Тема урока: «Раздельное написание предлогов с другими словами»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лисунова Елена Николаевна

·         познакомить учащихся с понятием «предлог» и его ролью в речи

·         ввести алгоритм определения предлога с помощью кластера

·         формировать навыки раздельного написания предлогов со словами

·         развивать речь, внимание, мышление, воображение учащихся

·         воспитывать интерес к предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111moy_urok_2013.docx46.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 03.12.2013 г.

Педагог: Лисунова Елена Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 2 «Б»

Тема урока: «Раздельное написание предлогов с другими словами»

Этапы урока

Содержание этапа

Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)

1.

2.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность, на совместное сотрудничество с учителем, с  одноклассниками.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: настроить учащихся на продолжительную, продуктивную работу: создать положительный эмоциональный настрой у учащихся,  напомнить учащимся о правилах посадки при письме, организовать учащихся на совместную познавательную деятельность.

Методы: словесный, стимулирования.

Форма работы: фронтальная

Результат: готовность учащихся к активной деятельности на уроке

Актуализация опорных знаний.

Определение темы урока. Постановка задач.

Цель,  которая должна быть достигнута учащимися:на основе имеющихся знаний осознать потребность в построении нового способа действий.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: подготовить учащихся к усвоению новых знаний на основе систематизации изученного материала, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

Методы: словесный (вводная беседа), создание проблемной ситуации, волевые (формирование рефлексивности)

Форма работы: фронтальная

Результат: систематизация изученного материала и готовность учащихся к изучению нового материала

Изучение нового материала.

Цель,  которая должна быть достигнута учащимися: определить роль предлогов в речи

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: сформировать знания о предлоге, его роли в речи

Методы: словесный (беседа),  проблемный, игровой

Форма работы: фронтальная, парная

Результат: причинно-следственные связи и значимость изучаемого материала установлены, тема и цель урока сформулированы  учащимися в сотрудничестве с учителем

Физминутка

Цель,  которая должна быть достигнута  учащимися: научиться определять на слух  слова- предметы и предлоги, уметь переключать внимание, снять утомление мышц туловища.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для развития у школьников умения определять на слух слова-предметы и предлоги, содействовать сохранению здоровья учащихся.

Методы: дидактическая игра

Форма работы: коллективная

Результат: готовность детей к дальнейшей плодотворной работе

Закрепление  изученного

Цель,  которая должна быть достигнута учащимися: научиться самостоятельно подбирать предлоги к словам, видеть роль предлогов речи

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: добиться осмысленности усвоения учебного материала, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию у школьников коммуникативных способностей в совместной деятельности

Методы: частично – поисковый, словесный (беседа),  социальные (создание ситуации взаимопомощи), волевые (формирование рефлексии), словесный (беседа)

Форма работы: индивидуальная,  групповая

Результат: выработка умений подбирать предлоги, развитие речи, расширение словарного запаса

Домашнее задание творческое.

Цель,  которая должна быть достигнута  учащимися: понять цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: помочь учащимся осознать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания, учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и предложить варианты домашнего задания с учётом возможности и желаний  учащихся.

Методы: словесный (беседа), познавательные (учёт познавательных интересов, выполнение творческих заданий)

Форма работы: фронтальная

Результат: осознание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Итог урока. Рефлексия деятельности

Цель,  которая должна быть достигнута учащимися: оценить значимость своих учебных действий

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

создать условия для развития у школьников умения разумно и объективно анализировать свою учебную деятельность, содействовать осознанию того, что уже усвоено и что ещё надо усвоить.

Методы: словесный (беседа),волевые (самооценка и коррекция своей деятельности)

Форма работы: групповая

Результат: осознание учащимися своих учебных действий

Учитель: Вы хорошо провели перемену?

Чем вы были заняты? СЛАЙД 2

Посмотрите на картинки. Расскажите о занятиях детей.

Ученик: Дети рисуют. Мальчик катается на коне и т. д.

 Учитель: А какое настроение у детей?

Ученик: Хорошее

Учитель: Можно ли все их занятия назвать одним словом – деятельность

Ученик: Да

Учитель: Вот и нам на уроке предстоит учебная деятельность, и я хочу вам пожелать осуществлять её в очень хорошем настроении.

Учитель: А что ещё нам может создать хорошее настроение и способствовать успешности нашей работы, мы попробуем выяснить в ходе словарной работы.

Учитель: Открываем тетради. Соблюдаем наклон  и правила посадки при письме. Записываем:

Третье декабря.

 Классная работа.

Словарная работа.

Учитель: Дополните слова к предложенным ситуациям

 

  • - Карлсон за пять минут съел варенье, но забыл сказать (спасибо)
  • -Незнайка, уходя, забыл сказать (до свидания)
  • - Мальвина была очень воспитанной девочкой. Если она причиняла какие-то неудобства кому-либо,она вежливо произносила (извините)
  •  -В диктанте была допущена  (ошибка)
  • -Для поездки на экскурсию был заказан (автобус)
  • -Мы учимся в просторном светлом ( классе - класс)
  • -Необходимо быть предельно внимательным во время прогулки на         (улице - улица)

Учитель: Прочитайте слова, которые записали. Давайте проверим написание данных словарных слов. СЛАЙД 3

Учитель: Какие слова, из  записанных вами, мы часто употребляем при общении друг с другом?

Учитель: Как  можно назвать эти слова?

Ученик: Волшебные

Учитель: Дополните эту группу слов.

Ученик: Здравствуйте, добрый день и т.д.

Учитель: Так что же ещё может нам помочь создать хорошее настроение и условия для успешной работы?

Ученик: Употребление вежливых слов.

Учитель: А как бы вы связали данные слова с другими записанными словами.

Ученик: Было бы ошибкой не употреблять эти слова в речи.

 В транспорте, общаясь в классе и на улице, нам приобщении друг с другом  необходимо в речи употреблять эти слова.

 Сегодня 3 декабря – начало зимы  и хочется сказать: «Спасибо» Татьяне Андреевне Шорыгиной, которая написала замечательное стихотворение о снегирях. Прочитайте его. СЛАЙД 4

Стынут ветки    морозе
                сосны и ели. 
Что за чудо?   берёзе 
Яблоки поспели.

Подойду поближе    ней,
И глазам не верится.
Стайка алых снегирей 
Облепила деревце.

Учитель: Что вас насторожило в данном стихотворении?

Ученик: Есть рифма - один из главных признаков стихотворного текста.

Ученик: Не хватает слов, чтобы красиво звучало стихотворение.

Учитель: А каких слов там не хватает?

Ученик: Я думаю предлогов.

Учитель: Сможете ли вы без них исправить предложения в стихотворении?

Ученик: Нет.

Учитель: Попробуйте найти недостающие слова в стихотворении и сформулируйте тему урока.

Ученик: СЛАЙД 5

Стынут ветки  на морозе
У  сосны и ели. 
Что за чудо? На  берёзе 
Яблоки поспели.

Подойду поближе  к  ней,
И глазам не верится.
Стайка алых снегирей 
Облепила деревце.

Ученик: Мы сегодня будем говорить о предлогах. СЛАЙД 6

Учитель: Давайте составим план урока. СЛАЙД 7

Ученик:

Узнать, что такое предлог.

Для чего нужны предлоги?

Как пишутся предлоги с другими словами?

Учитель: Что мы сейчас делали?

Ученик: Планировали свою деятельность.

Работа в парах.

Учитель: Откройте учебники на стр.79 и найдите упр.107

Прочитайте слова

Ай, по, про, ох, на, ух, к, у, эй, от, до, за, ой, из.

Учитель: Что общего у этих слов?

Ученик: Они « маленькие». К ним нельзя поставить вопрос

Учитель: На какие группы их можно разделить

Учитель: Запишите слова в 2 столбика. ( по вариантам)

СЛАЙД 8

Ученик:  1 группа: ай, ох, ух, эй, ой – это слова, выражающие   чувства, - междометия

2 группа: по, про, на, к, у, от, до, за, из. Это предлоги.

Учитель: Что вы знаете о предлогах?

Ученик: Предлоги пишутся раздельно со словами.

Относятся к какому-то слову.

Учитель: А чем отличаются предлоги от междометий?

Ученик: Предлоги не употребляются самостоятельно.

Учитель: Сравните свои знания о предлоге с тем, что говорится в учебнике о предлоге. Найдите эту информацию.

Чтение текста о предлоге в рамке учебника(стр.79)

Учитель: Можно ли добавить что-то к этой информации?

Ученик: Не употребляются самостоятельно в речи.

Учитель: Что сближает предлоги с междометиями?

Ученик: К ним нельзя задать вопрос.

СЛАЙД 9

Учитель: Предлог с греческого переводится "перед словом". В русском языке около 200 предлогов, Но мы будем работать только с самыми распространёнными. Вот они:         

СЛАЙД 10

в, с, у, о,

от, до, на, по, со,

над, под, при, про, без,

около, перед.

СЛАЙД 11

Учитель: А почему предлоги пишутся раздельно со словами, мы узнаем из сказки "Ссора предлогов с другими словами". Послушайте.

Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так поссорились со словами – предметами и те очень обиделись на задир.

Когда с Предлогами ставили другие слова, те далеко отодвигались от Предлогов. И Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.

Так Предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог - это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

Учитель: Итак, почему предлоги пишутся раздельно?

Ученик: Предлог - это слово, а все слова пишутся раздельно.

СЛАЙД 12

  • Учитель: Ребята, мне так и хочется  об этом сказать: « Заруби себе на носу»

Учитель: А что значит: зарубить на носу?

Предположения детей.

Ученик: «Зарубить на носу» означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

Учитель: Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

 «Игра с ручкой»

Учитель: Давайте поиграем с вами в игру.

Выполняйте мои команды:

Положите ручку на книгу, под книгу, за книгу, в книгу, около книги.

Проблемная ситуация: Положите ручку книгу

- Почему вы не знаете, куда надо положить предмет?

Ученик: Не назвали предлог

Какой сделаем вывод: Каждый предлог имеет своё значение и их нельзя путать. Предлог помогает понять, где находится предмет.

Закрепление пройденного материала

Учитель: Проверим, как вы поняли, что каждый предлог имеет своё значение.

СЛАЙД  13

Учитель: Вставь предлоги, подходящие по смыслу:

Кот Васька лежит  ….  (окно).

Гриб растёт  ….  (дерево).

Птенцы сидят в ….  (гнездо).

Лодка отчалила  ….  (берег).

Лев готовится ….  (прыжку).

Проверка  СЛАЙД 14

Учитель: Как пишутся предлоги  с другими словами?

Ученик: Отдельно

Учитель: А теперь я проверю, как вы хорошо знаете предлоги. Я буду называть предлоги и слова - предметы. Если произнесу слово - предмет - поднимите руки вверх и потянитесь. Услышав предлог - присядьте.

Огонь, о, котёл, без, под, тина, черепаха, около, дружба, над, пиявка, про.

Учитель: Откройте учебник на с.80 упр.109. Какое задание?

(Дети читают.)

Учитель: Запишите предлоги со словом «Москва» по образцу.

Правильно выбрать предлог вам поможет таблица на доске. Выполняя упражнение, что мы должны помнить.

Запись на доске: Из__Москвы, над__Москвой, под__Москвой, в__Москву, возле__Москвы, по__Москве, через__Москву, к__Москве, у__Москвы, от__Москвы.

Учитель: Как пишутся предлоги со словами?

Ученик: Предлоги со словами пишутся раздельно.

Работа по группам.

Учитель:  Возьмите в руки карточки.

Я утверждаю, что на карточках записаны предложения.

Права ли я?

Ученик: Нет

Учитель: Почему?

Ученик: Не хватает предлогов. Нет связи слов в предложении.

Учитель: Подберите подходящие по смыслу предлоги.

  1. группа

Росла  *  лесу ёлочка.

2- группа

  Её принесли   *  школу.

3- группа

:: пушистой красавице прибежали дети.

4- группа 

Вечером ::. ветках появились игрушки.

5- группа 

Ребята танцуют ::. ёлки.

6- группа

Будет … елочки нашей веселье.

Учитель: Что же у вас получилось в результате? Зачитайте предложения.

Дети по группам зачитывают.

Учитель: Докажите, почему это можно назвать предложениями.

Ученик: Все слова в предложении связаны по смыслу.

Учитель: Подберите заглавие к этому тексту.

Ответы детей

Самостоятельная работа (дифференцированная)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Учитель: Для того, чтобы закрепить знания, полученные сегодня на уроке, я предлагаю вам выполнить следующее домашнее задание:

  1. Подготовить устное сообщение о предлоге, используя кластер.
  2. Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котенка, используя данные предлоги.

Учитель: Давайте подведём итог нашему уроку.  Попробуем составить кластер о предлоге.

Составление кластера учащимися по группам (Проверка на доске)

Оцените свою работу

Учитель: Кто может сказать себе: «Я хорошо поработал. У меня хорошее настроение, потому что мои знания о предлоге на высоте. Напишите на полях предлог  НА.

Учитель: Молодцы! У многих знания оказались на высоте. Мне очень приятно было с вами работать.

Учитель: В заключение нашего урока Попов Никита прочитает нам стихотворение:

Чудесный выдался денёк,

А я учу уроки…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза, скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

Что значит – «за» ?

И «за», и «по» - предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И – мчатся ПО дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

                                     ( А. Шибаев )

Аттестуемый педагог   Лисунова Елена Николаевна

Предмет       русский язык      Класс    2 «Б»

Тема урока «Раздельное написание предлогов с другими словами»

Цель урока: создать условия усвоения детьми новых знаний по данной теме

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием «предлог» и его ролью в речи
  • ввести алгоритм определения предлога с помощью кластера
  • формировать навыки раздельного написания предлогов со словами
  • развивать речь, внимание, мышление, воображение учащихся
  • воспитывать интерес к предмету

Тип урока: урок введения нового материала

Метод: деятельностный

Оборудование: мультимедийная презентация, выполненная в формате PowerPoint 2003, проектор, экран, компьютер, карточки для групповой и индивидуальной работы, таблица «Предлоги», кластеры, рисунки с домашним заданием, учебник «Русский язык» 2 класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

Формируемые УУД

Познавательные общеучебные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.

Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.

Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.

Коммуникативные: формирование умения работать в группе, сотрудничать.

Личностные: самоопределение, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал содержит ряд заданий по дифференциации предлогов и междометий....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости....

Тема:«Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами».

Проект урока русского языкаВо 2 классепо учебнику Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В.Цель:Создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания предлогов и...

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами", 2 класс

Третий урок по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос". Полную разработку с приложениями можно скачать, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/3sy8feiAdDwjT...