План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
опыты и эксперименты (младшая группа)

Чуркина Юлия Николаевна

Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2019-2020.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                       детский сад № 26 «Сказка» комбинированного вида                                                                                        г. Искитима Новосибирской области

ПЛАН  ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО  САМООБРАЗОВАНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЯ

Тема: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. 

Составил : Чуркина Ю.Н.

Искитим 2019г.

 Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: повысить собственный уровень знаний (путѐм изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности. Проведение дополнительной  работы с детьми: опыты, исследования, наблюдения, диагностика знаний дошкольников по обозначенной теме.

 

Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путѐм экспериментирования, коллекционирования, путешествия по реке времени и другие формы работы.

Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

Оформить в группе мини лабораторию.

Развивать: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,

установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Формировать у детей разные способы познания.

Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка», «Развитие творческой исследовательской активности детей».

Подготовить консультацию для родителей на тему: Консультацию «Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников»

Привлечение родителей к созданию развивающей среде с целью развития детского экспериментирования.

Консультация: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно! ».

Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка», «Чего нельзя, Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Проведите с детьми дома».

Подготовить для педагогов: Выступление «Экспериментирование, как средство развития познавательной

активности младших  дошкольников» (доклад с презентацией).

«Чем больше ребѐнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своѐм опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семѐнович Выгодский.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.

Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

Фамилия и имя ребенка

Проявляет исследовательский интерес

Способен провести простейшие наблюдения

Умеет делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи (если идет снег, значит зима,холодно)

Придумывает интересные комментарии ( ленточки танцуют с ветром, они говорят до свидания облакам и т.д.) в ходе экспериментирования

Используют в речи доступную научную терминологию

Способен предвидеть полученный результат

Проявляет знания о свойствах воды, снега, песка

итого

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

2- умение сформировано; 1 – частично сформировано; 0 – не сформирован

Анкета для родителей

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Уважаемые родители!

Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

2.Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;

б) отвечаю первое, что приходит в голову;

в) говорю, что у меня нет времени.

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных

передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).

в) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

________________________________________________________________

5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?

________________________________________________________________

6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное

подчеркнуть):

а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.

7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?________________________________________________

9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского

экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)

10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание

экспериментировать? Почему?________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комплексно – тематическое планирование работы по познавательно –

исследовательской деятельности во второй младшей группе

Месяц

Тема

Цель

Оборудование и материалы

СЕНТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

 ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА

Вода? Вода!

Познакомить детей со свойствами воды( прозрачность, текучесть, бесцветность); включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта; развивать познавательный интерес.

Лупы на каждого ребенка, две непрозрачные емкости с водой, закрытые  крышками, две прозрачные емкости с водой.

СЕНТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

Неуловимый воздух (на прогулке).

Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, легкий, невидимый, заполняет все пространство; учить детей обобщенным способом исследования разных объектов окружающей жизни, формировать к объектам исследования.

Лупы «сыщиков», полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка и один на педагога.

СЕНТЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

ЧУДЕСА СВЕТА И ТЕНИ

В тенечке или на солнышке?

(на прогулке.)

Познакомить детей с понятием «солнечная сторона», «теневая сторона», с их отличиями; продолжать обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.

Лупы «сыщиков на каждого ребенка, ведерко с водой, широкая малярная кисть.

СЕНТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ?

Песочные пироги (на прогулке)

Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка; учить самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Лупы «сыщиков» на каждого ребенка, лейка с водой, формочка для песка, пластмассовые игрушки: мишка, зайчик.

СЕНТЯБРЬ (закрепление темы)

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА

Сравнение свойств воды и воздуха.

Обобщить знания детей о свойствах воды и воздуха, выделить их похожие и отличительные особенности, продолжать учить самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта; включать детей в практические познавательные действия экспериментального характера.

Два прозрачных полиэтиленовых пакета, наполненных водой и воздухом, емкость для воды, лупы «сыщиков».

ОКТЯБРЬ1 НЕДЕЛЯ

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА

Что видно в воде?

Познакомить детей с одним из свойств воды – прозрачностью; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.

Лупы на каждого ребенка, три стакана ( с чистой водой, с томатным соком и с молоком), маленький металлический ключик, чайная ложка , ёмкость с водой.  

ОКТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ?

Волшебная глина.

Познакомить детей со свойствами сухой и влажной глины, учить использовать полученные знания в практической деятельности, формировать умение самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, развивать любознательность.

Лупы на каждого ребенка, сухая и мягкая глина, миска.

ОКТБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ

Бумажная история

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги ( сгибается, мнется, рвется); включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес, интерес к практическим действиям.

Листы бумаги на каждого ребенка, бумажные фигурки, игрушки, изготовленные способом «оригами», лупы «сыщиков».

ОКТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

ЧУДЕСА СВЕТА И ТЕНИ

Светло – темно.

Познакомить детей с понятием «источник света», с естественными и искусственными источниками света; учить использовать полученные знания в самостоятельной практической деятельности, развивать интерес к практическим действиям.

Непрозрачный ящик ( в виде короба) с узкой прямоугольной прорезью в одной стенке; карманный фонарик.

ОКТЯРЬ  (закрепление темы)

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА

Дружат воздух и вода.

Обобщить знания детей о свойствах воды и воздуха в их сравнении, учить определять свойства воды и воздуха с помощью практических исследовательских действий; формировать умение самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, развивать любознательность.

Маленькие чашечки с водой, коктейльные трубочки (на каждого ребенка); емкость с водой, бумажные кораблики, резиновые «груши», цветные ленточки из ткани и бумаги, лупы «сыщиков».

НОЯБРЬ 1 НЕДНЛЯ

ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ

Куда исчезла лужа? (На прогулке, в группе)

Познакомить детей с одним из свойств почвы – впитываемостью; расширять представление о том, что растениям необходима вода; развивать интерес детей к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.

Лупы «сыщиков», лейка  с водой резиновые игрушки (лягушата).

НОЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА

Такая разная вода.

Познакомить детей со свойствами воды зрительно менять объем в соответствии с формой сосуда, в который она налита; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы, развивать интерес к объектам исследования.

Два ведерка разной формы с одинаковым количеством воды, две прозрачные мерные емкости, глубокая миска, небольшой таз, маленький стаканчик; иллюстрации к сказке «У страха глаза велики».

НОЯБЬ 3  НЕДЕЛЯ

ПРЕДМЕТЫ С СЕКРКТОМ

Свойства дерева

Познакомить детей с качеством деревянной поверхности ( гладкая, твердая), со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется); обучать основным приемам обследования предметов и материалов, совершенствовать восприятие (учить активно включать при исследовании все органы чувств).

Лупы «сыщиков» , деревянные предметы (детали деревянного конструктора разной формы, неокрашенные, в том числе брусок), металлический брусок такойже формы, деревянные миска и ложка, емкость с водой.

НОЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

ЧУДЕСА СВЕТА И ТЕНИ

Разноцветный мир(в группе , на прогулке).

Познакомить детей с одним из свойств света – способностью изменять цвет окружающих предметов при использовании цветного стекла; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования, закреплять знание цветов.

«волшебные стеклышки» - тонкие прозрачные полимерные листы разных цветов, разделенные на квадратики 5*5 см; несколько лоскутков прозрачной однотонной ткани, лупы сыщиков».

НОЯБРЬ (закрепление темы)

ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ

Мы хотим построить дом!

Обобщить знания детей о свойствах древесины и бумаги в их сравнении, учить определять их свойства с помощью практических исследовательских действий; формировать умение самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, развивать любознательность.

Два домика – склеенный из бумаги и сложенный из деревянных деталей конструктора; лупы «сыщиков», емкость с водой, персонаж по выбору педагога, листы бумаги, бруски из древесины.

НОЯБРЬ

(закрепление

темы)

ЧУДЕСА СВЕТА В ТЕНИ

Теневой театр.

Закреплять у детей понятия «свет» и «тень», продолжать учить обобщенным способом исследования разных объектов окружающей жизни, формировать интерес к объектам исследования.

Оборудование для теневого театра, настольная лампа.

       ДЕКАБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА

Что спряталось в воде?

Познакомить детей с одним из свойств воды – растворимостью в ней веществ ; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

        Лупы на каждого ребенка , 2 прозрачные пластиковые емкости с водой, чайная ложка, соль, сахар.

ДЕКБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ

Металлическая история.

Познакомить детей со свойствами металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде); продолжать учить самостоятельно выделять свойства предмета с помощью практических познавательных действий экспериментального характера; развивать любознательность.

Лупы «сыщиков», коробка с металлическими предметами: детали конструктора разной формы, ложка, посуда, игрушки; емкость с водой.

ДЕКАБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ

Ткацкое «дело».

Познакомить детей со свойствами ткани; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

Лупы «сыщиков» на каждого ребенка , шкатулка с тканью разной фактуры, емкость с водой.

ДЕКАБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА

Ледяная история.

Познакомить детей с одним из состояний воды (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед – замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формировать выводы; развивать познавательный интерес.

Лупы «сыщиков» на каждого ребенка, 2 прозрачные емкости с водой (для замораживания и для сравнения).

ДЕКАБРЬ (закрепление темы)

ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ (БУМАГА, ТКАНЬ, ДРЕВЕСИНА, ПЛАСТМАССА, МАГНИТ).

Теплый – холодный.

Продолжать знакомить детей с определением температуры твердых предметов осязательным способом; продолжать учить обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни; развивать интерес к объектам исследования.

Лупы «сыщиков», металлические и деревянные предметы, большой ящик ( с круглым большим отверстием сверху), емкость с водой.

ДЕКАБРЬ (закрепление темы)

ПРЕДМЕТЫ С СЕКРКТОМ (БУМАГА.Ю ТКАНЬ, ДРЕВЕСИНА, ПЛАСТМАССА, МАГНИТ).

Модный спор (сравнение свойств бумаги и ткани)

Обобщить знания детей о свойствах бумаги и ткани, выделить похожие и отличительные особенности; продолжать учить самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта; включать детей в практические познавательные действия экспериментального характера.

Персонажи в одежде из бумаги и ткани, лоскутки ткани (х/б), бумага, емкость для воды, лупы «сыщиков».

ЯНВАРЬ 2 НЕДЕЛЯ

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА .

Цветной лед.

Продолжать знакомить с одним из состояний воды (лед); учить устанавливать взаимосвязь воды и льда; формировать умение опытно – экспериментальным путем исследования окружающей действительности.

Лупы «сыщиков», прозрачные стаканчики с водой, краски, кисточки, формы для замораживания льда (белые, прозрачные), прозрачная емкость  большого размера для цветного льда.

ЯНВАРЬ 3 НЕДЕЛЯ

ЧУДЕСА СВЕТА В ТЕНИ.

Луч света.

Продолжать знакомить детей со свойствами света (проникновение луча света сквозь разные по плотности и структуре предметы); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

Карманные фонарики (по количеству детей), коробка из плотного картона, различные материалы, пропускающие и не пропускающие свет, - древесина, пластмасса, ткань, полиэтилен, стекло и др.

ЯНВАРЬ 4  НЕДЕЛЯ

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА.

Талая вода.

Продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между состояниями воды (твердое – жидкое); учить выделять свойства изучаемого объекта – формировать понятие о том, что талая вода не пригодна для питья; развивать познавательный интерес.

Две прозрачные емкости, комок снега, лупы «сыщиков».

ЯНВАРЬ (закрепление темы)

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА

Где быстрее растает лед.

Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектом исследования и созданной для исследования средой; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия; стимулировать использование исследовательских действий.

Две замороженные формочки со льдом ( с пуговицами внутри), лупы «сыщиков».

ФЕВРАЛЬ 1 НЕДЕЛЯ

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА.

«Живая» вода (1-я часть).

Познакомить детей со значением воды для роста растений; формировать умения выявлять отношения между объектами окружающего мира; учить формулировать выводы; развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию.

Лупы «сыщиков», ваза с отстоенной  водой, ветка дерева, лейка.

ФЕВРАЛЬ 2  НЕДЕЛЯ

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА.

Мыльные чудеса.

Учить детей устанавливать между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Лупы «сыщиков», две широкие емкости с водой, жидкое мыло, флакончики от мыльных пузырей ( можно использовать только крышки с пускателем), пластмассовые стаканчики ( по кол-ву детей).

ФЕВРАЛЬ 3  НЕДЕЛЯ

ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ( БУМАГА, ТКАНЬ, ДРЕВЕСИНА, ПЛАСТМАССА, МАГНИТ).

Ты плыви , плыви!

Познакомить детей со свойствами материалов( плавучестью); формировать умение опытно-экспериментальным путем выделять определенное свойство; формировать понятие о зависимости качества материала и его способности держаться на воде; развивать любознательность.

Лупы «сыщиков», емкость с водой ,предметы из различных материалов: дерева, бумаги, металла, резины, стекла.

ФЕВРАЛЬ 4 НЕДЕЛЯ

ИТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА.

«Живая» вода (2-я часть).

Продолжать знакомить детей со знанием воды для роста растений;  формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего мира; учить формулировать выводы; развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию.

Лупы « сыщиков», ветка дерева в вазе, лейка с водой, палочка для рыхления земли.

ФЕВРАЛЬ (закрепление темы

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА

Водичка, прием!

Обобщить знания детей о свойствах воды – возможность и невозможность растворять в себе различные вещества; учить определять свойства с помощью практических обследовательских действий; формировать самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта; развивать познавательный интерес.

Две прозрачные емкости с водой, чашка с песком, пластиковые ложки, лупы «сыщиков».

ФЕВРАЛЬ (закрепление темы)

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА.

Такая полезная вода!

Обобщить знания детей о свойствах воды, выявить новое свойство – вода может склеивать бумагу; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

Емкость с водой, листы бумаги квадратной формы ( по два на каждого ребенка), лупы «сыщиков».

МАРТ 1 НЕДЕЛЯ

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА

Пенный замок.

Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами исследования, закреплять знания о свойствах воздуха ( на примере мыльной пены на поверхности воды).

Лупы « сыщиков», большая емкость с водой, жидкое мыло, коктейльные трубочки, сумка с банными принадлежностями, игрушками, набором детской посуды и прочими атрибутами.

МАРТ 2 НЕДЕЛЯ

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА.

Водичка на прогулке ( на участке).

Продолжать знакомить детей со свойствами воды (текучесть), формировать понятие «течение»,учить детей формировать выводы в ходе совершения практических действий, развивать познавательный интерес.

Лупы для каждого ребенка, бумажные кораблики разного цвета и размера по количеству детей.

МАРТ 3 НЕДЕЛЯ

ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ?

Песочные струйки.

Продолжать знакомить детей со свойствами песка – сыпучесть, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия опытного характера, развивать познавательный интерес.

Лупы «сыщиков» на каждого ребенка, большая емкость с песком, пластиковая емкость меньшего размера, совок, воронка.

МАРТ 4 НЕДЕЛЯ

ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ

Птичья радость.

Познакомить детей со свойствами магнита притягивать металлические  предметы, включать детей в совместные с взрослим практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес.

Лупы «сыщиков» для каждого ребенка, магнит в мешочке, магниты по количеству детей, широкая емкость с крупной крупой (зерном), небольшие металлические гайки.

МАРТ (закрепление темы)

ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ?

Песок или глина?

Продолжать учить сравнивать свойства двух веществ (песок, глина), используя практические обследовательские действия, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта.

Лупы «сыщиков», две непрозрачные емкости с крышками разного цвета – с песком и глиной.

МАРТ (закрепление темы)

ЧУДЕСА СВЕТА И ТЕНИ.

Что ярче светит?

Продолжать учить сравнивать свойства и качества объектов исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение; включать детей в практические познавательные действия экспериментального характера.

Персонажи в одежде из бумаги и ткани, лоскутки ткани (х/б), бумага, емкость для воды, лупы «сыщиков».

АПРЕЛЬ 1 НЕДЕЛЯ

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА

Ароматный воздух

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха – не имеет запаха, но может передавать, переносить ароматы, продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес.

Лупы «сыщиков», две тарелки с цитрусовыми фруктами ( нарезанными апельсинами и лимонами), завязанный пакет, наполненный воздухом, дезодорант (освежитель воздуха).

АПРЕЛЬ 2 НЕДЕЛЯ

ЧУДЕСА СВЕТА И ТЕНИ.

Зазеркалье.

Продолжать знакомить детей со свойством зеркала отражать предметы ( на примере двух зеркал, расположенных друг против друга), продолжать обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.

Коробка с крышкой, два средних по размеру зеркала (одно находится на дне коробки, второе с подставкой), зеркала по количеству детей, мелкие игрушки и предметы.

АПРЕЛЬ 3 НЕДЕЛЯ

ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ

Магнитное притяжение

Продолжать знакомить детей с магнитом, его свойствами металлических предметов, учить детей обобщенным способам исследования различных объектов, развивать интерес к объектам исследования.

Пластиковая прозрачная емкость с темной водой, булавки, магниты.

АПРЕЛЬ 4

НЕДЕЛЯ

ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА

Парилка.

Познакомить детей с одним из состояний воды ( пар), учить устанавливать взаимосвязь между состоянием веществ с помощью практических действий, развивать любознательность.

Электрический чайник, зеркальце.

АПРЕЛЬ ( закрепление темы)

ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ?

Цветной песок.

Продолжать знакомить детей со свойствами песка, закреплять умение экспериментировать с несколькими материалами (песок, краска), поддерживать познавательный интерес.

Лупы «сыщиков», рисунок из цветного песка, три емкости с промытым просеянным песком, гуашь трех цветов.

МАЙ 1 НЕДЕЛЯ

ЧУДЕСА СВЕТА И ТЕНИ.

Солнечные зайчики

Формировать у детей понимание способности света отражаться от зеркальной поверхности, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Небольшие пластиковые зеркальца по количеству детей.

МАЙ 2 НЕДЕЛЯ

ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ

Пластмассовый мир.

Познакомить детей со свойствами пластмассы (теплая, гибкая – гнется, прочная – не бьется), закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.

Лупы 2сыщиков», коробка с отверстием сверху, емкость с водой, предметы из пластмассы.

МАЙ 3 НЕДЕЛЯ

ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ?

Что содержит почва? (на прогулке).

Познакомить детей со взаимосвязью почвы и воздуха ( воздух содержится в почве), продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес.

Лупы « сыщиков», емкость с водой, влажные салфетки для рук, палочки для рисования на земле.

МАЙ 4 НЕДЕЛЯ

ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ

Металл или пластмасса?

Продолжать учить сравнивать свойства различных материалов, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.

Лупы «сыщиков», тарелки из металла и пластмассы, емкость с водой.

МАЙ (закрепленеие темы)

ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ.

Что узнали «сыщики»?

Обобщить об изученных веществах и материалах, их свойствах и отличиях, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

Лупы «сыщиков», презентация об изученных веществах и материалах, проектор, экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...

План работы по самообразованию. Тема: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе оытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

   Экспериментирование - особый вид деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их активность, инициативность; деятельность, которая позволяет ребенку модел...

План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Фатиховой за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности»

Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объекта...

Отчет по самообразованию за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности» (Презентация)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Папка по самообразованию по теме"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности"

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключ...