Урок русского языка во 2 классе. "Роль предлогов в предложении".
план-конспект урока (2 класс) по теме

Наталья Николаевна Дыняк

Урок «Роль предлогов в предложении», №2  в системе уроков по теме: «Слова к которым нельзя задать вопрос.»

Его цель –  выяснить роль предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rol_predlogov_v_predlozhenii.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Структура урока открытия нового знания

в технологии деятельностного метода. 

Тема урока: «Роль предлогов в предложении»

Цель –  выяснить роль предлогов.

Задачи:

* обучающие: разъяснение роли предлогов в предложении, упражнение в правильном употреблении предлогов.

* развивающие: развитие  внимания, мышления, коммуникативных навыков.

* воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

№ п/п

Этапы урока

деятельностной

направленности

Продол-житель-

ность

Деятельность учащегося

Краткий конспект урока

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1-2 минуты

-установить рамки деятельности «могу-хочу-надо»

-включиться в учебную деятельность

-Ребята! Начинаем урок русского языка.

  На доске картинка с изображением весёлого Смайлика      

   - Давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки.

   - Наши гости возможно не  знакомы со Смайликом, кто хочет их познакомит с ним?

( Смайлик- это наш друг. Он пришёл к нам, вместе с нами учиться).

   На доске:

   – Что же значит учиться? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.) 

  - Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.)

Объясните смысл пословицы:

«Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть»

-Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (Трудиться, работать самому).

-Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о  …... А я вам в этом помогу. Теперь в путь - друзья! Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

-С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний).

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

4-5 минут

-повторить необходимый материал

-активизировать мыслительные операции

-совершить пробное действие

-зафиксировать затруднение

Пришла зима

И.Черницкая

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!

Найдите и назовите все

*слова – предметы. На какие вопросы отвечают?   Какова их роль?

*слова – действия Что обозначают?

*слова – признаки ?

* Есть ли в тексте междометья, слова-чувства, слова-эмоции? Подберите. Какая роль у междометья?

 (Радость). Фонарики напоминают о предстоящей ёлке -  физминутка фонарики.

Какая ещё изученная часть речи осталась не названной? Назовите предлоги. Можно ли к ним задать вопрос? А какая роль у предлога в предложении? Что они выражают? На что указывают?

3.

Выявление места и причины затруднения

3-4 минуты

-проанализировать свои действия

-зафиксировать место затруднения

-найти причину затруднения

Затруднились в ответе. Какую роль играет предлог в предложении.

Что обозначают предлоги.

Почему возникло затруднение? (недостаточно знаний)

4.

Построение проекта выхода из затруднения

4-6 минут

-сформулировать цель действий

-согласовать тему урока

-выбрать способ и средства для действий

-сформулировать план действий

Если мы не знаем чего-то, то  будем стремиться к познанию.  Проговорите ещё раз,  где возникло затруднение? Это и будет темой нашего урока.

Если тема: Роль предлогов в предложении, то какова наша цель?

-Пронаблюдаем за предлогами

- Сделаем вывод

- Применим знания на практике.

Давайте составим план действий.

  1. Используя изученные знания,  попробуем преодолеть затруднение.
  2. Проверим наши предпоожения.

5.

Реализация построенного проекта

5-8 минут

-реализовать проект в соответствии с планом

-открыть новый способ и зафиксировать его в речи и знаково.

-зафиксировать преодоление затруднения

-сделать вывод в общем виде

Прочитайте.

  • В  У  За  С Над Перед На О К в у с к
  • На над из за
  • По про под о (об)от со до
  • Через около при
  • Что вы прочитали? (Слова)
  • Как они называются?
  • Почему они написаны с большой буквы? ( Предлоги могут стоять в начале предложения)
  • На 2 строчке? Почему одни и те же предлоги написаны с маленькой буквы? (Могут встречаться в середине предложения)
  • Вспомните, как пишутся предлоги со словами? Можно ли к предлогу задать вопрос?

-Составим с предлогами  из последней строки предложения. ( устно ) Как определить важность предлога в предложении? (убрать его)

-Попробуйте   повторить без предлога. Что получилось?

- Как вы думаете, какую «работу» выполняют предлоги в предложении?  

-Как вы думаете, можно ли обойтись без этих маленьких слов в нашей речи?

-Какую роль они выполняют в предложении? ( служат для связи слов в предложении)

Вывод: Откройте учебник и давайте сравним вывод с.80

- Какой приближается праздник? Закройте глазки, загадайте желание. А я желаю вам всем быть здоровыми, а остальное все приложится, было бы желание! Здоровье глаз.(восьмёрки)

Поём (здоровые лёгкие)

Идёт через лес по сугробам
С огромным мешком за спиной
По непроторённым дорогам
Волшебник
с седой бородой.

Из 1 куплета песни  выбрать предлоги.

Осталось разобраться с тем, что выражают предлоги? Для чего используются? На что указывают?

Давайте поэкспериментируем.

-К каждому предлогу подбираем слова? Что значит каждое высказывание?

Через реку    через мост

По дороге   по квартире

С мамой с другом с колбасой

За плечами  за домом   за забором

 - Определите закономерность в  сочетаниях, на что указывают предлоги?

Очень часто предлог выражает пространственные отношения, например, положение предмета по отношению к другому (за рекой, у школы, на горе), пространство, по которому происходит передвижение (ехали по лесу, через город), положение предмета, относительно которого происходит движение (поставь у стола, вынь из сумки, отодвинь от шкафа).

Также предлоги широко используются для обозначения времени: открыто с восьми часов, сделал за день, уехал до марта. Нередко эта часть речи указывает образ действия, например, работать с огоньком, смотреть с удовольствием.

Таким же образом предлог указывает и на цель: остановились для отдыха, вернулись ради сына.

Предлог через, выражая пространственные (через горы) и временные (через века) отношения

  пространственные — около, в, среди, на и др.;

  временные — в течение, в продолжение и др.;

  причинные — ввиду, благодаря, вследствие, в связи, из-за и др.;

  целевые — для и др.;

  объектные — о и др.;

В предложениях: Я положил книги на стол. Я положил книги в стол. Я уронил книги  под стол – предлоги на, в, под уточняют место, указывая, куда именно направлено действие: на поверхность предмета – на стол; внутрь предмета – в стол; ниже предмета – под стол.

Очень важная оказывается часть слова, которая играет ещё и смысловую роль!

  1. Найдите ошибку в следующем предложении:

                  Я пришел со школы в два часа.

  • Какой смысл предложения с предлогом  СО?  А  с предлогом ИЗ?
  • Какое же значение  вносит предлог в общий  смысл  предложения?

Вывод: Памятка в сенсорный крестик.

        

Танец Весёлый каблучок.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

4-5 минут

-решить фронтально, в группах, в парах задания на новый способ

-проговорить новый способ вслух

Чудесный выдался денёк, а я учу уроки.

Я твёрдо должен знать урок: у нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза, скрестив под стулом ноги:

“Что значит – “по”? Что значит – “за”?

И “за” и “по” - предлоги”…

А хорошо бы – за порог и мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги!

Обратите внимание на выделенные слова – это слова многозначные!

  • Применить предлоги на панно. 1ряд конторок.
  • 2 ряд конторок с картинками у доски.

Дерево, дом, театр

  • Работа по группам «Мы должны говорить правильно на красивом русском языке»! » (на карточках предложения с предлогами (с ошибками)

Машина выехала с гаража.

Собака забежала в дом из улицы.

У дороге ехала машина.

Шапка упала из стула.

Беседа о красоте русского языка.

 

 Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.                     А. И. Куприн

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

3-5 минут

-самостоятельно выполнить задание

-проверить по эталону

-выявить причины новых ошибок и исправить их, если они есть

Упражнение по учебнику упр. 110

Самопроверка – ( сравнение с эталоном). Ребёнок с предлогами на магнитиках у доски.

Самооценка.

8.

Включение в систему знаний и повторение

5-8 минут

-выполнить задания, где новые знания связаны с изученными

-подготовиться к изучению следующих разделов

 Упражнение в правильном употреблении предлогов.  Упр.112

9.

Рефлексия учебной деятельности

2-3 минуты

-оценить свою деятельность на уроке

-соотнести цель и результаты

-наметить новую цель

-определиться с домашним заданием

Оценка лестница успеха

Цель и её выполнение

Д/з упр. 108

Скоро Новый год!

Желаю вам мира,  счастья. А еще побольше  хороших  оценок к концу четверти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Урок русского языка по теме: "Роль предлогов в предложении".

Урок русского языка по теме: "Роль предлогов в предложении" для учащихся 1 класса....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Роль предлогов в предложении"

Подробная презентация к уроку русского языка по теме: "Роль предлогов в прредложении"....

Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами", 2 класс

Третий урок по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос". Полную разработку с приложениями можно скачать, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/3sy8feiAdDwjT...

Урок русского языка по теме Роль предлогов в предложении

Цель: познакомить с правописанием предлогов и их ролью в предложении.Целевые установки урока (планируемые результаты):Предметные: познакомить с предлогом как с частью речи; учить правильному употребле...

Урок русского языка по теме: "Роль предлогов в предложении"

В данном материале представлена технологическая карта урока по теме: "Роль предлогов в предложении и анализ урока"...