Главные вкладки

    Зачем жить?

    Тишакова Елена Александровна

    Два раза с интервалом в несколько лет два разных ребенка задали мне один и тот же вопрос: "А зачем жить, какая разница, как жить, если все равно потом умирать?" Меня такие изречения ставят в тупик. Дорогие коллеги, пожалуйста, посоветуйте, как лучше отреагировать в подобных ситуациях?

     

    Комментарии

    Писарева Татьяна Максимовна

    Наверное, постараться убедить ребят в том, что жизнь - это величайшая ценность, дарованная родителями и Всевышним. У Василия Фёдорова: "Не удивляйся, что умрёшь, дивись тому, что ты живёшь. Дивись тому, что сердцу близко. Однажды ночью голубой горячая упала искра и стала на Земле тобой..."

    Мелешко Олеся Геннадьевна

    Не знаю как все, лично я живу для того, чтобы радоваться! И дарить свою радость другим!)

    Поддубная Надежда Ивановна

    У этих детей, скорее всего, не очень благоприятная ситуация в семье, надо постараться сделать интересной их жизнь в детском саду. Они должны почувствовать , что их любят, ценят, что без них не сделаются какие - то дела. Им надо помочь понять, что они очень нужны в этой жизни.

    Тишакова Елена Александровна

    Это дети не из детского сада, они- сироты, живут в государственном учреждении. Каждому из них на момент возникновения вопроса было по 13 лет.

    Сачкова Ирина Викторовна

    К сожалению, такие вопросы и взрослые задают. И эти взрослые из благополучных семей.

    Гилёва Татьяна Александровна

    На мой взгляд, к счастью, что взрослые такие вопросы задают. Задуматься о смысле жизни, о своем предназначении никогда не поздно! Так у многих начинается духовное взросление.

    Илюхина Мария Игоревна

    Просветление и познание себя, самосовершенствование и добродетель. Прекратить страдать и жить праведно. Источник страданий - человеческие желания. Любовь и смирение - истина.
    А детям можно сказать, что мы живём для счастья.

    Гилёва Татьяна Александровна

    У нас тоже подобные вопросы задают. Тут надо смотреть, при каких обстоятельствах такие вопросы звучат. Бывают, подростки так спрашивают, когда хотят от Вас увидеть определенную реакцию (своеобразная проверка), бывает, в запале, из духа противоречия (это вы же хотите, чтобы я жил!), ну и, конечно, есть случаи, когда, действительно, появляется чувство безысходности. В зависимости от контекста ситуации нужно выбирать ответ: либо, в шуточно-серьезной форме, либо в спокойно-доброжелательной, либо строго, либо серьезный обстоятельный анализ жизненной ситуации.

    Тимофеева Елена Григорьевна

    Отвечать только позитивно. Не вдаваясь сильно в философию. Варианты: " для того, чтобы радоваться, быть счастливым самому и делать других" и т.п. Понятно, что такие вопросы возникают не в самом лучшем настроении и быть может общем состоянии ребенка.

    Орлова Елена Алексеевна

    Этот вопрос в разные периоды люди задают сами себе или близким им людям,или педагогам.Причины у этого очень разные.Если у Вас есть возможность необходимо попытаться разобраться в ситуации,возникшей у ребёнка,но прежде всего ненавязчиво,кратко и очень позитивно разъяснить смысл жизни!Жить ,чтобы творить добро и чтобы Земля от этого становилась лучше,чтобы след,оставленный человеком был достойный,чтобы дети и внуки помнили о Человеке и т.д. В мои школьные годы и в годы юности,когда мы жили в Советском Союзе такой вопрос возникал гораздо реже из-за общей философии общества.У всех людей было гораздо больше возможностей,сейчас эти возможности часто ограничиваются материальными средствами и т.п.

    Тишакова Елена Александровна

    Елена Алексеевна, в том-то и дело, что ни в одной из ситуаций не было никаких внешних проявлений того, что у ребенка что-то случилось! В первом случае я посчитала, что ребенка необходимо проконсультировать у психиатра (его мать страдает тяжелым психическим заболеванием). Во втором - вопрос возник во время посещения Олимпийских игр (девочка выиграла в конкурсе, наградой была эта поездка). На своей страничке я разместила небольшой отчет об этой поездке, опять пересматриваю фотографии и не вижу в глазах ребенка ничего настораживающего. Но просто так ведь подобные вопросы не задаются!

    Ледяева Валентина Ивановна

    В чём жизни смысл никто не знает. Да и зачем нам это знать.
    Ведь одуванчик расцветает без бы, - А надо ль расцветать?
    Сосулька раннею весною капелью плачет с тёплых крыш.
    А просто так, без сожаления, так не грусти и ты малыш!
    По полю бабочки порхают,им уготован малый срок
    И Дай то Бог , чтоб кто - то в мире их красоту увидеть смог.
    Не нужно, мучаясь вопросом, искать смысл в жизни, и грустить.
    Не проще ль расцветать, порхая, и жить любя и жизнь любить.
    (размышления в тему)

    Хребтова Ольга Михайловна

    Елена Александровна, постарайтесь привлечь хороших психологов.

    Орлова Елена Алексеевна

    Необходимо привлечь специалиста,но очень грамотного и хорошо владеющего своей профессией,то есть высоко компетентного! А по поводу бабочек-это здорово,но больше для взрослых уже состоявшихся людей,а не для малыша или подростка,они этого не воспримут и останутся один на один со своей проблемой.

    Тишакова Елена Александровна

    Полностью согласна с тем, что нужен ХОРОШИЙ, ГРАМОТНЫЙ психолог. Но один, два и даже три сеанса проблему не решат. Больше я вряд ли потяну финансово. А занятие с психологом типа "нарисуй рисунок, потом заберешь его себе" пользы не принесет.

    Кислякова Надежда Владимировна

    зря вы так... Рисунки несут в себе колоссальную информацию, помогают снять эмоциональное напряжение, найти ответы на многие вопросы, выявить причины,главное верно организовать сам процесс, правильно проанализировать, построить диалог в самом процессе и по завершении результата. Зачастую это все приходит интуитивно, ведь точных рекомендаций и моделей решения проблем клиентов психологу никто не дает. Все индивидуально. Знания по психологическим дисциплинам, разных техник не гарантируют успешность в работе. Нужно "прочувствовать" когда и какую целесообразнее применить. А домой забирают, для того чтобы уже дома возвращаться к атмосфере доверия, принятия. Со стороны, кажется, все просто, только вот от оценки результата, лично я бы воздержалась, не сразу он очевиден, к сожалению.

    Тишакова Елена Александровна

    Да, согласна, рисунки несут информацию. Но, чтобы ее получить, нужно с этим рисунком поработать. А если психолог дает установку на рисование теми словами, которые я указала (действительно, ни словом больше), во время работы ребенка занимается чем-то ( а ведь должно идти наблюдение за процессом рисования), а потом неглядя отдает рисунок ребенку?

    Маратканов Сергей Михайлович

    Еще можно сводить детей в воскресную школу.

    Тишакова Елена Александровна

    И в воскресную школу ходим, и причащаемся.

    Гилёва Татьяна Александровна

    Уважаемая Елена Александровна, я не понимаю, отчего у Вас такая тревога по поводу этого вопроса? Что были какие-то серьезные поводы: депрессии, попытки суицидов? Почему сразу надо обращаться к психиатру? Что, если человек задумался о своем предназначении, значит он больной? В подростковом возрасте ребята задают подобные вопросы, они действительно хотят понять свою жизнь, что с ними происходит, что будет дальше. В зависимости от контекста ситуации, личности подростка, его окружения, Ваших с ним отношений и надо реагировать, уж ни в коем случае не паниковать (если же, конечно нет обоснованных причин, о которых я уже говорила). Боюсь, что какие-то конкретные слова Вам никто не подскажет, каждый говорит из своего опыта, а он ИНОЙ, чем у Вас и у Ваших ребят, и смыслы у всех ИНЫЕ, не подходящие для другого. Каждый САМ отвечает на этот вопрос, ищет свой смысл жизни, свои жизненные ценности, другие могут лишь БЫТЬ рядом с ним, поддерживать в этих поисках. По поводу одуванчиков и сосулек согласна с Александром Юрьевичем. Человек - это не одуванчик, не бабочка и уж тем более не сосулька. Он должен понимать причины, следствия и последствия своих поступков. Одна из задач воспитания - научить ребенка делать свою жизнь осмысленной и осознанной.

    Тишакова Елена Александровна

    Татьяна Александровна, внешне- причин паниковать нет. Но... просто хотелось перестраховаться и узнать мнение коллег. Такие вопросы- это норма? Или сигнал о том, что с ребенком не все в порядке? Просто боюсь что-то недосмотреть, упустить. Ведь не всегда ребенок может сказать, что его беспокоит. А в наших СМИ то и дело появляются статьи о подростках, лишивших себя жизни, хотя тоже окружающие ничего не замечали.

    Гилёва Татьяна Александровна

    Такие вопросы могут быть нормой, а могут быть тревожным сигналом, я повторюсь, в зависимости от ситуации. Если все спокойно и у Вас доверительное общение, то это может быть обычное подростковое исследование своей жизни. Если есть какие-то подозрения на депрессию или поводы к ней, то, возможно, - это отчаяние. Но в любом случае не надо паниковать, поскольку паника - плохой помощник в этом важном деле. Смыслы ведь исходят из жизненных ценностей, вот и говорите о том, что дорого этим ребятам, что помогает понять им свою важность, необходимость, нужность. Говорите о настоящем и будущем этих ребят, о том, что делает их счастливыми. О том, почему Вы их любите, за что уважаете. А еще лучше, если они сами об этом Вам расскажут, тогда точно - это будет их находка. Здесь важна Ваша вера в жизненную силу этих ребят.

    Тишакова Елена Александровна

    Спасибо большое!

    Халчевская Виктория Николаевна

    Самое главное, на мой взгляд, что вопросы этих детей не оставили Вас, Елена Александровна, равнодушной. Если рядом с нашими детьми будут находится неравнодушные люди, то всё у них будет хорошо, иначе и быть не может. Спасибо Вам за ваш нелёгкий труд!

    Тишакова Елена Александровна

    Спасибо Вам, Виктория Николаевна, за добрые слова!

    Нестеренко Лариса Валерьевна

    Может это стихотворение не в тему и больше подходит взрослым. Но тоже хорошее.
    Зачем живёшь ты ЧЕЛОВЕК?
    На что затрачиваешь время?
    Проходит быстро твой весь век,
    Дней суетных ты тянешь бремя!
    Ты для чего пришёл на миг?
    любовь познать и приумножить!
    Своей души не слышишь крик!
    Жить в пустоте она не может!
    Ты в прятки не играй с судьбой,
    И Сердце слушай без оглядки!
    Иди дорогой ты прямой,
    И ЖИЗНИ разгадай загадки

    Писарева Татьяна Максимовна

    Замечательное стихотворение

    МиШаНоВа АЛеНА ВиКТоРоВНА

    если маленький, то попробовать как то отвлечь от таких мыслей, а если взрослее, то можно порекомендовать лекции О. ТОРСУНОВА!сама слушаю и много нахожу для себя ответов!

    Сырова Ирина Васильевна

    Может у этого ребенка, минутная слабость, которая немного затянулась. Мы обязательно должны увидеть, услышать его проблему. Помочь ему, не должны остаться равнодушными. Ведь это дети - наши дети!

    Толстикова Светлана Борисовна

    Да, заставили Вы меня призадуматься, Елена Александровна.
    А как Вы сам считаете "Зачем Вы живете?" и что вы отвечали тем детям?

    Пицык Наталья Николаевна

    Думаю, что Вы заставили задуматься здесь многих о вечном вопросе бытия.
    и,на мой взгляд, мало кто самому себе даст ответ на вопрос "Зачем Вы живете?", не говоря уже о том, что можно и нужно ответить детям, у которых свой взгляд на мир, максимально ярко и противоречиво! "философы в 15ть с половиной"...
    я пока думаю, и о себе, и что ответить для них,

    Каждый решает сам, как и зачем, главное помнить,что в жизни не нужно опасаться смерти,а нужно бояться бесполезно прожить свою жизнь (шанс, вершить великие дела). и все будет хорошо!

    Толстикова Светлана Борисовна

    Для меня важно жить по совести, достойно, быть порядочным прежде всего перед самим собой, ведь как раньше говорили = совесть - лучший контролер.
    Когда-то давно прочитала фразу - многие наши слова и поступки были бы несколько иными, если бы мы всегда думали, что нас видит в этот момент наша мама.

    Орлова Елена Алексеевна

    Очень мудро,Светлана Борисовна!Вот думают ли так наши олигархи и иже с ними!?

    Пономарева Елена Александровна

    Я объясняю детям, что Бог - это мы все вместе взятые, следовательно - каждая, отдельно взятая личность - частица Бога или просто, Бог. Представляете, каждый из вас - Бог, а Бог - это любовь (пламенная, живоносная, творящая)! Это потрясающе, самому себя творить, создавать, лепить, пробуждать, открывать! Давайте вместе открывать в себе Божественную - творящую сущность через рисунок, через математику, через язык, через игру, через поэзию.....

    Жабина Галина Николаевна

    Уважаемая, Елена Александровна, я так думаю, что не причем здесь "жить по совести" и другие изречения. Ведь это ребеночек у которого болит душа, ему нужна ласка и доброта...