Классный час "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"
классный час (3 класс) по теме

Дёмина Наталья Николаевна

       Классный час разработан для учащиххся 3-4 классов. Он направлен на формирование представлений об истоках юмора в народном фольклоре; обзорно знакомит учащихся с современными детскими писателями, которые работают в юмористическом жанре ( М. Бородицкая, Ю. Владимиров, Б. Заходер, Э. Успенский, А. Усачев ). Занятие способствует развитию чувства юмора и фантазии у детей, а так же развитию актерского мастерства, воспитывает любовь к литературе и интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitsya_nado_veselo_chtob_khorosho_uchitsya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».

Цели: формирование познавательных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий  (сформировать представление об истоках юмора в народном фольклоре, обзорно познакомить с современными детскими писателями, которые работают в юмористическом жанре; развивать чувство юмора и фантазии, развитие актерского мастерства; прививать любовь к литературе, воспитывать интерес к чтению).

Оборудование: портреты детских писателей (М. Бородицкая, Ю. Владимиров, Б. Заходер, Э. Успенский, А. Усачев); выставка сочинений детей на тему «Самый смешной случай в моей жизни», музыкальное сопровождение.

Подготовительная работа: подбор и разучивание произведений устного народного творчества, стихотворений, сценок.

ХОД ВЕЧЕРА.

- Сегодня мы с вами проводим литературный вечер, который называется «Путешествие в Смехляндию». Мы отправимся с вами  в литературную страну юмора и смеха. Я надеюсь, вы любите смеяться и шутить?! Замечательно!

Начнем наше путешествие. Сначала мы пройдем по самым древним улицам Смехляндии, и заглянем в прошлое литературы. Какими были первые смешные произведения в детской литературе? Что это были за жанры? (Ответы учащихся.)

Правильно, юмор всегда присутствовал в устном народном творчестве, существовал так называемый потешный фольклор. Его назначение  развлечь, развеселить, потешить себя, своих товарищей. Первые потешки – песенки, которые сопровождают несложные игры и забавы взрослого с маленьким ребенком.

Учащиеся читают потешки1.

1 Помимо  приведенных можно подобрать и другие тексты, желательно сопроводить их показом действий или предметов, в них упоминаемых. – Ред.

Сорока-ворона кашу варила,

Деток кормила...

Этому дала (загибают один пальчик),

Этому дала (загибают второй пальчик),

Этому дала (загибают третий пальчик),

А тебе не дам:

Ты в лес не ходил,

Дров не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил

Не дам тебе кашки!

        * * *

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки (показывают),

Этот с правой ножки (показывают).

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки;

Эта – с правой ножки (показывает),

Эта – с левой ножки (показывает).

Вот так хорошо!

- Сочинял народ для забавы прибаутки. Они восходят к «скоморошным» песням, т.е. песням, которые пели скоморохи. В Древней Руси скоморохи  это бродячие певцы  музыканты или актеры. Прибаутки  это часто веселые песенки о животных, которые как бы живут человеческой жизнью. Такие песенки поются детям, которые задают бесконечные вопросы.

Ученики исполняют прибаутки (можно в лицах).

        * * *

- Жук, жук, где твой дом?

- Под березовым листом!

Ехал Филя-коновал,

Мой дом растоптал!

        * * *

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень,

Шея не ворочается.

А посмеяться хочется.

        * * *

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

- Всему ответу я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

- Но самый интересный и веселый жанр в потешном фольклоре – это небылицы. Здесь события развиваются совершенно невероятно с точки зрения здравого смысла.

Учащиеся читают небылицу.

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Выбегла дубина

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик,

С бабой на плечах.

Кнут схватил собаку

Парить мужика,

А мужик со страху

Бац под ворота.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны с бабами

На пожар спешат.

- Теперь мы попадаем с вами на современные улицы Смехляндии, где живут известные детские поэты и герои их юмористических стихов. Давайте же скорее смеяться вместе с этими весельчаками.

Учитель вывешивает портреты писателей,  звучат стихи в исполнении учащихся, все сопровождается музыкой из веселых детских песен.

        Колдунье не колдуется

Сидит колдунья, дуется

На целый белый свет:

Колдунье не колдуется,

И вдохновенья нет.

Наколдовала к завтраку

Из Африки банан.

А появился – здрасьте вам!-

Из Арктики буран.

Наколдовала к ужину

В стаканчике пломбир,

Но убедилась с ужасом:

В стаканчике  кефир!

Ну что за невезение,

Ну что за наказание –

И даже вместо пения

Выходит рисование,

И даже вместо курицы

Выходит пистолет…

Сидит колдунья дуется

На целый белый свет.

А может быть, кто дуется –

Тому и не колдуется?

        М. Бородицкая

        Где поставить запятую

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит

Чей-то дом

Хвостом виляет

Песик

Из ружья стреляет

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку

Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!

                Б. Заходер

        Чудаки

Я послал на базар чудаков,

Дал чудакам пятаков:

Один пятак – на кушак,

Другой пятак – на колпак,

А третий пятак – так.

По пути на базар чудаки

Перепутали все пятаки:

Который пятак - на кушак,

Который пятак – на колпак,

А который – так.

Только ночью пришли чудаки.

Принесли мне назад пятаки.

- Извините,

        но с нами беда:

Мы забыли – который – куда:

Который колпак – на кушак,

Который пятак – на колпак,

А который – так.

                Ю. Владимиров

        Эх!

- Эх, -  вздыхали рыбаки.

Это разве судаки?

Раньше вытащишь, бывало,

Хвост, бывало, в полруки!

- Эх, - вздыхали судаки,-

Раньше были червяки…

Червяком одним, бывало,

Наедалось полреки!

- Эх, – вздыхали червяки,

Раньше врали рыбаки!...

Мы послушать их, бывало,

Сами лезли на крючки!

                А. Усачев

Инсценировка стихотворения Э. Успенского «Разгром».

Автор.

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама приходит в дом.

Мама глядит кругом.

Мама. Был на квартиру налет?

Сын. Нет.

Мама. К нам заходил бегемот?

Сын. Нет.

Мама. Может быть, дом не наш!

Сын. Наш.

Мама. Может, не наш этаж?

Сын. Наш.

Просто заходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

Мама. Значит, это не обвал?

Сын. Нет.

Мама. Значит, слон не танцевал?

Сын. Нет.

Мама.

Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

- Мы обошли с вами почти всю литературную страну Смехляндию, но остался совсем небольшой, но очень важный уголок. Это новый, еще строящийся микрорайон. Тут живут юные, пока неопытные, но уже падающие надежды поэты и прозаики. Как вы думаете, кто это? Да, это вы!

Ученики (по желанию) читают свои сочинения на тему «Самый смешной случай из моей жизни».

- Как здорово, что мы сегодня столько смеялись и улыбались друг другу. Ведь юмор помогает нам стать лучше, с чувством юмора легче жить на свете. Не случайно, в сборнике пословиц Владимира Ивановича Даля более 100 пословиц о смехе. А в пословицах заключается народная мудрость, которая учит нас идти по жизни с весельем и радостью. Мы закончим наш литературный вечер пословицами о смехе.

Кто в радости живет, того кручина неймет.

Кто людей веселит, за того весь свет стоит.

Нет лучше шутки, как над собой.

Веселье лучше богатства.

Веселого нрава не купишь.

Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой. 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андреев Ю.А. Русская поэзия детям. Л., 1989

Кружков Г. Все наоборот. М., 1993

Науменко Г. Котенька-коток. Русские народные детские песни. М. 1994

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль, 1998.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»

Работа представлена на научно-практическую конференцию учеником 2 класса...

УЧИТЬСЯ НАДО ВЕСЕЛО

http://www.cposo.ru/res/gazeta/2013/03.pdf Отношение учителя к своему предмету определяет ка-чество обучения. Малейшее равнодушие педагогазамечается и передаётся ученикам.У учителя начальны...

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

Проведение экскурсий в первом классе в начале учебного года....

Праздник для 2 класса "Учиться надо весело..." Игра "Крестики-нолики"

Праздник " Учиться надо весело..." можно провести в конце четверти. Это игра "Крестики-нолики", где соревнуются 2 команды. На доске помещается поле для игры - карточки с перевернутыми заданиями....

дополнительная общеразвивающая программа "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!"

данная программа разработана и реализуется автором на базе общеобразовательного учреждения по запросу учителей начального звена. Программа направлена на удовлетворение потребностей младших школьников ...

Занятие на тему "Чтобы хорошо жить,надо труд любить"

Знакомство с пословицами о труде...

Занятие на тему "Чтобы хорошо жить,надо труд любить" презентация к уроку (4 класс)

Занятие на тему "Чтобы хорошо жить,надо труд любить"презентация к уроку (4 класс)...