план саморазвития "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности."
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Курепина Ольга Анатольевна

Развитие познавательных интересов, потребности и способности, к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samorazvitiyu.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мир, окружающий ребёнка, – это,

 прежде всего, мир природы с

 безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой.

 Здесь, в природе, вечный источник

 детского разума».

 (В. А. Сухомлинский)

             Цель рабочей программы: развитие познавательных интересов, потребности и способности, к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

         Задачи:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;
  • расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Месяц

Формы работы

С детьми

С родителями

Сентябрь

(вода)

-Беседа «Узнаем, какая

вода».

Задачи: выявить свойства

воды: прозрачная, без

запаха, льется, в ней

растворяются некоторые

вещества, имеет вес.

-Экспериментирование:

«Тонет-не тонет,

«Легкий — тяжелый».

Задачи: показать, что

предметы бывают легкие и тяжелые. Научить

определять вес предметов

и группировать предметы

по весу (легкие —

тяжелые).

- Рекомендации для

родителей

«Экспериментируем

дома с водой».

Октябрь

(дерево, бумага, стекло)

1.Беседа о свойствах:

-дерева (твёрдое, не

ломается, лёгкое, не

тонет),

-бумаги (мнётся, рвётся,

размокает в воде),

-стекло (бьётся,

прозрачное, звенящее.).

2.Эксперименты:

Опыт:

«Волшебница бумага».

Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах

Консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

Ноябрь

(песок)

1.Беседа «О свойстве песка в различных состояниях (сухой, влажный, мокрый). -2.Эксперименты с песком «Сыпем, рисуем»,

Опыт «Песочные струйки»

Цель: познакомить детей со свойствами песка

Консультация «Игры с

песком . Э т о

интересно!»

Декабрь

(снег)

1.Беседа «Снег и его свойства». Формировать представление о том, что снег, это замерзшая вода. 2.Наблюдение за снежинками, рассматривание в лупу.

Консультация на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Январь

(лед)

-Беседа «Свойства льда» (холодный, гладкий).

-Изготовление цветных льдинок. Задачи: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Консультация для родителей: “Как научить ребенка исследовать?”

Февраль

(ветер)

1.Беседа: «Как рождается ветер.» Цель: познакомить с природным явлением – ветром.

 2.Игра с вертушками, ленточками. Запускаем бумажные самолетики на участке.

Изготовление вертушек

Март

(Солнце)

1.Беседа «Показать важное свойство солнечных лучей – давать жизнь в природе».

2.Игра «Солнечные зайчики»

Солнечная карусель выставка рисунков.

Апрель

(почва)

1. беседа «Для роста растению необходимо тепло, почва, влага». Наблюдение за ростом растений на «огороде на подоконнике». – 2.Рассмотреть под лупой почву (чернозем, песок). Показать схему роста растений в мнемотехнике.

Создание условий для организации «огорода на подоконнике» (почва, семена)

Май

1.Беседа «Воздух – невидимка». Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха.

2.Экспериментирование «Ветер по морю гуляет»

Цель: способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воздуха

Памятки о явлениях окружающего мира.

Список литературы:

1.«Детство» (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования). Изд. «Санкт-Петербург Детство-Пресс» 2014 г.

2.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.,

З.Ф.Аксенова «Войди в природу другом» изд. «Творческий центр»,

4.Журналы «Дошкольное воспитание»

5.ФГОС к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельность.

6.Н.Н.Нищева «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ»

7.Е.Е.Крашеников, О.Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников. 8. Марина Султанова «Простые опыты с водой», «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с природным материалом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

План работы по самообразованию " Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа с...

План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и ко...

Папка по самообразованию по теме"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности"

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключ...