План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Фатихова Эльвира Фархатовна

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Поэтому цель моей работы заключается развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Основными задачами  являются:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддъякова, который, в качестве основного вида ориентировочно-поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

 Потребность ребенка в новых впечатлениях, по мнению автора, лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Красносельский детский сад « Тургай» комбинированного вида

                 

                                                                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                           Приказом № ____от    «    »  сентября 2019        

                                                                                                                                                  Заведующий МБДОУ

                                                                                                                       «Красносельский детский сад «Тургай»

                                                                                                                                                 комбинированного вида

                                                                                                                  __________________   Л.Ш.Губайдуллина

План самообразование на 2019-2020 учебный год

Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Выполнила :

Фатихова Э.Ф.

Высока Гора 2019

                                                 Содержание

Актуальность,новизна…………………………………………………………………3

   Технология опыта………………………………………………………………………..4

Цель и задачи.......................................................................................................................6

   Дидактический материал и техническое оснащение занятий……………………..10

   План работы педагога…………………………………………………………………...11

План взаимодействия с детьми………………………………………………………...13

     План взаимодействия с родителями..............................................................................17

      План взаимодействия с педагогами................................................................................18

Заключение………………………………………………………………………………...19

Список литературы ………………………………………………………………………20

Анкета для родителей.........................................................................................................21

 

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Л.С. Выготский

Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут,  куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосовершенствоваться, расти в профессии. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Актуальность и перспективность выбранной темы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Поэтому цель моей работы заключается развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Основными задачами  являются:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддъякова, который, в качестве основного вида ориентировочно-поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

 Потребность ребенка в новых впечатлениях, по мнению автора, лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Новизна.

Новизной моей темы является грамотная систематизация и распределение экспериментальной деятельности в рамках планирования в соответствии с ФГОС, что дает положительные результаты и способствует целостному восприятию картины мира у дошкольников. Детское экспериментирование – это активная деятельность, в которой дети становятся субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, то есть ребенку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность  быть самим собой.

 

Технология опыта.        

По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Технологию экспериментальной деятельности я разработала по месяцам: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т.д.

Для реализации всего объема работы была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе общими усилиями оборудована и постоянно оснащается детская  лаборатория, где представлены различные материалы для исследования.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:

- наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты. Опытническую деятельность провожу:

в непосредственной образовательной деятельности,

 в совместной деятельности,

в свободной самостоятельной.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на НОД, требует продолжение в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современном условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даю детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитатель и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития экспериментальной деятельности  детей.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации.

Достоинство выбранной темы:

Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование – это метод позволяющий строить педагогический процесс на основе развивающего обучения, где ведущим является деятельностный подход: новые знания не даются в готовом виде, а добываются в процессе поиска, «открытий».

Я поставила перед собой

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

        

 Через  задачи:

 Для педагога:

  • Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме
  • Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста
  • Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
  • Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей
  • Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
  • Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников
  • Разработать консультации и памятки для родителей
  • Подготовить и провести семинар-практикум для родителей.

 

Для детей:

Образовательные задачи

  • Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

  •  Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
  • Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.

Развивающие задачи

  •  Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
  • Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);
  • Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
  • Развитие внимания и памяти.
  • Развитие речевых способностей.

Воспитательные задачи

  • Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
  •  Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

  • Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

Для родителей

  • Содействовать знакомству родителей с экспериментальной деятельностью;
  • Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
  • Стимулировать их совместную деятельность  с детьми;
  • Способствовать установлению партнерских отношений   родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Форма самообразования: индивидуальная

Форма работы с детьми: групповая.

Организационно-методическое обеспечение:

Срок реализации  – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.

Возраст детей: 4-5 лет.

Режим : 1 раз в неделю; продолжительность – 20 минут.

Форма проведения  - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования

     Дата начала работы над темой: 2019 уч. год

Предполагаемая дата окончания работы:2020 уч. год

  В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития дошкольников:

  • Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  • Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
  • Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);
  • Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

Модель организации экспериментирования

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

  • Создание центра экспериментально-поисковой деятельности ;
  • Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
  • Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта  рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Наблюдения в природе.
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
  • Беседы по теме эксперимента.

Структура проведения игры–экспериментирования:

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация  результатов;
  • Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна,  сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?)
  • ситуация выбора;

Ожидаемые результаты:

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства: 

- умение анализировать научно-методическую литературу, 

- умение применять полученные знания на практике;  

-активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ.

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования.

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать.

- расширять знания об объектах и их свойствах.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д.р.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.);
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

  • специальная  одежда (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы  проведения эксперимента;

Перспективный тематический план экспериментальной деятельности

в средней группе на 2019-2020 год.

План работы педагога

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

1.Создание плана работы.

2.  Подбор материала  по теме:

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

3.  Постановка целей и задач по данной теме.

4.Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме.

Октябрь

1.  Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».

2.  Составление примерного алгоритма проведения занятий-экспериментирования.

3. Изучение статьи  Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет».

4.Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

.

Ноябрь

1.  Проработать  пособие Н. Е. Вераксы и О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

2.  Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

Декабрь

1.Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой)

2.Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

Январь

1. Работа с Интернетом

(nsportal.ru): изучение интернет – ресурсов.

2. Изучение  статьи В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность».

3.Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах;

Февраль

1. Изучение пособия Тугушевой  Г. П., Чистяковой  А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».  Методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007.

2. Обучение на курсах повышения квалификации

3. Изучение опыта педагогов по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на Интернет-сайтах, в периодической печати)

Март

1. Изучение пособия Е. В. Лосевой:

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников».

2. Работа с Интернетом (изучение интернет – ресурса по теме плана)

3.

Апрель

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Май

Самоанализ плана самообразования

План взаимодействия с детьми

Неделя

Тема занятия

 

Цель

Количество

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

«Волшебные стеклышки»

 Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку.

1

2 неделя

«Удивительный песок. Песочные часы»

 Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Познакомить с песочными часами.

1

3 неделя

«Таинственные картинки»

 Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла

1

Итого за месяц

4

НОЯБРЬ

1 неделя

«Волшебный квадрат»

 Познакомить детей с разными видами бумаги: салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства.

1

2 неделя

«Для чего человеку

песок и глина»

Дать представление о том, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, игрушки, посуда)

1

3 неделя

«Почему все звучит»

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета

1

4 неделя

«Мой веселый звонкий мяч»

Познакомить детей со свойствами резины (эластичность, плавучесть предметов, водонепроницаемость). Уточнить представления об использовании резины человеком

1

«Приключения Буратино»

Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде).

1

Итого за месяц

5

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Каждому камешку свой домик»

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Показать, какую роль в жизни человека играют камни.

1

2 неделя

«Горы. Дымящиеся горы»

Познакомить с существованием

особых ландшафтов – гор, показать,

что они состоят из камней; сформировать первоначальные представления о вулканах

1

3 неделя

«Можно ли менять форму камня и глины»

Побуждать сравнивать свойства глины и камня

1

4 неделя

«Путешествие капельки»

Познакомить с круговоротом воды в природе. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия

1

Итого за месяц

4

ЯНВАРЬ

2 неделя

«Звенящая вода»

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемы звук.

1

3 неделя

«Впитывание воды»

Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают

1

4 неделя

«Твердая вода. Почему не тонет айсберг»

Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду. Дать представления об айсбергах

1

«Пар — это тоже вода»

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

1

Итого за месяц

4

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«Стекло. «Калейдоскоп»

Узнавать предметы, сделанные из

стекла, определять его качества

1

2 неделя

«Мука. Колобок –

румяный бок»

1.Дать представление о свойствах муки

(сыпучесть, соединение с водой,

преобразование в тесто, способность

принимать любую форму).

1

3 неделя

«Соль. Тает, не тает»»

Выяснить качества и свойства соли

(цвет, вкус, растворимость, влияние

на другие материалы).

1

4 неделя

«Дружба красок»

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета.

1

«Зеркало. Всё

наоборот»

Расширить представления о свойствах зеркал, дать понятие «зеркальное отражение».

1

Итого за месяц

5

МАРТ

1 неделя

«Ловись, рыбка, мала и велика»

 Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

1

2 неделя

«Прогулки невидимки»

Дать представление об использовании

свойств воздуха человеком, показать,

как можно поиграть с воздухом.

1

3 неделя

«Растения»

Познакомить с различными способами размножения растений

1

4 неделя

«Условия, необходимые для роста растений»

Провести опыт по проращиванию в

различных условиях картофеля, лука,

гороха.

1

Итого за месяц

4

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Свет повсюду»

 Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные -изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча)

1

2 неделя

«Свет и тень»

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

1

3 неделя

«Что растворяется в воде?»

 Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ

1

4 неделя

«Цветной песок»

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

1

Итого за месяц

4

МАЙ

1 неделя

«Угадай-ка»

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

1

2 неделя

«Волшебное сито»

 Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.

1

3 неделя

«Пластмасса» 

Продолжать знакомить детей со свойствами материалов: помочь детям в процессе опытов выявить основные свойства пластмассы; учить узнавать предметы, сделанные из пластмассы; уточнить представление детей о том, что можно делать из пластмассы.

1

4 неделя

«Где живет эхо»

Помочь понять, как возникает эхо

1

Итого за месяц

4

Итого за учебный год

34

План взаимодействия  с родителями

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

1. Ознакомление родителей с планом самообразования на учебный год.

2.Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность»

3.Анкетирование родителей на тему:

«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»

Октябрь

1. Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для    проведения поисково-исследовательской деятельности.»

2. «Рекомендация для родителей на тему:

«Экспериментировать – это здорово!»

3. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений»

Ноябрь

1.Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

2.Папка-передвижка для родителей «Развитие творческой исследовательской активности детей»

 

Декабрь

1.Консультация для родителей на                            

тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода)

2.Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской  деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

Январь

1. Подборка материала для консультаций родителям по теме.

2.Формирование картотеки опытов и экспериментов для родителей

Февраль

1. «Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент»

2.

Март

1.Создание фотоколлажа:

«Мы экспериментируем».

2.Памятка для родителей на тему:

«Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию)

Апрель

1.Консультация для родителей на тему: «Опыты и эксперименты для проведения в домашних условиях»

Май

Отчёт педагога по теме самообразования через показ открытого занятия для родителей и коллег.

План взаимодействия с педагогами

 

         Срок проведения

   

     Работа с педагогами

     

   Сентябрь -Октябрь

Изучение литературы по теме

Анкета для педагогов

Цель:изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

    Ноябрь -декабрь

Консультация на тему

 «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»;

   

     Январь-Февраль

Мастер класс для молодых специалистов «Опыты с детьми»

Открытый показ НОД «Удивительное рядом».

   

     Март -апрель

Консультация «Требования к проведению наблюдений» 

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».. 

   

      Май

Выступление на педсовете с отчётом  по теме самообразования

Заключение

 Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

  Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Список литературы

1. Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».

2. Э. Г. Пилюгина

«Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез»,  2003 год.

3. М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».

4. Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

5. Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей)

6. С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет)

7. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст»— М.: Педагогическое общество России, 2003.

9. « Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

10. «Ребенок в мире поиска»  Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

11. Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.

12. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности  дошкольников» («Метод.  рекомендации» издательство Арки 2005 год.

13. В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»

Анкета для родителей

«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»

Уважаемые родители! Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем

вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Знаете ли Вы, что в группе дети занимаются экспериментальной деятельностью?

• да;

• нет;

• не знаю

2. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да,

то, как часто?

• часто

• редко

• всегда

• никогда

3. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

• экспериментирует самостоятельно

• просит помощи родителей

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

________________________________________________________________________________

____________________________________________________

5. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?

Если да, то, какое?

________________________________________________________________________________

____________________________________________________

• считаю нужным

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

6. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами

своими открытиями?

• да

• нет

• иногда

7. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по вопросу

экспериментальной деятельности?

__________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и ко...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...

Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Фатиховой за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности»

Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объекта...

Отчет по самообразованию за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности» (Презентация)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Папка по самообразованию по теме"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности"

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключ...