Наталья Николаевна Дыняк

Сайт учителя начальных классов

Не вешать нос!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Как добиться 100% качества знаний?

Увлечения: вязание

Регион: Амурская область

Населенный пункт: г. Тында

Место работы: МОБУ "СОШ № 7"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalya-nikolaevna-dynyak
Какой признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное совершенствование.
В.В.Стасов

Пробуй! И что-нибудь получится!wink

О себе

Люблю детей. Хочу совершить тур по Европе.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Сказка Принцесса на горошине. Я,  прочитав её в далёком детстве, улеглась на горох. Поняв на утро, что я не принцесса и жутко огорчившись, я решила жить как принцессы, изучить этикет, манеры иповедения и пытаться соответствовать. Вот так и живу всю жизнь полупринцессой.

Пауло Коэльо "Алхимик"

Мой взгляд на мир

Всё в порядке. Мне уже не18) лет, а я ещё в розовых очках и верю в Деда Мороза! Я верю в то, что добро всегда побеждает зло. А ещё мне нравятся мягкие игрушки.  

Мои достижения

Любовь и уважение моих  учеников и их родителей.Грамоты школы, отдела образования.  Министерская грамота.

Моё портфолио

Мои года - моё богатство!

Учитель - тот, кто наставляет,
                                                                                        тот, кто учит, тот, кто пробуждает
                                                                                        человеческое в человеке…
                                                                                                                                       Ф. Мориак

                                                                  Моя педагогическая философия

                                                                                         Какой признак настоящего таланта?
                                                                                         Это постоянное развитие,
                                                                                         постоянное совершенствование.

                                                                                                                                       В.В.Стасов

           Любая школа начинается с начальной.
           Маленький человечек с букетом цветов первый раз идет в школу. На его лице счастливая улыбка, в его глазах радостное, волнующее ожидание. Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Как развить у него интерес к учебе? Эти вопросы, наверное, не раз задавал себе каждый учитель. Ребенок, отправляясь в школу, ждет чего-то нового, радостного для себя, надеется на успех и одобрение учителей. И эти ожидания должны оправдаться.
            Жизнь начальной школы ни в коем случае не должна находиться в рамках обучения. Главное, на мой взгляд – это духовное развитие и воспитание личности. Здесь без глубокого знания внутреннего мира ребёнка не обойтись. И в этот удивительный и прекрасный мир я попадаю каждый день, входя в класс к своим ученикам. Они ждут от меня доброты, понимания, любви. Мне понятны их мысли и чувства. Я угадываю их настроение и, заглядывая в душу каждого, стараюсь находить те невидимые струны, которые, по мнению Горького, есть в душе каждого ребёнка и если их тронуть умелой рукой, они обязательно красиво зазвучат.
          Преподавание искусство, а не ремесло. Изобретать, пробовать, совершенствоваться, творить - вот курс моей педагогической жизни. Он создаёт условия, обеспечивающие ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
          Считаю, что учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития ребенка зубрёжке.
Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Умели наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту для людей и
находить в этом творении счастье.
         Мотивируя интерес к учению, часто своим ученикам я говорю языком Жан - Жака Руссо о том, что, несомненно, талант есть в каждом из них. И очень скоро они сами начнут приятно поражаться, какие они умные, как много и хорошо умеют, если только будут постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считают необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.
       Ребенок, переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и познавательная творческая деятельность. В ее основе лежит развитие различных аспектов мышления у ребенка. Мне нравится наблюдать как дети создают обстановку сотрудничества и конкуренции, с энтузиазмом подключаются к любимому делу, испытывают чувство восторга и радости от успеха.От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Мой принцип работы – это учить всех и ценить каждого, не пропустить малейшую попытку ученика проявить себя, дать ему право на самореализацию, возможность осознавать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков.
         Говорят, что настоящим учителем надо родиться. Может быть…Со временем я всё глубже осознаю, что моё место здесь, среди детей и что моя жизнь – это школа.
                                                          Условия возникновения и становления опыта
         Последнее десятилетие прошедшего века внесло в историю российского образования тёмные страницы. Появился новый пугающий термин «децелерация», означающий задержку детей в физическом и психическом развитии.
         Причины децелерации многочисленны:
- алкоголизация и наркотизация населения;
- злоупотребления в использовании фармацевтических препаратов;
        Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, необходимость в логопедической помощи, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, низкий уровень развития относительно своего возраста психических механизмов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
        Как показывают проведенные психологом нашей школы мониторинги, индекс интеллекта поступающих в первый класс детей тоже ежегодно снижается.  Что же происходит? А может быть причина еще и в демократизации общества, которая внесла в историю российского образования перемены, как в положительную, так, к сожалению, и в отрицательную сторону? Наши дети стали более независимыми, раскованными, упал интерес к знаниям. Изменились и их ценности. В первую очередь это относится к детям из обеспеченных семей, где родителям «некогда» заниматься воспитанием своего ребёнка. Нравственные ценности в некоторых таких семьях отошли на второй план, а на первый вышло материальное благополучие.
       Некоторые родители абсолютно не понимают опасности этого явления и нацеливают своих детей не на учебу, а на накопление богатства. Взрослые,о которых идет речь, безучастно относятся к процессу учебной деятельности своих детей и школа для таких учеников не становится или постепенно перестает быть домом знаний о себе и жизни, местом, где радостно и спокойно.
        Являясь важнейшим социальным институтом, школа не должна сегодня занимать позицию выжидания. Если она будет бездействовать, то недалёк тот день, когда отомрет потребность в самой школе. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества. Учителя несут ответственность за детей, поэтому они должны контролировать:
- предмет изучения;
- стиль общения с учащимися;
- образовательную среду (обстановку в классе);
- самих себя;
- педагогическую технологию.
         Следует отметить, что умственные возможности человека неограниченны, уникальны, представить их уровень трудно, даже в самых смелых фантазиях. Современные исследователи пришли к выводу, что активно работают только 3 – 5% клеток головного мозга. Беда в том, что клетки, не загруженные работой, бездействуют, теряют свою активность, значит, их нужно постоянно загружать работой.
         И здесь напрашивается вопрос: А где же каждому ребёнку, живущему в сельской местности можно достичь должного уровня развития, не имея возможности посещать театры, музеи, выставки, спортивные школы, школы искусств. Ведь, современное общество, не смотря на вышеизложенные факты, запрашивает всесторонне развитую личность.
        Выявив проблемы, я наметила пути их преодоления. Мне хочется, чтобы школа стала вторым домом для моих учеников. Поэтому всю деятельность своей педагогической работы я строю по трём принципам:
1. Развитие. Это развитие нравственной, интеллектуально развитой, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
2. Сотрудничество. Это второй принцип, по которому осуществляется моя работа. Научить детей можно только тогда, когда ребенок испытывает радость от результатов своего труда. Самые лучшие результаты дает воспитание успехом.
3. Успех. Это третий принцип. Чтобы школа действительно была школой радости, надо чтобы детям было интересно в ней учиться.
Все это обязало меня пересмотреть свое отношение к педагогическим приемам, методам и средствам как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение.
           Актуальность этого опыта определяется тем, что он предлагает путь разрешения многих назревших противоречий:
- противоречия между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Занимательность формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве.
- между пассивно – созерцательными и активно – преобразовательными видами учебной деятельности. Познавательная деятельность включает каждого ученика в активную работу.
- между психологическим комфортом и дискомфортом: занимательные упражнения создают условия живого непринуждённого общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс.
- между воспитанием и обучением. На сухом уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»… На уроках же, где присутствует занимательный материал, все наоборот: беседуйте, размышляйте, высказывайте свое мнение, поправляйте, оценивайте себя и друг друга!
         Устранить эти противоречия и решить важные задачи возможно при следующих условиях:
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс,причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
- совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
- широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;
- свободного доступа к необходимой информации в информационных
центрах не только своей школы с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
- постоянного испытания своих интеллектуальных, физических,
нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
          Перспективность опыта определяется следующими качествами личности каждого ребенка:
- умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
          Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.
                                                                    Теоретическая база опыта
            Ведущая идея опыта заключается в создании условий на уроках математики для развития различных аспектов мышления учащихся посредством использования занимательного материала.
В основе педагогического опыта лежат идеи С.И.Волковой и Н.Н.Столяровой, Т.К.Жикалкиной, М.К.Винокуровой и О.Холодовой.
           Новизна опыта состоит в системном использовании занимательных различных упражнений в процессе обучения на современном уровне.
           Трудоёмкость опыта заключается в его переосмыслении с позиции творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации учебного процесса с учетом индивидуально творческих возможностей учащихся.
Оптимальность педагогического опыта заключается в создании, применение и определении процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия.
            Доступность. Опыт может быть использован учителями – практиками обще образовательных школ.
Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современной школы не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.
                                                                             Сущность теоретической базы
              Для современной школы исключительно важным является вопрос развития мыслительных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых, которые считают, что мыслить вовсе не трудно и не скучно, а чтобы стать хорошим мыслителем, не обязательно быть гением. Будущее процветание мира неизбежно связано с обстоятельным мышлением. Всем нам приходится размышлять в повседневной жизни, но растущие запросы и возможности современного мира потребуют всё более совершенных мыслительных способностей.
              Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни.
              Следует отметить, что развитие мыслительной деятельности ученика практически невозможна без наличия познавательного интереса, то есть избирательной направленности личности на предметы и явления окружающие действительность. Данная направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, мышление становится основой положительного отношения к учению, а, следовательно, и возможностью раскрытия познавательных способностей каждого ребёнка.
               Работая с детьми, я убедилась в том, что неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Это стало основной идеей моего педагогического опыта. При правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности, развитие мыслительных способностей может и должно стать устойчивой чертой личности школьника и оказать сильное влияние на его общее развитие.
             Поиск решения названной выше проблемы привёл меня к изучению и использованию занимательного материала С. И. Волковой и Н.Н. Столяровой из курса «Развитие познавательных способностей детей на уроках математики», а также развивающих упражнений Т.К. Жикалкиной, О.Д. Горшковой, О.Л. Чилингировой, Б. Спиридоновой, Л.Ф. Тихомировой, М.В. Беденко, А.А.Бирюковой, М.К. Винокуровой и О. Холодовой.
            Обязательным для себя условием я поставила целенаправленно вести развитие мыслительных способностей младших школьников при обучении математики. Роль этого предмета в развитии интеллектуальных и творческих способностей человека исключительно велика. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в развитии мышления учащихся. «Математика – гимнастика для ума», - эта фраза была сказана не случайно. Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Почему?
Во-первых, здесь используется много абстрактного материала: натуральные объекты заменяются символами.
Во-вторых, дети при решении задач и в проблемных ситуациях устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.
В-третьих, учащиеся самостоятельно находят закономерности, выводят свойства и законы.
В процессе выполнения заданий, дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы.
Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное для меня не только самому научиться задавать вопросы, но и научить этому детей. Каждый вопрос ребёнка – это возможность научить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ.
             Работая над проблемой по развитию различных аспектов мышления учащихся начального звена на уроках математики, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные разминки, логически–поисковые задания, тесты и другие упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Ведь дополнительные сведения активизируют учащихся, так как в них заложена смена деятельности детей: они слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, составляют выражения, находят их значения и записывают результаты, узнают интересные факты; что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Линия на развитие мыслительных способностей учащихся достаточно чётко прослеживается в учебниках математики, в них немало упражнений, направленных на развитие системы познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления. Однако моя многолетняя педагогическая практика показала, что необходимы дополнительные задания, требующие применения знаний в новых условиях.
Упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, обще учебных умений и навыков;
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект:
- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. - развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:
-воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я – концепцию»).
          Включение заданий по развитию различных аспектов мышления на каждом уроке математики формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.
          Решить задачу создания у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, помогают интеллектуальные разминки. Вопросы должны быть достаточно лёгкие, способные вызвать интерес.
Логически-поисковые задания предусматривают межпредметную связь с русским языком, музыкой и другими предметами. Такое чередование развивает гибкость мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.
Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, то есть задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения.
         Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие различных аспектов мышления, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
                                                                                           Технология опыта
               Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать мышление учащихся. Об этом говорится в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе для учителей. Развитие мышления учащихся является важной составной частью педагогического процесса. Помочь каждому ребёнку проявить свои способности, развить инициативу, самодеятельность, творческий потенциал – задача каждого учителя. Именно уроки математики дают реальные предпосылки для решения этой проблемы, имея неограниченные возможности в развитии интеллекта школьника, позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности человека.
              Развитие различных аспектов мышления на уроках математики – одна из основных моих задач. Исхожу из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач, прежде всего, из урока в урок нужно развивать у ребёнка способность к анализу и синтезу.
            Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладеть длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями. Критическая направленность ума предостерегает от поспешных обобщений и решений. Важно формировать у ребёнка продуктивное мышление, т.е. способность к созданию новых идей, умение устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новый факт с ранее известными. Продуктивное мышление младших школьников проявляет пока ограниченность. Но если ребёнок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает новое что-то для себя, пусть известное для других – это уже показатель продуктивности его мышления.
         Изучив теорию развития мышления, я стала на уроках математики и во внеклассной работе вводить задания, решение которых связано с умением, правильно делать выводы. Задания я разделила на пять блоков.
        Использование занимательных упражнений С. И. Волковой и Н.Н. Столяровой в педагогической практике потребовало от меня определения двух основных положений:
-преемственность с традици¬онным построением курса началь¬ной математики в плане отбора и после¬довательности изучения базисных матема¬тических понятий: число - величина - гео¬метрическая фигура; усиление алгебраической и геометрической пропедевтики;
-включение целенаправленно выстроенной системы заданий, направленных, с одной стороны, на развитие познавательной деятельности младших школьников, а с другой, способствующих более осознанному усвое¬нию изучаемого математического материа¬ла на качественно ином, более высоком уровне.
        Остановлюсь более подробно на подходах к системному использованию занимательных специальных упражнений, несущих основную нагрузку по развитию мышления учащихся и дающих возможность более осознанного овладения математиче¬скими знаниями.

Значимым результатом в своей работе я считаю тот урок, который станет уроком в жизни ребёнка; урок для него: он учится работать, анализировать явления, вступает во взаимоотношения с людьми, анализирует своё «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности. Он с разных сторон изучает этот сложный мир, прикасаясь к источникам духовности – науке, искусству, морали.
          Я верю в неиссякаемые творческие возможности детей. Действительно, у каждого из них есть своя золотая жилка. И я счастлива, что те невидимые струны, которые есть в душе каждого ребёнка, мной найдены, и они красиво зазвучали. Значит, обучение будет победным!

Добавить грамоту в портфолио