Научно-исследовательская работа по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»
творческая работа учащихся (2 класс) по теме
Работа представлена на научно-практическую конференцию учеником 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitsya_veselo.docx | 55.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ средняя общеобразовательная школа №7
г. Тынды Амурской области
Научно-исследовательская работа по теме
«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»
Выполнил работу:
ученик 2 «Д» класса
Кириллов Артём
Руководитель:
учитель начальных классов.
Дыняк Наталья Николаевна
Тында 2013
Оглавление
1.Введение………………………………………….………….3
2.Эмоции и познавательные процессы
2.1 Эмоциональные особенности, необходимые для поддержания учебной деятельности школьников......................................................................................4
2.2 Эмоциональный комфорт - необходимое условие для успешного осуществления процесса обучения……….…………….....................................6
3. Результаты наблюдения, опроса и выводы.
3.1.Результаты наблюдений…………………….............................................7
3.2.Результаты опроса…………………………………………………………8
4.Советы………………………………………………………11
5.Список литературы………………………………………...12
ВВЕДЕНИЕ
В этом учебном году 1 сентября, учительница сделала видеоклип из фотографий с наших праздников, уроков, субботников, перемен. Фотографии сменялись под музыку «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…»
Тогда слова песни были для меня непонятны, но заставили задуматься.
Все ребята знают, что нужно хорошо учиться. Учиться нужно, чтобы получить хорошие знания. Образованный человек чувствует себя уверенно, у него много друзей. В настоящее время, чтобы получить хорошую работу, необходимы глубокие и разносторонние знания, владение иностранными языками, компьютером. Школа помогает нам получить основу знаний.
Но бывает, случается всё наоборот. Ученику становится грустно, портится настроение и совсем не хочется что-либо делать. Невыполненные домашние задания и как следствие плохие отметки.
И я подумал: «От чего же зависит хорошая отметка? Может быть, правда, от настроения?»
Я поставил перед собой цель:
Выяснить, как весёлое настроение влияет на успешность в учёбе.
Определил задачи:
- Провести анкетирование по 2 классам.
- Провести наблюдение «Дневник настроения» в своем классе.
- Провести опрос учителей и родителей.
Актуальность и практическая значимость выбранной темы связана с тем, что мир осознал, что решение проблем современности, зависит от высокого качества образования.
Гипотеза: Ели настроение действительно влияет на качество обучения, то осознание этого позволит выработать программу «С радостью за пятёрками!»
Глава 2. Эмоции и познавательные процессы
2.1 Эмоциональные особенности, необходимые для поддержания учебной деятельности школьников.
Что значит весело? Что значит положительные эмоции? Мне пришлось обратиться к словарю.
а) Весело. I нареч. качеств. Радостно, оживленно. II предик. 1. О ситуации, вызывающей веселье, доставляющей радость, создающей хорошее настроение. 2. О состоянии веселья, радости, в котором пребывает кто-либо.
Толковый словарь Ефремовой.
б)Весело нареч. 1. Радостно, оживлённо провести время, весело улыбаться, весело приветствовать друзей. 2. в функц. сказ. О чувстве веселья, радости, испытываемом кем-либо. Мне сегодня весело на душе, на сердце. // О веселье, радости, царящей где-либо.
Большой толковый словарь русского языка.
Положительные эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением тех или иных потребностей организма. Положительные эмоции вызываются возбуждением центров удовольствия центральной нервной системы.
Оказалось, что эмоции отражают для нас окружающий мир в форме непосредственного переживания явлений и ситуаций, обусловленного тем, насколько они удовлетворяют наши разнообразные потребности.
Любая новая ситуация, информация, которая способствует удовлетворению потребностей, вызывает положительные эмоции, а информация, снижающая эту вероятность, неизбежно вызывает отрицательные эмоции. Поэтому в одних случаях мы выбираем такое поведение, которое помогает усилить, повторить радость, восхищение, интерес; в других – такое, которое ослабляет радость, восхищение, интерес; в других – такое, которое ослабляет или предотвращает страх, огорчение, гнев. Так эмоции регулируют наше поведение.
Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. В учебной деятельности они проявляются при удовлетворении мотивации учения, мотивации достижения и др. в виде радостного отклика, повышенного настроения, хорошего самочувствия. Положительное эмоциональное возбуждение улучшает выполнение заданий. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения.
2.2 Эмоциональный комфорт - необходимое условие для успешного осуществления процесса обучения.
Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной.
Выводы и результаты финского исследователя Лампликоского подтверждают, что эмоции способствуют сохранению в памяти связанного с ним материала, причем положительные эмоции, возможно, облегчают запоминание в большей степени, чем отрицательные, а сильные эмоции — больше, чем слабые.
В общем виде, можно констатировать, что эмоциональные процессы:
- Во-первых, активируют интеллектуальные процессы, то есть содействуют их усилению, значительному расширению, а иногда и ускорению;
- Во-вторых, оказывают избирательное влияние на содержание интеллектуальных процессов, способствуя возникновению таких ассоциативных процессов, содержание которых связано с содержанием эмоциональных процессов.
Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения.
3. Результаты наблюдения и опроса.
3.1.Результаты наблюдений.
Я решил понаблюдать, как оценки зависят от настроения.
Для этого я предложил ребятам нашего класса принять участие в моём наблюдении. Мы завели «Дневник настроения», где я отмечал настроение ребят по 5-бальной шкале и просил ребят объяснить причину их хорошего или плохого настроения. В конце дня мы выставляли полученные оценки.
То, что удалось выяснить, нас очень заинтересовало. Те дети, которые приходили в школу в весёлом, радостном настроении, получали положительные оценки, что создавало ситуацию успеха. Детям нравится учиться хорошо, и они с положительными эмоциями ходят в школу. Легко справляются с работой и опять с радостью получают хорошие отметки! А те ребята, которые приходят в школу в плохом настроении, неважно по какой причине, у них нет желания работать. Оттуда присутствие не ситуации успеха в деятельности, а бесконечности урока и отсутствия результатов. Эти ребятишки плохо усваивают материал (не о том думают), потом не могут самостоятельно справиться с заданием, и как следствие плохая успеваемость. А поскольку плохие отметки ещё никого не радовали, то опять эмоциональный дискомфорт и уже стойкое нежелание учиться.
- Результаты опроса.
Поскольку наблюдения проводились только на нашем классе, мы подумали, что это не очень объективные выводы и решили провести опрос по всем вторым классам. Ребятам было задано два вопроса. Когда у тебя получается все и хорошо, а когда не получается или получается плохо? Зависит ли это от вашего настроения? Результат был 100%. Все ребята отметили, что когда тебе весело и хорошо, всё дело спорится, а когда грустно и плохо, все валится из рук.
4.Советы.
В целях развития эмоциональной сферы нужно формировать у ребенка необходимые навыки в управлении своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, и др.); научить его понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. С эмоциональным благополучием ребенка связана как его оценка самого себя, так и успехи в учёбе.
Эмоциональная сфера наиболее подвержена разрушительным воздействиям среды, в которой живет современный человек. Одним из таких воздействий является повышенная тревожность человека.
В деятельности, направленной на достижение успеха, не должно быть тревожности, боязни неудачи. Должен быть только положительный настрой.
- Боязнь неудачи - доминирует над стремлением к достижению успеха;
- Мотивация достижения успехов обычно перевешивает опасение возможной неудачи;
- Большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче;
- Успех – это радость, это – сила!
Приложение 1.
Представленные результаты свидетельствует о том, что успешность в учёбе зависит от хорошего настроения.
Мы сделали вывод, что ребята с плохим настроением, как правило, плохо работали на уроках и получили плохие оценки.
Приложение 2.
Большинство ребят отметили, что их успешность очень сильно зависит от хорошего настроения. Мы можем сделать предположение, что это главное условие для успешности.
Список литературы.
- Амонашвили Ш.А. Размышление о завтрашнем дне шестилеток.- М., 1983.
- Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения.- М.,1997.
- Ильюченок Р.Ю. Эмоции и память. - Новосибирск, 1988 .
- Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.-
М., 1950.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.- M.,1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"
Классный час разработан для учащиххся 3-4 классов. Он направлен на формирование представлений об истоках юмора в народном фольклоре; обзорно знакомит учащихся с современными...
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.
Проведение экскурсий в первом классе в начале учебного года....
дополнительная общеразвивающая программа "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!"
данная программа разработана и реализуется автором на базе общеобразовательного учреждения по запросу учителей начального звена. Программа направлена на удовлетворение потребностей младших школьников ...
Проектно-исследовательская работа по теме "Учить словарные слова - легко!" 4 класс.
Проектно-исследовательская работа по теме "Учить словарные слова - легко!" 4 класс....
Занятие на тему "Чтобы хорошо жить,надо труд любить"
Знакомство с пословицами о труде...
Научно-исследовательская работа " С песней весело шагать"
Песня отражает характер каждого народа, исторические события.Песня отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры.Песня влияет на настроение человека, так как при лю...
Занятие на тему "Чтобы хорошо жить,надо труд любить" презентация к уроку (4 класс)
Занятие на тему "Чтобы хорошо жить,надо труд любить"презентация к уроку (4 класс)...