Программа "Оригами"
рабочая программа на тему

Бронникова Надежда Викторовна

Программа "Оригами" создана для обучения дошкольников складыванию игрушек из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_origami.doc328 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение

        Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную японскую игру – оригами. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист бумаги в чудесную фигурку.

        Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Развилось оригами благодаря естественной потребности человека к красоте и гармонии.

        Оригами – очень древнее искусство, но и сегодня оно молодо и необычайно популярно во всем мире.

        Оригами впитало в себя эстетику и философию древнего востока. Возможности у этого искусства огромны. Миллионы вариантов, спрятанных до поры в листе бумаги, таят загадку для новых поколений математиков, архитекторов, программистов, конструкторов и дизайнеров.

        В последнее время в нашей стране многие дети и взрослые познакомились с оригами.

        Воздействие занятий оригами на формирование ценных качеств человеческой личности огромно. Этот вид деятельности новый для наших детей. Однако, большинство педагогов уверены, что оригами необходимо для полноценного развития ребенка.

        В основе традиционного японского искусства ОРИГАМИ лежит преобразование плоской формы в объемную. Из квадратного (реже – прямоугольного) листа бумаги, ничего не вырезая и не отрезая, а только складывая, можно изготовить множество оригинальных объемных фигурок. Поэтому-то техника и получила такое название: по-японски ори – «складывание», ками – «бумага». Приблизительно в XVIII веке эти два слова стали произносить как одно – оригами.

        До 70-х годов ХХ столетия складывание фигур из бумаги у нас в стране не имело специального названия, хотя такая забава, как складывание бумажных «петушков», издавна была известна. Л. Н. Толстой так говорил об этом (рукопись «Что такое искусство?»): …Выдумка эта от Японии… Произведение такого петушка есть настоящее искусство». И в русский язык это искусство вскоре вошло под своим исконным названием.

        Оригами – духовный символ, таким оно зародилось на Востоке. Одновременно это светское развлечение, возможно, по этой причине у оригами много поклонников в западных странах. Но если на родине оригами соблюдаются древние традиции складывания из одного целого квадрата бумаги, то на Западе (особенно в США) наиболее популярно складывание многомодульных фигур с использованием нетрадиционных форматов бумаги.

        Наиболее известным в мире оригамистом является Акира Йошизава. Им создано то, что называют «оригамной азбукой», благодаря которой в середине ХХ века произошел расцвет оригамного творчества: условные обозначения, графические знаки позволили зафиксировать процесс складывания.

        Оригами все активнее входит в воспитательно-образовательный процесс современного дошкольного учреждения.

        Это новый предмет дошкольной педагогики, обладающий универсальной коррекционной психолого-педагогической особенностью. Его использование в работе логопеда, психолога, воспитателя неизменно дает положительные результаты.

        Психотерапевтические эффекты действия складывания подтверждены психологами из Ростова-на-Дону Е. и Ю. Шумаковыми. Ими были проведены специальные исследования, посвященные роли оригами в развитии познавательных и психомоторных процессов у детей: определялись уровень интеллекта, скорость, гибкость и оригинальность мышления, пространственное воображение, динамика психомоторных показателей, уровень тревожности. Результаты исследований показали безусловную пользу этих занятий для детей.использование заложенных в оригами педагогических и психотерапевтических возможностей помогает усовершенствовать и обогатить процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ведь оригами как метод – это целый комплекс качеств, просто необходимых в работе с детьми:

  • дидактическое средство для развития воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, а следовательно – развития речи и интеллекта;
  • средство, помогающее корректировать различные поведенческие типы дошкольников (от агрессивных до застенчивых), стабилизирующее психоэмоциональное состояние, снимающее тревожность;
  • эффективное коммуникативное средство;
  • способ формирования таких положительных черт, как трудолюбие, аккуратность, творческая активность, воля;
  • занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз;
  • возможность проявить самостоятельность;
  • активный отдых;
  • эстетическое удовольствие.

        И с полной уверенностью можно сказать, что оригами – это развлечение, как для детей, так и для взрослых, независимо от возраста, образования, социального положения.

        Как говорят Е. и Ю. Шумаковы (сами известные оригамисты), «оригами – это развлечение для души, гимнастика для ума и зарядка для рук».

        Включая оригами в совместную или самостоятельную деятельность дошкольников  регулярно и планомерно, можно быть всегда уверенным в том, что:

  • ребенок попадает в конструктивную среду, в которой он решает определенные задачи при помощи взрослого или во взаимодействии со сверстниками («зона ближайшего развития»);
  • ребенку предоставляется такая конструктивная среда, в которой он решает задачи самостоятельно («зона активного развития»).

        В оригами всегда можно найти материал как для детей с высокой начальной степенью интеллектуальных и конструктивных умений, так и для детей, у которых эти умения формируются с нуля, от простого к сложному.

        Мир детской игрушки с каждым днем становится ярче и богаче. Тем не менее дети с удовольствием конструируют поделки из бумаги. Для организации процесса складывания нужно немного: цветная бумага и создание, и поддержание у детей интереса к данному виду деятельности

        Нет ребенка-дошкольника, который бы не сумел или не захотел сложить фигурку в технике оригами. Как вы думаете, почему? Ответ прост: в оригами у детей все удается и получается, для них это – ситуация успеха.

        Если ребенок дошкольного возраста умеет «прочитывать» схемы и складывать самостоятельно несложные фигурки, если он говорит о том, что дома занимается этим видом деятельности и мама покупает книги по оригами, если ребенок конструирует, только опираясь на словесное сопровождение, замечает ошибки у своих товарищей и помогает их исправить – это ситуация успеха для вас, педагога!


  1. Пояснительная записка

        Обучение складыванию бумажных фигурок в практике детского сада применяется давно. Еще основоположник детского сада Фридрих Фребель отмечал позитивные моменты влияния таких занятий на маленьких детей.

        Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать.

        Во-первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а не по истечению длительного времени. Это очень важно, так как у малышей долгое ожидание результата приводит к потере интереса.

        Во-вторых, результат – полученное изделие – всегда может быть применен в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала.

        В-третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики. Все мы знаем, насколько трудно ребенку овладеть письмом в школе, особенно если в дошкольном возрасте не было соответствующей подготовки. То, что оригами развивает кисти рук, – бесспорный факт, который из года в год мы наблюдаем у своих воспитанников, сравнивая то, насколько нелегки их первые достижения в средней группе, когда пальчики плохо слушаются, и насколько уверенно они работают руками в подготовительной группе. Занятия оригами способствуют и развитию психических процессов, таких как память, внимание, мышление, воображение.

  • Без внимания невозможно сложить изделие: ведь в оригами нужно точно выполнять действия, соблюдая определенную их последовательность. Поэтому, ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога.
  • На занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов, способы выполнения приемов, так как в оригами все взаимосвязано: как правило, группы фигурок имеют общую основу – заготовку, или, как принято называть в оригами, базовую форму. Складывание фигурок основано на освоении базовых форм и специфических приемов, которые нужно знать и уметь выполнять, желательно по памяти. Иногда на занятии вводится задание, специально направленное на развитие памяти, при этом дети предупреждаются заранее о предстоящей задаче и пытаются запомнить действия и порядок их выполнения, что бы потом самостоятельно сложить фигурку.
  • При знакомстве с техникой оригами, чтобы объяснение было более доходчивым, проводятся ассоциации: сказочные отступления, сходство получаемой формы с реальными предметами. Так, например, многие базовые формы носят названия предметов, на которые они похожи: «Дом», «Дверь», «Катамаран», «Воздушный змей». К тому же при складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: Зачем? Почему? Что будет, если?.. и т. д., то есть мыслить.
  • В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего это развитие конструктивных способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание сделать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давным-давно изобретенным кем-то другим. Для ребенка – это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей, сложенных в технике оригами. Таким образом, условно определенное первое направление творчества детей связано с созданием самих фигурок.
  • Другое направление связано с применением фигурок. Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения.

        Есть в оригами и еще одно направление – связанное с развитием речи ребенка и выражающееся в обыгрывании готовых фигурок по сюжетам известных детских произведений, а так же в сочинении своих диалогов и сказок. Возможно и сочинение «оригамских» сказок в ходе складывания фигурок (Жил-был уголок, стало ему скучно, отправился он в гости к другому…)

        Занятия оригами влияют на формирование личностных качеств ребенка:

  • Дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе).
  • Целеустремленности (начатое должно быть завершено).
  • Самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам).
  • Активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания).
  • Любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно).

        Оригами способствует развитию коммуникативных способностей:

  • Чувства причастности к общему делу, ответственности.
  • Умения договориться (выслушать других, высказать и доказать свое мнение).
  • Заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать помощь, никого при этом не обидеть).

        Особое место на занятиях оригами занимает задача расширения кругозора воспитанников за счет сообщения сведений различного характера.

  • Прежде всего это культурологические знания. Освоение оригами предполагает знакомство с некоторыми традициями Японии, которая является родиной искусства складывания бумаги. Это и знакомство с международной культурой, потому что оригами давно вышло за пределы родной страны – и стало одним из направлений мировой культуры.некоторые занятия могут быть посвящены отечественным событиям, праздникам, что способствует формированию задатков патриотизма.
  • Информация экологического характера связана с изготовлением фигурок животных, растений. Здесь уместно будет рассказать о реальных объектах живой природы, разнообразии их видов и среды обитания.
  • Сведения о геометрических понятиях напрямую связаны с процессом складывания. Дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы, получают геометрические фигуры в процессе складывания.

        Способствует оригами и решению некоторых социальных проблем:

  • Приучает детей к созидательной деятельности.
  • Заполняет досуг, отвлекая от заманчивого влияния улицы.
  • Становится хобби для тех, у кого нет материальных возможностей для более «дорогой» деятельности.
  • Может стать началом пути для будущей профессии.

        Занятия оригами в образовательных учреждениях предполагают определенные педагогические условия:

  • Доступность (все фигурки складываются доступными для данного возраста способами, с учетом опыта детей).
  • Постепенное усложнение (выполнение простейших действий плавно приводит к освоению более сложных, специфических приемов оригами).
  • Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы постоянно закрепляются в новых темах).
  • Интеграция с другими методиками дошкольного образования (развитие речи, складывание фигурок домашних, диких животных, животных жарких и холодных стран в соответствии с планируемыми темами, использование бумажных фигурок для счета и т. д.).
  • Согласование тематического плана с календарными праздниками.
  • Учет индивидуальных способностей и особенностей коллектива в целом.
  • Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться самим процессом складывания фигурок, он может сопровождаться сообщением определенных сведений).
  • Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций оригами, знание системы знаков, принятых в чертежах, знание базовых форм, умение их складывать по памяти).
  • Наличие предварительного и подготовительного этапов (предварительный этап включает знакомство с художественной литературой, приобретение детьми опыта в складывании других фигурок, где отрабатывается определенный прием, подготовительная работа означает подготовку необходимого материала для складывания, изготовление образцов, подготовку доступного для понимания детей объяснения – репетиция занятий).


        Цель данной программы:        научить детей складывать игрушки из бумаги, развивать творческую самостоятельность, пробудить у детей интерес к творчеству.

        Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

  • Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку.
  • Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  • Развивать у детей умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам, чертежам.
  • Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
  • Развивать произвольную регуляцию деятельности.
  • Приобщать детей к мировой культуре.
  • Формировать эстетический вкус
  • Воспитывать у детей трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца.

        Программа опирается на следующие принципы:

  • доступность,
  • сотрудничество,
  • личностно-ориентированный подход,
  • наглядность,
  • самостоятельность, активность.

        Структура построения программы:        

  • Программа рассчитана на два года обучения.
  • Занятия проводятся один раз в неделю.
  • Количество детей в кружке – 10-12 человек.
  • Отбор детей в кружок проводится, ориентируясь на их способности, наклонности и желания.
  • Структура занятий – теоретически-практическая.

В выполнении задач учебно-воспитательного процесса используются:

Формы работы;

  • индивидуальные;
  • групповые.

Методы и приемы работы:

  • Словесные.
  • Практические.
  • Игровые.
  • Наглядно-действенный метод.
  • Репродуктивный метод.

Развивающие технологии:

  • Проблемное обучение.
  • Модульное обучение.
  • Непрямое обучение.
  • Опосредованное обучение.
  • Организация творческого поиска.

Технологии развития личности:

  • Коммуникативные.
  • Исследовательские.
  • Игровые.
  • Педагогические (просьба, совет, акцент на достоинства, стимулирование и др.).

        Программа имеет цикличный характер, она рассчитана на движение от простого к сложному.

Психологические особенности детей 5-6 лет.

        Дети этого возраста уже менее возбудимы. У них более уравновешенны возбудительные и тормозные процессы коры головного мозга. Эти физиологические особенности оказываются благоприятным условием для успешного развития у детей сосредоточенности, наблюдательности, внимания.

        У ребенка этого возраста продолжается процесс окостенения скелета и развитие крупной и мелкой мускулатуры. Главным достижением детей является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только мелкой, но и крупной мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат не столько процесса созревания необходимых механизмов, сколько итог обучения детей 5-6 лет выполнению различных мелких движений в рисовании, штриховке, сгибании бумаги и др. Об этом необходимо помнить и включать в работу с детьми данного возраста названные виды деятельности.

Психологические особенности детей 6-7 лет.

        Нервные связи, образующиеся в коре головного мозга, становятся прочными и устойчивыми.

        К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким. Руки становятся не только более сильными, но и значительно более подвижными, ловкими. Координация, точность движений быстро возрастает. Волевая регуляция движений – огромное достижение ребенка данного возраста. Многие выполняемые ребенком движения и действия стали подконтрольны его сознанию. Это говорит о возросших возможностях детей 6-7 лет.

        Волевая регуляция движений – огромное достижение семилетнего ребенка. Она говорит о новой ступени в его общем развитии.

         У детей совершенствуется вся мыслительная деятельность, включенная в процесс восприятия. Они анализируют предложенные им предметы, выделяют общие для них признаки и находят индивидуальные особенности.

        Любая мыслительная операция строится на анализе-синтезе, т. е. дроблении целого на части, элементы. Выделение связей между ними, что и приводит к более глубокому пониманию целого. Этому процессу детей надо специально учить, так, чтобы они умели пользоваться каждым приемом в определенных случаях.

        Развивающаяся у ребенка способность к произвольному управлению своими действиями особенно отчетливо выступает в их памяти. У 6 – 7-летних детей еще очень велико значение интереса для запоминания нужного материала.

        Дети этого возраста способны складывать более сложные базовые формы, и игрушки на их основе. Они могут самостоятельно читать чертеж, складывать по нему игрушку.

        Экспериментальные психологические исследования влияния оригами на дошкольников показывают, что это занятие:

  • развивает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой рук;
  • повышает активность правого и левого полушария мозга;
  • развивает интеллектуальные способности;
  • развивает пространственное воображение;
  • активизирует творческое мышление;
  • снижает тревожность;
  • стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние.


К концу освоения программы  дети должны

        знать:

  • условные знаки, принятые в оригами;

        уметь:

  • складывать самостоятельно базовые формы и игрушки на их основе;
  • работать с помощью пооперационной карты;
  • работать по схеме;
  • читать чертеж;

        приобрести навыки:

  • складывания бумаги;
  • самостоятельного выполнения действий;
  • соотнесения наглядных символов с соответствующими действиями.

Формой подведения итогов служат выставки детских работ и диагностика детей.


3. Задачи первого года обучения

  1. Знакомить детей с искусством оригами.
  2. Знакомить детей с основными  способами складывания бумаги.
  3. Знакомить детей с терминами, принятыми в оригами.
  4. Знакомить детей с чертежом.
  5. Учить детей получать треугольник из прямоугольника.
  6. Учить детей складывать базовые формы – «Треугольник», «Воздушный змей», «Книга», «Дверь», учить складывать игрушки на их основе.
  7. Учить детей пользоваться пооперационными картами при складывании базовых форм.
  8. Развивать творческие способности детей.

Диагностические вопросы.

Первый год обучения

  1. Знание основных способов складывания бумаги.
  2. Умение складывать базовые формы: «Треугольник», «Воздушный змей», «Книга», «Дверь».
  3. Умение на основе базовых форм складывать игрушки.
  4. Умение работать с помощью пооперационных карт.
  5. Уровень развития творческих способностей.

Уровни освоения программы

        Высокий уровень:                 ребенок на достаточно высоком уровне владеет приемами складывания бумаги,  умеет самостоятельно складывать  известные ему базовые формы, на их основе – игрушки; хорошо знает знаки и символы, принятые в оригами; умеет работать с помощью пооперационных карт; на занятии активен, самостоятелен; при работе над художественным образом проявляет творческую фантазию.

        Средний уровень:                 ребенок владеет приемами складывания бумаги, самостоятельно складывает базовые формы, на их основе – игрушки, но при этом нуждается в помощи педагога или товарища; знает знаки и символы, принятые в оригами, умеет складывать игрушку с помощью пооперационной  карты  при небольшой помощи педагога; активен, проявляет творческую фантазию.

        Низкий уровень:                 ребенок не владеет приемами складывания бумаги, не знает знаков и символов, принятых в оригами, затрудняется в складывании базовых форм, складывание игрушки возможно только при помощи педагога; не умеет пользоваться в работе пооперационной картой и чертежом;творческая активность проявляется редко.

4.  Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Знакомство с оригами

1

1

2

Базовая форма «Треугольник»

9

1

8

2.1

Знакомство с базовой формой «Треугольник»

1

1

2.2

Стаканчик

1

2.3

Зайчонок

1

2.4

Летящий голубок

1

2.5

Божья коровка

1

2.6

Котенок

1

2.7

Щенок

1

2.8

Домик с трубой

1

2.9

Шапка

1

3

Базовая форма «Воздушный змей»

9

1

8

3.1

Знакомство с базовой формой «Воздушный змей»

1

1

3.1

Утка

1

3.2

Попугай

1

3.3

Лебедь

1

3.4

Павлин

1

3.5

Парусник

1

3.6

Белка

1

3.7

Кролик

1

3.8

Куколка

1

3.9

Базовая форма «Книга»

9

1

8

2.17

Знакомство с базовой формой  «Книга»

1

1

3

Кораблик

1

3.1

Дракончик

1

3.2

Коробочка

1

3.3

Лодочка

1

3.4

Домик

1

3.5

Сумка

1

3.6

Гномик

1

3.7

Подружка гномика

1

Базовая форма «Дверь»

5

1

4

3.8

Знакомство с базовой формой «Дверь»

1

1

3.9

Грибок

1

3.10

Кошелек

1

4

Коробочка                  

1

4.1

Мышка

1

4.2

Повторение пройденного

3

3

4.3

Собачка с будкой

1

4.4

Ласковое солнышко

1

4.5

Шкатулка

1

                                     Всего:

36

К концу года дети должны:

        знать:

  • основные термины, принятые в оригами;
  • основные способы складывания бумаги;

        уметь:

  • получать квадрат из прямоугольника;
  • складывать базовые формы («Треугольник», «Воздушный змей», «Книга», «Дверь»);
  • складывать на их основе различные игрушки;

        приобрести навыки:

  • сгибания бумаги;
  • складывания бумаги;
  • складывания базовых форм;
  • работы с ножницами;
  • склеивания.

6. Задачи второго года обучения

  1. Закреплять знание основных способов складывания бумаги.
  2. Закреплять знание  знакови символов, принятых в оригами.
  3. Учить детей самостоятельно складывать базовые формы – «Конверт», «Двойной треугольник», «Квадрат», «Рыба», складывать игрушки на их основе.
  4. Учить детей пользоваться картой помощи.
  5. Учить детей читать чертеж и пользоваться им при складывании игрушек.
  6. Учить детей соотносить наглядные символы с соответствующими действиями
  7. Развивать творческие способности детей.
  8. Воспитыватьактивность, внимательность, самостоятельность.

Диагностические вопросы

Второй год обучения

  1.  Знание условных обозначений, принятых в оригами.

        2.  Умение складывать базовые формы «Треугольник», «Воздушный змей», «Книга», «Дверь», «Конверт»,  «Двойной треугольник»,«Квадрат»,«Рыба».

        3.  Умение на основе базовых форм складывать игрушки.

        4.  Умение работать по чертежу и пооперационным картам.

        5.  Уровень развития творческих способностей.

Уровни освоения программы

        Высокий уровень:        Ребенок знает и понимает условные обозначения, принятые в оригами, умеет самостоятельно складывать все известные ему базовые формы, делать игрушки на их основе; свободно читает чертеж и складывает по нему игрушку самостоятельно; на занятии активен, проявляет желание помочь другому; успевает сложить несколько игрушек.

        Средний уровень:        Ребенок знает и понимает условные обозначения, принятые в оригами; испытывает небольшие затруднения в чтении чертежа; на занятии активен, самостоятелен.

        Низкий уровень:        Ребенок не знает условных обозначений, принятых в оригами; затрудняется в складывании базовых форм, игрушки на их основе складывает только с помощью взрослого или другого ребенка; на занятии пассивен; не  пользуется картой помощи и чертежом.


7. Учебно-тематический план второго года обучения

Тема занятия

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Повторение изученного  материала

4

4

1.1

Птеродактиль

1

1.2

Динозаврик

1

1.3

Цветок персика

1

1.4

Человечек

1

2

Базовая форма – «Конверт»

7

1

6

2.1

Знакомство с базовой формой «Конверт»

1

1

2.2

Птичка

1

2.3

Игрушка-шутка

1

2.4

Рамочка

1

2.5

Коробочка Санбо

1

2.6

Пароход

1

2.7

Петушок

1

3

Базовая форма – «Двойной треугольник»

8

1

7

3.1

Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник»

1

1

3.2

Паучок

1

3.3

Бабочка

1

3.4

Лебедь

1

3.5

Летучая мышь

1

3.6

Бутоньерка

1

3.7

Прыгающая лягушка

1

3.8

Надувная рыбка

1

4

Базовая форма – «Квадрат»

8

1

7

4.1

Знакомство с базовой формой «Квадрат»

1

1

4.2

Лев

1

4.3

Колокольчик

1

4.4

Яхта

1

4.5

Тюльпан  

1

4.6

Курица-несушка

1

4.7

Корзинка

1

4.8

Журавлик счастья

1

5

Базовая форма – «Рыба»

3

1

2

5.1

Знакомство с базовой формой «Рыба»

1

1

5.2

Лебедь

1

5.3

Каркающая ворона

1

6

Сказки из листа

6

6

6.1

Царевна-лягушка

1

6.2

Лисичка-сестричка и серый волк

1

6.3

Колобок

1

6.4

Теремок

1

6.5

Заюшкина избушка

1

6.6

Маша и медведь

1

                                      Всего:

36

К концу года дети должны

        знать:

  • условные обозначения, принятые в оригами;
  • способы складывания бумаги;

        уметь:

  • самостоятельно складывать  базовые формы («Конверт», «Двойной треугольник», «Квадрат», «Рыба»)  и игрушки на их основе;
  • пользоваться картами помощи;

        приобрести навыки:

  • многократного складывания;
  • самостоятельного выполнения действий;
  • соотнесение наглядных символов с соответствующими действиями.
  • самостоятельного изготовления игрушки.
  1. Список используемой и рекомендуемой литературы

  1. Сержантова Т. Б.  366 моделей оригами. – 4-е изд – М.; Айрис-пресс, 2005. – 192 с.
  2. Соколова С. Сказки из бумаги. – СПб.; ЗАО «Валерии СПб», 1998. – 224 с.
  3. Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. – 2-е изд. – М.; Айрис-пресс, 2003. – 192 с.
  4. Сержантова Т. Б. 100 праздничных моделей оригами. – М.; Айрис-пресс, 2006. – 208 с.
  5. Сержантова Т. Б. Оригами. Лучшие модели. – М.; Айрис-пресс, 2003. – 144 с.
  6. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Веселые уроки оригами в школе и дома: Учебник .– СПб.; Издательскийдом «Литера», 2001. – 208 с.
  7. Острун  Н. Д., Лев А. В. Оригами. Динамические модели. – 2-е изд. – М.; Айрис-пресс, 2006. – 144 с.
  8. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. Пер. с англ. – М.; Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с.
  9. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996г. – 224 с.
  10. Стейнберг М. Смастерим из бумаги. – Таллин: «Валгус», 1988 г. – 112с.
  11. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги.– Ярославль: Академия развития, 2006г. – 144 с.
  12. Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги. – СПб.: Издательский дом «Литера», 1999 г. – 192 с.
  13. Коротеев И. А. Как долететь до оригами. – М.: издательский дом «Карапуз», 1996 г. – 16 с.
  14. Кузнецова О. С. Сказка из листа. – М.: издательский дом «Карапуз», 1998 г. – 19 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

К ПРОГРАММЕ

«ОРИГАМИ»


ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛАМИ И ИНСТРУМЕНТАМИ

  1. Не разбрасывать инструменты.
  2. Ножницы передавать за сомкнутые лезвия.
  3. Класть кисточку на подставку.
  4. Пользоваться салфеткой при склеивании.
  5. Обрезки бумаги убирать в специальную коробочку.
  6. Вымыть кисточку после работы, просушить ее.
  7. Сложить материалы и инструменты на место.
  8. Убрать рабочее место.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ

  1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
  2. Заготовка должна иметь строго квадратную форму.
  3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
  4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
  5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми и т. д.
  7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
  8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
  9. После того как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОРИЛАНДИЮ

ПЕРВЫЕ ШАГИ

        Прежде всего, важно научить ребят проглаживать линию сгиба. Обычно они пытаются делать это ладошкой или кулачком. Это неправильно. Нужно следить за тем, что бы при складывании изделий в технике оригами дети проглаживали линию сгиба пальцем.

        Предложите малышам поиграть в игру «Утюжок». Пусть они сожмут все пальцы в кулачок, а указательным проводят по столу, совершая движения «вперед – назад». Как только это движение у детей получится, – значит «утюжки-пальчики» стали «горячими». Теперь можно проглаживать бумагу.

БУКАШКИ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ОРИЛАНДИЮ

        

        При работе с детьми дошкольного возраста, как правило, используют простейшие приемы складывания бумаги, такие как        : согнуть на себя(линия «долина») и согнуть от себя (линия «гора»). Для того, что бы объяснить их детям, проведите с ними шутливую «оригамскую» разминку. Пусть дети выполнят наклоны от себя и на себя и, буквально, на собственном теле почувствуют разницу между этими понятиями.

        Используя любовь детей к перевоплощениям, можно объяснить им, что такое линия «долина» и линия «гора». Предложите детям представить себе, что они превратились в маленьких букашек и оказались в сказочной стране. Им предстоит длинный путь. Возьмите большой бумажный квадрат, согните его пополам «долиной», поставьте на стол, придерживая руками за его боковые стороны. Вот дорога, по которой придется идти. Вокруг – высокие горы, и пройти можно только по одной дорожке (по линии «долина»). Пусть дети, быстро передвигая пальцами, «пробегут» по линии сгиба, почувствуют, что «дорожка» ровная, прямая. Затем отогните одну сторону квадрата «горой» к линии сгиба. И снова поставьте бумагу на стол, как и прежде, одну сторону квадрата придерживая рукой. На пути у наших букашек высокая гора. Пусть они заберутся на ее вершину, возможно, погуляют по ней и скатятся вниз.

        

Потом можно предложить детям повторить это путешествие на своих листочках и начертить на них фломастером, используя при этом условные знаки, принятые в оригами и обозначив линию «долина» – пунктиром, а линию «гора» – пунктиром с точками. Так дети сделают первый маленький шажок к черчению и чтению схем.

О ЧЕМ ПОЕТ БУМАГА?

        Дети лучше усвоят основы оригами, если при этом их знакомить с качествами и свойствами бумаги. Например, этот разговор можно построить так: можно поговорить с детьми о том, чего они боятся. Выслушав их рассказы, спросить: «Чего (по их мнению) боится бумага?», а затем… Вместе с детьми вы можете не только трогать, гладить бумагу, но и мять ее, рвать, мочить, сгибать, наблюдая при этом за ее изменениями. Постарайтесь, что бы при этом у детей возникали игровые образы и впечатления от всего происходящего.

                Например, если рвать бумагу осторожно, внимательно прислушиваясь при этом к возникающим звукам, то можно услышать, как бумага поет. Заметьте: не плачет, не кричит, а поет.  Из полосок бумаги, которые у вас получатся после подобных опытов, можно сделать коллективную аппликацию – морские волны или небосвод. На эту работу позже можно будет приклеить «оригамные» поделки детей – кораблики или птичек.

        Очень важно, чтобы каждый ребенок мог обследовать разной фактуры и на собственном опыте убедиться, из какой же бумаги можно складывать фигурки в технике оригами.

КРИБЛЕ – КРАБЛЕ – БУМС!

        Как показывает практика, детям трудно ориентироваться на листе бумаги и усвоить разницу между некоторыми действиями и условными знаками, например, повернуть и перевернуть. Как помочь ребенку в овладении этими понятиями?        Вот как, например, можно использовать для этого книги. Их прямоугольная форма наиболее похожа на форму листа бумаги. Предложите детям взять в руки книжки, а затем поворачивать и переворачивать их в разные стороны. Хорошо, если при этом дети будут приговаривать: «Сейчас – перевернись, а сейчас – повернись». Все это действо может сопровождаться и волшебными словами. Например: «Крибле-крабле-бумс – повернись, крибле-крабле-бумс – перевернись!»

        Чем больше ребенок двигает предметы и ощущает на себе те или иные действия, тем лучше. Тем быстрее он поймет значение специальных слов и выражений, используемых в оригами.

НЕСКОЛЬКО ДОБРЫХ СОВЕТОВ

        Какого размера должен быть предлагаемый детям для складывания квадрат бумаги? А каким должен быть квадрат в руках у педагога? Детям лучше предлагать бумагу размером 15 на 15 сантиметров, а воспитателю для объяснения лучше брать квадрат 20 на 20 сантиметров. Причем, если эта бумага будет с одной стороны цветной, а с другой белой, то во время вашего показа дети смогут ориентироваться не только на вашу словесную инструкцию, но и на цветовые сочетания вашего образца. По мере развития у детей навыков складывания, им можно предлагать выбирать размер бумаги самостоятельно, учитывая    

то обстоятельство, что чем меньше бумажный квадрат, тем сложнее ребенку выполнить фигурку.

        Детям важно одновременно видеть, что вы делаете и слышать ваши объяснения. Поэтому, многие педагоги советуют выполнять все действия, складывая на весу, на уровне глаз детей, и тут же разъяснять их. Но каждый вправе выбрать для себя наиболее результативный вариант объяснения детям.

        Дети быстрее освоят этапы складывания, если вы подготовите, и будете предлагать им пользоваться специальными картами помощи. Сделать их очень просто. Выполните основные этапы складывания фигурки из отдельных квадратиков, приклейте их на лист картона и пронумеруйте. Тогда дети смогут самостоятельно рассматривать последовательность действий и выполнять их в удобном для себя темпе. Такие карты можно разместить и в уголке самостоятельной деятельности детей вместе с заранее нарезанными квадратами  и цветными карандашами. Если ребенок захочет что-то сложить, он может воспользоваться этими материалами – взять схему, бумажный квадратик и сложить заинтересовавшую их фигурку.

        Со временем дети смогут научиться складывать по устной инструкции.

НЕ БОЙТЕСЬ ТЕРМИНОВ

        У некоторых педагогов, особенно на первых этапах работы, когда дети только знакомятся с оригами, осваивают приемы складывания и у них еще многое не получается, возникает желание объяснить детям более понятно. Так, возникает желание придумать такие слова и выражения, которые, по мнению педагога, более соответствуют особенностям детского восприятия, яснее и доступнее для детей, а значит, помогут им быстрее освоить новый прием, какую-либо форму или фигурку, поддержат интерес к оригами. Например, многие придумывают другие названия тем или иным базовым формам. Например, базовую форму «Воздушный змей» часто называют «Мороженое», а базовую форму «Треугольник» – «Горка» или «Крыша». В результате подобного педагогического «творчества» дети так и запоминают эти названия, а в дальнейшем с большим трудом запоминают правильные, общепринятые названия.

        Лучше всего объяснять детям так, как написано на подписях к чертежам изделий, в соответствии с общепринятыми в оригами названиями и терминами, что поможет ребенку в дальнейшем самостоятельно пользоваться книгами по оригами и складывать фигурки по схемам. Очень эффективен в работе и такой прием. Покажите ребенку чертежи какого-либо изделия или карту помощи с изображением этапов складывания без подписей и попросите объяснить, какие действия, на его взгляд, здесь обозначены. Это поможет детям лучше разбираться в условных знаках и схемах.

        Если у ребенка что-то не получается, подойдите к нему со своим квадратиком, встаньте позади и на своей работе покажите ему, как нужно сделать фигурку. Проговаривайте при этом свои действия.

                

И

Тогда все обязательно получится.

ГОТОВЬТЕСЬ ВЫЙТИ ИЗ ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ

        Подготовка педагога к занятию оригами заключается не только в сборе материалов, бумажных заготовок, написании конспекта. Он сам должен уметь складывать по памяти базовые формы, и фигурки, что бы без запинки объяснить детям последовательность действий, а в случае нестандартной ситуации суметь выйти из нее.

        При работе с бумагой ребенок может оказаться в ситуации неудачи. Порвалась бумага, не получилась фигурка, не успел выполнить задание вместе со всеми, – и ребенок расстроился, потерял интерес к делу, что называется, опустил руки, а то и расплакался. Нужно найти выход: успокоить, подбодрить, дать новый лист бумаги, не выбрасывать, казалось бы безнадежно испорченный разорванный квадрат, а сложить из него базовую форму или фигурку.

ВСЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЛУЧИТСЯ

        Продумывая для детей задание, важно помнить, что кто- то из них будет складывать быстрее, а кто-то – медленнее. Для тех, кто складывает быстрее, нужно продумать дополнительное задание, чтобы они были заняты и не успели соскучиться. А тем, кто складывает медленнее, нужно помогать. Возможно поначалу что-то сделать за ребенка. Со временем, став более умелым, приобретя навыки складывания из бумаги, дети сами будут помогать друг другу: объяснять, показывать, советовать, подсказывать. А первый опыт должен зародить в сердце ребенка интерес к оригами. Пусть ребенок не все сделает сам, в чем-то ошибется, но в конце занятия он, как и все дети группы, должен держать в руках законченную фигурку.

        С первых шагов знакомства с оригами надо вселить в каждого ребенка уверенность в то, что у него все получится. Дети должны верить, что всегда можно исправить допущенную ошибку. И это целиком зависит от позиции педагога. Если он будет акцентировать внимание детей на неудачах, то со временем это войдет в привычку не только у самого педагога, но и у детей.а если педагог будет радоваться успехам своих подопечных, помогать им, то соответствующая атмосфера возникнет и среди детей.

ПЕТЯ НЕ ЛУЧШЕ ВАСИ

        Не следует сравнивать работы детей и говорить, например, о том, что у Пети сегодня получилось лучше, чем у Васи. А уж тем более ругать детей: ты опять порвал бумагу, разлил клей, не так сложил фигурку. Ведь у каждого ребенка свои  психологические особенности. Старайтесь хвалить детей.хвалить за каждый, пусть маленький, но настоящий успех. Внимательно наблюдайте за детьми, подмечайте те изменения, которые в нем происходят, те успехи, которые они совершают сегодня. Ребенок не успел закончить изделие вместе со всеми, но сложил базовую форму ровнее, чем все остальные, и именно за это его и нужно похвалить.

        Как правило, при всем старании, детям не удается сложить фигурку идеально ровно. Поэтому часто педагог оказывается перед искушением собственноручно поправить работы детей.но кому станет лучше от того, что на выставке детских работ будут красоваться фигурки, выправленные руками педагога – детям, родителям, самому педагогу? Педагогу нужно быть готовым к тому, что не все у детей получится сразу, что изделия детей могут быть кривыми, неровными. Не следует стремиться к идеальным линиям, вмешиваться в работу детей при малейшем затруднении, систематически делать что-либо за того или иного ребенка, что бы не подорвать его веру в свои силы, чтобы у него не возникло ощущение, что за него все сделает педагог.рационально положить в основу работы с детьми принцип повторяемости – повторяемость форм, составляющих основу различных изделий, повторяемость этапов их складывания.

        Очень хорошо, если первые работы в технике оригами вы выполните коллективно, т. к. на панно или на картинах менее видны некоторые неровные работы. А после занятия попросите Васю сложить фигурку вместе с вами. Она уже будет ровнее. Приучайте ребенка к мысли, что переделать фигурку можно и нужно уметь исправлять ошибки, и в этом нет ничего страшного.

        На занятиях с использованием фигурок, выполненных в технике оригами, главное – научить детей творить, развивать фантазию и воображение. Пусть в группе одни освоили все базовые формы и умеют складывать по схеме или карте помощи, а другие только делают первые, неуверенные шаги на пути в волшебную страну складывание Ориландию, не важно!

        Научите их помогать друг другу на трудных сказочных дорогах, радоваться – дарить радость другим!

ОРИГАМИ И СКАЗКИ

СЕРЫЕ КОТЫ ИЗ-ЗА МОРЯ ШЛИ

        Оригами – волшебство, чудо, и, конечно, игра. Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир! Фигурки, сложенные из бумаги, довольны условны, что дает ребенку возможность додумать, пофантазировать, что его игрушка в данный момент делает – плачет, смеется или, может быть, с кем-то играет.

        Фигурка, выполненная в технике оригами, оживает в руках детей, о ней хочется рассказать. Так рождается сказка. Ребенок учится сочинять, складывать, наблюдать, играть со своими сверстниками. С помощью оригами мы развиваем и коммуникативные навыки. Желание общаться, поделиться своими впечатлениями, помочь друг другу в процессе складывания возникает само. Хорошо, если ребенок будет испытывать от этого удовольствие.

        Занятия оригами с детьми дошкольного возраста будут еще интереснее, если во время их проведения использовать произведения русского фольклора. Сложив вместе с малышами мордочку медвежонка, попросите их спеть ему колыбельную песню: медвежонок никак не может уснуть в своей берлоге.

                Еще серые коты из-за моря шли.

                Из-за моря шли, много сна несли,

                Все по зыбочкам трясли.

        Так дети научатся и фигурку складывать, и песенку выучат. А еще можно рассказать медвежонку докучную сказку, сказку без конца.

                Жил-был царь, у царя был двор.

                На дворе был кол, на колу мочало.

                Не начать ли сначала?

        Ребята могут сочинить и свои докучные сказки, используя следующую схему: начинается сказка с зачина – жил-был герой сказки, причем героя каждый придумывает сам, герой куда-то уходит (это ребенок тоже сам придумывает) и находит мочало, концовка сказки всегда одинаковая, рассказчик спрашивает: «Не начать ли все сначала?» такие сказки сочиняются быстро, если их записать, то можно сделать книжку и проиллюстрировать ее фигурками, выполненными детьми в технике оригами.

ЛЕЖИТ РЕПКА, А СЪЕСТЬ НЕЛЬЗЯ

        Первая ступень к придумыванию загадок на основе противопоставлений – игра «На что похоже?». Походите по территории детского сада, понаблюдайте с детьми – на что похожи деревья, ветки, снежинки. Для начала подберите и загадайте детям несколько разных загадок, например, о звездах:

        Голубое поле серебром усыпано

                                (Небо и звезды).

        По синему полотну золотое просо рассыпано

                                (Небо и звезды).

        В синем мешочке белых пуговок полно

                                (Небо и звезды).

        У нас под окошком полно репы лукошко

                                (Небо и звезды).

        Затем поговорите с ребятами, с чем сравниваются звездочки в каждой загадке и попробуйте сочинить о них свои загадки, например, такие:

        Лежит репка, а съесть нельзя.

        Пуговица, а пришить нельзя.

        Можно составить целый сборник загадок о звездах, придуманных детьми, а так же сложить вместе с ними бумажные звезды. Эти фигурки можно приклеить на большой лист черной или синей бумаги в форме какого-нибудь созвездия. Загадки развивают воображение, учат пользоваться сравнениями и метафорами, они создают условия для того, что бы речь ребенка стала образной.

ОРИГАМСКИЕ СКАЗКИ

        Перед тем как складывать фигурки или во время их складывания, можно рассказать детям сказку, где действую эти игрушки, но что-то происходит, и герою нужно помочь. Например:

        «В реке Листопадовке жили-были маленькие рыбки. Однажды они решили устроить соревнования, но никак не могли решить, кто поплывет первым. Как им помочь?» ребята будут предлагать разные решения, если они не догадываются, что соревнования модно начать считалкой, то к ним на помощь приплывает Плотвичка и расскажет считалку:

                Конь ретивый с длинной гривой

                Скачет по полям тут и там.

                Где проскачет, он выходи вон.

        Сказки также могут помочь детям запомнить этапы складывания  бумажной фигурки. Такие сказки можно придумывать вместе с детьми. Вот одна из них:

        «Жил-был на пересечении двух дорог (намечаем диагонали квадрата) дедушка Центр. Было у него четыре внука, которые жили далеко и приезжали только на праздники. Наступил Новый год. Стали внуки съезжаться в гости. Старший привез дедушке в подарок скатерть (сгибаем один угол к центру), второй – шоколадные конфеты (сгибаем противоположный угол к центру). А третий – письмо от Деда Мороза (сгибаем еще один угол к центру). Четвертый внук привез блинчики с вареньем (сгибаем последний угол к центру). Получилась базовая форма «Блин» или «Конверт».

                                


КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ


СКАЗКА ИЗ БУМАЖНОГО ЛИСТА

        Задачи:                Вызывать у детей интерес к складыванию игрушек из бумаги;        закреплять приемы складывания, учить работать по линиям; развивать мелкую моторику, фантазию, воображение; формировать художественный вкус.

        Материал:                        Квадратные листы цветной бумаги, схема-чертеж.

        Содержание занятия:                Педагог предлагает детям сказку:

         Сегодня, ребята, я расскажу вам сказку из одного листа бумаги. Я стану ее сказывать, а вы будете превращать листок, по-разному складывая его, то в кораблик, то в птичку, то в загадочный сундук – что по ходу сказки потребуется.

(Педагог показывает, а дети складывают сказку).

Сказка

        Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком в меленькой деревушке возле моря жил-был крестьянин. Жил он небогато и всю жизнь трудился – обрабатывал клочок земли.

        Было у крестьянина три сына. Когда отец стал стар и не мог уже работать в поле, то передал сыновьям в наследство свою землю. Старшему достался самый большой надел (1), среднему – поменьше (2), а младшему совсем крохотный (3).

        Получили старшие сыновья свою долю да и отказались отца под старость кормить. Что делать меньшому брату? Как пропитание себе и старику-отцу добывать?

        Думал-думал младший брат и решил рыбаком стать – продал свой надел (3) и купил кораблик (5).

        Вышел рыбак в море, наловил рыбы и собрался было домой. Но тут волны поднялись, налетел злой ураган и разбил о рифы его кораблик (5)

        А рыбака выбросил на необитаемый остров в одних сапогах (6) и штанах (7). Вокруг море бескрайнее, ни одного паруса не видно.

        Загоревал тут было снова рыбак. Но вдруг откуда ни возьмись прилетела волшебная птичка (8). Спросила рыбака, что случилось. Поведал он ей о своем горе-злосчастии.

        Пожалела птичка молодца. Хвостиком махнула – одела рыбака в теплый свитер (9).

        Взмахнула волшебная птичка правым крылом – чайник появился (10). Взмахнула левым – выросли как из-под земли столик (11) и стульчик (12). Усадила птичка беднягу-рыбака за стол, стала потчевать, напоила горячим чаем.

        Накормила-напоила птичка рыбака, помахала ему крылышком и улетела. Смотрит меньший брат – а ему уже и лодка с парусом (13) готова. Сел он в нее и поплыл домой.

        На море тем временем опять буря разыгралась. Но волшебной лодочке она была не страшна. Убрал рыбак парус и спокойно спустился в трюм – лодочка (14) сама к родимому берегу приплывет.

        Смотрит, а ему птичка еще подарок приготовила. Два сундука в трюме стоят. Открыл рыбак один сундук (15) – полон серебра.  Открыл другой (16) – а тот и вовсе полон золота.

        Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!


ШАПКА

        

        Задачи:                Вызывать у детей интерес к занятиям оригами;

развивать        образное восприятие; закреплять способы складывания бумаги; развивать творческое воображение, фантазию; воспитывать аккуратность в работе с бумагой, усидчивость, желание добиваться хорошего результата.

        Материал:                Цветная бумага, схема-чертеж.

        Содержание занятия:                Педагог предлагает детям игровую мотивацию задания:        

        Ребята, сегодня мы отправимся с вами в чудесную страну, которая        называется Оригамия? Здесь все сделано из бумаги. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей) Жители этой страны очень любят рассказывать сказки. Вот и для вас они приготовили сказку. Хотите послушать? Тогда возьмите листы бумаги и слушайте сказку. Педагог рассказывает сказку, а дети складывают игрушку из бумаги.

Сказка

        Жили-были в квадратной деревушке два брата. Жили они на ее противоположных концах (показать верхний и нижний углы квадрата). Рис. 1. Между ними проходила дорожка, по которой братья часто ходили в гости друг к другу (диагональ).

        Однажды старший брат (верхний угол) пришел к младшему (нижний угол) с недоброй вестью – пропала у него волшебная шапка. В этой шапке ему всегда улыбалась в жизни удача.        Рис. 2. Унесла ее нечистая сила неведомо куда. «Не горюй, - сказал младший брат, - найдем твою пропавшую шапку. Завтра с утра и отправимся на ее поиски.»

        Утром встретились братья посреди деревни. Рис. 3. Старший брат взял с собой в дорогу хлеба, младший-сладкоежка прихватил с собой конфету. Рис. 4. Сели братья в лодку и поплыли по реке. Рис. 5. Долго ли коротко ли плыли, наконец, пристали к горе с плоской вершиной. Рис. 6. «Наверное, это та гора и есть, где водится нечистая сила! – решили братья! Полезем наверх шапку искать».

        Вытащили они лодку на берег и разделились. Один пошел обходить гору слева, а другой справа. Смотрит старший брат, прямо в гору поднимается тропинка. Полез он по ней, и вскоре оказался на вершине. Рис.6. В это время и младший брат нашел с другой стороны дорожку, и по ней поднялся на вершину. Рис. 7. Смотрят братья, а в центре горы – яма, да такая глубокая, что дна почти не видно. «Вот оно, логово нечистой силы!» - подумали братья. Боязно им спускаться, а надо. Не отдавать же свое добро нечистой силе!

        Стал сначала старший брат спускаться вниз. Рис. 8. Спустился он до самого дна. Вслед за ним полез и младший брат, и тоже спустился до самого дна ямы. Рис. 9. На самом дне нашли они пропавшую шапку и очень обрадовались. Рис. 10.

        С той поры, братьям всегда сопутствовала в жизни удача!

                        

        Готовую шапку дети украшают по своему желанию.

                        

                


СНЕЖИНКА

        Задачи:                Продолжать закреплять способы складывания бумаги        закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму – воздушный змей; вызывать у детей желание помочь другим, составлять коллективное панно; воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

        Материал:                Снежинка, цветная бумага, схема-чертеж.

        Содержание занятия:                Педагог загадывает детям загадку:                        

                                Всю зиму смирно лежит,

                                А весной убежит.

                                                (Снег)

        Наступил Январь – зимы государь. Взял в руки кисточку, и отправился реки в просинь красить. Шел он, шел, и пришел на берег реки Листопадовки. Взмахнул он кисточкой, и стал лед синим-синим, а речушка почти до самого дна промерзла. Проснулись тут рыбы, и взмолились:

        - Престань, Январь-батюшка, Листопадовку в просинь красить, нас морозить и губить.

        - Пожалею вас, коль придумаете мне другое интересное название.

        Задумались рыбы, пригорюнились: «Что придумать? Как беду отвести?» Вдруг говорит щука:

        - Надо собрать большой рыбий совет, вместе что-нибудь придумаем.

        Разбудили всех рыб и рыбешек. Сом советует научить Месяц с ледяных гор кататься.  Щука перебивает:

        - Наверное, он это уже умеет!

        Долго они кричали и спорили. Приплыла вдруг маленькая и хитрая плотвичка и говорит:

        - Пусть Просинец к людям отправится и раскрасит им то, что они называют окнами.

        Обрадовались рыбы и отправили плотвичку к Январю. Выслушал ее месяц и решил попробовать.

        Наступила морозная ночь. Отправился Просинец в деревню, подошел к крайней избушке и стал своей синей кистью на окнах узоры рисовать. На одном – ледяные замки, на другом – лес дремучий, а на третьем – цветы белоснежные. Не заметил, как рассвет наступил. Когда первые солнечные лучи коснулись земли, побежал он домой. Люди проснулись и увидели морозные голубые узоры. Подивились да захотели печи затопить, в чугунках кашу сварить, а все чугуны и горшки потрескались.

        С тех пор и люди называли Январь Просинцем за реки и окна раскрашенные в просинь.

        Давайте, ребята, мы с вами сегодня сложим снежинки, которые Январь рисовал на окнах.

        Дети складывают снежинки, готовые работы наклеиваем на большой лист бумаги. Коллективное панно «Зимние цветы.

                        

                                


ВЕСЕННИЙ ЦВЕТОК

        Задачи:                Закреплять умение получать квадрат из прямоугольника;         продолжать учить работать с квадратом, работать по линиям; воспитывать эстетическое отношение к окружающему, воспитывать желание добиваться хорошего результата; развивать творческое воображение.

        Материал:                Цветная бумага, схема-чертеж.

        

        Содержание занятия:                Педагог загадывает детям загадку:

                Золотой мост на сотню верст.

                                (Луч солнца)

        Педагог рассказывает детям сказку:

         Сквозь тучи бежит солнечный Лучик. Бежит и касается то белого снега, то голых веток деревьев. Вдруг упал он на лицо Марта, и сразу появились на нем рыжие веснушки. Увидел их Март, рассердился. Кому это понравится? Посмотрела на него матушка –Весна, рассмеялась и говорит:

        - Вот бы и земле подарить веснушки!

        Призадумался Март. Позвал Лучик, и отправились они вместе по лесу гулять. До дна оврага Лучик не достает, слаб еще, зато на пригорках они снег растопили, и появились на земле коричневые веснушки, которые люди назвали «проталинками», а Март – Протальником. Каждую весну ходят Протальник с Лучиком по лесу, будят землю и первые цветы.

        Мы с вами сложим сегодня весенний цветок, нежный, как дуновение ветерка и хрупкий, как первый талый весенний луч.

        Дети складывают из прямоугольника квадрат, затем – треугольник. По показу педагога дети складывают цветок.

Подвижная игра «Цветыи пчелы».