Главные вкладки

    ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

    Данная статья поможет нашим коллегам совершенствовать свои методы обучения иностранному языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon inovacionnye_tehnologii.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лекция 2.

                         ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

            Любая педагогическая технология помогает активизировать деятельность учащихся. В некоторых технологиях это средство может составлять главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно-опережающего обучения, игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений.

            Технология перспективно-опережающего обучения.

            Ее основа – личностный подход; нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; доступность знаний для каждого; опосредованное обучение ( через знающего учить незнающего).

            С.Н.Лысенковой был открыт замечательный феномен (иначе никак по-другому не назовешь): чтобы уменьшить трудность в понимании некоторых вопросов программы, надо опережать их введение. Например, трудную тему можно затрагивать постепенно в связи с изучаемым в данный момент материалом. Последующая тема раскрывается по-немногу (5-7 мин.) Таким образом, вся тема раскрывается медленно, подробно. Детям легче ее понять, у них не будет наблюдаться прегрузка материалом и результат усвоения темы будет лучше. В обучении иностранному языку такой подход будет весьма полезен, так как невозможно в течение урока говорить только об одной грамматической теме. Может прослеживаться несколько моментов сразу. Всегда возникают дополнительные вопросы. Конечно, детям так легче.

            В обсуждении нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние, а уж затем слабые ученики. Все дети понемногу учатся друг у друга. В ходе обучения иностранного языка также наблюдается разный уровень подготовки учащихся. Кто-то ходит к репетитору, посещает дополнительно курсы, а кто-то усваивает материал только в пределах нормы программы, а кому-то вообще процесс обучения языка дается с большим трудом. Здесь как раз и помогает данная технология.

            Другая особенность этой технологии – комментируемое управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю, записываю. Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает и помогает включить в работу весь класс.

            При этом развиваются логика суждений, самостоятельность мышления; ученик может таким образом занять место учителя.

            Еще одна возможность применить эту технологию – это использовать опорные схемы. Это всевозможные таблицы, опорные конспекты, карточки, чертежи, рисунки. Младшие школьники мыслят конкретно. Для них это естественный переход от наглядности детского сада к взрослым суждениям.

    Конечно, оформление этих схем потребует времени, но результат того стоит. Многие педагоги иностранного языка используют так называемую «грамматику в таблицах». Это действительно просто и удобно для детей усваивать материал, а также это вносит разнообразие в проведение урока.

            Такие опорные схемы помогают детям не зазубривать материал, а учиться рассуждать, приходить к выводам. В грамматике иностранного языка есть темы, которые невозможно зазубрить или «хорошенько выучить», нужно понять алгоритм действий образования слов или каких-то грамматических единиц.

                               ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

            Игра в жизни ребенка занимает важнейшее место. Через игру он познает мир. В игре воссоздаются жизненные роли, ситуации, общественный опыт и в итоге ребенок учиться определенному виду поведения.

            В жизни игра имеет несколько функций:

    - развлекательную,

    -коммуникативную,

    -самореализации,

    -терапевтическую ( когда ребенок в игре преодолевает трудности, сопоставимые с жизненными),

    -диагностическую ( можно узнать кто ты есть на самом деле, открыть черты характера других),

    -коррекционную ( самореализоваться, принять правила игры).

            В структуре любой игры можно найти цель, средства ее достижения, планирование, результат. Игра приносит детям радость, сопереживание, самоутверждение и самореализацию. Игра всегда добровольна.

            Как метод обучения игру используют с древних времен. Наши прабабушки и родители тоже играли и чему-то учились через игру.

            В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

    - в качестве самостоятельной технологии;

    - как элемент педагогической технологии;

    -в качестве формы урока (занятия) или его части;

    - во внеклассной работе.

            Место и роль игровой технологии в учебном процессе обучения иностранного языка зависит от целеполагания и от понимания учителем функций игры. В более младшем возрасте дети в играх конструируют  свой мир, проявляя бурную фантазию. В старшем возрасте они направлены на самоутверждение в игре и проявление в ней своих достоинств и умений.

            При обучении иностранному языку детей младшего и старшего школьного возраста применяются виды игр по следующим классификациям:

    1. Подвижные игры – как важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном , а особенно в школьном возрасте ( здесь имеют место и здоровьесбеоегающие технологии).

    2.Сюжетно-ролевые игры. Они носят преимущественно коллективный характер, поскольку отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на:

    а) ролевые;

    б) игры-драмматизации;

    в) режиссерские.

            Основные компоненты ролевой игры – тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

            Примером подобных игр может выступить театральная постановка отрывков сказок и пьес стран изучаемого языка, либо игры по ролям.

    3. Компьютерные игры.

    4. Дидактические игры. В этой классификации можно представить следу.щие виды игр:

    а) игры по сенсорному воспитанию;

    б) словесные игры;

    в) игры по ознакомлению с природой;

    г) игры по формированию математических представлений;

    д) игры с дидактическими игрушками;

    е) настольно-печатные игры;

    ж) псевдосюжетные игры.

            По виду деятельности дидактические игры могут быть:

    а) игры-путешествия;

    б) игры-поручения;

    в) игры-предложения;

    г) игры-загадки;

    д) игры-беседы.

    5. Игры-диалоги. Их можно включать на начальном этапе обучения иностранному языку для развития коммуникативных способностей.

    6. Игры-путешествия. Это может быть географическая игра при работе с картой для изучения страноведческой информации и развития коммуникативных навыков.

    7. Игры по формированию математических представлений (обучение счету).

    8. Деловые игры. Они используются для решения коллективных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных знаний. Такая игра позволяет учащимся  понять и изучать материал с разных позиций. Эти игры подразделяются на следующие:

    а) Имитационные. ( имитируется деятельность какой-либо организации или предприятия. Могут имитироваться события, виды деятельности людей.

    б) Операционные. (помогают отрабатывать конкретные навыки, например, публичное выступление, написания сочинения, решения задач).

    в) Ролевые (отрабатываются техники поведения людей, выполнение функции). Для таких игр разрабатывается сценарий , распределяются роли.

            Технология проведения деловых игр такова:

    1) Подготовительный этап;

    2) Ввод в игру;

    3) Процесс игры;

    4) Анализ и оценки результатов.

                  ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

            Такое обучение предполагает получение учащимися новых знаний путем решения проблемных вопросов. Каждый такой вопрос ученик должен решить самостоятельно. Он сам находит решение, анализируя факты, события. Педагог выступает здесь как помощник. Он объясняет проблему, формирует задачу и оказывает минимальную помощь, а она может потребоваться. Но и здесь его роль сводится не к тому, чтобы дать конкретный ответ на вопрос, а чтобы подвести к проблеме, создать дополнительный стимул, сформулировать еще цели и задачи.

            Проблемное обучение включает в себя следующие этапы:

    1). Осознание общей проблемной ситуации;

    2). Ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

    3). Решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);

    4). Проверку правильности решения.

            Главное в этой технологии – это проблема. Конечно, не всякий вопрос, на который ученик не знает ответ, является проблемной ситуацией. Такими не являются вопросы, на которые можно найти ответы в справочниках, энциклопедиях, СМИ. Выделяют следующие правила создания проблемных с

    ситуаций:

    - перед учениками ставится такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладение новыми умениями;

    - задание должно соответствовать интеллектуальному уровню учащегося;

    - проблемное задание дается перед объяснением нового материала;

            Одна и та же проблема может быть вызвана различными типами заданий.

            Существует четыре уровня проблемности в обучении:

    1). Учитель сам ставит проблему и сам ее решает при активном внимании и обсуждении с учениками.

    2). Учитель ставит проблему, а ученики сами или под руководством учителя находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

    3). Ученик ставит проблему, учитель помогает ее решить. У ученика появляется возможность самому формулировать проблему (исследовательский метод).

    4). Учение сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

            В технологии проблемного обучения главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой учащийся сам знакомится с научными знаниями, осваивает элементы научных методов, учится сам добывать информацию, сортировать ее планировать, строить гипотезы, обосновывать свои выводы. Это затрагивает множество мыслительных процессов, организует учеников, повышает чувство ответственности, совершенствует творческий подход, дает чувство довольства. Самостоятельные знания, полученные таким путем, прочнее усваиваются.

            Конечно, не обойтись и без трудностей, так как этот метод требует сил не только от ученика, но и от педагога. Этот метод отбирает много времени, поэтому, может быть, он не используется широко.

            В процессе обучения иностранному языку этот метод можно использовать в лексикологии (ведь язык развивается каждый день), страноведении, грамматике и в интегрированных дисциплинах.