Тема:«Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Захарова Ольга Владимировна

Проект урока русского языка

Во 2 классе

по учебнику Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В.

Цель:

Создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания предлогов и развитие навыка правописания предлогов с другими словами, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как к духовной ценности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_russkogo_yazyka_ya.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка

Во 2 классе

по учебнику Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В.

Тема:«Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами».

Цель:

Создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания предлогов и развитие навыка правописания предлогов с другими словами, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как к духовной ценности.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор.

2.Компьютер

3.Карточки для индивидуальной работы.

4. Учебник, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, русский язык, 2 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1.Организационный момент (30 сек)

2.Чистописание

    (2 мин)

3. Словарная работа.(3мин.)

4. Актуализация знаний (3 мин)

5. Целеполагание

        (1 мин)

6. Планирование (2 мин)

7. Реализация плана

       (20 мин)

8.Контроль(4 мин)

9 .Оценка (1 мин)

10.Задание на дом и инструктаж по его выполнению.(2 мин)

11. Рефлексия

(2 мин)

                                                             

2 слайд

Психологический настрой

На улице зима…  Снежинки падают и остаются на ресничках – чистые, хрупкие, сверкающие. Это маленькие звёзды с волшебным вкусом Нового года. И давайте мы поймаем такую звёздочку и загадаем желание. И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. Превратим наш класс в зимнюю сказку. Прикрепите снежинку там, где вам понравится.

Будьте на уроке легкими, веселыми, уверенными, как эти летящие снежинки.

- Открыли тетради, записали число, классная работа. А теперь послушайте загадку, в её отгадке вы найдете букву, которую мы сегодня будем писать на минутке чистописания.

3 слайд

«Дедушка мост мостит без топора»

-Назовите первый звук. Дайте характеристику этому звуку (м-согласный, звонкий, твёрдый).

 -На минутке чистописания мы будем писать букву, которая соответствует первому звуку в слове мороз.

4 слайд

Запишите красивым каллиграфическим подчерком буквы М м

5 слайд

- Вернёмся к нашей отгадке. Слово мороз, какое слово?

-Запишите.

-Подберите и запишите родственные слова. Работаем в парах

-Проверим, какие родственные слова придумали?

-Что нужно обозначить в родственных словах?

-Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните опасные места

-Какой корень выделили?

-Составьте словосочетание со словом морозная (-ое,-ый)

-Запишите словосочетание

-Сделайте графическое обозначение

-Что обозначают слова?

6 слайд

-Прочитайте слова.

Ай, по, про, ох, на, ух, к, у, эй, от, до, за, ой, из.

- Назовите слова, которые выражают разные чувства: радость, восторг, огорчение, восхищение, жалость, страх.

-Запишем эти слова

-Как называются эти слова?

7 слайд

Что выражают?

-Можно ли поставить вопрос?

8 слайд

- А теперь прочитайте слова, которые не отнесли к этой группе.

-Ниже, на новой строчке запишем эти слова

 

- Как они называются?

9 слайд

По, про, на, к, у, за, из - это предлоги.

10 слайд

-Что общего у этих слов?

-Какие это слова по своему размеру?

-Можно ли поставить вопрос к междометиям?

Можно ли поставить вопрос к предлогам?

-А чем отличаются предлоги от междометий?

-Как могут употребляться междометия?

-А предлоги?

-Для чего в речи употребляются междометия?

-Для чего употребляем предлоги в речи?

-Что ещё вы знаете о предлогах?

Как предлоги пишутся со словами?

-Чем же будем заниматься сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

11 слайд

- Наблюдение над  особенностями употребление в речи предлогов.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

-Какую цель поставите перед собой.

12 слайд

-Пронаблюдать за ролью предлогов в речи.

-Научиться правильно, писать предлоги с другими словами.

-Учиться правильному употреблению предлогов в устной и письменной речи.

-Как вы думаете, какой будет последовательность  работы?

НАБЛЮДАЕМ

Вот потеха, сказал Вова Колесников, предлоги такие маленькие, всего 1, 2, 3, буквы, что необязательно их использовать.

Посмотрите, какие предложения составил Вова Колесников без предлогов, получились  ли предложения?

Хорошо зимой гулять лес.-1 группа

Пушистый снег лежит  деревья. -2 группа

13 слайд

-Какая ошибка в 1предложении?

Все ли слова связаны между собой?

-Что нужно сделать, чтобы восстановить связь? Как исправить ошибку?

-Какова роль предлогов в речи, для чего они служат?

-Как напишем предлог со словом?

-Запишите правильно 1 предложение.

14 слайд

Хорошо зимой гулять по лесу

- Обозначим орфограмму – подчеркнем место между предлогом и словом – поставим пробел.

-Как пишутся предлоги со словами?

15 слайд

Прочитайте второе предложение.(2 группа)

Пушистый снег лежит  деревья

Какая ошибка в предложении?

Все ли слова связаны между собой?

-Что нужно сделать, чтобы восстановить связь? Как исправить ошибку? 

-Какова роль предлогов в речи, для чего они служат?

-Как напишем предлог со словом?

-Запишите правильно 2 предложение.

16 слайд

Пушистый снег лежит  на деревьях.

- Обозначим орфограмму – подчеркнем место между предлогом и словом – поставим пробел.

- Зададим к каждому слову в этом предложении вопрос.

- С каких слов начинается разбор? (предмет и действие)

- Можно ли задать вопрос отдельно к предлогу «на»?

- С каким словом употреблен предлог «на»?

-Сделайте вывод о предлоге

17 слайд

ВЫВОД

Предлог – маленькое слово,  к нему нельзя поставить вопрос, самостоятельно не употребляется, нужен для связи слов в предложении)

18 слайд

«Предлог» в переводе с греческого означает «перед словом».

19 слайд

В русском языке около двухсот предлогов и они занимают четвертое место по частотности употребления. Чаще других употребляются предлоги: о, об, по, под, от, около, за, на, над, с, к, из, в, без, и др.

ТРЕНИРУЕМСЯ

-Теперь потренируемся писать слова с предлогами.

-Упр 108 (с.68)

Прочитайте задание

Что нужно сделать?

Спишите.

Подчеркните пробел между предлогом и словом.

Как пишутся предлоги с другими словами? Прочитайте правило.с.69

Для чего в нашей речи нужны предлоги? Прочитайте правило.с.70

20 слайд

  • Физкультминутка

Если я говорю слово – не предлог – тянемся вверх, если предлог – присесть руки в стороны.

Снег, под, санки, в, от, коньки.

- Ты едешь на лыжах

-Ты очищаешь от налипшего снега обувь

- Ты играешь в снежки

- Ты на коньках делаешь «ласточку»

- Ты поймал снежинку и любуешься ею “

 21 слайд

-А сейчас мы попробуем найти предлоги на картине Пластова «Первый снег». Этот художник очень любил изображать детей, потому что дети всегда очень искренне радуются маленьким чудесам природы, например: чуду первого снега. За ночь выпал снег и засыпал крыши, землю. Дети выбежали из дома полюбоваться на новый вид родной деревни.

В тетради записываем предлог с существительным, обозначаем орфограмму.

-Откуда выбежали дети?        

из дома

-Где стоят дети?        

на крыльце

-Где растет береза?        

(около, возле  у) дома

-Где сидит сорока?        

на ветке

-По чему ходит ворона?        

по снегу

-Откуда падает снег?        

с неба

-тест

1.Предоги нужны для …

     1)связи слов в предложении          2) выражения чувств

2.Предлог со словом пишется…

     1)вместе      2)раздельно      3) через чёрточку

3. К предлогам вопрос

      1) можно задать   2) нельзя задать      

4. Укажи предлог

1)ах       2)по    3)летит   4)лыжи  

5.Выбери нужный предлог.

Кружатся  …_ воздухе снежинки.

1)на   2)по    3)за   4)в

22Слайд

Проверте тест

1

2

3

2

4

Самооценка по шкале оценок

       Усвоившим удовлетворительно 

-стр.69, упр.109 (спиши слова с предлогами)

 -Дифференцированное индивидуальная работа после уроков

      Усвоившим хорошо и отлично

-Стр69, упр.109 (Придумай предложения с данными словами)

-Урок подошёл к концу. Мы много поработали.

-Достигли ли цели урока?

-А зачем мы этим занимались?

-Что было трудно?

-В чём сомневался?

-Чем остался доволен?

На партах у каждого ученика «узелок» вписать в него предлог, который больше понравился, и закрасить тем цветом, какое у вас настроение сейчас.

Включается в урок, во взаимодействия с одноклассниками, с учителем

мороз

мороз

словарное

морозная, заморозить, морозик,  морозец, подморозило.

выступают от каждой пары по одному человеку

выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть опасное место.

Дети работают самостоятельно

мороз

морозный день

один ученик записывает у доски

                      ×  

морозный день

что? День - это предмет, день какой?  Морозный - это признак предмета.

Ай, ох, ух, эй, ой.

Учащиеся по одному называют междометия и записывают в тетрадь.

Это междометия

Выражают разные чувства

 нельзя поставить вопрос

По, про, на, к, у, за, из

Учащиеся по одному называют предлоги и записывают в тетрадь.

(мнения учащихся)

Маленькие, ничего не называют.

нет

нет

междометия могут употребляться самостоятельно.

Не употребляются самостоятельно

Выражают чувства, но не называют их.

Не знаем

Предлоги пишутся раздельно со словами.

Дети с помощью учителя формулируют тему

Дети с помощью учителя формулируют цель урока

1.Наблюдение за словами с предлогами

2. Вывод: роль предлогов в речи. Раздельное написание предлогов.

3. Тренировка в написании слов с предлогами.

Учащиеся работают в группах.

Выступающий обосновывает точку зрения своей группы.

Нарушена связь со словом лес.

Вставить предлог по и изменит слово лес

Предлоги служат для связи слов в предложении

отдельно

Предлоги со словами пишутся отдельно

Нарушена связь со словом деревья

Вставить предлог на и изменит слово деревья

Предлоги служат для связи слов в предложении

Предлоги со словами пишутся отдельно

К предлогу нельзя поставить вопрос

Ученики формулируют вывод

Учащиеся сравнивают, исправляют ошибки.

Учитель встречается глазами с каждым ребёнком.

Работа в парах

Выявление за короткий промежуток времени уровня знаний большинства учащихся и усвоение типичных недостатков в их усвоении,

осуществление активизации опорных представлений и понятий, полученных ранее, ликвидация причин, обнаруженных недостатков

Мотивация: создание ситуации самостоятельного поиска с помощью наблюдений.

Мотивация: создание ситуации самостоятельного поиска с помощью наблюдений.

Предложения записаны на карточках

.

Работа с учебником

Предупредить физическое напряжение, усталость, утомление, способствовать усилению работы во второй половине урока.

Один ученик с комментированием записывает на доске, остальные в тетради.

                                                                                                                                                                 

Тест записан на карточках

Каждый ученик озвучивает свою оценку.