Консультация для воспитателей "Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности"
консультация по физкультуре

Дошкольный возраст является значимым этапом становлением способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. Познавательный интерес- это направленность личности ребенка на овладение знаниями в той или иной предметной деятельности, желание детей заниматься и интересоваться разными видами игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности»

           Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других.

         Одно из необходимых условий разностороннего развития способностей детей - многоплановость и разнообразие видов деятельности. Некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физическо-игровой культуре в дошкольных образовательных учреждениях, ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков, и не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных, творческих, межличностных, контактных и других способностей.

        При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих познавательную активность детей, я руководствуюсь тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес.

          Познавательный интерес – это направленность личности ребенка на овладение знаниями в той или иной предметной деятельности, одним словом, желание детей заниматься и интересоваться разными видами игр и упражнений не только в рамках занятий, но и в свободное от занятий время, как в детском саду, так и дома. Познавательный интерес выступает перед нами как устойчивая черта характера и как сильное средство обучения дошкольников. Под влиянием познавательного интереса, обучение даже у слабых детей протекает более продуктивно. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.

Основными условиями для развития познавательного интереса являются:       новизна; необычность; неожиданность.

     Сегодня мы рассмотрим формирование познавательного интереса через следующие формы организации двигательной деятельности такие как:

утренняя гимнастика; непосредственно образовательная деятельность; подвижная игра; гимнастика после сна; физкультурные праздники и досуги.

Утренняя гимнастика

          Не буду говорить о традиционных, утренних гимнастиках т.к., о них вы все знаете. Хотелось отметить один минус в том, что они слабо мотивируют детей на качественное выполнение упражнений и поэтому я провожу тематические утренние гимнастики, т.к. в них присутствует тот или иной образ, который вызывает у детей живой интерес и желание качественно выполнять движение, повышает эмоциональный тонус, способствует активизации знаний, об окружающем мире, развивает воображение, память, речь.

Непосредственно образовательная деятельность

Для того чтобы занятия были интересными наиболее предпочтительной формой проведения занятий по физической культуре с детьми является, сюжетно-образная. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету и имеют образные названия (например, в комплексе сюжетных занятий «Озорные медвежата», дети превращаются в медвежат и выполняют различные упражнения. В заключительной части занятия предлагаю выполнить массаж частей тела. Использование образных сравнений обеспечивает должную мотивацию и положительный эмоциональный фон занятия, способствует формированию и поддержанию интереса к деятельности.

    Подвижная игра – одно из важных средств не только физического, но и всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнений в счете. Использование во время подвижных игр ярких атрибутов, масок, вызывает у детей воссоздающее воображение, зрительное восприятие и стимулирует их к эмоциональному выполнению роли.

      Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевают одинаковую форму, выбирают капитанов команд,  и ведется счет .

Гимнастика после сна

       Гимнастика после дневного сна является важной составляющей микроцикла двигательной деятельности.

    В течение года воспитателям предлагаю использовать различные варианты гимнастики.

1. Разминки в постели и самомассаж, во время которой дети знакомятся с частями тела, учатся правильно их называть. Очень нравится им такое упражнение как «Ласково назови части тела»; Головушка - солнышко (гладят себя по голове); Лобик - бобик (хмурят лоб); Носик – абрикосик (дотрагиваются до кончика носа пальчиком).

 2. Гимнастики игрового характера

а) «Согреем наши плечи».

б) «Лепка снежков».

3. Ходьба по массажным дорожкам.

      Массажные дорожки используются как, покупные так и изготовленные руками родителей и воспитателей.

Физкультурные праздники и развлечения

            В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности.

     Физкультурные праздники и досуги всегда сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, развивает музыкальный слух, память.

      Привлекаем внимание дошкольников и эстетическим оформлением зала. Перед каждым праздником проводятся познавательные беседы, ведь на празднике дети не только выполняют физические упражнения, но и расширяют свои знания, обогащают словарь. Например, на празднике «День Защитника Отечества» нужно было назвать рода войск, технику.

Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника «сюрпризного момента» Приход главнокомандующего, который контролировал выполнение заданий.

      На празднике «Безопасное движение» дети выбирали правильные существующие дорожные знаки, называли их и говорили, что же обозначает этот знак, где его устанавливают. Правильно реагировали на сигналы светофора, останавливались на красный сигнал, пропуская пешеходов, продолжали движение на зеленый сигнал светофора. Без предварительной работы и занятий по познавательной деятельности, такие праздники проводить очень сложно.

      Во всех образовательных и воспитательных процессах, активное участие принимают родители. Мы им предлагаем принять участия в различных конкурсах, побеседовать на те, или иные темы. Участие родителей в мероприятиях благотворно влияет не только на взаимоотношения семьи и детского сада, но родителей и детей. Таким образом, в процессе двигательной деятельности, мы развиваем не только физические качества детей, но и творческие, межличностные коммуникативные способности, и формируем познавательный интерес, что не маловажно для его обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности (презентация)

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...

Доклад на педагогическом совете «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности».

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других. При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих...

"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ"

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...