План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
опыты и эксперименты (младшая группа)
Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019-2020.doc | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Сказка» комбинированного вида г. Искитима Новосибирской области
ПЛАН ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯ
Тема: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
Составил : Чуркина Ю.Н.
Искитим 2019г.
Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: повысить собственный уровень знаний (путѐм изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности. Проведение дополнительной работы с детьми: опыты, исследования, наблюдения, диагностика знаний дошкольников по обозначенной теме.
✔ Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путѐм экспериментирования, коллекционирования, путешествия по реке времени и другие формы работы.
✔ Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.
✔ Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
✔ Оформить в группе мини лабораторию.
✔ Развивать: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,
установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
✔ Формировать у детей разные способы познания.
✔ Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
✔ Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка», «Развитие творческой исследовательской активности детей».
✔ Подготовить консультацию для родителей на тему: Консультацию «Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников»
Привлечение родителей к созданию развивающей среде с целью развития детского экспериментирования.
Консультация: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно! ».
Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка», «Чего нельзя, Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Проведите с детьми дома».
✔ Подготовить для педагогов: Выступление «Экспериментирование, как средство развития познавательной
активности младших дошкольников» (доклад с презентацией).
«Чем больше ребѐнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своѐм опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семѐнович Выгодский.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
Фамилия и имя ребенка | Проявляет исследовательский интерес | Способен провести простейшие наблюдения | Умеет делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи (если идет снег, значит зима,холодно) | Придумывает интересные комментарии ( ленточки танцуют с ветром, они говорят до свидания облакам и т.д.) в ходе экспериментирования | Используют в речи доступную научную терминологию | Способен предвидеть полученный результат | Проявляет знания о свойствах воды, снега, песка | итого | |||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||
23 |
2- умение сформировано; 1 – частично сформировано; 0 – не сформирован
Анкета для родителей
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители!
Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
2.Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных
передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
________________________________________________________________
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?
________________________________________________________________
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное
подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?________________________________________________
9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского
экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание
экспериментировать? Почему?________________________________________
Благодарим Вас за сотрудничество!
Комплексно – тематическое планирование работы по познавательно –
исследовательской деятельности во второй младшей группе
Месяц | Тема | Цель | Оборудование и материалы |
СЕНТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА Вода? Вода! | Познакомить детей со свойствами воды( прозрачность, текучесть, бесцветность); включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта; развивать познавательный интерес. | Лупы на каждого ребенка, две непрозрачные емкости с водой, закрытые крышками, две прозрачные емкости с водой. |
СЕНТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ | Неуловимый воздух (на прогулке). | Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, легкий, невидимый, заполняет все пространство; учить детей обобщенным способом исследования разных объектов окружающей жизни, формировать к объектам исследования. | Лупы «сыщиков», полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка и один на педагога. |
СЕНТЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ | ЧУДЕСА СВЕТА И ТЕНИ В тенечке или на солнышке? (на прогулке.) | Познакомить детей с понятием «солнечная сторона», «теневая сторона», с их отличиями; продолжать обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение. | Лупы «сыщиков на каждого ребенка, ведерко с водой, широкая малярная кисть. |
СЕНТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ | ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ? Песочные пироги (на прогулке) | Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка; учить самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. | Лупы «сыщиков» на каждого ребенка, лейка с водой, формочка для песка, пластмассовые игрушки: мишка, зайчик. |
СЕНТЯБРЬ (закрепление темы) | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА Сравнение свойств воды и воздуха. | Обобщить знания детей о свойствах воды и воздуха, выделить их похожие и отличительные особенности, продолжать учить самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта; включать детей в практические познавательные действия экспериментального характера. | Два прозрачных полиэтиленовых пакета, наполненных водой и воздухом, емкость для воды, лупы «сыщиков». |
ОКТЯБРЬ1 НЕДЕЛЯ | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА Что видно в воде? | Познакомить детей с одним из свойств воды – прозрачностью; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования. | Лупы на каждого ребенка, три стакана ( с чистой водой, с томатным соком и с молоком), маленький металлический ключик, чайная ложка , ёмкость с водой. |
ОКТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ | ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ? Волшебная глина. | Познакомить детей со свойствами сухой и влажной глины, учить использовать полученные знания в практической деятельности, формировать умение самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, развивать любознательность. | Лупы на каждого ребенка, сухая и мягкая глина, миска. |
ОКТБРЬ 3 НЕДЕЛЯ | ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ Бумажная история | Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги ( сгибается, мнется, рвется); включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес, интерес к практическим действиям. | Листы бумаги на каждого ребенка, бумажные фигурки, игрушки, изготовленные способом «оригами», лупы «сыщиков». |
ОКТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ | ЧУДЕСА СВЕТА И ТЕНИ Светло – темно. | Познакомить детей с понятием «источник света», с естественными и искусственными источниками света; учить использовать полученные знания в самостоятельной практической деятельности, развивать интерес к практическим действиям. | Непрозрачный ящик ( в виде короба) с узкой прямоугольной прорезью в одной стенке; карманный фонарик. |
ОКТЯРЬ (закрепление темы) | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА Дружат воздух и вода. | Обобщить знания детей о свойствах воды и воздуха в их сравнении, учить определять свойства воды и воздуха с помощью практических исследовательских действий; формировать умение самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, развивать любознательность. | Маленькие чашечки с водой, коктейльные трубочки (на каждого ребенка); емкость с водой, бумажные кораблики, резиновые «груши», цветные ленточки из ткани и бумаги, лупы «сыщиков». |
НОЯБРЬ 1 НЕДНЛЯ | ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ Куда исчезла лужа? (На прогулке, в группе) | Познакомить детей с одним из свойств почвы – впитываемостью; расширять представление о том, что растениям необходима вода; развивать интерес детей к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию. | Лупы «сыщиков», лейка с водой резиновые игрушки (лягушата). |
НОЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА Такая разная вода. | Познакомить детей со свойствами воды зрительно менять объем в соответствии с формой сосуда, в который она налита; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы, развивать интерес к объектам исследования. | Два ведерка разной формы с одинаковым количеством воды, две прозрачные мерные емкости, глубокая миска, небольшой таз, маленький стаканчик; иллюстрации к сказке «У страха глаза велики». |
НОЯБЬ 3 НЕДЕЛЯ | ПРЕДМЕТЫ С СЕКРКТОМ Свойства дерева | Познакомить детей с качеством деревянной поверхности ( гладкая, твердая), со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется); обучать основным приемам обследования предметов и материалов, совершенствовать восприятие (учить активно включать при исследовании все органы чувств). | Лупы «сыщиков» , деревянные предметы (детали деревянного конструктора разной формы, неокрашенные, в том числе брусок), металлический брусок такойже формы, деревянные миска и ложка, емкость с водой. |
НОЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ | ЧУДЕСА СВЕТА И ТЕНИ Разноцветный мир(в группе , на прогулке). | Познакомить детей с одним из свойств света – способностью изменять цвет окружающих предметов при использовании цветного стекла; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования, закреплять знание цветов. | «волшебные стеклышки» - тонкие прозрачные полимерные листы разных цветов, разделенные на квадратики 5*5 см; несколько лоскутков прозрачной однотонной ткани, лупы сыщиков». |
НОЯБРЬ (закрепление темы) | ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ Мы хотим построить дом! | Обобщить знания детей о свойствах древесины и бумаги в их сравнении, учить определять их свойства с помощью практических исследовательских действий; формировать умение самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, развивать любознательность. | Два домика – склеенный из бумаги и сложенный из деревянных деталей конструктора; лупы «сыщиков», емкость с водой, персонаж по выбору педагога, листы бумаги, бруски из древесины. |
НОЯБРЬ (закрепление темы) | ЧУДЕСА СВЕТА В ТЕНИ Теневой театр. | Закреплять у детей понятия «свет» и «тень», продолжать учить обобщенным способом исследования разных объектов окружающей жизни, формировать интерес к объектам исследования. | Оборудование для теневого театра, настольная лампа. |
ДЕКАБРЬ 1 НЕДЕЛЯ | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА Что спряталось в воде? | Познакомить детей с одним из свойств воды – растворимостью в ней веществ ; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования. | Лупы на каждого ребенка , 2 прозрачные пластиковые емкости с водой, чайная ложка, соль, сахар. |
ДЕКБРЬ 2 НЕДЕЛЯ | ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ Металлическая история. | Познакомить детей со свойствами металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде); продолжать учить самостоятельно выделять свойства предмета с помощью практических познавательных действий экспериментального характера; развивать любознательность. | Лупы «сыщиков», коробка с металлическими предметами: детали конструктора разной формы, ложка, посуда, игрушки; емкость с водой. |
ДЕКАБРЬ 3 НЕДЕЛЯ | ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ Ткацкое «дело». | Познакомить детей со свойствами ткани; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования. | Лупы «сыщиков» на каждого ребенка , шкатулка с тканью разной фактуры, емкость с водой. |
ДЕКАБРЬ 4 НЕДЕЛЯ | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА Ледяная история. | Познакомить детей с одним из состояний воды (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед – замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формировать выводы; развивать познавательный интерес. | Лупы «сыщиков» на каждого ребенка, 2 прозрачные емкости с водой (для замораживания и для сравнения). |
ДЕКАБРЬ (закрепление темы) | ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ (БУМАГА, ТКАНЬ, ДРЕВЕСИНА, ПЛАСТМАССА, МАГНИТ). Теплый – холодный. | Продолжать знакомить детей с определением температуры твердых предметов осязательным способом; продолжать учить обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни; развивать интерес к объектам исследования. | Лупы «сыщиков», металлические и деревянные предметы, большой ящик ( с круглым большим отверстием сверху), емкость с водой. |
ДЕКАБРЬ (закрепление темы) | ПРЕДМЕТЫ С СЕКРКТОМ (БУМАГА.Ю ТКАНЬ, ДРЕВЕСИНА, ПЛАСТМАССА, МАГНИТ). Модный спор (сравнение свойств бумаги и ткани) | Обобщить знания детей о свойствах бумаги и ткани, выделить похожие и отличительные особенности; продолжать учить самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта; включать детей в практические познавательные действия экспериментального характера. | Персонажи в одежде из бумаги и ткани, лоскутки ткани (х/б), бумага, емкость для воды, лупы «сыщиков». |
ЯНВАРЬ 2 НЕДЕЛЯ | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА . Цветной лед. | Продолжать знакомить с одним из состояний воды (лед); учить устанавливать взаимосвязь воды и льда; формировать умение опытно – экспериментальным путем исследования окружающей действительности. | Лупы «сыщиков», прозрачные стаканчики с водой, краски, кисточки, формы для замораживания льда (белые, прозрачные), прозрачная емкость большого размера для цветного льда. |
ЯНВАРЬ 3 НЕДЕЛЯ | ЧУДЕСА СВЕТА В ТЕНИ. Луч света. | Продолжать знакомить детей со свойствами света (проникновение луча света сквозь разные по плотности и структуре предметы); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования. | Карманные фонарики (по количеству детей), коробка из плотного картона, различные материалы, пропускающие и не пропускающие свет, - древесина, пластмасса, ткань, полиэтилен, стекло и др. |
ЯНВАРЬ 4 НЕДЕЛЯ | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА. Талая вода. | Продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между состояниями воды (твердое – жидкое); учить выделять свойства изучаемого объекта – формировать понятие о том, что талая вода не пригодна для питья; развивать познавательный интерес. | Две прозрачные емкости, комок снега, лупы «сыщиков». |
ЯНВАРЬ (закрепление темы) | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА Где быстрее растает лед. | Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектом исследования и созданной для исследования средой; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия; стимулировать использование исследовательских действий. | Две замороженные формочки со льдом ( с пуговицами внутри), лупы «сыщиков». |
ФЕВРАЛЬ 1 НЕДЕЛЯ | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА. «Живая» вода (1-я часть). | Познакомить детей со значением воды для роста растений; формировать умения выявлять отношения между объектами окружающего мира; учить формулировать выводы; развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию. | Лупы «сыщиков», ваза с отстоенной водой, ветка дерева, лейка. |
ФЕВРАЛЬ 2 НЕДЕЛЯ | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА. Мыльные чудеса. | Учить детей устанавливать между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. | Лупы «сыщиков», две широкие емкости с водой, жидкое мыло, флакончики от мыльных пузырей ( можно использовать только крышки с пускателем), пластмассовые стаканчики ( по кол-ву детей). |
ФЕВРАЛЬ 3 НЕДЕЛЯ | ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ( БУМАГА, ТКАНЬ, ДРЕВЕСИНА, ПЛАСТМАССА, МАГНИТ). Ты плыви , плыви! | Познакомить детей со свойствами материалов( плавучестью); формировать умение опытно-экспериментальным путем выделять определенное свойство; формировать понятие о зависимости качества материала и его способности держаться на воде; развивать любознательность. | Лупы «сыщиков», емкость с водой ,предметы из различных материалов: дерева, бумаги, металла, резины, стекла. |
ФЕВРАЛЬ 4 НЕДЕЛЯ | ИТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА. «Живая» вода (2-я часть). | Продолжать знакомить детей со знанием воды для роста растений; формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего мира; учить формулировать выводы; развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию. | Лупы « сыщиков», ветка дерева в вазе, лейка с водой, палочка для рыхления земли. |
ФЕВРАЛЬ (закрепление темы | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА Водичка, прием! | Обобщить знания детей о свойствах воды – возможность и невозможность растворять в себе различные вещества; учить определять свойства с помощью практических обследовательских действий; формировать самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта; развивать познавательный интерес. | Две прозрачные емкости с водой, чашка с песком, пластиковые ложки, лупы «сыщиков». |
ФЕВРАЛЬ (закрепление темы) | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА. Такая полезная вода! | Обобщить знания детей о свойствах воды, выявить новое свойство – вода может склеивать бумагу; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования. | Емкость с водой, листы бумаги квадратной формы ( по два на каждого ребенка), лупы «сыщиков». |
МАРТ 1 НЕДЕЛЯ | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА Пенный замок. | Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами исследования, закреплять знания о свойствах воздуха ( на примере мыльной пены на поверхности воды). | Лупы « сыщиков», большая емкость с водой, жидкое мыло, коктейльные трубочки, сумка с банными принадлежностями, игрушками, набором детской посуды и прочими атрибутами. |
МАРТ 2 НЕДЕЛЯ | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА. Водичка на прогулке ( на участке). | Продолжать знакомить детей со свойствами воды (текучесть), формировать понятие «течение»,учить детей формировать выводы в ходе совершения практических действий, развивать познавательный интерес. | Лупы для каждого ребенка, бумажные кораблики разного цвета и размера по количеству детей. |
МАРТ 3 НЕДЕЛЯ | ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ? Песочные струйки. | Продолжать знакомить детей со свойствами песка – сыпучесть, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия опытного характера, развивать познавательный интерес. | Лупы «сыщиков» на каждого ребенка, большая емкость с песком, пластиковая емкость меньшего размера, совок, воронка. |
МАРТ 4 НЕДЕЛЯ | ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ Птичья радость. | Познакомить детей со свойствами магнита притягивать металлические предметы, включать детей в совместные с взрослим практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес. | Лупы «сыщиков» для каждого ребенка, магнит в мешочке, магниты по количеству детей, широкая емкость с крупной крупой (зерном), небольшие металлические гайки. |
МАРТ (закрепление темы) | ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ? Песок или глина? | Продолжать учить сравнивать свойства двух веществ (песок, глина), используя практические обследовательские действия, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта. | Лупы «сыщиков», две непрозрачные емкости с крышками разного цвета – с песком и глиной. |
МАРТ (закрепление темы) | ЧУДЕСА СВЕТА И ТЕНИ. Что ярче светит? | Продолжать учить сравнивать свойства и качества объектов исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение; включать детей в практические познавательные действия экспериментального характера. | Персонажи в одежде из бумаги и ткани, лоскутки ткани (х/б), бумага, емкость для воды, лупы «сыщиков». |
АПРЕЛЬ 1 НЕДЕЛЯ | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА Ароматный воздух | Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха – не имеет запаха, но может передавать, переносить ароматы, продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес. | Лупы «сыщиков», две тарелки с цитрусовыми фруктами ( нарезанными апельсинами и лимонами), завязанный пакет, наполненный воздухом, дезодорант (освежитель воздуха). |
АПРЕЛЬ 2 НЕДЕЛЯ | ЧУДЕСА СВЕТА И ТЕНИ. Зазеркалье. | Продолжать знакомить детей со свойством зеркала отражать предметы ( на примере двух зеркал, расположенных друг против друга), продолжать обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение. | Коробка с крышкой, два средних по размеру зеркала (одно находится на дне коробки, второе с подставкой), зеркала по количеству детей, мелкие игрушки и предметы. |
АПРЕЛЬ 3 НЕДЕЛЯ | ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ Магнитное притяжение | Продолжать знакомить детей с магнитом, его свойствами металлических предметов, учить детей обобщенным способам исследования различных объектов, развивать интерес к объектам исследования. | Пластиковая прозрачная емкость с темной водой, булавки, магниты. |
АПРЕЛЬ 4 НЕДЕЛЯ | ИСТОРИЯ ВОДЫ И ВОЗДУХА Парилка. | Познакомить детей с одним из состояний воды ( пар), учить устанавливать взаимосвязь между состоянием веществ с помощью практических действий, развивать любознательность. | Электрический чайник, зеркальце. |
АПРЕЛЬ ( закрепление темы) | ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ? Цветной песок. | Продолжать знакомить детей со свойствами песка, закреплять умение экспериментировать с несколькими материалами (песок, краска), поддерживать познавательный интерес. | Лупы «сыщиков», рисунок из цветного песка, три емкости с промытым просеянным песком, гуашь трех цветов. |
МАЙ 1 НЕДЕЛЯ | ЧУДЕСА СВЕТА И ТЕНИ. Солнечные зайчики | Формировать у детей понимание способности света отражаться от зеркальной поверхности, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. | Небольшие пластиковые зеркальца по количеству детей. |
МАЙ 2 НЕДЕЛЯ | ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ Пластмассовый мир. | Познакомить детей со свойствами пластмассы (теплая, гибкая – гнется, прочная – не бьется), закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования. | Лупы 2сыщиков», коробка с отверстием сверху, емкость с водой, предметы из пластмассы. |
МАЙ 3 НЕДЕЛЯ | ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ? Что содержит почва? (на прогулке). | Познакомить детей со взаимосвязью почвы и воздуха ( воздух содержится в почве), продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес. | Лупы « сыщиков», емкость с водой, влажные салфетки для рук, палочки для рисования на земле. |
МАЙ 4 НЕДЕЛЯ | ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ Металл или пластмасса? | Продолжать учить сравнивать свойства различных материалов, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования. | Лупы «сыщиков», тарелки из металла и пластмассы, емкость с водой. |
МАЙ (закрепленеие темы) | ПРЕДМЕТЫ С СЕКРЕТОМ. Что узнали «сыщики»? | Обобщить об изученных веществах и материалах, их свойствах и отличиях, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий. | Лупы «сыщиков», презентация об изученных веществах и материалах, проектор, экран. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"
План по самообразованию...
План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."
План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...
План работы по самообразованию. Тема: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе оытно-экспериментальной и исследовательской деятельности
Экспериментирование - особый вид деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их активность, инициативность; деятельность, которая позволяет ребенку модел...
План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...
Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Фатиховой за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности»
Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объекта...
Отчет по самообразованию за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности» (Презентация)
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...
Папка по самообразованию по теме"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности"
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключ...
- Мне нравится (2)