Формирование познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ в процессе осуществления специально-организованной учебной деятельности
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

В настоящее время  в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения детей в детском саду традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.

Известно, что начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к познавательной деятельности. Поэтому необходимо обучение детей, главной задачей которого является следующее: вызвать интерес у детей к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденции к ее саморазвитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Формирование познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ в процессе осуществления специально-организованной учебной деятельности».

Для педагогов логопедических групп

Клименко Нина Владимировна

ГБДОУ №19 Московского района.

2014 год


В настоящее время  в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения детей в детском саду традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.

Известно, что начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к познавательной деятельности. Поэтому необходимо обучение детей, главной задачей которого является следующее: вызвать интерес у детей к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденции к ее саморазвитию.

И так в ходе  познавательной деятельности ребенок не только овладевает лексикой родного языка, но и обучается доказательности суждений, самостоятельности выводов, проявляет речевое творчество в пересказах литературных текстов, в фантазировании различных сюжетов по игрушкам, картинкам и картинам.

Для более успешного развития речи как основного средства общения с окружающими следует систематически развивать понимание речи и стимулировать собственно речевую активность детей.

При совместной деятельности с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим важно использовать такие приемы обучения, которые  обеспечивают более глубокое познание действительности  и способствует развитию речи и мышления. Благодаря этому реализуется триада – одновременно решаются задачи развития речи и мышления на одном и том же познавательном материале.

И так в основе нашей совместной деятельности лежит

комплексный подход, при котором на одном занятии и чаще всего на одном содержании решаются разные речевые задачи.

Важность принципа единого содержания состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия. А грамматические, лексические, фонетические упражнения с ними проводят на уже знакомых им словах и понятиях. Поэтому переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.

На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит развитие речевых средств путем обогащения словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов. Решение лексических задач невозможно без специальной работы по ознакомлению детей с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений по углублению знаний о них. По мере развития лексико – грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции как сравнение, анализ, синтез.

Задачи воспитания и обучения должны решаться в тесном единстве, тем самым способствуя активизации познавательной деятельности и всестороннему развитию личности ребенка.

Согласно последним требованиям ФГОС специально организованная учебная деятельность должна строиться с учетом образовательных областей. На примере темы «Дикие животные жарких стран» покажем каким образом мы комплексно реализуем поставленные перед нами задачи.

Познавательное развитие.

1. Ознакомление с окружающим миром:

– понятие «жаркие страны». Знакомство с глобусом. Особенности климата и природы жарких стран;

– название животных, их характерные внешние признаки;

– тип питания, приспособление к среде обитания, условиям климата, характерные повадки.

2. Расширение словарного запаса по лексической теме «Дикие животные жарких стран», активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, наречий, числительных.

Словарь: глобус, экватор, пустыня, джунгли, Африка, Австралия, хобот, хищник, клыки, бивни, осторожный, подкрадываться, выслеживать и т.д.

Речевое развитие.

1. Развитие грамматических сторон речи:

– образование единственного и множественного числа существительных (игра «Один – много»);

– образование названий детенышей в единственном и множественном  числе (игра «Детский сад для зверят»);

– образование притяжательных прилагательных (игра «Чьи уши?», «Чей хвост?»);

– подбор антонимов (игра «Скажи наоборот»).

2. Стимуляция собственных высказываний детей (вопросов, ответов, реплик) являющихся основой познавательного общения.

3. Составление описательных рассказов по предметным картинкам, по плану:

а) кто это?;

б) где живет?;

в) особенности внешнего вида;

г) чем питается?

4. Составление рассказов – загадок о животных жарких стран.

5. Чтение художественной литературы.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности (кукольный спектакль «Как зверята подружились»).

2. Совершенствование навыков ведения диалогов.

3. Совершенствование умения составлять рассказы на основе личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным.

Художественно – эстетическое развитие.

1.  Рисование на тему « Животные жарких стран».

2. Конструированные оригами « Животные жарких стран».

Физическое развитие.

1. Осуществление совершенствования двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей:

– подвижная игра «Зебра»,  «Ловля обезьян»;

– физминутка «Чудесное превращение»;

– речевая подвижная игра «Мы с картинками играем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...

Доклад на педагогическом совете «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности».

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других. При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих...

"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ"

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....

Консультация для воспитателей "Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности"

Дошкольный возраст является значимым этапом становлением способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. Познавательный интерес- это направленность личности ребенка на овлад...

«Развитие познавательных интересов у дошкольников с ТНР в процессе реализации проекта «Цветы»». Руководитель СП Махова Светлана Валерьевна, СП ГБОУ НШ с.Красноармейское д/с «Солнышко»

Дети с ТНР малоактивны, у дошкольников имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы, любознательности. Для решения данных проблем был разработан проект по сов...

Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой

Развитие современного общества направлено на гуманизацию образовательной системы. Это направление нацелено на формирование интереса к личности ребенка и к его целостному личностному мировосприятию. По...

Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»

Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...