Главные вкладки

    КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lekciya_1.doc32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лекция 1.

            КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

            Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам  существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

            По своему определению «педагогическая технология»  - это взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности 

               ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

    По уровню применения технологии бывают:

    -общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

    -частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

    -локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

    По организационным формам технологии бывают:

    -классно-урочные;

    -альтернативные;

    -академические;

    -клубные;

    -индивидуальные;

    -групповые;

    -коллективных способов обучения;

    -дифференцированного обучения.

    По типу управления познавательной деятельностью:

    -традиционные ( классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);

    -дифференцированное ( система малых групп, система « репетитор»);

    -программированное ( компьютерное, программное, система «консультант»).

    По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

    -авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);

    -сотрудничества ( это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);    

    - свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

    -личностно-ориентированные ( они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);

    -гуманно-личностные ( отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);

    -массовая (традиционная) технология ( школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);

    -технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);

    -технология компенсирующего обучения ( используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

    По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

    -информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);

    -операционные (обеспечивают формирование умственных действий);

    -технологии саморазвития ( направлены на формирование способов умственных действий);

    -эвристические (развивают творческие способности учащихся);

    -прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

    По характеру содержания и структуры технологии бывают:

    -обучающие;

    -воспитательные;

    -светские;

    -религиозные;

    -общеобразовательные;

    -профессиональные;

    -гуманистические;

    -технократические;

    -моно- и политехнологии;

    -проникающие.

            В педагогике насчитывается более сотни технологий. Большинство из перечисленных в этой лекции подходят для реализации в обучении иностранному языку. Конечно, многое зависит от педагога, от его компетентности и желания работать.