Николаева Ольга Валериевна

Николаева Ольга Валериевна

сайт школьного логопеда

Когда вы делаете добро другим, вы прежде всего делаете добро себе.

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: нарушения письменной речи, нейропсихологические приемы коррекции письма и чтения, игровые приемы коррекции речи, ИКТ в логопедической практике

Увлечения: театр, горный туризм

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: г. Таганрог

Место работы: МОБУ СОШ № 31

Звание, ученая степень: высшая квалификационная категория

Последние записи в блоге
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Антуан де Сент-Экзюпери

Любой из нас пришел  на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при этом

Должны мы научиться  говорить.

Но если вдруг проблема возникает,

В произношеньи звука  лада  нет,

И наша речь от этого страдает,

Тогда придет  на помощь логопед.
 

                                Елена и Сергей Ахальцевы

О себе

 Хотел бы я знать, зачем звезды светятся... Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. Антуан де Сент- Экзюпери.

 

  Здравствуйте! Меня зовут Николаева Ольга Валериевна. Я работаю в МОБУ СОШ № 31 г. Таганрога 23 года. Я - учитель-логопед, работаю по специальности 12 лет. Будучи учителем начальных классов, постоянно работала с детьми, у которых были отклонения в психическом и речевом развитии. Проблемы, с которыми я сталкивалась каждый день,  заставили меня учиться дальше. С людьми этой замечательной профессии я познакомилась, когда была студенткой факультета начальных классов. Высокий профессионализм и безграничная вера моих коллег в то, что каждому ребенку с речевыми нарушениями можно помочь, покорила меня и привела в эту удивительную профессию.

В 2007 году закончила факультет коррекционной педагогики  и специальной психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина. Свою  дипломную работу по логопедии на тему "Нарушения письма у младших школьников с ЗПР" я защищала под руководством известного в нашей стране логопеда-дефектолога Зверевой Натальи Ивановны. Сегодня Наталья Ивановна является директором Московского отделения  Международного института Информатики, Управления, Экономики и Права в г. Москве, проректором Международной Гуманитарной Академии дополнительного профессионального образования.

После окончания института работала в Таганрогском филиале  МСГИ, где преподавала  курс "Семейное воспитание детей с нарушениями речи", читала лекции по методике преподавания математики (специальной),  руководила педагогической практикой у студентов не только в МСГИ, но и в ТГПИ.  Принимала участие в конференциях, организованных МСГИ: "Социально-экономические аспекты образования и научного познания в XXI веке" и "Социально-экономические инновации в образовании и науке".

Потом были победы на Всероссийских интернет-конкурсах на порталах "Педсовет.орг", "Мой университет", "Педагогический центр развития образования  РФ им. К.Д. Ушинского" и других известных Интернет-площадках.

С 2013 года тесно сотрудничаю с КОУ Омской области "Адаптивной школой-интернатом № 17". На сайте этого учреждения есть страничка с моими творческими разработками, интерактивными презентациями.

Принимаю активное участие в работе портала "Мой университет". Являюсь членом корпуса постоянных экспертов портала "Мой университет", экспертом высшей категории, руководителем экспертных комиссий Всероссийских  и Международных профессиональных открытых педагогических  конкурсов и фестивалей  таких, как "ИКТ в коррекционной педагогике" (2016, 2018), "ИКТ на службе ФГОС" (2014, 2015), "Активные методы обучения в коррекционной педагогике" (2015), IV Всероссийской научно-методической конференции  "Мультимедиа технологии в современном образовании" (2016), Всероссийского открытого конкурса педагогов "Организация образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (2017).

В 2017 году  получила диплом переподготовки в сфере патологии речи и нейрореабилитации, окочнив НОУ ДПО "Институт дефектологии и медицинской психологии" с правом работы в сфере нейрореабилитации и патологии речи. С 2014 года являюсь членом Всероссийской общественной организации "Национальная ассоциация  нейрореабилитологов".

С 2011 года тесно сотрудничаю с научно-методическим журналом "Логопед", а с 2014 года с методическим журналом "Начальная школа". В журнале "Логопед" с 2011 года опубликовано 9 научно-методических статей. Сотрудничество с журналом "Логопед" продолжается и по сей день.

В 2016 и в 2017 годах заняла  соответственно II и I место  в научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании г. Таганрога".

В 2016 году выступала на августовской конференции педагогических работников и организаторов образования с докладом "Использование современных образовательных технологий в работе школьного логопеда".

С 2013 года являюсь постоянным участником конференций в Таганрогском институте им. А.П. Чехова филиала ФГБОУ ВО "РГЭУ (РИНХ)" "Преемственность между дошкольным и начальным  общим образованием" .

В 2017 году принимала участие в работе городского методического объединения учителей-логопедов г. Таганрога. Провела два мастер-класса:  "Эффективные приемы коррекции дисграфии у младших школьников" и   "Использование  интерактивных упражнений на логопедических занятиях с младшими школьниками с общим недоразвитием речи".

14 ноября 2018 года  за добросовестный труд, высокий профессионализм и в связи с Международным днем логопеда награждена Грамотой Управления образования г. Таганрога.

 Жизнь не стоит на месте. Вместе с ней меняемся и мы, находясь в постоянном поиске ответов на вопросы, которые ставит перед нами судьба учителя, ученого, человека. Но в моей жизни есть место состраданию и помощи детям, родителям, которые порой перестают верить в свои силы. И моя задача состоит в том, чтобы помочь детям обрести радость общения, познания, активной жизни. Всегда искренне радуюсь, когда ребенок с моей помощью становится более общительным  и  уверенным в себе, в собственных силах.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Люблю произведения А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, книги Антуана де Сент-Экзюпери.

Мой взгляд на мир

Мысли материальны, а значит мыслить нужно позитивно!

Мои достижения

Учитесь, пока другие спят, работайте, пока другие бездельничают, готовьтесь, пока другие играют, и мечтайте, пока другие желают.  Уильям Артур Уорд.

 

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя - всё,  что может сделать учитель - это указать дорожки. Ричард Олдингтон.

 

Не иди туда, куда ведет дорога. Иди туда, где никто не был, и оставь за собой след. Ральф Вальдо Эмерсон.

 

 

 

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

 

 

20-21.11.18

 

20-21 ноября в г. Ростове-на-Дону состоялась XVIII Южно-Российская межрегиональная научно-практическая конференция-выставка "Информационные технологии в образовании - 2018". Учитель-логопед Николаева О.В. выступила на конференции с докладом "Развитие высших психических функций у младших школьников с ОВЗ посредством использования информационных компьютерных технологий".

(См.фотоотчет в альбоме "Лента новостей".)

 

 

14.11.18

 

В МБДОУ д/с № 101 прошло торжественное мероприятие "Международный день логопеда". С целью повышения значимости профессии учителя-логопеда лучшие специалисты г. Таганрога показали свои мастер-классы.  Начальник Управления образования г. Таганрога Морозова О.Л. вручила учителю-логопеду Николаевой  О.В.  Грамоту Управления образования г. Таганрога.
                                                                                                                                                           * * *
В ФГБОУ ВПО "РИНХ" Таганрогском институте им.А.П. Чехова (филиале) на кафедре русского языка, культуры и коррекции речи 14 ноября прошел круглый стол на тему "Профессиональное становление и развитие логопеда: перспективы и вызовы  времени". Круглый стол посвящен Международному дню логопеда.

(См.фотоотчет в альбоме "Лента новостей".)

 

1-2.11.18

 

В Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО "РГЭЦ (РИНХ)" 1-2  ноября состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция   "Информационные и инновационные технологии в образовании" (с международным  участием). Учитель-логопед Николаева О.В. выступила на секции "ИКТ в  инклюзивном образовании" с докладом "Информационные компьютерные технологии как  эффективное средтво развития письменной речи у младших школьников с речевыми   нарушениями".

(См. фотоотчет в альбоме "Лента новостей".)

 

13.04.18

13 апреля состоялась конференция "Информационные технологии в образовании г. Таганрога - 2018". Учитель информатики Хан О.Н. и учитель-логопед Николаева О.В. приняли участие в работе секции "Информационно-обучающая среда. Использование информационно-компьютерных технологий в преподавании информатики" с докладами "Применение интерактивных компьютерных презентаций при подготовке к урокам и внеурочным занятиям по информатике" и "Развитие высших психических функций у младших школьников с ОВЗ посредством использования информационных компьютерных технологий".

(См. фотоотчет в альбоме "Лента новостей".)

 

29.03.18

29 марта в МАУ ДО "Дворец детского творчества" состоялась V областная ярмарка социально-педагогических инноваций - 2018 (научно-практическая конференция) "Опыт и эффективные инструменты развития современной системы дополнительного (внешкольного) образования детей". Ярмарка приурочена к 100-летию системы дополнительного образования детей. Учитель-логопед Николаева О.В. приняла участие в работе секции "Актуальные практики, реализуемые в дополнительном (внешкольном) образовании детей" и в мастер-классах "Брошь-цветок" и "Пальчиковый театр".

(См. фотоотчет в альбоме "Лента новостей".)

 

24.03.18

 24 марта в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиале) ФГБОУ ВО "РГЭУ (РИНХ)" состоялась  V Международная научно-практическая конференция "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта".Учитель-логопед Николаева О.В. представила на конференцию  доклад "Преодоление трудностей чтения у первоклассников с ОВЗ".

(См.фотоотчет в альбоме "Лента новостей".)

 

31.03.17

31 марта состоялась конференция "Информационные технологии в образовании г. Таганрога - 2017".  Учитель-логопед Николаева О.В. выступила с докладом "Информационные компьютерные технологии как эффективное средство развития письменной речи у младших школьников с речевыми нарушениями". По итогам конференции Николаева О.В. заняла I место.

(См. фотоотчет в альбоме "Лента новостей".)

 

29.03.17

29 марта в МАУ ДО "Дворец детского творчества" состоялась IV областная ярмарка социально-педагогических инноваций - 2017 "Актуальные проблемы реализации требований ФГОС в контексте современного образования". Учитель-логопед Николаева О.В. приняла участие в работе секции "Реализация индивидуального подхода в образовании, опыт разработки и результативного использования новых форм работы с одаренными детьми и детьми с ОВЗ".

(См. фотоотчет в альбоме "Лента новостей").

 

24.03.17

 24 марта в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиале) ФГБОУ ВО "РГЭУ (РИНХ)" состоялась IV Международная научно-практическая конференция "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта".Учитель-логопед Николаева О.В. выступила на конференции с докладом "Современные образовательные технологии в работе школьного логопеда".

(См. фотоотчет в альбоме "Лента новостей".)

 

21.09.17

21 сентября состоялось городское методическое объединение учителей-логопедов по теме: «Использование ИКТ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи». Учитель-логопед Николаева О.В. провела мастер-класс по использованию интерактивных упражнений на логопедических занятиях с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

(См. фотоотчет в альбоме "Лента новостей".)

 

22.12.16

В рамках дней начальной школы учитель-логопед Николаева О.В. провела логопедическое занятие с обучающимися второго класса. На занятии второклассники вместе с героями книги Т. Александровой "Домовёнок Кузька" погрузились в добрую сказку. Целью занятия было развитие языкового чутья, обогащение словарного запаса, знакомство младших школьников с  устаревшими словами. Ребята вместе с героями книги решали анаграммы, собирали пазлы, восстанавливали деформированные пословицы, тренировали внимание и память.
Сказочное путешествие с любимыми сказочными персонажами никого не оставило равнодушным. Дети с нетерпением будут ждать новые встречи с полюбившимися героями.

(См.фотоотчет в альбоме "Лента новостей".)

 

 

Моё портфолио

Душа живая и вот эти руки

Помогут  и не за день, не за два

Исправить все "неправильные" звуки,

Сложить их в слоги, а затем в слова.

 

Есть божий дар в высоком

                                                     том призванье –

Дарить питомцам красноречья свет.

ЭССЭ  «Профессия логопеда – это творчество и поиск!»

Специалисты речи, как поэты,

Они не только возятся с детьми,

Сияют отраженным, ярким светом

Ребячьих душ, которым помогли.

                                                                                                            Елена и Сергей Ахальцевы.

    В эту удивительную, интереснейшую профессию я пришла не сразу.  На мое твердое решение стать не просто учителем, а учителем-логопедом повлияла работа с младшими школьниками. Ведь мое первое образование – учитель начальных классов. Особых трудностей при выборе профессии я никогда не испытывала. К счастью, в моей жизни и профессиональной судьбе встречались и до сих пор встречаются люди, которые  благотворно влияли и влияют на выбор профессии и на мое становление как педагога и хорошего специалиста. С первых дней обучения в школе я не сомневалась, что стану учителем начальных классов. Эталоном и примером для подражания для меня всегда была моя первая учительница Чубукова Эмма Семёновна.  Добрая и одновременно строгая, она умела  найти подход к каждому  из нас, вселить уверенность в свои силы.  Моя мечта сбылась. В 1990 году я поступила в Таганрогский педагогический институт и стала студенткой факультета педагогики и методики начального обучения. И вот здесь произошла моя встреча с человеком иной профессии. В период педагогической практики в школе я познакомилась с учителем-логопедом Цыганковой Людмилой Ивановной. Беседы с нею о профессии педагога, логопеда покорили меня своей искренностью, оптимистичным взглядом на жизнь. Меня  привлек ее профессионализм, а также безграничная уверенность в том, что каждому ребенку с речевыми нарушениями можно помочь. Потом были другие встречи с коллегами-логопедами. Каждый раз, общаясь с людьми этой замечательной профессии, я заражалась их оптимизмом, уверенностью в собственных силах, желанием узнать что-то новое, помочь своим воспитанникам.
     Став учителем начальных классов,  работала с детьми, имеющими задержку психического и речевого развития. С самого первого дня работы в школе я задавала себе множество вопросов: «Почему Катя уже научилась читать и писать, а Ваня не научился?», «Почему Саша путает буквы при чтении?», «Почему Николай пропускает все гласные буквы в словах?», «Почему Оля пропускает предлоги, когда я диктую предложение?». Все эти вопросы беспокоили меня и днем, и ночью. Я пыталась самостоятельно ответить на эти вопросы. Иногда мне удавалось на них ответить и найти такие приемы и методы обучения, которые позволили  хотя бы частично решать проблемы, возникающие в процессе обучения детей с задержкой психо-речевого развития. Но многие вопросы так и  оставались без ответа.  Непонимание трудностей, с которыми сталкиваются дети каждый день, порой приводили в отчаяние. Мои ученики не умели четко, ясно и грамматически правильно излагать свои мысли, затруднялись при пересказе сказок, рассказов, с трудом запоминали стихотворения, не умели связно и лаконично описать картинку, путали  и пропускали буквы, слова в предложениях. Каждому учителю знакомы эти и многие другие проблемы, которые постоянно возникают  на первой ступени обучения в школе. Курсы повышения квалификации лишь частично отвечали на мои вопросы. Следовательно, необходимо было учиться дальше. Знания, которые я получила, поступив на факультет коррекционной педагогики и специальной психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина, очень помогли мне в дальнейшей работе с детьми. С 2006 года работаю логопедом  в  школе № 31 г. Таганрога. Моя работа приносит мне радость, ощущение полноты жизни.  Профессия логопеда – это постоянный поиск новых форм и методов обучения, это движение вперед, изучение секретов мастерства. Она (профессия логопеда) расширяет педагогический кругозор, позволяя находить и использовать инновационные методики в коррекционной работе.
     С 2010 года в своей практике использую работу над познавательными проектами. Работая совместно с учителями начальных классов, включаю детей  не только в познавательную деятельность, но и  развиваю  устную и письменную речь, используя разнообразные методики совершенствования мышления, речи, мелкой моторки пальцев рук, памяти и других психических функций. Использование таких современных коррекционных педагогических технологий как логопедическая ритмика, кинезиологические упражнения, песочная терапия, игры с песком и водой,  игры с мячом, су-джок терапия очень актуально в последнее время. Вышеупомянутые логопедические и психокоррекционные методики стимулируют интеллектуальное развитие, межполушарное взаимодействие, активно влияют на сенсомоторную сферу ребенка. Игры с песком (песочная терапия) способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение. Игры с мячом направлены на развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. С помощью подобных игр возможно развивать фонематическое восприятие и закреплять правильное звукопроизношение, научить детей дифференцировать звуки, а также обогащать и расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи. 
     Логопедическая наука не стоит на месте, постоянно развивается. Поэтому учусь и я, поскольку считаю, что современный логопед должен  непрерывно учиться, овладевать новейшими достижениями не только логопедии и дефектологии,  но и нейропсихологии, нейрофизиологии. Знание основ нейропсихологии и использование нейропсихологических приемов коррекции речевых нарушений способствует успешному совершенствованию и развитию не только речи, но других психических функций, лежащих в основе грамотной устной и письменной речи. Для того чтобы  устная речь ребенка была грамотной и чистой, а письменная речь развернутой и информативной, необходимо развивать у детей слуховую и зрительную память, различные виды гнозиса (умение распознавать изображения и различные предметы, умение различать речевые и неречевые звуки и т.д.), общую и мелкую моторику, умение ориентироваться  в пространстве.  В своей работе я постоянно использую  разнообразные приемы развития высших психических функций, придумываю интересные и увлекательные игры.               
     Вышеперечисленные методики отлично себя зарекомендовали не только на логопедических занятиях, но и в процессе работы над творческими познавательными проектами. Темы, которые мы предлагаем  ребятам для изучения и исследования, способствуют как познавательному, интеллектуальному, так  и речевому развитию.  Работают над проектом дети в течение всего учебного года. В процессе творческой работы школьники самостоятельно знакомятся с различными художественными произведениями, создают поделки, рисунки, аппликации, учатся работать с энциклопедиями, словарями и справочной литературой, готовят для защиты небольшие сообщения и доклады. Младшие школьники с удовольствием изучают музыкальные произведения, фольклор, осуществляют подбор песен, пословиц и поговорок, стихотворений, сказок и произведений других жанров по теме проекта, а также пишут сочинения, собственные стихи, загадки, сказки, придумывают  новые игры, кроссворды и ребусы, синквейны, участвуют в инсценировках авторских и собственных произведений, используя теневой и пальчиковый театр. Творческие продукты, созданные детьми, необходимы для проведения  КВНов, брейн-рингов, круглых столов,  литературных викторин. Опыт показывает, что такая работа способствует не только общему культурному, познавательному развитию младших школьников, но и их интеллектуальному и речевому развитию. Дети всегда с интересом и желанием участвуют в работе над проектами, проявляя свои интересы и таланты.
     Работать над проектами мы начинаем с первого класса. Наши первоклассники принимали участие в работе над следующими проектами «Первая буква моего имени»,  «Добрые слова», «Заколдованные слова», «Пальчики рассказывают сказку», «День рождения Мойдодыра».  Второклассники  работали над следующими проектами: «Мы и космос», «Животные леса из русских народных сказок», «Цветы – душа планеты», «Богатство русского фольклора в произведении Т.И. Александровой «Домовёнок Кузька», «Дядя Стёпа и все, все, все». Учащиеся третьих классов проводили исследование по теме: «Что такое дружба?», а четвероклассники успешно защитили свой проект под названием «Литературное путешествие вокруг света».
     В рамках данных проектов я провожу логопедические занятия, целью которых становится развитие всех сторон речи учащихся начальной школы. На сегодняшний день разработан  цикл занятий для 2- 4 классов «Работа над словарным словом»,  занятие-КВН «Путешествие к разноцветным планетам». Совместно с коллегами, учителем изобразительного искусства и учителем начальных классов, созданы и апробированы  интегрированные логопедические занятия по теме «Садовые цветы» и урок внеклассного чтения по произведению А.М. Волкова «Желтый туман» и др.
    Примером того, как совместная деятельность педагогов, учащихся и родителей, помогает воспитанию  дружного детского коллектива, умению понимать другого человека, может служить работа над познавательным проектом «Что такое дружба?». Этот проект оказался интересным и запоминающимся и для детей, и для взрослых участников проекта. Он включал художественно-творческое и эстетическое направления деятельности учащихся. Информационно-поисковый характер проекта предполагал знакомство не только с творчеством известного детского писателя А.М. Волкова, но и с другими произведениями русской и зарубежной литературы. Работа над проектом способствовала развитию различных сторон речи, памяти, внимания младших школьников на материале прочитанных произведений. Сказочные повести А.М. Волкова изучались детьми на уроках внеклассного чтения и развития речи в форме интеллектуальных поединков, КВНов, круглых столов, мозговых штурмов, брейн-рингов. Работая над проектом, мы ставили не только познавательные и развивающие задачи, но и задачи воспитания дружного детского коллектива. Для успешной реализации проекта ребятам было предложено разделиться на группы: историки, хранители мудрости, иллюстраторы, корреспонденты, филологи. Историки изучали биографии А.М. Волкова, А.П. Гайдара, В. Г. Губарева и других писателей. Хранители мудрости занимались подбором пословиц, поговорок, афоризмов о дружбе, проводили с одноклассниками игры «Продолжи пословицу», «Расставь правильно». Иллюстраторы работали над созданием  рисунков. Корреспонденты совместно с педагогами участвовали в составлении анкеты, самостоятельно проводили анкетирование учащихся и учителей школы. Филологи придумывали вопросы, тесты, загадки, игры, кроссворды и ребусы, занимались сбором сочинений  и сказок о дружбе. Ребята писали сочинения на темы: «Я и моя семья», «Мой друг», «Ищу друга», а также сказки «Друзья», «Мои животные» и др. Совместно с детской библиотекой им. Н. А. Островского были подготовлены и проведены библиотечные уроки и викторины. Ребята успешно защитили свой проект на школьной научно-практической конференции. На мой взгляд, работа над проектом «Что такое дружба?» объединила ребят для решения одной общей задачи создания дружного детского коллектива, подружила и сплотила их, способствовала  установлению доверительного отношения к одноклассникам и учителям.
Каждый раз, продумывая тематику и этапы работы над очередным проектом, хорошо понимаю, что проект не самоцель и средство для развития речи, но и возможность познать внутренний мир ребенка, помочь ему раскрыться в новой для него деятельности. Не удивительно, что в процессе работы над проектами ребята приобретают навыки совместной групповой работы, слаженной работы в коллективе, учатся доброжелательно относиться друг к другу, к своим близким. Испытываю огромную радость, когда ребята после совместной плодотворной работы делятся со мной своими успехами, радостями, приглашают на общеклассные мероприятия, выпускные вечера.
    Я надеюсь, что все, что мы с коллегами делаем для наших учеников, пригодится им в будущем. Мне приятно осознавать, что именно моя работа способствует их личностному росту, успеху в дальнейшей жизни. Дети к нам приходят маленькими, доверчивыми, а порой  робкими и замкнутыми. Я всегда искренне радуюсь, когда  мои ученики становятся общительными, уверенными в себе, в собственных силах, радуют своими успехами своих учителей и родителей. 

Мои публикации:

Логопедия
Материалы для родителей
Русский язык

Публикации моих учеников:

Художественно-прикладное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио