Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок предназначен для обуающихся 2 класса. Программа "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема: Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Цель:

   развитие умения отличать предлоги от других слов в предложении;

    развитие умения правильно писать предлоги с другими словами в предложении.

Методы и приёмы: 

индуктивный (умение обобщать), проблемный, частично-поисковый, метод самостоятельной работы.

Задачи:

Упражняться в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов с другими словами, повторять словарные слова, тренироваться в работе с прозаическими и стихотворными текстами.

Развивать каллиграфический навык, речь, внимание, слуховую память, креативное мышление, умение работать в группе и самостоятельно, расширять словарный запас.

Воспитывать интерес к урокам русского языка и чтения, осознанное и ответственное отношение к учёбе.

Этапы урока

Ход урока

Заливистый школьный звонок

 Позвал опять на урок.

 Будьте внимательны,

 А еще старательны!

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Напишите слова: 27 ноября. Классная работа.

 3   3    

1.  Эмоциональное введение в урок (используется мотивирующий приём).

-Сегодня на урок к нам пришёл герой одной из детских книг. Кто это? Отгадайте загадку и ответите на этот вопрос.

Малыш – коротышка,
Шутник, шалунишка.
А ну, угадай – ка,
Его звать … (
Незнайка)

На слайде изображение Незнайки.

2. Минутка чистописания.

Незнайка нам принес для минутки чистописания  букву Н?  Почему? (с этой буквы начинается его имя)

2. Словарная работа.

-Наверное, кто-то из вас уже читал произведение Н.Носова, а кому-то только предстоит встреча с книгой. Я выбрала предложения, в которых встречаются словарные слова. Ваша задача услышать словарное слово и записать его.

В Цветочном городе было очень красиво.

У охотника Пульки была собачка Булька.

Однажды Незнайка гулял и забрёл в поле. - Что значит “забрёл”? (куда-то зашёл)

Незнайке было завидно, что хвалят Гуслю. –Что такое зависть? (чувство досады, вызванное успехом другого) -Хорошее это чувство?

А вдруг на самом деле полетят! – говорили малыши.

Охотник Пулька обулся в свои любимые кожаные сапоги.

Воздушный шар уносило ветром.

Малышка надевала перед зеркалом шляпу и трещала, как сорока. –Что значит выражение “трещала, как сорока”? (Девочка была болтливая)

Не нужно пожимать плечами, больной, - заметила Медуница. – Покажите язык.

В каждом дворе имелся свой огород, где росли репа, редиска, свёкла и другие овощи. Найдите слова, где звуков больше, чем букв. Почему так произошло?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирова-ние правила (определения).

1   3   3

Однажды Катя Персикова , Петя Зайцев, Вова Колесников играли словами. Катя выбирала себе слова, отвечающие на вопросы кто? и что? Как называются эти слова?

Дети: Существительные.

Учитель: назовите какие здесь записаны существительные.

Дети: шар, сироп, Знайка. (чем они отличаются? (одушевленные и нет)

Учитель: Вова выбирала слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Как называются эти слова?

Дети: Прилагательные. 

Учитель: назовите какие здесь записаны прилагательные.

Дети: цветочный, синяя, маленькие.

Учитель: Петя выбрал слова, отвечающие на вопросы: Что делать? Что сделать?

Дети: Глаголы. 

Учитель: назовите какие здесь записаны глаголы.

Дети: играют, сочиняет, живут.

Учитель: А Незнайке ничего не оставалось, как взять себе все оставшиеся слова, которые не отвечали ни на какие вопросы. Какие это слова?

Дети: в, по, на.

4. Постановка проблемы.

Незнайка (обиженно): Что же это за слова, если к ним даже вопроса нельзя задать? Опять мне не повезло.

Ребята, а мы уже знаем, что есть такие слова, к которым нельзя задать вопрос, что это за слова?

Ребята, а с какими маленькими словами мы уже знакомы? (Междометия)

– Я расскажу о междометии, а вы будете мне помогать.

Мне, – сказало Междометье, –

Интересно жить на свете.

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрёк, запрет.

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет...

Тот, кого охватит страх,

Произносит слово ... (все говорят: Ах!)

У кого тяжёлый вздох,

Произносит слово... (все говорят: Ох!)

Кто встречается с бедой,

Произносит слово ... (все говорят: Ой!)

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово ... (все говорят: Эй!)

У кого захватит дух,

Произносит слово ... (все говорят: Ух!)

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!

Так может это междометия? Нет.

А что такое междометья? (это маленькие слова, к которым нельзя задать вопрос. Междометия помогают выразить чувства)

Что у этих слов общего? А чем отличаются?

Учитель: Ребята, а может быть уже кто-то знает как называются эти слова? (выслушать ответы детей).

Предлог - это греческое слово, означает « перед словом». Всего насчитывается около 200 предлогов.

Это очень нужные слова и ты сегодня в этом убедишься.

Работа над новым материалом. Практическая часть.

- Выполняйте мои команды: Положите ручку на книгу, под книгу, за книгу, в книгу, около книги.

Проблемная ситуация: Положите ручку книгу.

- Почему вы не знаете, куда надо положить предмет? (не назвали предлог)

Вывод: Каждый предлог имеет своё значение и их нельзя путать. Предлог помогает понять, где находится предмет

На слайде слова: «сова», «дупле», «живёт»

-Составьте предложение. О ком оно будет?

-Что сказано о ней? Задайте вопрос.

-С помощью вопроса свяжите слова «живёт» и «дупле».

-Достаточно ли вопроса? Что нужно употребить для связи этих слов? Как это будет звучать?

-Так для чего нужны предлоги?

-Запишите  построенное нами предложение. Разбор предложения у доски.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 1  3  5  3  1      

– Что вы знаете о предлогах? (Пишутся раздельно со словами, относятся к какому-то слову.)

– Сравните свои знания о предлоге с тем, что говорится в учебнике о предлоге. Найдите эту информацию.

Чтение текста о предлоге в рамке учебника.

– Можно ли добавить что-то к этой информации?

-В книге “Приключения Незнайки и его друзей” очень много стихотворений. Только, пока я шла на урок, из них выпали все предлоги. Ваша задача (группа по четыре человека) вставить все предлоги.

После работы в группах один представитель от группы выходит к доске. По очереди зачитывают восстановленные стихотворения.

Знайка шёл гулять (на) речку
Перепрыгнул (через) овечку.

(У) Авоськи (под) подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

Огромный шар, надутый паром,
Поднялся (в) воздух он недаром.

Вдруг (с) лягушкой повстречались
И скорей домой примчались.

(В) траве сидел кузнечик
Совсем как огуречик.

Отважных путников встречаем (с) жаром!
Отправились они (с) большим воздушным шаром.

Учитель: Какую роль играют предлоги в предложении?

Дети: Связывают слова по смыслу.

Учитель: Как пишутся предлоги со словами?

Дети: Раздельно.

Учитель: Давайте теперь подытожим всё, что мы узнали про предлог.

Дети: Предлог-это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлог со словами пишутся раздельно.

Д.М. с. 46, упр. 96

тест

Упр. 108 – развивается умение раздельно писать предлоги со словами, составлять предложения, включающие предлоги, определять значения, которые помогает выразить предлог в предложении.

– Запишите слова с предлогами, подчеркните место между предлогом и словом. Это место называется пробел – промежуток между двумя словами.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Назовите ключевые слова урока. (Предлог, раздельно, нельзя поставить вопрос.)  4   4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Упр. 92 («Дидактический материал»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал содержит ряд заданий по дифференциации предлогов и междометий....

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал подготовлен на основе методических рекомендаций к уроку....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Раздельное написание предлогов"

Урок  изучения нового материала позволяет решить задачу раздельного написания предлогов. В ходе урока решается ряд других проблем, направленных  на развитие и воспитание обучающихс...

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тема:  Употребление в речи предлогов.   Раздельное написание предлогов с другими словами.Цели:а) расширить знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;б) учить ...

Тема:«Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами».

Проект урока русского языкаВо 2 классепо учебнику Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В.Цель:Создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания предлогов и...

Тема урока: «Раздельное написание предлогов с другими словами»

·         познакомить учащихся с понятием «предлог» и его ролью в речи·         ввести алгоритм определения предлога с п...

Урок русского языка для 2 класса по теме "Раздельное написание предлогов со словами"

На уроке учащиеся научатся употреблять предлог  с именами существительными или местоимения­ми; устанавливать связь слов в предложении с помощью предло­га; писать предлоги отдельно от других слов...