План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
методическая разработка (старшая группа) на тему

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год

Воспитателя МКДОУ Детский сад №23 «Колокольчик»

Захаревич Анастасии Олеговны

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег, дополнительная работа с детьми: опыты, исследования, наблюдения, диагностика знаний дошкольников по обозначенной теме.

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

 В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.

Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».


План работы по самообразованию.

Сроки

Методы и приемы

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Определение тематики, подбор литературы в периодической печати и в Интернете.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Октябрь

Изучение методической литературы.

Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя.

Консультация «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка».

Ноябрь

- Изучение опыта педагогов по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на Интернет-сайтах, в периодической печати);

- Создание картотеки опытов и экспериментов (в течении года).

Опыты с огнем.

Показательная НОД: «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин». 

Декабрь

Опыты с водой, льдом и снегом.

Консультация «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка».

Январь

Опыты с воздухом.

Памятка для родителей «Чего нельзя Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Консультация для воспитателей

«Развитие творческой исследовательской активности детей»

Март

Мини-проект «Чудесная кладовая»

Консультация «Проведите с детьми дома».

Апрель

Показательная НОД «Земные почво-строители».

Май

Работа с памяткой для анализа процесса самообразования.

Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации).



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Вводный мониторинг.

Проводится по методике «Выбор деятельности» Л.Н. Прохорова.

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

 Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1 – игровая;

 2 – чтение книг;

3 – изобразительная;

4 – детское экспериментирование;

5 – труд в уголке природы;

 6 – конструирование.

Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

    Результаты оформляются в таблицу:

ФИО ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты мониторинга:

ФИО ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

1.

Веревкина Алена

2.

Гридина Диана

3.

Гридин Леша

4.

Заздравных Даниил

5.

Зубакова Настя

6.

Каракачанов Леша

7.

Козичева Тая

8.

Красников Саша

9.

Мамедова Гуля

10.

Мамедова Чинара

11.

Мироненко Виолетта

12.

Некрасов Даниил

13.

Паршина Эвелина

14.

Петрищев Кирилл

15.

Резникова Валя

16.

Сафонова Вика

17.

Тамазов Нэчирван

18.

Фадина Оля

19.

Шахова Илона

Вывод: На первом месте у детей преобладает изобразительная деятельность (37 баллов), на втором месте конструирование и игровая деятельность (по 21 баллу), на третьем месте – чтение художественной литературы (18 баллов), на четвертом месте – труд в уголке природы, и только на пятом месте находится экспериментирование (9 баллов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию " Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа с...

План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и ко...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...

План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Папка по самообразованию по теме"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности"

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключ...

план саморазвития "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности."

Развитие познавательных интересов, потребности и способности, к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта....