Бронникова Надежда Викторовна

Бронникова Надежда Викторовна

сайт педагога дополнительного образования

Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным.

Профессия: Педагог дополнительного образовани

Профессиональные интересы: Бумажная пластика

Увлечения: Валяние из шерсти, чтение книг

Регион: Ямало-Ненецкий АО

Населенный пункт: г. Лабытнанги

Место работы: МАДОУ "Катюша"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский

 

 

О себе

Я работаю в детском садуу без малого 30 лет. Большую часть - педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности. Работу свою люблю и считаю себя счастливым человеком. потому что моя работа приносит мне огромное удовлетворение. Люблю рисовать, с удовольствием занимаюсь с детьми бумажной пластикой, аппликацией и многим-многим другим. В свободное время вышиваю, недавно увлеклась валянием игрушек из шерсти. Уверена - впереди еще много интересного!

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Читать очень люблю, читаю много и разное. Люблю Дика Френсиса, Агату Кристи, обожаю Стивена Кинга.

Мой взгляд на мир

Все прекрасно!

Моё портфолио

Пояснительная записка

 

«Истоки творческих способностей  и дарования детей – на кончиках их пальцев.  Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

 

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.

Организуя педагогический процесс по изодеятельности, руководствуюсь:

  • исследованиями, методическими разработками Выготского Л.С., Комаровой Т.С., Флериной Е.А. в области эстетического воспитания дошкольников, развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
  • требованиями закона РФ «Об образовании» (ст. 14) к содержанию образования, направленного на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Современные требования к образовательной деятельности, которые  ставят перед педагогом задачу научить понимать язык искусства через выполнение творческих работ в разных художественных техниках, используя доступные художественные материалы; проблемы, с которыми столкнулась в последние годы (потеря интереса некоторых детей к занятиям изобразительной деятельностью; отсутствие творчества в детских работах - рисунки детей одинаковые, словно отксерокопированные, не отражают индивидуального отношения ребенка к создаваемому образу), нацелили меня на поиск современных развивающих методов и приемов для развития  творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Изучить:
  • новинки научной и методической литературы (современные исследования в области педагогики и психологии, образовательные программы нового поколения, современные развивающие технологии), передовой педагогический опыт по данному направлению;
  • интересы и потребности детей в области изобразительной деятельности.
  1. Повысить свой квалификационный уровень.
  2. Выбрать эффективные методы и приемы для развития творческих способностей дошкольников.

 

 

Наблюдения за воспитанниками в процессе изобразительной деятельности показали, что:

  • экспериментируя с изобразительным материалом, дети с удовольствием сочетают разнообразные виды изодеятельности: оригами и декоративное рисование, рисование и аппликацию, оригами и лепку и др.
  • работы детей, сочетающие разные изобразительные материалы и виды изодеятельности, более выразительны, неординарны, поражают своей оригинальностью, приобретают индивидуальный почерк.

Обучение на курсах повышения квалификации 2007, на которых познакомилась со специализированными (парциальными) программами по художественно-творческому развитию дошкольников, в том числе с Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки», автор Лыкина И. А.,  с современными  развивающими технологиями обучения, изучение периодической печати и передового педагогического опыта  по данному направлению, способствовало решению поставленной цели:

            1. Подбор программ – необходимое условие для успешного развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Наиболее оптимальной программой, позволяющей решить поставленные задачи, считаю Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки», автор Лыкина И. А.

Внедрение в образовательный  процесс программы «Цветные ладошки», позволило применять интеграцию видов художественной деятельности, что наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов. Все это обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну. По результатам диагностики детей за три года  повысился уровень усвоения программы на 40 %

2. Использование развивающих технологий и педагогических техник способствуют  развитию творческих способностей  дошкольников. В своей работе использую технологию развивающего обучения, технологию  ТРИЗ – РТВ, исследовательские технологии (модели, схемы), здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированное обучение.  Выбирая ту или иную технологию, я руководствуюсь мудрым высказыванием Дистерверга: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

При организации  изобразительной деятельности опираюсь на следующие положения:

  • Дети должны заниматься изобразительной деятельностью с самого раннего детства: «Пусть развиваются! Пусть трудятся! Пусть радуются! Пусть творят!»
  • Детей до семи лет нецелесообразно учить рисовать (в академическом смысле), это приводит к нежелательным результатам: закрепощению личности, неискренности, отсутствию фантазии, воображения, самостоятельного мышления.
  • Следует научить  ребенка видеть то, чего не видят другие.
  • Нужно постоянно внушать ребенку веру в свои силы, поощрять любую его инициативу, помогать в его творческих начинаниях, пусть самых наивных и маленьких.
  • Не торопись  навязывать способы передачи образа ребенку, а дай возможность свободно изобразить задуманное.
  • У ребенка не должно быть недостатка в художественных материалах,  и он должен быть разнообразен.
  • Сюжет рисунка не должен подвергаться критике. 
  • Нужно предлагать рисовать то, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить проблему  развития творческой личности, поэтому отхожу от унифицированных, единообразных форм занятий. Широко использую:

  • Занятия-фантазирования. Эти занятия, прежде всего, предполагают выбор всевозможных художественных материалов для работы ребенка. Детям предлагаются  различные творческие задания.
  • Занятия-игра. Эти занятия предполагают проведение различных игр – подвижных, дидактических, игр-инсценировок, игр-драматизаций.
  • Занятия-сказка. Эти занятия предполагают инсценировку, проигрывание, проговаривание и прорисовывание различных сказок.

Провожу работу с одаренными детьми  (способных к изобразительной деятельности) – реализую авторскую программу «Оригами» . Учитывая, что оригами очень кропотливая работа, я стараюсь разнообразить формы общения с детьми:

  • Показ уже готовой модели и последующее поэтапное  изготовление такой же с подробным объяснением и пошаговой демонстрацией новых приемов.
  • Занятие-загадка: когда нет образца и результат работы будет ясен только в конце занятия. На таком занятии я проверяю уровень развития внимательности, точности движений, аккуратности детей, которые повторяют за мной приемы изготовления модели. Эти занятия очень нравятся детям, так как полученный результат и узнавание модели вызывают у них большую радость.
  • Изготовление демонстрируемой модели частично по словесному описанию. Такая форма применяется мной для контроля усвоения пройденного, развития произвольной памяти детей.
  • Изготовление «оригами» с тайной. Работа идет по первому варианту, дети видят образец, делают с педагогам такой же, но узнают, что полученная модель имеет неожиданные свойства, о которых никто не догадывается (какие-либо движущиеся части).
  • «Уроки творчества» или «Придумай сам». Такие занятия возможны с середины курса, когда у детей уже есть база для самостоятельных поисков.
  • Выполнение коллективной работы. Для такого занятия готовится  заранее большое панно, куда прикрепляются модели – оригами, сделанные детьми. Это общая выставка работ каждого ребенка, показывающая результаты обучения.
  • По результатам диагностики детей уровень освоения программы «Оригами» повысился на 35 %.

            Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, преодолеть страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычным средством сделать труднее. А главное – они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость и новый толчок к творчеству. Работа в изостудии проводится по авторской программе «Радуга-дуга» с детьми, имеющими проблемы  в эмоционально-волевой сфере.    

      Дети рисую чем угодно и как угодно: стоя, сидя и даже лежа. На столе, на полу, листочках растений, на салфетках … разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов,  вырисовывается узнаваемый объект и ни чем не затуманенная радость от того, что «это сделал Я».     В работе я использую различные  нетрадиционные техники: рисование пальцами и ладошкой, печатка, тампонирование, набрызг, монотипия, рисование по мокрой бумаге, рисование окрашенными ниточками, граттаж,  рисование по мятой бумаге, рисование свечой и т.д.  

            Результаты диагностики детей свидетельствуют о повышении уровня освоения программы на 17 %.

В апреле 2010 годапрошла краткосрочное обучение в ГОУ ДПО Ямало-Ненецком окружном институте повышения квалификации работников образования по теме «Актуальные вопросы преподавания черчения и изобразительного искусства в образовательных учреждениях округа», где углубила познания в области методики обученияизобразительной деятельности средствами бумагопластики. Чтобы создатьусловия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях, нужно знакомить детей с бумагопластикой – однимиз самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. В программу «Радуга-дуга» включилацикл интегрированных занятий по бумажной пластике и нетрадиционному рисованию.

Исходя из того, что важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда, попыталась создать в изостудии такую обстановку, которая бы радовала детей, будила их воображение и творческую фантазию.

Работы ребят используются для украшения интерьера групповых комнат и помещений нашего учреждения.  

Работа по развитию творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности проходит в тесном сотрудничестве с педагогами возрастных групп и не ограничивается стенами изостудии. Я всегда информирую воспитателей о тематике наших занятий, о том, что дети на данном занятии усвоили лучше или хуже, над чем  можно поработать в свободное время. Работаю в тесном контакте с другими педагогами. С коллегами в текущем году взаимосвязь осуществляется на уровне планирования непосредственной образовательной  деятельности – согласование планов, корректировка тем по датам в соответствии с темой проекта образовательной деятельности конкретной группы.

Эффективное развитие творческих способностей детей невозможно без непосредственного участия  родителей. Правильно выстроенные отношения с родителями детей – залог успеха любого педагога.  В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы организации общения педагога с родителями. Нетрадиционные формы общения с родителями призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению их взглядов на воспитание ребенка в условиях семьи. В работе с родителями я использую проведение семейных художественно-творческих проектов, которые призваны объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.  Темы художественно-творческих проектов разнообразны: «Мир в твоем окне», «Птица семейного счастья», «Навстречу друг другу» и другие.

Вся работа ведется в тесной взаимосвязи с социальной инфраструктурой города: посещение выставок в детской художественной школе, городском краеведческом музее.

                Результаты деятельности говорят об оптимально подобранных методах и приемах работы с детьми, правильном выборе программы:

  1. Результаты диагностирования детей показывают динамику роста усвоения детьми образовательной программы по изобразительной деятельности.  

Дети:

  • с удовольствием посещают занятия по изобразительной деятельности, по результатам опроса удовлетворенность детей занятиями составила 100 %.
  • проявляют неподдельный интерес к изобразительным материалам, любят действовать с ними, охотно экспериментируют;
  • владеют различными художественными техниками, и умело используют качества материала, как средство выразительности;
  • придумывают и создают композиции, используя широкий спектр материалов и способов работы с ними;
  • применяют материалы не только на занятиях, но и в самостоятельной художественной деятельности: дополняют свое произведение деталями или создают новые, используя знакомые материалы и способы работы;
  • участвуют в конкурсах рисунков и творческих работ окружного и муниципального уровней.
  1. По результатам опроса родителей по оценке деятельности педагога, удовлетворенность составила 92 %.

 

            Активно делюсь опытом работы с педагогами города:

  1. На уровне города обобщён передовой педагогический опыт по теме: «Развитие творческих способностей детей посредством бумагопластики».  ППО включен в сборник материалов по ППО муниципального уровня (материалы в печати). Данный опыт представлен на Всероссийском конкурсе «Я – педагог».
  2. Опыт работы по одному из направлений (бумагопластика) был представлен на весенней

методической сессии в рамках педагогических чтений – выступление по теме «Развитие творческих способностей детей посредством бумагопластики».

  1. Выступала на заседании методического объединения воспитателей дошкольных учреждений города Лабытнанги – презентация на тему «Развитие детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства».

 

 

Научно-методическая работа:

  1. Разработала авторские  программы «Оригами», «Радуга-дуга».
  2. Участвовала в разработке образовательной программы дошкольного образования «Фокус».
  3. Выступление для воспитателей города, работающих по программе «Развитие» по теме; «Организация изобразительной деятельности по программе «Развитие».
  4. Экспертиза научно-исследовательских работ и творчески проектов воспитанников.
  5. Участвую в конкурсах различного уровня  .
  6. Постоянно повышаю свой квалификационный уровень. 2007 год – прошла краткосрочное обучение в Ямало-Ненецком окружном институте повышения квалификации работников образования по теме: «Современная система дошкольного образования. Новые подходы к развитию детей» в объеме 72 часа, 2010 год – краткосрочное обучение в ГОУ ДПО Ямало-Ненецком окружном институте повышения квалификации работников образования по теме «Актуальные вопросы преподавания черчения и изобразительного искусства в образовательных учреждениях округа», в объеме 72 часа.
  7. Инновационная деятельность: внедрение программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки», автор Лыкина И. А.

Строя планы на будущее, я планирую:

  • Шире использовать проектный метод обучения.
  • Принимать участие в конкурсе исследовательских  работ и творческих проектов  воспитанников и обучающихся  муниципальных образовательных учреждений «Я – юный исследователь».

Добавить грамоту в портфолио