических задач невозможно без специальной работы по ознакомлению детей с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений по углублению знаний о них. По мере развития лексико – грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции как сравнение, анализ, синтез.

Задачи воспитания и обучения должны решаться в тесном единстве, тем самым способствуя активизации познавательной деятельности и всестороннему развитию личности ребенка.

Согласно последним требованиям ФГОС специально организованная учебная деятельность должна строиться с учетом образовательных областей. На примере темы «Дикие животные жарких стран» покажем каким образом мы комплексно реализуем поставленные перед нами задачи.

Познавательное развитие.

1. Ознакомление с окружающим миром:

– понятие «жаркие страны». Знакомство с глобусом. Особенности климата и природы жарких стран;

– название животных, их характерные внешние признаки;

– тип питания, приспособление к среде обитания, условиям климата, характерные повадки.

2. Расширение словарного запаса по лексической теме «Дикие животные жарких стран», активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, наречий, числительных.

Словарь: глобус, экватор, пустыня, джунгли, Африка, Австралия, хобот, хищник, клыки, бивни, осторожный, подкрадываться, выслеживать и т.д.

Речевое развитие.

1. Развитие грамматических сторон речи:

– образование единственного и множественного числа существительных (игра «Один – много»);

– образование названий детенышей в единственном и множественном  числе (игра «Детский сад для зверят»);

– образование притяжательных прилагательных (игра «Чьи уши?», «Чей хвост?»);

– подбор антонимов (игра «Скажи наоборот»).

2. Стимуляция собственных высказываний детей (вопросов, ответов, реплик) являющихся основой познавательного общения.

3. Составление описательных рассказов по предметным картинкам, по плану:

а) кто это?;

б) где живет?;

в) особенности внешнего вида;

г) чем питается?

4. Составление рассказов – загадок о животных жарких стран.

5. Чтение художественной литературы.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности (кукольный спектакль «Как зверята подружились»).

2. Совершенствование навыков ведения диалогов.

3. Совершенствование умения составлять рассказы на основе личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным.

Художественно – эстетическое развитие.

1.  Рисование на тему « Животные жарких стран».

2. Конструированные оригами « Животные жарких стран».

Физическое развитие.

1. Осуществление совершенствования двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей:

– подвижная игра «Зебра»,  «Ловля обезьян»;

– физминутка «Чудесное превращение»;

– речевая подвижная игра «Мы с картинками играем».

О себе

Я, Клименко Нина Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории. Образование высшее, награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», «Ветеран труда».

Мой педагогический стаж составляет более 30 лет.

По теме «Театрализованная деятельность в детском саду» я работаю более 5 лет, и считаю, что эта тема не теряет своей актуальности и в наше время. Работая по данной теме я отметила, что воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии: через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он активно начинает пополнять свой словарный запас.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. А также позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа и преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Несомненно, театрализованная деятельность оказывает на детей и эстетическое влияние. Таким образом, большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Важную роль в этом процессе играет воспитатель. Поэтому я старалась, что бы театрализованная деятельность выполняла одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводилась только к подготовке выступлений.

В своей работе с детьми я одновременно хочу достичь три основные цели:

– развить речь и навыки театрально-исполнительской деятельности;

– создать атмосферу творчества;

– социально - эмоционально развить детей.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русская классика

Моё портфолио

   Ребята! Я знаю, что вы любите свой город, любите гулять по нему, вам нравится ходить по проспектам, улицам нашего города, рассматривать его достопримечательности.

   Санкт-Петербург, один из самых красивых городов мира, является сокровищницей выдающихся архитектурных памятников, музеев, церквей и соборов. Город на Неве, сыгравший значительную роль в отечественной истории, на протяжении двух веков являлся главным городом Российской империи. И сегодня его называют Северной столицей. Основанный в 1703 году как "окно в Европу", Санкт-Петербург и развивался как самый европейский город России. Наряду с русскими архитекторами и инженерами он застраивался иностранцами. В результате Санкт-Петербург получил необыкновенный по красоте облик, в котором образцы русской традиционной архитектуры сочетаются с последними тенденциями в западноевропейском искусстве. 

   Сегодня Санкт-Петербург - популярный центр туризма и отдыха, привлекающий все больше и больше туристов со всего мира. Величественные мосты через Неву, высокоглавые соборы, Невский проспект, Дворцовая площадь, Эрмитаж, Русский музей - все это Санкт-Петербург, второй по величине город России. Петербург часто называют "Северной Венецией", "культурной столицей России", "городом белых ночей", "городом тайн". Неудивительно, что у Петербурга столько названий: за три столетия он стал крупным центром мировой и российской культуры. 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы