ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
статья по логопедии (3, 4 класс) по теме

Николаева Ольга Валериевна

Статья посвещена проблеме использования интеративных презентаций для совершенствования письменной речи у младших школьников с ОНР. В статье подробно описана работа с интерактивным кроссвордом "В гостях у домовенка Кузьки". Цель интерактивного пособия: развитие языкового чутья, совершенстование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, совершенстование навыка чтения, закрепление устаревшей лексики по теме "Посуда".

При использовании данного пособия необходимо соблюдать определеднные правила: 1) сохраните презентацию, 2) скопируйте ее, 3) при закрытии презентации при появлении вопроса "Сохранить изменения?" необходимо ответить "Нет" и закрыть презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ                 У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Николаева Ольга Валериевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории МОБУ СОШ № 31

Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся стало приоритетным направлением реформирования современной российской системы  школьного образования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию. ФГОС НОО предполагают развитие у младших школьников ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться [1]. Актуальность развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися,  необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы, возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию.

Федеральный государственный стандарт, предъявляя достаточно серьезные требования к уровню обученности младших школьников, предполагает приобретение  социальных компетенций, направленных на развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. В стандарте выделены также метапредметные результаты освоения программы. К ним относятся:

  1.  овладение способностью поиска средств осуществления учебной деятельности;
  2.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. использование знаково-символических способов  представления информации, использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. [4]

Младшие школьники должны научиться использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Задачи достижения метапредметных результатов учебной деятельности   можно решить на логопедических занятиях по развитию устной и письменной речи младших школьников. Логопедические занятия позволяют овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах. Использование ИКТ помогает формировать умение работать в информационной среде начального общего образования  и использовать  сочетание инновационных приемов, методов и средств, например, нейропсихологических приемов коррекции речевых нарушений, и традиционных методов логопедической работы.

В настоящее время в жизнь современной школы прочно вошли информационные компьютерные технологии, значение использования которых в процессе обучения трудно переоценить. Возможности ИКТ в развитии ключевых компетенций, когнитивных интересов, высших психических функций младших школьников огромны. В настоящий момент учитель может  быстро и качественно создавать образовательные ресурсы, способствующие полноценному обучению и развитию младших школьников.

С помощью интерактивных упражнений, выполненных в программе Power Point с помощью языка программирования VBA, педагог может организовать активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, так как интерактивные презентации формируют поле информационного обмена между ними, переводят ученика из положения слушателя, пассивно воспринимающего информацию от учителя, в состояние активного участника процесса обучения.

Посредством использования интерактивных упражнений возможно развивать различные стороны устной и письменной речи на  индивидуальных и групповых логопедических занятиях. Интерактивные упражнения позволяют  в короткие сроки организовывать разнообразные коррекционные мероприятия по развитию речи и других психических функций. Спектр коррекционных занятий достаточно широк: КВНы, викторины, логопедические сказки, познавательные проекты с использованием современных здоровьесберегающих технологий и нейропсихологических приемов и методов коррекции речевых нарушений. На логопедических занятиях  полезно использовать работу по созданию и разгадыванию ребусов и кроссвордов, придумыванию и отгадыванию загадок, написанию синквейнов, восстановлению деформированных текстов и предложений, составлению рассказов по серии сюжетных картин. В логопедической практике эффективно используются тесты, диагностические игры и упражнения, позволяющие определить уровень сформированности определенной психической функции или речевого умения. Многие из перечисленных заданий и упражнений целесообразно создавать с помощью Visual Basic for Application (VBA). VBA – это сочетание одного из самых простых языков программирования и всех мультимедийных возможностей приложений MS Office. VBA относится к языкам объекно-ориентированного программирования.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал: «Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются». В процессе обучения интерактивные игры и упражнения дают педагогу возможность использовать визуальный, слуховой и кинестический анализаторы учащихся с речевыми нарушениями, что способствует успешному усвоению новой информации.

Внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий, в частности,  авторских интерактивных  упражнений в логопедической практике имеет ряд преимуществ:

- повышение мотивации к логопедическим занятиям;

- организация объективного контроля развития и деятельности детей;

- расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

- возможность быстрого  создания собственного дидактического материала;

- визуализация акустических  компонентов речи;

- расширение спектра  невебральных заданий;

- обеспечение незаметного для ребёнка перехода от игровой деятельности к учебной;

- за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Одним из эффективных средств развития письменной речи является решение и составление кроссвордов. Работа с кроссвордами позволяет совершенствовать навыки чтения, развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, что плодотворно влияет на умения младших школьников представить образ отгадываемого слова, правильно записывать слова без пропусков букв. Разгадывание кроссвордов обогащает речь учащихся новыми словами. Использование интерактивных кроссвордов, с использованием языка программирования VBA позволяет эффективно решать вышеперечисленные задачи.

Например, кроссворд «В гостях у домовенка Кузьки» можно использовать после чтения учащимися книги Т.А. Александровой «Домовенок Кузька». [3]. Данное пособие позволяет проверить, насколько хорошо учащиеся запомнили устаревшие слова, обозначающие посуду. Интерактивная презентация содержит яркие иллюстрации, способствующие быстро разгадать кроссворд, а также толковый словарь, поясняющий значения незнакомых слов.

Пособие-кроссворд предназначено для индивидуальной работы, однако, возможно его использование в групповой и фронтальной работе. Кроссворд состоит из пяти заданий. Для того, чтобы выполнить задание  младшему школьнику необходимо  в режиме показа слайда вставить букву в соответствующую клеточку кроссворда. Интерактивная презентация предусматривает возможность проверки выполненного задания. Для этого необходимо нажать на кнопку «Проверить». Если кроссворд решен правильно, то рядом со словом «Проверить» появится слово «Верно», в противном случае – слово «Неверно».

Необходимо  уметь правильно  пользоваться интерактивной презентацией. Перед началом работы целесообразно сделать копию презентации. После выполнения задания необходимо нажать кнопку «Нет»  при возникновении  запроса о сохранении презентации.

Таким образом, данное пособие позволяет  педагогу эффективно организовать индивидуальную работу по совершенствованию навыков чтения, звуко-буквенного анализа, обогащению словарного запаса учащихся, оперативно получить обратную связь после выполнения каждого задания, расширить представления младших школьников с речевыми нарушениями об окружающем мире, а также привлечь внимание детей к звучащему и написанного слову, повысив  их познавательную и читательскую компетентность.

Литература:

1.        Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

2.        Николаева О.В., Нигматуллина И.А. Компьютерные технологии как эффективное средство интерактивного обучения детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями//Материалы II международной научно-практической конференции "Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований". - Москва, 2013 г. - с. 65.

3. Николаева О.В. Интерактивный кроссворд «Устаревшие слова»/ [Электронный ресурс] / Интерактивный кроссворд «Устаревшие слова». 10.04.2018. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2018/04/10/interaktivnyy-krossvord-ustarevshie-slova  свободный.

4.        Федеральный государственный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации.  – М., Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В представленной работе обозначенная проблема освещается по следующим направлениям Актуальность изучения проблемы нарушений письменной речи у детей с ЗПР.Письменная речь и предпосылки ее фо...

Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

Изложение как средство развития связной речи у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Осмысливается роль изложения в развитии связной речи школьников. Представлены различные классиикации изложения. Описаны изложения с точки зрения их влияния на мыслительную деятельность учащихся....

Развитие лексического и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями.

Под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование: владение навыками словообразования и словоизменения. Лексический строй речи - это компон...


 

Комментарии

Спасибо большое! Актуально.Данное пособие позволяет педагогу эффективно организовать индивидуальную работу по совершенствованию навыков чтения, звуко-буквенного анализа, обогащению словарного запаса учащихся, расширить представления младших школьников с речевыми нарушениями об окружающем мире, а также привлечь внимание детей к звучащему и написанного слову, повысив их познавательную и читательскую компетентность.