Воспитательное мероприятие «Семейная круговерть».
методическая разработка (3 класс) по теме

Наталья Николаевна Дыняк

Воспитательное мероприятие  о семье и семейных традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_meropriyatie.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное мероприятие «Семейная круговерть».

Цель: Способствовать формированию положительного отношения к семье

           Объединение

Оборудование:

- Здравствуйте ребятишки и уважаемые родители! Сегодня у нас замечательный день. Он такого цвета… Нет я не скажу какого. Лучше будет, если вы в конце нашего общего дела, сами определите цвет. Согласны?

- Здорово видеть вас, уважаемые родители на нашем мероприятии. Ведь семейное дело – большое дело!

Но что же тогда значит это слово – семья?

7-я  - семья – это «семь членов семьи и я – как глава семейства». Это ТЫ, МАМА, ПАПА, БАБУШКА со стороны мамы, ДЕДУШКА со стороны мамы, БАБУШКА со стороны папы и ДЕДУШКА со стороны папы.

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

 Слово "семья", как и слово "хлеб", "вода", не требует расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни. Семья - это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, это привычки и традиции, это любовь.

(Звучит стихотворение. И Молчановой "Семь главных правил". Читают дети).

1 ученик:

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных

2 ученик:

Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по -разному.

3 ученик:

Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!

4 ученик:

Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.

5 ученик:

Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.

6 ученик:

А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.

7 ученик:

Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

8 ученик:

И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.
 

Наше мероприятие называется круговерть –что это значит?

Да, семья это как клубок всё связано между собой и всё вертится они-дети, затем мамы папы, затем баб,дед, вы дети, затем мамы, папы, дед, баб.

Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о детях и родителях.

  • - Как вы думаете, какая семья самая большая?

Многодетная семья Шишкиных, отмеченная в Книге рекордов Гиннесса как самая большая семья России у них 20 собственных детей.

Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Татьяны Николаевой орденом Почета. Награда присуждена за воспитание 27 детей. Скоро исполнится ровно 20 лет с тех пор, как Николаевы — Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович — взяли в семью первых пятерых сирот...

- не та мать, что родила, а которая вырастила.

- не тот батька, кто родил, а тот, кто уму-разуму научил.

Родители, или лица их заменяющие, родственники – это действительно самые близкие люди.

В большой энциклопедии понятию «род» даётся два толкования:

1) группа людей, кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии ( материнской или отцовской),

2) ряд поколений, происходящих от одного реального предка.

Надо сказать, что установление родственных связей и их описанию на Руси издревле уделялось большое внимание. Например, велись родословные книги начиная с 16-го века. Там содержались родословные княжеских и боярских фамилий, представители которых занимали высшие должности в государственном и военном аппарате. Родословные книги появились в 40-е годы 16-го века. Наиболее известен « Государев родословец».

 Семья, родственники – это Ваш дом. Согласны? А теперь послушайте стихотворение о доме и скажите, что должно быть в доме, чтобы он стал настоящим домом?

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота, 

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Теплом.

О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему.

- кукушка о том и кукует, что своего гнезда нет. …

Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее  уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат?

Песня «Родительский дом»

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит?

Конечно ваши мамы, папы, бабушки, родные и близкие вам люди – семья, те, кто дорог вам больше всего на свете.

Мама

Мама, мама,

Моя журавушка!

Речь журчит

Ручейком по камешкам.

Пожуришь ли меня,

Приголубишь ли –

Ах, как любишь ты!

Ах, как любишь ты!

Отогреешь меня,

Словно солнышко,

Всё отдашь мне,

До самого донышка.

Я поверю в себя,

Стану сильною,

Мама, мама,

Моя журавушка!

                           Необыкновенный рецепт

Возьму кувшинчик счастья

И доброты щепотку.

Потом налью я радость

Из кружки дождевой,

Потом кусочек ласки,

И чуточку щекотки,

И нежности пригоршню

С изюминкой – мечтой.

Потом я ложку смеха

Слезинкою разбавлю.

Туда же я насыплю

Счастливых дней муку.

Я всё перемешаю

И на огонь поставлю.

И мамину улыбку

Тогда я испеку.

 

У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют все. В ее чутком сердце никогда, не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!. . . Встаньте все!
Слово это сразу не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
“МАМА” (Р. Гамзатов)

А сейчас мы устроим салют в честь мам. Папы надувают шары, а дети лопают(все вместе)

А теперь все целуем своих мам.

При солнышке тепло, при матери добро.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

4 конкурс. “Угадай мелодию”

Учитель: Вот сейчас конкурс для мам. Вы ещё не забыли детские песни из мультфильмов? Несколько секунд звучит фрагмент песенки, нужно угадать название песни или мультфильма. Можно немного пропеть.

5 конкурс “В мире сказок”

Учитель: Сейчас мы проверим память и наблюдательность наших мам. Нужно ответить на вопросы:

1. В какой сказке впервые показан механизм семейного подряда? (“Репка”)

2. Сколько раз старик ходил к морю в “Сказке о рыбаке и рыбке”? Что приносил невод и что просил старик?  (Шесть раз ходил старик к морю: пришел невод с одною тиной, первый раз ходил – пришел невод с травою морскою, пришел невод с одною рыбкой; второй раз – просил корыто, третий раз – избу, четверый – жена хочет быть столбовою дворянкой, пятый – вольною царицей, шестой раз – владычицей морскою.)

3. В какой сказке говорится о плохой работе режиссера, о его злом характере и тяжелой судьбе актеров? (А.Толстой. “Приключения Буратино, или Золотой ключик”.)

4. Сколько раз князь Гвидон летал в царство царя Салтана и в кого он при этом превращался? (Три раза: комар, муха, шмель.)

5. Как звали героев сказки “Теремок”? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волк-зубами щёлк, Медведь.)

Давайте поиграем в игру «Узнай маму».

Истинный мужчина - как боец!
Не болтливый, скромный от рожденья.
Нежный муж, заботливый отец —
Истинный мужчина без сомненья!

Вам нигде сейчас лентяев
Не найти среди мужчин –
Варят, моют, подметают
Все мужчины как один!

- хозяин в доме – всему голова.

Каждый папа получает газету. Нужно одной рукой быстрее всех собрать газету в кулак.

  •  (для пап)—собрать в бутылку фломастеры.

(Побеждает тот, кто потом быстрее вытряхнет)

Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын”

Специальный номер для пап: песня “Песенка про папу”. (Сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).

Бабушка

Нашей бабушке – почёт,

Дома хлеб она печёт.

С корочкой поджаристой:

- Кушайте, пожалуйста!

Я очень хочу, чтобы вы не забывали бабушек и дедушек. Вы им очень нужны.

Подарок Бабушке.

- подсади деда на печь, тебя внуки подсадят.

- А какие пословицы о семье и о доме вы знаете?

- на что клад, когда в семье лад –

- семейное согласие всего дороже.

 

Где любовь и совет, там и горя нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

О дружной семье так говорили – «Согласную семью и горе не берёт».

Игра Дети и родители.

А когда в семье появляются дети, то это уже - союз нескольких любящих сердец, где «все за одного, а один за всех».

Садитесь поудобнее, закройте глаза, послушайте музыку и представьте своего ребенка. Вспомните один из дней, проведенных совместно, вспомните, как вам было хорошо.

 Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Для чего я родился и в чём мое предназначение?

Морис Метерлинк. Синяя птица

Каждый Ребенок приходит на Землю со своей миссией. Что же делаем мы, взрослые? Мы с самого рождения начинаем давать ему установки: ты должен, ты неумеха, вот я в твои годы, посмотри на старшую сестру (брата, подругу)…

Мы начинаем заставлять его заниматься тем, что Ребенку несвойственно, мы даем ему свои установки - мы ломаем ребенка, он теряется и уже не может реализоваться.

Игра “Связанный ребенок”.

Учитель вызывает одного родителя для демонстрации – это ребенок.

Мы говорим ребенку: “Не бегай, не прыгай, не упади…” Мы связываем ему ноги (вызванному родителю ленточкой связывают ноги).

Не трогай то, не трогай это… Мы связываем ему руки.

Не слушай, это не для твоих ушей… Завяжем ему уши.

Не кричи, не разговаривай громко… Завяжем ему рот.

Не смотри этот фильм… Завяжем ему глаза.

Давайте спросим нашего “ребенка”, как он себя сейчас чувствует?

Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что следует запрещать?

1. То, что может нанести вред здоровью ребенка или окружающих. Не бегай с ножом.
2. То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей.
 Не царапай стол.
3. То, что противоречит нравственным нормам.
Не читай чужие письма.

И, конечно же, воспитание должно быть последовательным.

Песни.

Танец.

На доске записано 2 слова, назовите ваши ассоциации на эти слова:

взрослые –
дети –

Уважаемые родители, не пора ли нам задуматься?

Вы скажете, что дети излишне эмоциональны. Тогда давайте поговорим об эмоциях человека. Хочется обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают внутреннее спокойствие и здоровье ребенка. Это эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания: боль, страх, обида.

Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

Вы все можете вспомнить примеры из вашей жизни, из жизни семьи, связанные с отрицательными и положительными эмоциями. Может быть, кто-то сейчас сможет рассказать о таких случаях?

Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают. Отрицательные – при неудовлетворении потребностей (к взрослению, к свободе).

 Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Не употреблять:

- я тысячу раз говорил тебе…
- сколько раз надо повторять...
- о чем ты только думаешь…
- неужели трудно запомнить…
- ты становишься…
- ты такой же, как…
- отстань, некогда мне…
- почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты – нет…

Употреблять чаще:

- ты у меня самый умный (красивый и т.д.)
- как хорошо, что у меня есть ты
- ты у меня молодец…
- я тебя очень люблю…
- спасибо тебе…
- без тебя я бы не справился…

 

- дом с детьми – базар, а без детей – могила.

- дети не в тягость, а в  радость.

 

Дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло.        

Конкурс родителям о детях.

  • Седьмой конкурс  – переводы с детского.
  1. смеялка – (рот)
  2. алешкин – (телефон)
  3. бигудиться – (накручивать волосы на бигуди)
  4. слушалка и уколистка – (медсестра)
  5. поймал дорог у— (упал)
  6. коленки на руках – (локти)
  7. пилить гитару – (играть на скрипке)
  8. босоноги – (босоножки)
  9. дворняжка – (дворничиха)
  10. почтаник – (почтальон)
  11. всехний – (общий)
  12. мазелин – (вазелин)
  13. помесь трамвая и автобуса – (троллейбус)
  14. улиционер – (милиционер)
  15. почему комар пищит – (потому что злится)

Вопросы играющим:

  1. Любимая телепередача вашего ребенка?
  2. Какие цветы любит мама?
  3. Как зовут самого близкого друга (подругу) вашего ребенка?
  4. Какой школьный предмет больше любит ваш ребенок?
  5. Любимое занятие мамы в свободное время

Ребята, вы все когда-то были маленькими, не знали многих слов, но объясняли их по-своему. Попробуйте узнать слова по описанию.

  1. Это когда все вместе: мама, папа и я (семья).
  2. Самый нежный, самый дорогой, самый любимый человек на земле (мама).
  3. Место, где мы все бываем вместе (дом).
  4. Бывает один раз в году, но все его очень любят и ждут, (день рождения).
  5. Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все любят, (ребенок).

В них играют все дети (игрушки).

О дружной семье так говорили – «Согласную семью и горе не берёт».

Я очень хочу, чтобы ваши семьи были дружными, счастливыми!

 Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Традиция – это то, что передаётся из поколения в поколение.

Традициями, которые передаются из поколения в поколение, можно назвать… Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, учителей…

Заботиться о престарелых родителях – это тоже одна из замечательных традиций в наших семьях.

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная.

Некоторые семьи хранят вещи, которые им дороги, которыми пользовались их предки.

История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества.

Эта замечательная традиция есть во многих семьях.

Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Одна из распространённых русских традиций –  Отмечать семейные праздники.

Всё течёт, всё изменяется –  другие праздники становятся традиционными.

 - Ребята, какие праздники отмечают в вашей семье?

Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

- Расскажите о любой традиции вашей семьи.

- “Какого цвета было наше мероприятие?”

Назовите прилагательное, которое могло бы охарактеризовать наше дело?
- веселый, интересный, радостный, прикольный, хороший…(приз получает семья, назвавшая последней характеристику вечера).         

Желаю вам долгих и счастливых лет жизни, радости в детях, удачи в делах, достатка в доме. Будьте счастливы! Спасибо всем!

Я хочу, чтобы в каждой семье стало, а если есть, продолжалась традиция – дети уважают старших, помогают им и заботятся о них, а старшие прислушиваются и помогают детям, любят своих детей! И ещё я хочу, чтобы у вас стало больше на 1 замечательную традицию – семейное чтение. Пусть будет так, что вы всё будете делать вместе. Начните с прочтения замечательной феерии «Синяя птица» Интересно где ещё были дети? Нашли ли птицу счастья? И что такое счастье?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Семейный праздник"

Мероприятие проводится в 1 классе.Целью  является следующее: наладить теплые, дружеские, партнерские отношения между семьей и школой; выработать единые требования к воспитанию ребенка...

Внеклассное мероприятие "Семейное лото"

Презентация для семейного праздника "Семейное лото" для 1-2 классов. Игровое поле рассчитано для команды родителей и детей....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Совместное мероприятие с родителями и детьми "Семейная круговерть"

Совместное мероприятие с родителями и детьми  "Семейная круговерть"...

Внеклассное мероприятие "Семейная круговерть"

Игровая программа посвящена семье....