Проектно-исследовательская работа по теме "Учить словарные слова - легко!" 4 класс.
проект (4 класс)

Суханова Юлия Анатольевна

Проектно-исследовательская работа по теме "Учить словарные слова - легко!" 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_rabota_slovarnye_slova_4_klass.docx799.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя школа»

Учить словарные слова – легко!

Работу выполнила:

Моисеенко Милана Константиновна

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя школа»

4Б класс

Научный руководитель:

Суханова Юлия Анатольевна,

учитель начальных классов

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Приморская средняя школа»

д. Рикасиха

2019 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...........

3

1. Теоретическая часть………………………………………………………………….

4

  1. Сложность русского языка…………………………………………………………

4

  1. Работа ученика над словарными словами…………………………………………

5

  1. Выводы по теоретической части…………………………………………………...

6

  1. Практическая часть…………………………………………………………………

7

  1.  Проведение опроса…………………………………………………………………

7

  1.  Способы легкого запоминания словарных слов………………………………….

7

  1. Использование презентации, созданной в РowerPoint, для легкого запоминания правописания словарных слов………………………………….

7

  1. Лэпбук «Волшебный словарик»……………………………………………….

7

  1.  Практическое применение интерактивных способов изучения словарных слов………………………………………………………………………….……….

9

  1. Выводы по практической части…………………………………………….……..

9

Заключение………………………………………………………………………………

10

Список литературы………………………………………………………………...........

11

Приложение 1. Рисунок-иллюстрация неграмотного употребления слов…………..

12

Приложение 2. Анкеты «Изучение словарных слов учениками начальной школы»

13

Введение

Один из моих любимых предметов в школе – русский язык. Это наш родной язык. На уроках русского языка мы пополняем свой словарный запас, учимся правильно говорить и писать.

С первого дня обучения в школе ученик должен многое заучить. Всем ребятам хочется, как можно лучше запомнить то, что им сообщает учитель. Современному школьнику надо много знать и многое помнить, и с каждым годом все больше и больше.

        На уроках русского языка мы постоянно сталкиваемся с таким сложным понятием, как словарные слова. Словарные слова – это слова, правописание которых правилами не проверяется. Главная наша задача при изучении этих слов – научиться писать эти слова без ошибок. Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Написание этих слов должно оставаться в памяти на всю жизнь, ведь словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть.

Словарных слов не так уж и много, но ученики в них делают много ошибок. Мне стало интересно, какие есть приемы, помогающие их запомнить.

Каковы оптимальные, лучшие способы изучения словарных слов?

Изучая эту проблему, я пришла к выводу, что заучивание словарных слов будет проходить более легко, если:

• в процессе запоминания использовать презентации, выполненные в программе PowerPoint: «Посмотри и запомни» и «Вставь букву».

• в процессе запоминания использовать созданную мной программу «Волшебный словарик».

Цель исследования: изучить способы запоминания словарных слов.

Задачи исследования:

• изучить информационные источники с целью получить больше информации о существующих способах заучивания словарных слов;

• разработать программу «Волшебный словарик» с использованием зрительных образов, ассоциаций и ребусов;

• разработать презентации «Посмотри и запомни» и «Вставь букву», с использованием информационных технологий;

• ознакомить учеников начальных классов с результатами исследования.

        Методы исследования:

• теоретические – анализ информационных источников по теме исследования;

• практические – разработка презентаций с использованием информационных технологий и программы «Волшебный словарик».

        

  1. Теоретическая часть
  1. Сложность русского языка

Наша страна – многонациональное государство. На ее территории проживает 160 различных народов. У каждого народа свои обычаи, традиции, культура и язык. Жители России говорят более чем на 150 языках, но языком межнационального общения всех народов России является русский язык. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Каждый национальный язык включает литературный язык и территориальные диалекты.

Литературным называют язык письменности, школьного обучения, науки, культуры, художественной литературы. Его отличительная черта – наличие правил (мы их изучаем на уроках русского языка), соблюдение которых обязательно для всех жителей России. Они закреплены в справочниках и словарях современного русского языка.

Диалекты – разновидности русского языка, которые служат средством общения небольшой группы людей на определенной территории, обычно – жителей нескольких населенных пунктов. В диалектах тоже действуют свои языковые законы. Но они не имеют письменного воплощения в виде правил.

Степень диалектных различий не препятствует взаимопониманию носителей русских говоров. Русский язык понятен каждому гражданину России. Потому что во всех школах России – изучение русского языка является одной из главных задач образования.

Русский язык – один из сложнейших языков в мире. Он певуч и красив, нежен и лиричен. Но существует огромное количество правил русского языка, которые необходимо знать, помнить и, самое главное, уметь применять.

Правописание русского языка очень сложный процесс даже для многих русскоговорящих людей, не говоря об иностранцах.

Сейчас мы учимся в 4 классе, и мы понимаем, что любой текст должен быть грамотно написан. Мне очень нравятся уроки русского языка в школе. На уроках нас учат правильно говорить и писать на русском языке. По тому, как человек знает свой родной язык, судят о том, насколько он образован.

Я считаю, что надо обязательно уметь грамотно писать. Хорошим доказательством этому может служить иллюстрация (Приложение 1): «Медведь собирает грибы в лису».

Чтобы не попасть в такую нелепую ситуацию, необходимо учить правила русского языка. Сложность русского языка в том, что, кроме большого количества правил, существует еще огромное количество слов, которое необходимо просто запомнить. Эти слова в русском языке никак не проверяются. К ним нельзя подобрать однокоренные слова, нет правила, которое их объясняет. Данные слова надо просто выучить! Их называют словарными словами, потому что все они собраны в орфографическом словаре русского языка.

  1. Работа ученика над словарными словами

В русском языке очень много слов с безударными гласными, которые нельзя проверить ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Таких слов очень много, в письменной речи школьника их число достигает несколько сотен. «Опасные слова» - слова с неясными, хитрыми звуками, которые никакими правилами не проверишь. Но так как они все равно уже есть, люди научились запоминать их правильное написание.

Такие слова усваиваются запоминанием, с помощью орфографического словаря. Работа по обучению таким словам носит названием словарной работы. Со словами с непроверяемыми написаниями мы встречаемся на каждом уроке. При запоминании словарных слов нам нужно не только запомнить написание непроверяемых слов, но также знать их произношение, поставить правильное ударение.

Для укрепления орфографической памяти надо больше и чаще «разглядывать» словарные слова: как они написаны, как написаны в них трудные («ошибкоопасные») места. Для запоминания словарных слов необходимо проводить ежедневные занятия: записывать слова на листок бумаги. Считается, что чем чаще пишется запоминаемое слов, тем прочнее навыки его написания.

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что учащимся предлагается следующий порядок работы со словарным словом:

  1. Внимательно прочитай слово, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори слово, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Выдели орфограммы в словарном слове, которые необходимо запомнить.
  4. Прочитай слово так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
  5. Повтори, не глядя в текст, слово так, как будешь его писать.
  6. Пиши, диктуя себя так, как проговаривал последние два раза.
  7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь орфограмму с исходным текстом.

Считается, что для выработки грамотного письма нужно много писать и что этого достаточно для запоминания правописания слов. Моя бабушка, мои родители рассказывали мне, что они учили словарные слова по принципу «посмотрел – запомнил – записал». Спустя годы ничего не изменилось, данным способ и сейчас является основным способом заучивания словарных слов. Таким образом, в наш век высоких технологий до сих пор используется простое механическое заучивание слов. Мы запоминает слова, не осмысливая их, автоматически.

Когда учишь словарные слова, то кажется, что все легко и просто. Но, когда пишешь в школе словарный диктант, оказывается все не так просто. Все то, что было так ясно и просто, вдруг становится таким сложным! Объем словарных слов постоянно растет. То, что училось в начале года, почему-то сейчас пишется с ошибками. Это связано с тем, что механически выученные слова периодически забываются. Для того, чтобы знать их всегда, необходимо их постоянное повторение. А ведь без знаний правильного написания словарных должно оставаться в памяти на всю жизнь, ведь словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

В литературе предлагаются следующие способы, облегчающие запоминания словарных слов:

  1. Орфографическое проговаривание слова;
  2. Написание слова в воздухе кончиком носа или рукой;
  3. Периодическое записывание слов под диктовку;
  4. Превращение словарного диктанта в игру:

- взрослый называет определение слова, а ребенок называет слово и записывает его, например, животное, которое дает молоко? (корова);

- называются только согласные звуки (например, стлц – столица). Ребенок должен написать загаданное слово;

- составление словосочетаний с теми словами, написание которых необходимо запомнить.

        Таким образом, многие способы изучения словарных слов можно применять только с помощью взрослых. Полностью отсутствуют способы самостоятельного изучения словарных слов учениками. А ведь при изучении русского языка в школе перед каждым из нас должна стоять цель – достижение высокого качества орфографической грамотности.

  1. Выводы по теоретической части

Учащиеся начальной школы должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми буквами. Научиться писать словарные слова без ошибок – одна из основных наших задач. Для того чтобы грамотно писать, необходимо постоянно повторять эти слова.

Изучив литературу по исследуемой проблеме, мы пришли к выводу, что:

- не разработаны способы изучения словарных слов, которые школьник может самостоятельно применять при изучении словарных слов. Все известные способы изучения словарных слов направлены на совместную работу с учителем или родителем.

При знакомстве со «словарными» словами ученику отводится, как правило, пассивная роль: нам предлагается лишь списать и заучить слово. На собственном опыте скажу, что механическое заучивание слов утомляет и отбивает желание к изучению языка. Этот прием не заставляет наш мозг работать и потому малоэффективен.

        Таким образом, можно сделать вывод, что способы для самостоятельного заучивания словарных слов школьником отсутствуют. Поэтому мы решили разработать свои способы изучения словарных слов, которые сделают процесс запоминания словарных слов легкими.

  1. Практическая часть
  1.  Проведение опроса

Для начала я провела опрос одноклассников по вопросу изучения ими словарных слов. Анкета представлена в Приложении 1.

Анализ полученных ответов показал, что:

  1. Большинство одноклассников считают изучение словарных слов трудным.
  2. Большинству учеников взрослые помогают в изучении словарных слов.
  3. Самым частым способом изучения словарных слов является заучивание.
  4. Все одноклассники согласились узнать способы самостоятельного запоминания слов.

2.2. Способы легкого запоминания словарных слов

  1. Использование презентации, созданной в PowerPoint, для легкого запоминания правописания словарных слов

Изучая словарные слова, мы столкнулись с таким понятием, как «опасное место». Опасные места в изучаемых словарных словах не поддаются проверке, поэтому их правописание необходимо просто зрительно запомнить. Механическое заучивание слов привело к тому, что слова, выученные в начале четверти, стали забываться.

        Известно, что 90 процентов поступающей в мозг информации человек получает через зрение. Именно поэтому «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». С помощью программы PowerPoint мы создали презентацию по словарным словам. В программе можно задавать анимацию различными картинками и объектами. Используя эту возможность, мы создали тренажер «Вставь букву». При работе в этом тренажере необходимо догадаться, какая буква в слове пропущена. Щелчком мыши указывается верная буква. Если буква указана верно, то она сама становится на пропущенное место. Если же она указана неверно, то буква не сдвинется с места. Наш тренажер – это игра, с помощью него можно легко запомнить правописание словарных слов.

  1. Лэпбук  «Волшебный словарик»

Использование компьютерных программ при изучении словарных слов – это очень интересно и увлекательно. Но у меня не всегда есть доступ к компьютеру.

Чтобы всегда иметь возможность интересно повторять словарные слова в любое время и в любом месте, мы создали лэпбук «Волшебный словарик».

Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в различного рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках, коробках с подарками и т.п.

Словарь можно распечатать и взять с собой в школу. С помощью такого словарика можно легко повторить словарные слова перед словарным диктантом и мне, и моим одноклассникам.

Лэпбук позволяет запомнить словарные слова не традиционным способом, а виде картинок-образов.

При составлении лэпбука было использовано несколько способов запоминания к каждому словарному слову.

а) создание художественного образа буквы, т.е. трудную букву в словарном слове мы рисуем в виде какого-нибудь предмета. Причем рисунок связан со смыслом слова и эмоционально окрашен.

Рисунок обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Например, в словах, где необходимо запомнить их образ в словах, то при написании словарного слова по памяти, будет воспроизводиться не безликий порядок букв или звуков, а красочный рисунок, находящийся на месте буквы О.

        б) Разработка ребусов.

        Зрительный образ, созданный ребусом, поможет быстро вспомнить написание опасных мест в словах.

        в) использование рифмовок.

        Стихотворная форма поможет легко и просто запомнить правописание опасных мест.

        Например, двойную согласную в слове КЛАСС, можно легко запомнить с помощью таких строк:

Если слово «класс» услышим,

То двойную «С» мы в нем напишем!

        Таким образом, в нашем лэпбуке «Волшебный словарик» использованы разные способы, которые помогут запоминать словарные слова. Для того чтобы запомнить правописание опасных мест в непроверяемом слове, можно воспользоваться тем способом, с помощью которого возникает четкая ассоциация на безошибочное написание. То есть, работая с нашим лэпбуком, можно выбрать подходящую для себя «зацепку» для памяти. Если забудется что-то одно, то, «потянув» за какой-то другой образ, можно вспомнить написание слова. Ассоциация на слово при диктовке вспоминается быстрее, чем само слово: сначала вспоминаешь ассоциацию, а потом и слово всплывает в памяти. Написать его с ошибкой уже невозможно.

        Созданные нами способы помогают не механически, а осознанно запоминать слова и успешно, без ошибок писать их.

  1. Практическое применение интерактивных способов изучения словарных слов

Презентацию по изучению словарных слов «Впиши букву» активно использует на уроках наш учитель.

Вместе с одноклассниками я пользуюсь созданным нами лэпбуком на переменках, мы не только готовимся к словарным диктантам с его помощью, но нам также просто интересно с ним играть. Сначала я сама предложила им пользоваться, а теперь и мои одноклассники с удовольствием участвуют в создании заданий для лэпбука.

Кроме того, я подумала, что было бы полезно познакомить с техниками изучения словарных слов также более младших учеников начальной школы. Вместе с учителем мы ходили на занятие во 2 класс, проводили игру, в которой познакомили ребят, как можно учить и запоминать словарные слова качественно и интересно.

2.4. Выводы по практической части

Словарные слова, даже те, которые регулярно заучиваются на уроке, почему-то пишутся с ошибками. Это связано с тем, что механически выученные слова периодически забываются. Для того чтобы запомнить их навсегда, необходимо их ежедневное повторение.

        Для того, чтобы скучный механический процесс запоминания правописания словарных слов превратить в легкое занятие, нами были разработаны:

  1. Презентация по словарным словам «Посмотри и запомни». На каждое слово подобрана тематическая картинка, которая нужна для создания зрительного образа. Буквы, на которые стоит обратить внимание, выделены красным цветом. Этот контраст сразу бросается в глаза и откладывается в памяти.
  2. Перезентация-тренажер «Вставь букву». Наш тренажер – это игра, м помощью него можно легко, быстро и эффективно запомнить правописание словарных слов.
  3. Лэпбук «Волшебный словарик». На каждое слово подобрано несколько способов, которые помогут запоминать словарные слова. Работая с нашим словарем, можно выбрать подходящую для себя «зацепку» для памяти. Если забудется что-то одно, то, «потянув» за какой-то другой образ, можно вспомнить написание слова.

В результате проведенной работы мы пришли к выводу, что использование наших способов изучения словарных слов дает возможность легко запомнить написание опасных мест в словарных словах.

Заключение

        Изучение правописания словарных слов – это сложная работа. Большое количество ошибок связано с тем, что правописание данных слов нужно запомнить. Необходимо тренировать у себя орфографическую зоркость.

        Механические способы заучивания не всегда эффективны. Поскольку механически выученные слова периодически забываются. Известно, что легче запоминается то, что можно представить себе зрительно. Зрительная память срабатывает при запоминания непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.

        Для того, чтобы сложный механический процесс запоминания правописания словарных слов превратить в легкое занятие, нами были разработаны:

  1. Презентация-тренажер «Вставь букву»;
  2. Лэпбук словарных слов «Волшебный словарик».

На каждое словарное слово можно придумать огромное количество слов-помощников, ребусов, рифмовок, картинок-образов. Эта работа очень затягивает, вызывает огромный интерес, она развивает наблюдательность, зоркость, учит анализировать и синтезировать.

Мы считаем, что то, что человек придумывает сам, врезается в его память на всю жизнь, а с каждым созданным образом развивается фантазия – основа любой творческой деятельности. Хочется и дальше творить!

Систематически проводя домашнюю словарную работу с использованием наших способов можно сформировать у себя орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, - она учит делать выводы и обобщения, быть грамотным и образованным.

Использование наших способов запоминания словарных слов позволит всем смело писать словарные диктанты только на пять. А знания правильного написания словарных слов являются фундаментом письменной грамотности человека.

        

        

        

Список литературы:

1. В.П. Кананыкина. «Работа над трудными словами. М. «Просвещение». 2007.

2. Граник Г.Г. Секреты орфографии: кн. Для учащихся / Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 2012.

3. Л.Г. Моршнева. «Занимательные упражнения по русскому языку». Саратов. ОАО «Издательство «Лицей». 2016.

Приложение 1.

Рисунок-иллюстрация неграмотного употребления слов

Приложение 2.

Анкета «Изучение словарных слов учениками начальной школы»

Я собираю информацию об изучении словарных слов.  Буду вам благодарна, если вы ответите на несколько вопросов, связанных с этой проблемой.


1. Считаете ли вы изучение словарных слов трудным?

A. Да.                Б. Нет.
2. Помогают ли вам взрослые (учитель, родители)  в изучении словарных слов?

А. Да.                Б. Нет.

3. Какой способ является для вас самым частым?

А. Заучивание словарных слов, проговаривание слов, запоминание, повторение, запись.
Б. Заучиваю словарные слова путем использования различных игр.
В. Изобретаю самостоятельные способы запоминания.


4. Хотели бы вы узнать способы самостоятельного запоминания слов?

А. Да.                Б. Нет.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить словарные слова легко и интересно.

Вашему вниманию предоставляю материал, как легко и интересно детям учить словарные слова....

"Учить словарные слова легко и интересно" методическое пособие

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и родителей. В пособии представлены редко используемые, но очень интересные виды заданий, помогающие формировать у младших школьников навык ...

Презентация "Учить словарные слова легко и интересно"

При изучении словарных слов учитель, обратив внимание на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагает записать его в словарик и запомнить, как оно пишется.  Но память нередко...

Методическое пособие по русскому языку на тему: "Учить словарные слова легко и интересно"

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и родителей. В пособии представлены редко используемые  задания, которые  помогут  заинтересовать  младшего школьн...

Работа над новым словарным словом на уроках русского языка в начальных классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения

Работа над словом имеет большое значение для коррекции и развития психики ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими. Учитывая о...

Проверочная работа по теме "Словарные слова", 3 класс.

Проверочная работа по теме "Словарные слова", 3 класс....

Проверочная работа по теме "Словарные слова", 3 класс.

Проверочная работа по теме "Словарные слова", 3 класс....