Главные вкладки

    Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.
    учебно-методический материал по теме

    Власенко Елена Александровна

    Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего совершенствования воспитательной работы и управления процессом воспитания. 

    Цель данного семинара – дать заместителю директора по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам-организаторам, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования необходимые сведения по анализу воспитательного мероприятия, раскрыть методику его осуществления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_analiz_vospitatelnogo_meropriyatiya.rar276.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

    Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего совершенствования воспитательной работы и управления процессом воспитания.

    Проведение всестороннего анализа и подготовка плана работы – обязательные этапы деятельности любого руководителя и организатора воспитания. В школе это прежде всего заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагоги-организаторы, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ и план позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности школьников, с которыми эта работа проводилась.

    Цель данного семинара – дать заместителю директора по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам-организаторам, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования необходимые сведения по анализу воспитательного мероприятия, раскрыть методику его осуществления.

    Подготовка к анализу воспитательного мероприятия

    1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел классного (школьного) коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.

    2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.

    3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

    I - этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
    II - этап планирования;
    III – этап организации;
    IV – этап проведения мероприятия;
    V - этап подведения итогов.

    4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.

    5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач этапа. Все они имеют свою специфику и требуют определенных знаний и умений педагога.

    I. Анализ этапа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели

    Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на учащихся. Она характеризуется определенным уровнем развития коллектива, интересов и потребностей учащихся, их отношением к жизни класса, школы. Без анализа сложившейся в классе, школе воспитательной ситуации, учета ее особенностей невозможно грамотное определение перспектив коллективной жизни, целей и задач ближайших дел.

    Первый этап воспитательного мероприятия можно проанализировать по следующему алгоритму.

    Алгоритм анализа

    1.Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.

    2.Определить с помощью приведенной ниже таблицы, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия. Рекомендуеся использовать следующие критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий: критический, допустимый и оптимальный (таблица 1).

    Критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий

    Уровни эффективности

    Характеристика

    1.Критический

    Мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации

    2.Допустимый

    Мероприятие проводится в соответствии с планом работы класса (школы). Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер

    3.Оптимальный

    В основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей учащихся. Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия

    3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.

    4.Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся; уровню развития ученического коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.

    5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы с классным руководителем, педагогом-организатором, воспитателем группы продленного дня, педагогом дополнительного образования и учащимися.

    Анкета
    для изучения интересов и мнений учащихся

    1. С какой целью проводится данное мероприятие?
    2. По чьей инициативе проводится мероприятие?
    3. Что интересного и полезного получено от этого мероприятия?
    4. Какое твое участие в подготовке и проведении данного мероприятия?
    5. Понравилось ли тебе это мероприятие?
    6. Назови недостатки проведенного мероприятия.

    II. Анализ этапа планирования воспитательного мероприятия

    От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело. Учащиеся учатся правильно распределить свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления.

    Алгоритм анализа

    1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены классным руководителем, педагогом-организатором, воспитателем группы продленного дня, педагогом дополнительного образования на данном этапе.

    2.Познакомиться с планом подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного подхода к воспитанию.

    3.Выяснить путем бесед с классными руководителями, педагогами-организаторами, воспитателями групп продленного дня, педагогами дополнительного образования и учащимися, как при планировании подготовки и проведении мероприятия решались те или иные задачи этапа. Какое участие приняли в планировании учащиеся, чему они при этом научились, что нового открыли для себя? Способствовало ли планирование мероприятия проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействовал ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в классе, школе? Способствовала ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и учащимися?

    4.Установить, учитывалась ли при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими делами классного (школьного) коллектива.

    5.Выяснить, существует ли связь между первым и вторым этапами мероприятия.

    6.Проанализировать, способствовало ли планирование подготовки и проведение воспитательного мероприятия решению его общей цели? Каким образом?

    7.Суммировать достоинства и недостатки в организации второго этапа мероприятия. Попытаться установить их причины.

    III. Анализ этапа организации мероприятия

    Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе.

    Алгоритм анализа

    1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию учащихся поставлены классным руководителем, педагогом-организатором, воспитателем группы продленного дня, педагогом дополнительного образования на данном этапе.

    2.Проанализировать путем беседы с педагогами, каким образом и насколько успешно решались эти задачи.

    3.Изучить, как была осуществлена управленческая сторона этапа: знает ли сам педагог основные требования к организационной деятельности, руководствуется ли он этими требованиями, какая роль и место в организации мероприятия отведены педагогу, учащимся; насколько это оправдано и обосновано.

    4.Выяснить, какое участие в организации мероприятия приняли учащиеся, что сделано педагогом для их активизации, проявления инициативы и творчества: как подобраны организаторы и исполнители, насколько глубоко они проинструктированы, каков уровень разделения труда между организаторами, как осуществляется процесс формирования у них организаторских навыков.

    5.Побеседовать с учащимися-организаторами и исполнителями и выяснить, чему они научились при подготовке и организации, какие навыки приобрели.

    6.Установить, выполнен ли план подготовки мероприятия, и какие аспекты общей цели по воспитанию учащихся на организационном этапе.

    7.Проанализировать причины высокого (низкого) качества осуществления данного этапа и определить, как это повлияло в дальнейшем на ход мероприятия.

    IV. Анализ этапа проведения мероприятия

    Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией. Посещение и непосредственное наблюдение за ходом мероприятия дает большие возможности для их правильной оценки.

    Алгоритм анализа

    Посетить воспитательное мероприятие и путем наблюдения изучить качество его подготовки и проведения, эффективность воспитательного влияния на учащихся. Для наблюдения рекомендуется использовать карту посещения воспитательного мероприятия.

    Карта посещения воспитательного мероприятия

    Класс:
    Классный руководитель (Ф.И.О.):
    Вид воспитательного мероприятия:
    Тема:
    Цель:
    Задачи:

     

     

     

    Структура мероприятия

    результаты наблюдения

    использованы

    характеристика использования методов и приемов воспитания

    замечания и предложения анализирующего мероприятие

    методы воспитания

    приемы педагогического воздействия

    организационная часть

     

     

     

     

    основная часть

     

     

     

     

    заключительная часть

     

     

     

     

    2.При наблюдении и заполнении карты обратить внимание на следующие моменты:

    а) подготовка помещения к проведению мероприятия, оборудования и оформление;

    б) убедительность, четкость раскрытия перед учащимися цели и задач проводимого мероприятия;

    в) осознанность цели учащимися;

    г) выполнение комплексной цели воспитательного мероприятия (как решены воспитательные, образовательные и развивающие задачи);

    д) причины недостатков (достоинство) мероприятия, которые могут заключаться в таких моментах, как:

    • соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;
    • соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;
    • организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;
    • педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность и т.д.

    3.Сделать вывод и заключение на основе наблюдения о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.

    V. Анализ этапа подведения итогов

    Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.

    Алгоритм анализа

    1.Определить, насколько выполнены задачи данного этапа.

    2.Оценить уровень сформированности у учащихся умения анализировать качество не только самого мероприятия, но и всех его этапов, связей между ними, умения делать практические выводы на основе анализа, общие заключения по мероприятию и работе своих одноклассников.

    3.Проанализировать активность школьников при обсуждении мероприятия, умение давать правильную оценку фактам, устанавливать причины их возникновения, формулировать предложения по устранению причин отрицательных или по развитию положительных фактов.

    4.Дать оценку поведения педагога на этом этапе, насколько умело он определяет задачи анализа, настраивает учащихся на глубокое осмысление мероприятия, помогает им сосредоточить внимание на главных моментах, насколько педагог способствует созданию атмосферы доброжелательности, непринужденности при обсуждении мероприятия. При этом обратить внимание на такт педагога, его умение активизировать обсуждение.

    5.Суммировать информацию, полученную при анализе всех этапов, и на основании этого сделать вывод о мероприятии, его воспитательной ценности и эффективности.

    Алгоритм анализа воспитательного мероприятия

    I. Оценка педагога как воспитателя:

    1. компетентность и уровень его эрудиции;
    2. уровень заинтересованности в проводимом мероприятии;
    3. степень демократичности в общении с воспитанниками;
    4. степень воздействия и помощи воспитанникам;
    5. культура речи, мимика и жесты.

    II. Оценка основных характеристик и поведения воспитанников:

    1. активность воспитанников в процессе проведения мероприятия;
    2. их заинтересованность в течение всего времени проведения;
    3. степень инициативности и творчества самих воспитанников;
    4. уровень самостоятельности воспитанников;
    5. степень эмоциональности воспитанников;
    6. степень дисциплинированности и ответственности.

    III. Оценка содержания воспитательного мероприятия:

    1. Научность и мировоззренческая направленность содержания;
    2. доступность и посильность содержания для данного возраста;
    3. степень актуальности содержания (связь с жизнью);
    4. целесообразность и познавательная ценность содержания.

    IV. Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников:

    1. степень рациональности и эффективности использования времени;
    2. эстетическая и действенность оформления;
    3. общий стиль и культура общения всех участников мероприятия;
    4. выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений;
    5. степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что преобладает: участие или присутствие и почему).

    V. Оценка цели и результата воспитательного мероприятия:

    1. социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость;
    2. реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени;
    3. степень эмоционального и воспитательного воздействия;
    4. степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия.

    Воспитательный анализ урока

     Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, С.В. Иванов, Е.С. Ильинская, И.В. Карпов, Ю.Л. Львова, Л.Т. Охитина, Е.И. Пассов и др.). Воспитательный анализа урока имеет двух адресатов: первый — это ученик, вторым адресатом является сам учитель. В воспитательном анализе урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, направленности личности, уровня притязаний, протекания собственной деятельности, ее успеха и т.д.).

    В качестве объектов воспитательного анализа урока выступают следующие умения учителя:

    • увидеть, подготовлен ли класс к уроку;
    • наблюдать в течение урока за дисциплиной;
    • замечать психофизическое состояние детей;
    • воспринимать реакцию детей на свои вопросы;
    • внимательно слушать ответы учащихся;
    • постоянно держать весь класс в поле зрения;
    • организовать наблюдение учащихся за ответами товарищей и учебным материалом;
    • воспринимать реакцию на свое объяснение;
    • воспринимать реакцию на свои вопросы; 
    • заметить особенности учебной деятельности класса в целом (темп работы, затруднения, глубину усвоения материала, типичные ошибки);
    • заметить и учесть особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся (сильных, средних, слабых); осознание материала, умение самостоятельно применять знания на практике, темп работы;
    • отметить особенности учебной деятельности отдельных учащихся; объем и качество знаний, наличие умений и навыков по предмету, качество выполняемых работ, особенности познавательной деятельности, продвижение в учебе;
    • заметить черты, свойственные отдельным учащимся: особенности поведения, речи, склонности, способности, интересы продвижение в развитии;
    • наблюдать за своим поведением и речью;
    • заметить взаимосвязь своей деятельности и деятельности учащихся;
    • наблюдать за ходом урока;
    • распределить внимание при наблюдении за несколькими объектами.

    Не будем заострять внимание на рассмотрение комплексного анализа урока. 

    Содержание комплексного анализа урока может быть различным, но традиционно выделяются следующие его направления, одним из которых является воспитательное.

    1. Анализ выполняемых учителем задач:

    • как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя;
    • насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока;
    • в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока;
    • что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду;
    • насколько объективно оценивались знания, умения, навыки;
    • как осуществлялась связь теории с практикой;
    • насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;
    • применялись ли на уроке технические средства;
    • что делалось учителем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.

    2. Анализ воспитательного влияния урока: 

    • как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, класса;
    • что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому) и профориентации;
    • каковы были отношения между учащимися, между учителем и учащимися.

    3. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя. Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности учителя:

    • педагогическая этика;
    • внешний вид;
    • умение "видеть" класс, активизировать и мотивировать труд учащихся;
    • определить типичные ошибки в работе школьников и устранять их;
    • оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников;
    • умение быстро корректировать ход урока.

    4. Анализ деятельности учащихся на уроке:

    • учет учителем воспитанности и обучаемости школьников, результатов предшествующих занятий;
    • работоспособность учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов);
    • развитие речи учащихся;
    • умение школьников применить теорию на практике.

    ПРИЛОЖЕНИЕ. Комплексный анализ урока физкультуры

    1. Охрана труда на уроке.
    1. Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха)                           0  1  2
    2. Инструктаж по технике безопасности с росписью в журнале                                        0  1  2
    3. Обеспечение мер безопасности по ходу урока, страховка учащихся                            0  1  2
    4. Наличие спортивной формы у учащихся                                                                          0  1  2
    5. Организация деятельности освобожденных от урока учащихся                                    0  1  2
    6. Посещаемость % ____                                                                                                         0  1  2
    1. Содержание урока и формы его реализации.

    1.   Соответствие методической структуры урока целям                                                       0  1  2

    2.   Адаптация программы к возможностям данного класса                                                 0  1  2

    3.   Внутриклассная дифференциация заданий                                                                       0  1  2

    4.   Смена видов деятельности на уроке                                                                                   0  1  2

    5.   Проведение подготовительного этапа – разминки (12-15, 10-12, 8-10мин)                   0  1  2

    6.   Соответствие разминки предполагаемым упражнениям основной части                      0  1  2

    7.   Проведение упражнений на расслабление, снижение частоты дыхания и пульса        0  1  2

    III.      Психологические аспекты урока.

    1.   Создание психологического настроя в начале урока                                                        0  1  2

    2.   Постановка целей                                                                                                                  0  1  2

    3.   Формирование мотивов к обучению                                                                                   0  1  2

    4.   Обеспечение благоприятного психологического климата по ходу урока                       0  1  2

    5.   Уровень педагогического мастерства учителя                                                                   0  1  2

    6.   Наличие обратной связи с учащимися                                                                                 0  1  2

    7.   Эстетическое воздействие урока                                                                                          0  1  2

    8.   Привитие учащимся интереса к предмету                                                                           0  1  2

    9.   Нравственная и мировоззренческая  направленность урока                                              0  1  2

    IV.     Оценка деятельности учащихся.

    1.   Степень активности                                                                                                                0  1  2

    2.   Организованность и дисциплина                                                                                          0  1  2

    3.   Навыки самостоятельной деятельности                                                                               0  1  2

     V.      Итоги урока

    1.   Выполнение намеченного плана, степень достижения цели                                              0  1  2

    2.   Домашнее задание: посильность, объем вариативность                                                     0  1  2

    3.   Использование воспитательных возможностей оценки                                                      0  1  2

    4.   Эффект последействия                                                                                                            0  1  2

    Сумма баллов ____________

    Процент от максимального________

    Оценка урока________________

    «5» - 100-75%            «4» - 75-50%                 «3» - 50-25%       «2» - 25% и ниже

    Остановимся на воспитательном анализе урока.

    Рассмотрим примерную схему анализа урока:

    1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.

    2. Дополнение учебного материала историческими фактами.

    3. Формирование мировоззрения на уроке.

    4. Формирование нравственных качеств личности.

    5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.

    6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.

    7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.

    8. Влияние личности учителя.

    9. Характер деятельности и общения учащихся на уроке.

    10. Резервы повышения воспитательных возможностей урока.

    ПРИЛОЖЕНИЕ.  

    Рассмотрим воспитательный анализ этапов урока

     

    Содержание анализа

    Воспитание каких качеств возможно на данном этапе

    I. Организационный этап.

    1.

    Приветствие учителя и ответная реакция учеников.

    1. Доброжелательность.

    2. Внимательность.

    3. Аккуратность.

    4. Тактичность.

    5. Сосредоточенность.

    6. Ответственность.

    7. Умение быстро мобилизоваться.

    2.

    Проверка отсутствующих и использование этого эмоционального момента в воспитательных целях.

    3.

    Проверка готовности кабинета и целесообразность действий педагога в этот момент.

    4.

    Применение приемов педагогического воздействия ля стимулирования и формирования личностного отношения к предстоящей деятельности.

    5.

    Конечный результат этапа и его влияние на следующий этап, и весь урок в целом.

    II. Этап всесторонней проверки знаний.

    1.

    Связь между ответами ученика и объективной оценкой учителя.

    1. Уверенность.
    2. Удовлетворенность собственной деятельностью.
    3. Старательность.
    4. Внимательность.
    5. Сосредоточенность.
    6. Активность.
    7. Терпеливость.
    8. Добросовестность.

    III. Этап подготовки к усвоению новых знаний.

    1.

    Формирование положительной мотивации к восприятию нового.

    1. Целенаправленность.
    2. Активность.
    3. Любознательность.
    4. Точность.

    2.

    Связь изучаемой проблемы с жизненными ситуациями сегодняшнего дня.

    IV. Этап усвоения новых знаний или способов действий.

    1.

    Использование воспитательной ценности материала.

    Формирование нравственных качеств, через содержание материала, волевых качеств – через способы действий.

    2.

    Использование ненасильственных приемов обучения.

    V. Проверка понимания учащимися нового материала.

    1.

    Индивидуальный подход к “непонятливым”.

    1. Уважительность.
    2. Терпеливость.
    3. Тактичность.
    4. Умение вести диалог (диалогичность).
    5. Доброжелательность.

    2.

    Отсутствие вспышек раздражительности, гнева.

    VI. Закрепление знаний и способов действий.

    1.

    Поощрение инициативы и самостоятельности и осуществление взаимопомощи.

    1. Самостоятельность.
    2.Адекватность в самооценке.
    3. Умение почувствовать содержание урока.
    4. Интуитивность.
    5. Инициативность.
    6. Уверенность в своих силах.
    7. Чувство собственного достоинства.

    2.

    Поддержка индивидуальных достижений учащегося, адекватная их оценка.

    3.

    Наличие заданий, направленных на развитие эмоционально-чувственного восприятия, творческого воображения и интуиции.

    4.

    Убеждение необходимости знаний для каждого не только в будущем, но и настоящем.

    VII. Домашнее задание, инструктаж по выполнению.

    1.

    Ориентация на необходимость добросовестного систематического отношения к делу.

    1. Уверенность.
    2. Добросовестность.
    3. Систематичность.
    4. Трудолюбие.

    Обращаю ваше внимание на аспектный анализ урока

    Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

    Заместителю директора школы по воспитательной работе приходится посещать уроки в пятых классах с целью наблюдения за адаптацией пятиклассников к средней ступени обучения, можно взять с собой на урок следующую схему анализа урока.

    ПРИЛОЖЕНИЕ.

     Аспект: «Реализация психолого-педагогических аспектов в обучении учащихся 5 класса в период адаптации».

    Цель анализа: диагностика выполнения учителем психолого-педагогических требований к уроку в 5 классах»

    Тема урока_________________________________________________________________________

    Цели урока________________________________________________________________________

    Тип урока___________________________________________________________________________

    1. Организационно-психологический момент
    1. Налаживание устойчивого положительного контакта с учащимися                           0  1  2
    2. Своевременность начала урока                                                                                       0  1  2
    3. Наличие организационного момента                                                                              0  1  2
    4. Состояние дисциплины на уроке                                                                                    0  1  2
    1. Учёт психофизиологических особенностей учащихся
    1. Учет времени активного внимания                                                                                 0  1  2
    2. Учет объема оперативной памяти на слух и при письме                                              0  1  2
    3. Смена видов деятельности на уроке                                                                               0  1  2
    4. Ориентация урока на ведущие виды деятельности: применение игротехники на уроке

                                                                                                                                                      0  1  2

    1. Организация взаимодействия
    1.  Педагога с детьми:

    а) уровень педмастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя                      0  1  2

    б) наличие обратной связи с учащимися                                                                        0  1  2

    в) обеспечение доброжелательного психологического климата                                 0  1  2

    г) наличие индивидуальной работы с учащимися                                                        0  1  2

    д) отношение учащихся к учителю                                                                                 0  1  2

        Учащихся друг с другом:

                  а) организация работы в парах                                                                                      0  1  2

                  б) организация групповой работы                                                                                0  1  2

                   в) организация коллективной работы                                                                          0  1  2

      Работа над психологическим развитием

    1. Активизация различных видов памяти:

    а) образной                                                                                                                         0  1  2

    б) словесно-логической                                                                                                    0  1  2

    в) двигательной                                                                                                                 0  1  2

    г) эмоциональной                                                                                                              0  1  2

    д) зрительной                                                                                                                     0  1  2

    Развитие способностей:

    а) анализа и синтеза                                                                                                          0  1  2

    б) классификации                                                                                                              0  1  2

     в) сравнения                                                                                                                      0  1  2

     г) обобщения                                                                                                                     0  1  2

     д) логического мышления                                                                                                 0  1  2

     е) самоконтроля                                                                                                                  0  1  2

       Итоги урока

    1. Выполнение намеченного плана, степень достижения цели                                            0  1  2

    2. Домашнее задание: объем, посильность, вариативность                                                  0  1  2

    3. Использование воспитательных возможностей оценки                                                    0  1  2

    4. Эффект последействия                                                                                                          0  1  2

    Сумма баллов: ________

    Процент от максимального: ________

    Оценка урока: ________

    Оценка: «5» - 100-75%,  «4» - 75-50%,  «3» - 50-25%,  «2» - 25% и ниже.

    Заключение

    В заключение несколько слов для посещающих уроки, внеклассные мероприятия, классные часы:

    1. Нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Помните - что годится для одного, то нецелесообразно для другого.

    2. Любые рекомендации по улучшению работы учителя должны опираться на достижения педагога, на его сильные стороны.

    3. Нужно поощрять творческое проведение урока, побуждать учителя к самостоятельной разработке его структуры и методики.

    4. Следует оценить, насколько рационально были использованы избранные учителем приемы и методы обучения, например, насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы.

    5. Замечания и рекомендации учителю должны быть четко сформулированы и записаны в справку по итогам анализа урока.

    6. Список использованной литературы:

    1. http://www.direktor.ru/products/praktika/articles/2004-1/menshikov.doc 
    2. Иванов С.В. Анализ урока. Воронеж, 1975.
    3. Львова Ю.Л. Как рождается урок. М., 1976.
    4. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М., 1977.
    5. Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. Анализ урока. Типология, методики, диагностика. Волгоград, 2007.

    !!!   Обращаю ваше внимание на анализ мероприятия, урока,… с учетом требования ФГОС (относится к 1 классу).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Схема анализа воспитательного мероприятия

    Данный материал поможет учителю быстро и качественно проанализировать любое воспитательное мероприятие....

    Методические рекомендации по организации и анализу воспитательного мероприятия.

    методические рекомендации помогут классному руководителю спланировать и разработать внеклассное мероприятие....

    Анализ воспитательного мероприятия

    Пояснительный материал для офрмления папки классного руководителя....

    Анализ воспитательного мероприятия «Для милых дам!»

    После проведения любого открытого мероприятия в интернате проводится МО воспитателей, на котором обсуждается проведенное мероприятие. Воспитатели группы выступают с самоанализом....

    Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина

    Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...

    Сообщение на педагогическом совете «Педагогические формы как способ организации воспитательного мероприятия»

    Воспитательный процесс как неотъемлемая часть всего учебного процесса в целом. В процессе рисования, лепки, аппликации формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, ин...