"Раздельное написание предлогов с другими словами"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок предназначен для работы во 2 классе, преследует цель научить детей раздельному написанию предлогов со словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  ( 2 класс)

Тема:   Раздельное написание предлогов с другими словами.

                Предлоги  в, на, об, с, из, без, над, под, от, до, у, около.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: научить писать предлоги раздельно со словами.

Планируемый результат: научиться писать предлоги раздельно со словами .

Задачи:1.Уметь работать по правилам группы, знать и стремиться выполнять правила, уметь адекватно оценивать речь партнёра.

               2.Уметь составлять алгоритм раздельного написания слов с предлогами.

               3.Уметь пользоваться алгоритмом  при написании слов, предложений, текста

 Оборудование:  мультимедиапроектор, раздаточный материал «Предлоги»  (конверты по числу  учащихся с карточками), карточки для индивидуальной работы ( для учащихся с высоким уровнем способностей ), картинки с разным пространственным отношением предметов( птичка и клетка).

Этап урока

Ход урока

 1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:  Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность .


    Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

И помнить в классе должен каждый-

Урок у нас уж очень важный!

Кто ж лучше, больше знает,

Тот награду за работу получает.

 2.Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений  в пробных действиях.

Цель: Организовать  актуализацию изученных способов  действий,  мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

  (На экране  картинки с разным пространственным отношением клетки и птички: птичка  сидит в  клетке, на клетке, за клеткой, у клетки.)

-Рассмотрите картинки. Что общего у них?

-Что обозначают слова «птичка», «клетка»? Как они называются?

-Сходство   картинок мы объяснили двумя  именами существительными . А   чем они отличаются?

-Достаточно ли теперь двух существительных, чтобы сказать об этом   отличии?

-Какое слово надо употребить в помощь первой картинке? Второй? Третьей?

-Знаете ли вы, как называются эти слова-помощники?

 3.Выявление места и причин затруднения. Пробное действие.

 Цель:  Мотивировать к пробному учебному действию  и организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

         -Отгадайте загадку:

      Всю ночь летает,

      Мышей добывает,

      А станет светло,

      Спать летит в дупло.

(На доске карточки со словами «сова», «дупле», «живёт»)

-Составьте предложение. О ком оно будет?

-Что сказано о ней? Задайте вопрос.

-С помощью вопроса свяжите слова «живёт» и «дупле».

-Достаточно ли вопроса? Что нужно употребить для связи этих слов? Как это будет звучать?

-Так для чего нужны предлоги?

-Запишите  построенное нами предложение на листочках.

-Поработайте в парах. Сравните : одинаковы ли  записи  у вас и вашего партнёра?

- Задание было для всех одинаковым, а записи  у вас разные. Как думаете, почему?

- Значит, чему  мы должны научиться?

    - Какова же цель нашего урока?

    - Как будет звучать тема урока?


На доске появляется схема                   ?                              

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель:  построить проект выхода из затруднения.

 -Прочитайте слова первого  и второго столбиков.

-Определите: в чём их сходство? А различие?

на берёзе           на белой берёзе        

у  дома               у родного дома        

 - Можете ли объяснить, почему слова и предлоги надо писать раздельно?

-

5.Реализация построенного проекта

Цель: реализовать построенный проект.


-Сравните новые знания с эталоном : откройте учебник, прочитайте правило и дополните нашу схему:                

   

5.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


         

Цель:  организовать усвоение детьми знаний на основе алгоритма

- Прочитайте слова, стоящие за скобками. Что они обозначают? Как называются? ( На экране)

(под)  т.традью                      (на) м.шине

(с)  м.локом                           (без) т.варища

(в)  п.льто                              (от)  м.дведя

-Что записано в скобках?

-Это может быть предлог, если  …  закончите фразу  хором.    ( можно поставить вопрос или другое слово


-Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.                                    

 Самопроверка.

-А теперь проверьте свою работу, исправьте ошибки, если   вдруг они появились. ( На экране те же слова, но уже со вставленными орфограммами раскрытыми скобками).

6. Включение в систему знаний и повторения 

Цель: научить использовать  новые знания в  совокупности с ранее полученными и обеспечить содержательную непрерывность  

           -Продолжаем наш урок:    

       Где же спрятался предлог?

       Кто бы мне узнать помог?

( На экране предложения)

1.Цветы (под)резали (под)корень.

2.(Без)передышки (без)дельничал  Емеля.

3.Тропинка (с)пускалась (с)горы.

-Последнее предложение вы запишите в тетрадях. А помогут  вам Зоркий Глаз и Чуткое Ухо. Смотрите и слушайте, и как только встретится место, которое пишется не так, как слышится, хлопните в ладоши.

-Прочитайте по слогам так, как пишется. Закройте глаза. Повторите. Откройте глаза и диктуйте себе также.

-Найдите главные члены предложения. Назовите второстепенные. Как написали «с горы»?

7.Физминутка.

-Я буду называть имена существительные и предлоги. Если услышите существительное – поднимите руки вверх, если предлог – скрестите руки и положите на плечи:

 Огонь, под, дым, ветер, около, дружба, над,  день, крыло, из, сердце, гнездо, на, в, забота.

  

(На экране предложения без предлогов..

     - А тут, детишки, такое дело:

       Предложение заболело.

       Сама я в толк никак не  возьму,

       Что ж теперь поможет ему?

-Работаем в группах.( Образование групп по инструкции учителя)

-Возьмите конверты .Выньте карточки. Что на них написано? Расположите предлоги в порядке их употребления в предложениях .    

1...дерева опадают листья.

2.Девочка пришла …магазина.

           3.…цветком жужжит пчела.

4.Речка бежит…мостом.

 -Продолжите «лечение» самостоятельно», запишите предложения в тетрадь. Что надо помнить, записывая предложение?

(Параллельно трое учащихся работают по индивидуальным карточкам, содержащим подобное задание, но большего объёма. Содержание карточек приводится ниже.)

  1 вариант                                                             

  2 вариант

Отец вернулся …завода.                                 Сестра приехала …села Каменки.

Коршун кружил  …берёзой.                           Шишка лежит …сосной.    

( Отвечающие ученики получают дополнительные вопросы:

1вариант:Назовите слова с непроверяемой безударной гласной. Какая орфограмма в слове кружил?

2вариант: Почему слово каменки написано с большой буквы? Как проверить гласные в  словах сестра, села, сосной?

 Карточка 1.  В, У,НА

…горах Азербайджана растёт конфетное дерево. Его плоды похожи …соевые батончики….дерева есть название- говения.

     Карточка 2.     НА,С,У,

…помощью ворон можно делать прогноз погоды. Если они усаживаются …макушки деревьев – мороз крепчает. Жмутся … земле –быть сильному ветру.

Карточка 3.  НА,  В,ИЗ.

…севере Австралии встречаются очень большие бабочки. Люди стреляют в них …лука. А мясо употребляют  … пищу.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: формирование выводов по изученному материалу.

- Какая у нас сегодня была цель?

-   Достигли ли мы её?

-Как  нам это удалось?

-Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, используя одно из высказываний из таблицы:

( проецируется на доску)

1.Я научился….

2.Могу похвалить себя за то, что…

3.Больше всего мне понравилось…

4.Мне показалось важным…

5.Было трудно, когда….

9.Домашнее задание:

Цель: закрепление полученных на уроке знаний.

 Списать с художественного текста 3 предложения с предлогом.

10. Награждение.

 Вручение ордена «Умник».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал содержит ряд заданий по дифференциации предлогов и междометий....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости....

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал подготовлен на основе методических рекомендаций к уроку....

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тема:  Употребление в речи предлогов.   Раздельное написание предлогов с другими словами.Цели:а) расширить знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;б) учить ...

Тема:«Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами».

Проект урока русского языкаВо 2 классепо учебнику Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В.Цель:Создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания предлогов и...

Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами", 2 класс

Третий урок по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос". Полную разработку с приложениями можно скачать, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/3sy8feiAdDwjT...