Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Фатиховой за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Фатихова Эльвира Фархатовна

Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование – это метод позволяющий строить педагогический процесс на основе развивающего обучения, где ведущим является деятельностный подход: новые знания не даются в готовом виде, а добываются в процессе поиска, «открытий».Этим и обусловлен выбор моей темы.Новизной моей темы является грамотная систематизация и распределение экспериментальной деятельности в рамках планирования в соответствии с ФГОС, что дает положительные результаты и способствует целостному восприятию картины мира у дошкольников. Детское экспериментирование – это активная деятельность, в которой дети становятся субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, то есть ребенку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность  быть самим собой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samobr_sr_gr_eksperimenty.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского

Муниципального района Республики  Татарстан

Отчет по самообразованию воспитателя средней группы

Фатиховой Эльвиры Фархатовны

за 2019 -2020 учебный год

Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной  деятельности»

Высокая Гора 2020

Я, Фатихова Эльвира Фархатовна, работаю в средней группе «Тигрята». Образование – высшее.

Педагогический стаж – 8 лет.

Стаж работы в МБДОУ «Тургай» –2 года.

Целью моей работы по самообразованию в 2019 – 2020году было:

- повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

        

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

- расширять свои теоретические знания;

- приобретать новые профессиональные навыки;

- повысить уровень знаний в вопросе путем изучения соответственной литературы, посещения обучающих семинаров, самостоятельной исследовательской работы.

Актуальность темы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Новизна.

Новизной моей темы является грамотная систематизация и распределение экспериментальной деятельности в рамках планирования в соответствии с ФГОС, что дает положительные результаты и способствует целостному восприятию картины мира у дошкольников. Детское экспериментирование – это активная деятельность, в которой дети становятся субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, то есть ребенку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность  быть самим собой.

Достоинство выбранной темы:

Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование – это метод позволяющий строить педагогический процесс на основе развивающего обучения, где ведущим является деятельностный подход: новые знания не даются в готовом виде, а добываются в процессе поиска, «открытий».

Этим и обусловлен выбор моей темы.

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:

1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – Ярославль : Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность

Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.:

Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

6. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для

дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007. – 128с.

Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru, Инфоурок.

В работе с детьми я способствовала:

       Я старалась так организовать детскую поисково – исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что –то  делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.
      Для реализации поисково – исследовательской деятельности детей, в своей группе я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В уголке природы оборудована «мини – лаборатория ». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
- приборы – помощники: лупа, песочные часы, магниты;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;
- медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
- прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
- утилизированный  материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

             Также  включала  экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
     С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
   На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты –эксперименты. 
   В своей работе создавала образовательные ситуации. 
  На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры.

           В результате работы за год я:
 Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Создала картотеку опытов и экспериментов.
Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности.
Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе совместно с родителями.
Разработала конспекты занятий по экспериментированию.

Разработала проекты:

  1. Проект :«Огород на окне»
  2. Проект:  «Снег снежок»
  3. Проект : « Посадили мы лучок»
  4. Проект : « Воздух –невидимка»

Провела открытое занятие : «Поможем найти Снегурочку»

     Публиковалась в различных интернет ресурсах  и принимала  заочное участие в интернет конкурсах  :  https://nsportal.ru/workspace/1098432/posts

Наша средняя группа «Тигрята» ,приняла участие  в смотре-конкурсе  «Уголок экспериментирования»,который проводился в детском саду.

  В своей деятельности  опиралась  на ведущие принципы развития дошкольников:

  • Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  • Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
  • Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);
  • Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

Для реализации проекта  использовала следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Наблюдения в природе.
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
  • Беседы по теме эксперимента.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников использовала  различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна,  сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?)
  • ситуация выбора;

Также я проводила работу с родителями. 

Провела анкетирование родителей : «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

С целью выявления отношения их к поисково- исследовательской активности детей («Анкета для родителей» в приложении).

60% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисование (смешивание красок), конструирование, в играх с песком, водой, воздухом.

53% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.

35% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка. 40% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.

 Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности

Провела  родительское собрание  по теме:  «Как поддержать познавательную  активность ребенка»

Оформила папки – передвижки   в родительский уголок.
Разработала рекомендации для родителей.

   

На протяжении всего учебного года я знакомилась с работой педагогов  нашего детского сада, а также опытом работы педагогов нашего района. Используя  интернет - ресурсы , я познакомилась с опытом работы воспитателей нашей страны.

Разработала рекомендации для воспитателей ДОУ.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности,     я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен.    Такой метод обучения как поисково – исследовательская деятельность, достаточно         мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению     детьми новых знаний и умений.

     Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и ко...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...

План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Отчет по самообразованию за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности» (Презентация)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Папка по самообразованию по теме"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности"

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключ...

План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2019-2020 учебный год Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и...